«Сенсомоторное развитие и усвоение сенсорных эталонов детьми дошкольного возраста с ОВЗ»
статья

П. Алёна Викторовна

На первый взгляд может показаться,

что сенсомоторное развитие ребёнка –

это естественный процесс,

который осваивается на определённых

этапах жизни самостоятельно.

Обычно так и происходит

у детей без нарушений в развитии.

Но у детей с ОВЗ всё происходит иначе,

поскольку общая инертность психики,

нарушения движения и речи,

препятствуют формированию

целостных восприятий предметов

и явлений окружающей среды.

Установлено, что у детей с ОВЗ

сенсомоторное развитие значительно отстаёт

по срокам формирования

и проходит чрезвычайно неравномерно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Росинка»

Тема: «Сенсомоторное развитие и  усвоение сенсорных

эталонов детьми дошкольного возраста с ОВЗ»

                                                                                               

 Педагог-психолог:

                                                                                               Пестова Алёна Викторовна

                 

«Единственная возможность научить

ребёнка жить в существующих условиях,

это создать условия для полного овладения

своими собственными способностями»

                                                                                                                              Конфуций                      

г. Салехард

На первый взгляд может показаться,

что сенсомоторное развитие ребёнка –

это естественный процесс,

который осваивается на определённых

этапах жизни самостоятельно.

Обычно так и происходит

у детей без нарушений в развитии.

Но у детей с ОВЗ всё происходит иначе,

поскольку общая инертность психики,

нарушения движения и речи,

препятствуют формированию

целостных восприятий предметов

и явлений окружающей среды.

Установлено, что у детей с ОВЗ

сенсомоторное развитие значительно отстаёт

по срокам формирования

и проходит чрезвычайно неравномерно.

Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) - это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.

        Сенсорное восприятие является азбукой познания окружающего мира, но оно не происходит само по себе. Без специального обучения сенсомоторное развитие ребенка происходит медленно. Сенсорные нарушения ограничивают восприятие сенсорной информации.

        В процессе сенсомоторного развития формируются представления о:

  • цвете
  • форме
  • величине
  • признаках и свойствах различных предметов

        Ребёнок развивается умственно: воображение, мышление, запоминание, восприятие.

Значение сенсорного воспитания:

  • является основой для интеллектуального развития
  • упорядочивает хаотичные представления ребёнка, полученные при  взаимодействии с внешним миром;
  • развивает наблюдательность;
  • готовит к реальной жизни;
  • позитивно влияет на эстетическое чувство;
  • является основой для развития воображения;
  • развивает внимание;
  • дает ребёнку возможность овладеть новыми способами предметно-

познавательной деятельности;

  • обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
  • обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
  • влияет на расширение словарного запаса ребёнка;
  • влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов  памяти.

        В широком понятии, сенсомоторное развитие, способствует интеллектуальному развитию  детей, успешной готовности детей к обучению в школе,  овладение детьми навыками письма и другими навыками  ручной умелости, а главное их психоэмоциональное благополучие.

        По результатам диагностических исследований, у детей с интеллектуальной недостаточностью отмечается сенсомоторная слабость:

  • несформированность знаний об определённых сенсорных эталонах;
  • возникают трудности в графическом воспроизведении фигур;
  • дети не обладают рациональными приёмами обследования (присутствует  поверхностное, фрагментарное обследование форм);
  • дети не дают полного отчёта о воспринимаемых свойствах и соотношениях.

Поэтому объективно необходимым становится сенсомоторное обучение и развитие.

Задачи сенсомоторного развития

  • формирование у детей систем перцептивных  (обследовательских) действий;
  • формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины, временных и пространственных эталонов.
  • формирование у детей умений самостоятельно применять  системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности.
  • создание условий, способствующих развитию у детей  широкой ориентировки в окружающем их предметном  мире.
  • развитие высших психических функций (внимания, мышления, памяти, речи) и коррекция их нарушений.

Сенсорные эталоны – общепринятые образцы  внешних свойств предметов.

Усвоение сенсорных эталонов осуществляется в результате действий восприятия, которые направлены  на обследование формы, цвета, отношений по величине и  других свойств и отношений, которые впоследствии

должны приобрести значение образцов.

Этапы усвоения сенсорных эталонов

  1. Предэталонный – при восприятии одного  предмета другой используется как образец.
  1. Средствами восприятия выступают  образцы свойств предметов, а не сами  предметы.
  2. Владея некоторыми сенсорными  эталонами, дети начинают их систематизировать.

Существует довольное большое количество эталонов в сенсорике.

Например, эталоны цвета – эта семь цветов спектра и их оттенки (красный, желтый, зеленый, оранжевый, синий, голубой, фиолетовый) и два ахроматических цвета (белый, черный); эталоны формы – геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, треугольник и прямоугольник); эталоны слуха – это фонемы языка, эталоны вкуса – это четыре основных вкуса (солёный, сладкий, кислый, горький), эталоны величины – это три предметные величины (маленький, средний, большой).
        Накоплению и запоминанию эталонов служат простые практические манипуляции с предметами:

  • наложение фигур,
  • прикладывание,
  • переворачивание,
  • сопоставление элементов фигур,
  • обведение пальцем контура,
  • ощупывание,
  • рисование и т. д.

        Игры для сенсомоторного развития  и усвоение сенсорных эталонов детьми дошкольного возраста с ОВЗ:

1.Дидактические игры на развитие  тактильных ощущений: «Тактильные крышечки», «Лабиринт», «Сухой дождь», «Угадай, из чего сделан предмет», «Определи на ощупь», «Догадайся, что за предмет»,  «Чудесный мешочек» и т. д.

2. Игры и упражнения по песочной терапии: «Волшебный песок», "Песочный дождик", "Необыкновенные следы", "Змейки", «Отпечатки рук", «Норки для мышки» и т.д.

3. Пальчиковые бассейны представляют собой открытые резервуары, заполненные различными наполнителями, мелкими камешками, шариками, горохом, фасолью, крупой, песком. Самомассаж в «сухом бассейне» можно сопровождать стихотворным текстом или выполнять под музыку.

4. Упражнения с прищепками.

5. Игры с массажным мячиком.

6. Мозаика.

7. Игры с пуговицами.

8. Игры-вкладыши.

9. Игры со шнуровкой.

10. Пальчиковые игры.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сенсомоторное развитие и усвоение сенсорных эталонов детьми дошкольного возраста с ОВЗ. Пестова Алёна Викторовна педагог-психолог первой категории М Б ДОУ « Детский сад « Росинка .

Слайд 2

Термин Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.

Слайд 3

Сенсорное восприятие Сенсорное восприятие является азбукой познания окружающего мира. Но оно не происходит само по себе. Без специального обучения сенсомоторное развитие ребёнка происходит медленно. Сенсорные нарушения ограничивают восприятие сенсорной информации. Занятия сенсомоторного обучения обеспечивают не только восприятие и двигательные компоненты познавательной деятельности, но они также развивают сенсомоторные интеллектуальные реакции, связанные с выделением существенного, расчленением действия на мелкие сенсомоторные акты.

Слайд 4

В процессе сенсомоторного развития формируются представления о: ЦВЕТЕ ФОРМЕ ВЕЛИЧИНЕ ПРИЗНАКАХ И СВОЙСТВАХ РАЗЛИЧНЫХ ПРЕДМЕТОВ

Слайд 5

5 Воображение Мышление З а п о м и н а ние Восприятие Сенсорное развитие

Слайд 6

Значение сенсорного воспитания является основой для интеллектуального развития упорядочивает хаотичные представления реб ё нка , полученные при взаимодействии с внешним миром; развивает наблюдательность; готовит к реальной жизни; позитивно влияет на эстетическое чувство; является основой для развития воображения; развивает внимание; дает реб ё нку возможность овладеть новыми способами предметно- познавательной деятельности; обеспечивает усвоение сенсорных эталонов; обеспечивает освоение навыков учебной деятельности; влияет на расширение словарного запаса реб ё нка ; влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Слайд 7

Усвоение сенсорных эталонов осуществляется в результате действий восприятия, которые направлены на обследование формы, цвета, отношений по величине и других свойств и отношений, которые впоследствии должны приобрести значение образцов. Термин Сенсорные эталоны – общепринятые образцы внешних свойств предметов.

Слайд 8

Этапы усвоения сенсорных эталонов Предэталонный – при восприятии одного предмета другой используется как образец. Средствами восприятия выступают образцы свойств предметов, а не сами предметы. Владея некоторыми сенсорными эталонами, дети начинают их систематизировать.

Слайд 9

Сенсорные эталоны Цвета-семь цветов спектра и их оттенки Формы- Геометрические фигуры величины– Метрическая система мер слухового восприятия- звуковысотные отношения, фонемы родного языка, др. Вкусового восприятия- четыре основных вкуса

Слайд 10

И г ро в а я К о мму н ик а - тивная Трудовая П о з н а в а т е л ь н о - исследова- тельская П ро д ук т и в - ная М у з ы к а ль н о - художест- венная Чтение х у д о ж е с т в е н - ной литературы Двигательная С о вм ес т н а я деятель- ность

Слайд 11

Сенсорное раз витие через разнообразные виды деятельности Дети постепенно осваивают более сложные виды деятельности : изобразительная, конструктивная, трудовая, игровая, учебная и т.д.

Слайд 12

О рганизация предметно - развивающего пространства Игры и оборудование: для развития мелкой моторики и речи восприятия формы и величины для формирования цветового восприятия для слухового развития для развития тактильных ощущений и обоняния для художественно – творческого развития для элементарного экспериментирования для развития интеллектуальных и конструктивных способностей

Слайд 13

Развитие тактильных ощущений . Песочная терапия.

Слайд 14

Пальчиковый бассейн . Упражнения с прищепками.

Слайд 15

С массажным мячиком . Мозаика.

Слайд 16

Игры с пуговицами . Игры-вкладыши

Слайд 17

Игры со шнуровкой Игры-шнуровки: развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий "верх", "низ", "право", "лево"; формируют навыки шнурования; способствуют развитию речи; развивают творческие способности. В играх с шнурованием развивается глазомер, внимание, слуховая память, тренируется усидчивость

Слайд 18

Пальчиковые игры

Слайд 19

Рекомендации по проведению Если ребенок не включается в игру, - не настаивать. Повторить попытку в следующий раз. Следует радоваться самому минимальному участию ребенка в игре. Помнить о том, что ребенка могут испугать те новые яркие впечатления, которые вы ему предлагаете. Понравившаяся ребенку игра потребует некоторого количества повторений.. Если ребенок чего-то очень захотел и старается выразить свое желание, постарайтесь найти адекватную возможность это желание удовлетворить. Развивая сюжет игры, осторожно и ненавязчиво предлагать различные варианты. Они будут зависеть от предпочтений ребенка, а также от педагогической интуиции .

Слайд 20

Формы работы по сенсорному воспитанию детей сенсорные занятия, дидактические игры, индивидуальная работа с детьми , интерактивные выставки; коллекционирование; мини-музеи; развлечения; проектирование

Слайд 21

Сенсорное воспитание обеспечивает широкий развивающий эффект, который проявляется в развитии мышления, деятельности и речи ребенка. Сенсорное воспитание подводит детей к осуществлению первых самостоятельных обобщений, основанных на внешних, чувственно воспринимаемых свойствах предметов. Заключение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Усвоение сенсорных эталонов детьми раннего возраста в экспериментировании

Статья посвящена вопросу сенсорного воспитания и развития детей раннего возраста. Мною описывается система работа по усвоению сенсорных эталонов (цвет, форма, величина) в процессе экспериментальной де...

Усвоение сенсорных эталонов детьми раннего возраста в дидактических играх в условиях ДОУ

В данной статье раскрыты вопросы усвоения сенсорных эталонов детьми раннего возраста в дидактических играх, а также приведена картотека дидактических игр....

Усвоение сенсорных эталонов детьми дошкольного возраста

Дети раннего возраста познают окружающий мир с помощью различных органов чувств. Это наиболее доступный, а на определенном этапе единственный, способ исследования окружающих предметов и явлений....

Сенсорные эталоны детей дошкольного возраста

Таблица в которой представлены сенсорные эталоны детей с рождения  до 7 лет....

Использование игр и усвоение сенсорных эталонов детьми дошкольного возраста

Использование игр и усвоение сенсорных эталонов детьми дошкольного возрастаИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР И УСВОЕНИЕ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАДети раннего возраста познают окружающий мир с помо...

Презентация "Формирование сенсорных эталонов младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры"

Формирование сенсорных эталонов младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры...

Игровые технологии по развитию сенсорных эталонов детей дошкольного возраста

Ознакомление с сенсорными эталонами в дошкольном возрасте - это развитие действий восприятия, познание свойств и качеств предметов окружающей среды, установление взаимосвязи между ними. В да...