Рабочая программа кружковой деятельности «Почемучки» в старшей группе
рабочая программа (старшая группа)

кружковая деятельность для старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhk.deyat_._6gr._starsh.docx23.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное

Учреждение Центр развития ребенка -детский сад № 18 г. Россоши Воронежской области

Рабочая программа

кружковой деятельности

«Почемучки» 

в старшей группе

Воспитатели:

Письменная Т.В.

Новикова В.А.

г. Россошь

2021-2022 уч.г.

Пояснительная записка

Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди - часть этого мира, открывающие для себя все новые и новые объекты, явления, закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.

«Дошкольное детство – очень короткий период в жизни человека, в этот период интенсивно идет развитие познавательной деятельности, но не только как процесс усвоения знаний умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослых. Необходимо уметь открыть перед ребенком в окружающем мире что–то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед ним всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще раз возвратиться к тому, что он узнал.» (В. А. Сухомлинский)

Работая в дошкольном учреждении нужно стремиться искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников, одним из перспективных и эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментирование. Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе экспериментирования - дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза сравнения, классификации, обогащения.

Развивается речь, возникает необходимость давать отчет об увиденном предмете, формулировать закономерности и делать выводы.

Происходит накопление фонда умственных умений.

Формируется самостоятельность, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности.

Формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Дети по природе своей - исследователи. Исследовательская, поисковая деятельность –естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: он рвет бумагу и смотрит, что получается, проводит опыты с разными предметами. Все это- объекты исследования. Дети любят ставить эксперименты, это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное, наглядно- образное мышление. Экспериментирование как никакой другой метод, соответствует этим особенностям. В дошкольном возрасте он – ведущий, а в первые пять лет – практически единственный способ познания мира.

Учитывая интересы, возрастные особенности потребности, жизненный опыт разработан перспективный план кружка «Почемучки», основное направление которого- организация экспериментальной деятельности.

Актуальность: актуальность детского экспериментирования обусловлена тем, что для развития личности дошкольника особое значение имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Экспериментирование побуждает детей к поиску причин, способов, действий, проявлению творчества.

Задачи:

1. Развивать предметные знания, умения, навыки экологической направленности.

2. Вызвать интерес к поисковой деятельности. Развивать познавательную инициативу.

3. Расширять кругозор в процессе познавательно – исследовательской деятельности.

4. Развивать личностные качества (умение работать в команде, доводить начатое до конца, презентовать и защищать результаты, стремление быть социально – полезным и востребованным, отсутствие страха перед ситуацией неопределенности, проявлять инициативу.

Деятельность кружка организуется во второй половине дня.

Время проведения: 15.40-16.00

Форма организации:

-непосредственно – организованная деятельность

-совместная деятельность

-самостоятельная деятельность

Продолжительность: 20-25 минут

Место проведения: групповая комната, участок.

Перспективный план кружка «Почемучки»

Тема занятия

Цель

Материал и оборудование

Сентябрь

1. «Песочные струйки, чудесные фигурки».

Познакомить со свойствами песка (состоит из песчинок, рыхлый, легко сыпется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, влажный песок можно формировать, мокрый – темный, сухой – светлый.

Бутылочки, сухой песок, воронки, вода, лопаточки, ведерки, формочки.

2. «Делаем дорожки и узоры (почему не получился пирожок).

Ознакомление со свойствами песка (из сухого песка можно выполнить любой узор, и мокрого – нет. Сухой песок – сыпучий, из него нельзя сделать куличики, а из влажного – можно.

Лейка с водой прозрачные емкости с сухим песком мерные стаканчики с водой, формочки, лупа, сито.

3. «Глина».

Выявить свойства глины: влажная, вязкая, мокрая, глина может изменять форму, ее можно делить на части, из глины можно лепить. Дать возможность самостоятельно убедиться в качествах и свойствах глины.

Глиняные предметы, глина, сосуды с водой, салфетки, лоскутки ткани.

4. «Сравнение глины с песком» (поможем Незнайке вылепить посуду).

Учить сравнивать свойства песка и глины. Формировать представление о том, что из глины можно лепить, а из песка нельзя. Из глины делают различные предметы быта и игрушки, глиняные предметы могут разбиться.

Розетки с сухим песком, сухой глиной, влажным песком, влажной глиной, вода, формочки для песка, глиняные изделия.

Октябрь

1. «Воздух, поиск воздуха».

Обнаружить воздух в окружающем пространстве, обратить внимание на свойства воздуха: прозрачный, легкий.

Ленточки, флажки, полиэтиленовые пакеты.

2. «Игры с воздушными шариками и соломинкой».

Познакомить детей с тем. что внутри человека тоже есть воздух. помочь его обнаружить.

Трубочки для коктейля, емкости с водой, воздушные шары: один надутый слабо, другой – сильно – упругий.

3. «Почему осенью листья желтеют» (прохождение экологической тропы).

Расширять представления детей об осенних изменениях в природе: почему листья желтеют и опадают. Учить устанавливать причинно – следственные связи. Показать детям связь между цветом листьев и понижением температуры.

Настоящие листья разных окрасок.

4. «Узнай на вкус» (дидактическая игра «Помоги Маше»).

Учить детей определять вкус разных продуктов (соленый, сладкий, кислый). Развивать умение классифицировать по группам и делать выводы.

Тарелочки с мелко нарезанными овощами и фруктами, стаканчики с соленой, сладкой, кислой кипяченой водой.

Ноябрь

1. «Чудо-вода».

Познакомить детей с некоторыми свойствами воды (вода- жидкость, вода- прозрачная, вода- не имеет вкуса, вода не имеет запаха, вода- растворитель. Закрепить знания об агрегатном состоянии воды. Развивать творческое воображение, умение проводить несложные эксперименты. Развивать любознательность, познавательный интерес.

Соль, сахар, молоко, тарелочки, соломинки, ложки, клеенки.

2. «Горячо – холодно».

Научить определять температуру воды на ощупь, и температуру других предметов.

Пластиковые бутылки с теплой и холодной водой, мелкие игрушки.

3.«Чудесный мешочек».

Продолжать учить определять температуру жидких веществ, твердых предметов (металлические холоднее, деревянные –теплее).

Мелкие предметы из дерева, стекла, пластмассы (кубики, пластинки, шарики).

4. «Тайны снега и льда».

Развитие исследовательской активности в процессе экспериментирования. Расширять представления о свойствах снега и льда. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег и лед в тепле тают и превращаются в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед.

Ёмкости со льдом и снегом, по два пустых стакана на каждого ребенка, по две снежинки на ребенка, посылка, игрушка Снеговик.

Декабрь

1. «Вода, изготовление цветных льдинок».

Продолжать знакомить с двумя состояниями воды -твердым и жидким, выявить свойства и качество воды: превращается в лед (воду можно окрасить в любой цвет). Цветные льдинки можно вынуть из форм подогрев их в горячей воде.

Разнообразные формочки, веревочки, емкости с водой, гуашевые краски.

2. «Дерево умеет плавать».

Расширять знания о дереве, его качествах и свойствах; устанавливать причинно – следственные связи между свойствами материала и способом его использования.

Деревянные брусочки, образцы материалов железная и деревянная пластины, бумажная салфетка, кусок хлопчатобумажной ткани. Емкости с водой.

3.«Удивительный сахар» (напоим куклу чаем).

Познакомить детей со свойствами сахара (колется на мелкие кусочки, сладкий, очень быстро растворяется в теплой и горячей воде).

Кусковой сахар, маленький молоточек, стаканчики с теплой водой, кукла, чайный детский сервиз.

4. «Волшебное сито».

Познакомить детей со способом отделения крупных комочков от песка, манной крупы от крупной (рис)с помощью сита.

Совочки, различные сита, ведерки, миски, манная крупа, рис, песок, мелкие камушки.

Январь

1. «Если хочешь быть здоров».

Расширять представления детей о составляющих здорового образа жизни (показать зависимость здоровья человека от правильного питания). Закреплять умение группировать предметы по разным признакам, развивать интерес к познавательно- исследовательской деятельности.

Ёмкости для воды, фрукты, предметные картинки с изображением продуктов питания, бумага, фломастеры.

2. «Ветер-невидимка».

Уточнить представления детей о свойствах воздуха, его значении в природе и в жизни людей. Продолжать формировать у детей познавательный интерес к природе, уточняя знания о таком природном явлении, как ветер, его особенностях и значении для человека и окружающего мира.

Два больших обруча, два «портрета» ветра, соломки-трубочки для рисования, гуашь, баночки с водой, кисточки, кораблик с парусом, веер.

3.«Знакомство с камнями».

Дать представление, что камни бывают разные, многие камни очень прочные и твердые, их используют в строительстве зданий, дорог, мостов. Расширять знания о разнообразии камней: гладкий, шероховатый, твердый, блестящий.

Разнообразные камни, лупа.

Февраль

1.«Ознакомление со свойствами бумаги».

Познакомить со свойствами бумаги: мнется, рвется, размокает в воде, толстая бумага рвется труднее, намокает в воде дольше.

Разные виды тонкой и толстой бумаги полоски, емкости с водой.

2. «Знакомство с тканью».

познакомить со свойствами ткани: мнется, рвется, намного прочнее чем бумага, но ее можно стирать и гладить. расширять знания о применении ткани.

разнообразные отрезки ткани, емкости для воды, разные картинки с предметами одежды.

3.«Узнай все о себе».

Познакомить детей с качествами и свойствами резины. Учить устанавливать связь между материалом, из которого сделан предмет, и способом его использования.

Воздушные шары (два надутых, один сдутый) резиновые перчатки, резинка для волос.

4. «Земля- наша кормилица».

Дать представление о том. Что почва- верхний слой земли; познакомить с составом почвы.

Макет «Гора», тазик, бумага, цветные карандаши.

Март

1. «Волшебная кисточка» (как получаются разные цвета).

Получить путем смешивания основных цветов красок новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой.

Краски (желтая, красная, синяя), бумага для рисования.

2. «Магнит. Волшебная рукавичка».

Показать способность магнита притягивать некоторые предметы, учить делать выводы.

3. «Какие мы разные».

Познакомить со свойствами разных предметов: показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, дать детям представление о плавучести предметов (плавучесть предмета зависит не от размера и веса предмета, а от того из чего он сделан.

Бумага, различные металлические, пластмассовые, деревянные предметы, магнит, пенопласт, бумажные кораблики.

4.«Экологическая тропа весной (березовый сок).

Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе: у березы начинается движение сока (береза оживает после зимней спячки) задолго до того, как появляются почки.

Баночка для сбора березового сока.

Апрель

1 «Растения».

Выявить необходимые условия для роста и развития растений.

Комнатные растения, картонная коробка, емкость водой, предметы ухода за растениями.

2. «Хитрые семена».

Познакомить со способом проращивания семян.

Семена фасоли, кабачков, тыквы, баночки с землей на каждого ребенка, лейка, палочки, салфетки.

3. «Посадка лука».

Закреплять представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растений (почва, влага, тепло, свет). Дать элементарное понятие о природных витаминах. Формировать трудовые умения и навыки.

Земля, стаканчики, лейка, салфетки, лук.

4. «Что есть у каждого растения».

Дать детям знания о строении растений (ствол, стебель, листья). Сформировать представление о разнообразии внешнего вида растений.

Карточки с нарисованными частями растений, 6-8 комнатных растений с разнообразными стеблями, листьями, несколько стаканчиков с водой, в которых находятся побеги растений, давшие корни, палочки для рыхления земли.

Май

1.«Может ли растение жить без воды и света, есть ли вода внутри растений».

Выявить зависимость жизни растений от воды и света. Показать, что внутри растений есть вода. Подвести к пониманию того, что растения не могут жить без воды и света, стимулировать самостоятельное формулирование выводов.

6-8 комнатных растений, листья разных растений (фикус, плющ, сингониум, лейка с водой, три стаканчика с водой, три стаканчика пустых.

2. «Семена растений».

У каждого растения есть семена, выделить что общее в строении семян (ядрышко, оболочка). Побудить к называнию строения семян (ядрышко, оболочка).

Лупа, молоточек, коллекция семян: косточки абрикосов, вишни, сливы, семена тыквы, яблок, груш, бумага для рисования, карандаши.

3. «Свет. Солнечный зайчик».

Показать детям, что солнце отражается на гладких блестящих предметах, научить пускать солнечные зайчики (отражать свет зеркалом).

Маленькие зеркала на каждого ребенка.

4. «Что такое крупа. В гостях у профессора Всезная».

Познакомить детей с понятием крупа, откуда берутся крупы, для чего они нужны, с разнообразием круп (рис, манка, пшено, гречка, пшеничная, овсяная и т. д.)

Крупы в мешочках, тарелочки на каждого ребенка, лупы.

Методическое обеспечение:

1. Ковинько Л. В. Секреты природы – это так интересно.

2. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации под ред. Л. Н. Прохорова 3 изд. исп. Москва АРКТИ 2005 г.

3. Нищеева Н. В. Опытно-экпериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах. Санкт-Петербург. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017г.

4. Мартынова Е. А., Сучкова И. М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий.

5. Интернет - ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по музыкальному воспитанию старшая группа.

Пояснительная записка к рабочей программе по музыкальному воспитанию ст. гр....

Рабочая учебная программа для детей старшей группы. По образовательной области «Художественное творчество»

Рабочая учебная программа  для детей старшей группы. По образовательной области  «Художественное творчество». Содержание:1. Пояснительная записка;2. Мониторинг образовательного процесса;3. В...

Рабочая программа по музыкальному развитию (старшая группа) 5-6 лет

В дошкольной педагогике музыка рассматривается, как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни....

Рабочая программа по экспериментированию в старшей группе

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ДО....

Рабочая программа (по ФГОС) воспитателя старшей группы по программе "От рождения до школы"

Рабочая программа составлена на основе: примерной общеобразовательной программы дошкольного образования под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой....

Рабочая программа кружковой детельности "Хореография". старшая группа

Программа содержит цели изадачи реализации программы, рекомендации по подбору музыки идвижений, календарный план для старшей группы...