Клубный час "Экспериментирование"
учебно-методический материал (старшая группа)

Клубный час

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klubnyy_chas_eksperimentirovanie.docx23.11 КБ

Предварительный просмотр:

Клубный час «Экспериментирование с водой»

Место проведения: детский сад

1 группа

Тема: «Цветная вода»

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды (растворимость); учить детей обобщённым способам исследования различных объектов; развивать интерес к экспериментированию.

Материал и оборудование: большая ёмкость с водой, пластиковые стаканчики, леечки, красители – акварельные краски, йод, ломтики свёклы, синие чернила и прочее; резиновые и пли полиэтиленовые перчатки.

Создана проблемная ситуация с элементами мозгового штурма: выяснить каким способом превратить обычную воду в цветную. Дети доказывают свои предпосылки превращения воды в цветную.

ХОД:

В группе организуется день «Цветной воды» - предлагает «сыщикам» найти и использовать различные вещества для превращения обычной, бесцветной и скучной воды в яркую, цветную и необычную.

Перед детьми выставляется ёмкость с водой, затем задаётся вопрос детям:

- Что вы знаете о воде, её свойствах и её применении?

Воспитатель обобщает ответы детей, о том, что «Вода жидкая, текучая, бесцветная, не имеет вкуса и запаха, при замерзании становится льдом, при нагревании – паром; вода нужна для питья, приготовления пищи, умывания; для полива цветов и растений и т. д.»

Воспитатель интересуется у детей: 

- Каким способом можно превратить бесцветную воду в яркую цветную?. Раскладывает перед детьми окрашивающие средства (акварельные краски, йод, ломтики свёклы, чернила и т. д., просит детей выбрать, какое из этих веществ может окрасить воду. Дети выбирают краски, воспитатель просит детей налить из ёмкости воду каждому в свой стаканчик и окрасить воду краской (в один цвет)

- Что получилось?» Окрасилась ли вода? А может ли свёкла окрасить воду?» Предлагает взять ломтики свёклы и опустить их в стаканчики с чистой водой. 

- Что происходит? (Вода становится ярко-розовой). Воспитатель предлагает использовать для окрашивания воды другие вещества: йод, окрашивает воду в жёлтый цвет, зелёнку – в зелёный и т. д. 

- Какие вещества могут окрасить воду? Почему? (В этих веществах присутствуют красители, которые смешиваются с водой, делая её цветной).

- Чем ещё можно окрасить воду?» (настоем травы, марганцовкой и т. д.).

2 группа

Тема: «Поглотители воды»

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды (впитываемость) и способность различных материалов впитывать воду; развивать мыслительные процессы.

Материал и оборудование: несколько ёмкостей с водой, лоскутики ткани различной плотности, два вида одежды (из тонкой и плотной ткани).

Создана проблемная ситуация: определить, почему одежда промокла неодинаково.

ХОД:

Воспитатель демонстрирует детям два вида одежды – из плотной и тонкой ткани, рассказывает, что по пути в детский сад попала под сильный дождь, немного промокла, так как не взяла зонтик. Придя в детский сад, воспитатель заметила, что одна вещь из её одежды промокла насквозь, а другая слегка увлажнилась. Интересуется у детей, которые теперь стали «сыщиками»«Как такое могло произойти». Дети решают проблемную ситуацию, потом высказывают своё мнение.

Воспитатель уточняет у детей известные им свойства воды, выясняет, что вода обладает способностью смачивать вещи, впитываться в них. 

 - От чего зависит впитываемость воды в предмет?

-  Одинаково ли быстро впитывают воду поролоновая губка и деревянный брусок? Бумага или ткань? Дети делают вывод о том, что плотный предмет будет впитывать воду гораздо дольше.

- Если ткань – это неплотный материал, почему же одежда из ткани промокла неодинаково – одна вещь совсем мокрая, а вторая слегка влажная ?(предлагает детям для рассмотрения лоскутки ткани, просит найти и определить разницу между ними. Дети рассматривают ткань, замечают, что она разной плотности). 

- Какая ткань промокнет быстрее? Воспитатель выставляет несколько ёмкостей с водой и просит детей опустить в ёмкости по одному лоскутку ткани (шёлк, фланель, драп, хлопок). Дети опускают в каждую ёмкость по одному виду ткани, наблюдают. 

 - Что происходит? Тонкая неплотная ткань сразу промокла, а плотная ткань дольше впитывает воду. Почему? У плотной ткани нити более толстые, воде нужно больше времени, чтобы смочить их».

 - Из какой ткани нужно сшить одежду, чтобы она не промокла под осенними дождями? От обильного снегопада? Из какой ткани нужно сшить одежду для летнего времени года?» Дети находят и выбирают соответствующие образцы ткани из представленных.

3 группа

Тема: «Поднимаем уровень воды»

Цель: закреплять знания о свойствах воды; познакомить с явлениями изменения уровня воды при погружении в неё предметов, продолжать учить делать выводы в процессе обследовательских действий; развивать познавательный интерес.

Материал и оборудование: две ёмкости с одинаковым объёмом воды, маркер (фломастер, ключи, мелкие тонущие в воде предметы, пластиковые стаканчики с водой на каждого ребёнка, карточки-схемы с изображением свойств воды

Создана проблемная ситуация – определить, почему изменился уровень воды в ёмкости с посторонним предметом. Дети вовлечены в игровую познавательно-исследовательскую деятельность. Закреплены знания о ранее известных свойствах воды. При помощи карточек – схем выяснено, что предметы, погружённые в ёмкость с водой, вытесняют воду, и её уровень.

ХОД:

Воспитатель вносит в группу две прозрачные ёмкости с водой. Сообщает, что «сыщиков» ожидает новое «расследование», просит детей отмерить уровень воды (фломастером или маркером). Дошкольники определяют, что уровень воды в ёмкостях одинаковый. Воспитатель «случайно» роняет в одну ёмкость ключи; обращает внимание на то, что уровень воды увеличился. Предлагает «сыщикам» выяснить, почему так произошло. Воспитатель раздаёт детям пластиковые стаканчики с водой, просит отметить уровень воды, предлагает постепенно помещать в стаканчики различные мелкие тонущие предметы. «Сыщики» отмечают, что с увеличением количества погруженных в воду предметов повышается и уровень воды в стаканчиках, отмечают маркером изменившийся уровень воды.

Воспитатель поясняет: предметы, погрузившиеся на дно стаканчика, вытесняют воду, как бы занимая её место, поэтому уровень воды повышается. Если мы опустим в стакан много предметов, воде стает совсем тесно, и она начнёт «убегать»

Предметы, погружённые в ёмкость с водой, вытесняют воду, и её уровень повышается.

Воспитатель благодарит «сыщиков» за помощь в «расследовании дела», обобщает полученные знания, отмечает активное участие детей.

4 группа

Тема: Значение воды для человека»

Цель: продолжать учить детей выявлять зависимость между объектами исследования; учить обобщать полученные знания, самостоятельно формулировать выводы; развивать интерес к объектам исследования.

Материал и оборудование: ёмкости с водой, пластиковые стаканчики.

Создана проблемная ситуация: выяснить, может ли человек обойтись без воды. К детям приходит персонаж, рассказывает, что затеял со своим другом спор: можно ли прожить без воды? Персонаж доказывал, что ему вода вообще не нужна, он не может без неё обойтись. Просит «сыщиков» помочь – подтвердить его теорию.

ХОД:

Воспитатель обращает внимание детей на ёмкости с водой (кувшин, чайник).

-  Для чего вынесли на улицу ёмкости с водой? Дети сообщают, что вода нужна для того, чтобы пить, мыть руки после игры в песочнице, промыть появившуюся царапину. 

-А можно ли обойтись без воды?

Воспитатель уточняет: «Все живые существа состоят из воды, ведь она главный материал, из которого построено наше тело. Вода преобразует пищу в энергию, помогает организму усваивать питательные вещества, с помощью потоотделения регулирует температуру тела, защищает важные органы, смазывает суставы, очищает тело от загрязнений, выводит различные отходы из организма. В сутки человек теряет 1,5-2 литра (демонстрирует соответствующий объём). Значит, столько же ему надо выпить воды. В жаркую погоду или во время занятий спортом человеку необходимо пить больше воды. Если организм получает достаточное количество воды, то человек становится более энергичным и выносливым. Человек может пить компот, чай, молоко, но эти напитки организм воспринимает как пищу, потому что они полностью состоят из воды, в них есть сахар, жиры, сок фруктов и т. д., а клеткам организма нужна только чистая вода.

Дети обобщают сказанное, поясняют персонажу, что его теория неверна и человек не может обойтись без воды.

В течение всей прогулки воспитатель наливает детям воду для питья, промывает загрязнённые руки, обращает внимание на тот факт, что без воды на прогулке было бы сложно обойтись.

Вода необходима человеку для жизнедеятельности.

Воспитатель благодарит «сыщиков» за помощь в расследовании дела, обобщает полученные знания, отмечает активное участие детей.

5 группа

Цель: Познакомить детей с разнообразием жидкости, их свойствами и особенностями.

Образовательная:

Познакомить детей со свойствами жидкости.

Побуждать детей к позновательно-исследовательской деятельности: опытам по определению свойств жидкости. Ввести детей в ситуацию «Клубный час». Помогать детям приобретать жизненный опыт. Воспитывать у детей самостоятельность, ответственность. Учить ориентироваться в пространстве. Развивать любознательность, наблюдательность, логическое мышление, внимательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.

Развивать умение находить в одном объекте наличие двух противоречий.

Материал: вода, пищевой краситель, соль, вода, растительное масло, колба, пипетки, палочки для размешивания, ложки, посуда для смешивания, схемы опытов, влажные салфетки для вытирания рук, клеёнчатые салфетки на стол для каждого ребенка.

Ход:

 - А теперь, посмотрите на свои ладошки. Что вы видите? (ответ детей) потрите свои ладошки и прикоснитесь к щекам. Что вы почувствовали? (тепло) Потрите ещё раз ладошки между собой и прикоснитесь к ладошкам соседа, таким образом вы передали частичку своего тепла другому и это здорово. Взявшись за руки, вы оказались ещё и одним целым. Командой.

- Ребята, помните мы с вами изучали свойства воды. Что вода — это жидкость которая не имеет запаха, цвета и формы. В ней растворяется сахар, соль и не растворяется песок.

- Нужно сделать подарок из предложенных компонентов. Нам понадобится соль, вода, стакан растительного масла, несколько пищевых красителей, большой прозрачный стакан.

Стакан наполовину наполним водой. Добавим в воду растительное масло. Посмотрите, масло плавает на поверхности, и не смешивается с водой. Затем добавим пищевой краситель к воде и маслу. Потом добавим соль.  (Делаем сам опыт)

Обратите внимание, цветные пузырьки поднимаются в слой масла. Давайте понаблюдаем за красивым эффектом, как цветные капельки воды поднимаются и снова спускаются в нижний слой.

Вывод вместе с детьми: Масло легче воды, поэтому оно плавает по поверхности, но соль тяжелее масла, поэтому, когда мы добавили соль в стакан, масло вместе с солью начало опускаться на дно. Когда соль распадается, она отпускает частицы масла и те поднимаются на поверхность. А пищевой краситель помог нам сделать опыт более наглядным и зрелищным.

Воспитатель благодарит «сыщиков» за помощь в «расследовании дела», обобщает полученные знания, отмечает активное участие детей.

Рефлексия:

Ребята, а вам понравилось выполнять задания? (Ответы детей)

Какие задания мы сегодня выполняли? (Ответы детей)

А какое задание вам понравилось больше всего? (Ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся готовить: десерт "Клубничка"

Практическое занятие, направленное на развитие речи и памяти детей. В ходе занятия дети узнают и запоминают рецепт и последовательность приготовления десерта....

Клубный час " Почему плачут березы"

Продолжать знакомить с деревьями нашей зоны. Познакомитьдетей с деревом, ставшим символом России, рассказать о том, что какую пользу береза приносит людям. Продолжать восп...

Клубный час " Мы ждем гостей"

Развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета. Усвоение воспитанниками  основных правил поведения в гостях. Р...

Клубный час " Хлеб всему голова"

Формировать знания о хлебе, о бережном отношении к хлебу:Воспитывать уважение к трупу хлебороба:Познакомить детей с некоторыми элементами хлебных изделий в старину на Руси. Развивать творче...

Преемственность в жизнь МДОУ д/с №13 "Клубничка" и МДОУ д/с №8 "Капелька"

Накануне "Дня здоровья" в поселке в нашем  МДОУ прошла спартакиада среди педагогов....

Клубный час "Лего" - конструирование Организационные проекты "Клубных часов"

Организационные проекты клуба "Лего" - конструирования при реализации технологии "Клубный час"...