Статья: "Нравственное воспитание дошкольников в детском саду"
статья

Куликова Наталья Рустемовна

Нравственное  воспитание  детей всегда стояло на первом месте в системе воспитания и считалось основой воспитательного процесса на уровне семьи и государства и  непременным приоритетом в образовательном процессе является нравственное воспитание личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvennoe_vospitanie_v_detskom_sadu.docx19.67 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственное воспитание дошкольников в детском саду

        Нравственное  воспитание  детей всегда стояло на первом месте в системе воспитания и считалось основой воспитательного процесса на уровне семьи и государства и  непременным приоритетом в образовательном процессе является нравственное воспитание личности.

        По  требованиям  федерального  государственного  образовательного стандарта дошкольного образования, задачи нравственного воспитания приоритетно решаются в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» и интегрированы в другие образовательные области.

       Федеральный  государственный  образовательный  стандарт  дошкольного  образования  задает  ориентиры  нравственного  воспитания  дошкольников,  которые  призваны помочь  формирующейся  личности  адаптироваться  в  современных  условиях,  принять  сложившиеся  в  современном социуме нравственные нормы общежития, обеспечить успешную социализацию ребенка.

        Нравственные  нормы  и  культура  поведения  представляют  собой  устойчивые  формы  построения  повседневной жизни  человека  в  быту,  общении  и  различных  видах деятельности. Эти формы взаимосвязаны и взаимообусловлены, должны быть полезны для общества и не сводятся лишь к формальному соблюдению правил этикета.

        Основной задачей нравственного воспитания дошкольников  в  системе  дошкольного  образования  является  формирование  у  воспитанников  нравственного  сознания, обеспечивающего  устойчивое  нравственное  поведение  и нравственные  чувства,  адекватные  современному  образу жизни.

         В процессе систематической работы происходит активизация жизненной позиции личности, вырабатывается важная  привычка  следовать  чувству  общественного  долга  в действиях, отношениях и поступках. И.  Ф.  Харламов  в  своих  исследованиях  акцентировал внимание  на  соблюдении  моральных  норм  и  правил,  что базируется  не  на  принуждении,  а  на  сознательности  личности, на понимании ею этих норм и правил и необходимости их соблюдать. В этике, философской науке о морали, существуют две основные нравственные категории – добро и  зло.  Соблюдение  моральных  требований,  их  поддержка личностью, обычно ассоциируется с добром. Их нарушение, отступление от них характеризуется как нравственное зло. Кроме того, И. Ф. Харламов считал, что понимание этого и побуждает личность вести себя в соответствии с моральными требованиями общества, совершенствовать свое поведение, что одновременно означает и ее моральное развитие. Правда, немаловажную роль здесь играет сам характер нравственности и ее содержание.

          Более  того,  по  мнению  исследователя,  моральные  усовершенствования  поддерживаются  не  только  силой  общественного  мнения.  Большую  роль  в  этом  играют  нравственные обычаи, привычки и традиции, которые культивируются  в  обществе.  Нравственность  личности  не  может основываться только на ее моральной сознательности, она становится более прочной, когда соблюдение нравственных норм и правил приобретает характер привычных способов поведения и деятельности.

         Соблюдение нравственных требований  общества  зависит от самой личности, так как она выступает в качестве накопителя  и  субъекта  морального  прогресса, поэтому огромное значение приобретает нравственное воспитание, повышение его содержательности и педагоги-ческой действенности. В педагогическом энциклопедическом словаре понятие «воспитание»  рассматривается  как  относительно  осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей, групп и организаций, в которых оно осуществляется.

           Виды  воспитания  классифицируются  по  разным  основаниям. Наиболее обобщенная классификация включает в себя умственное, трудовое, физическое и нравственное воспитание.

          1.Умственное воспитание – специально организованный педагогический процесс, направленный на формирование системы  знаний  и  умений,  способов  умственной деятельности и развитие познавательной активности детей

           2.Трудовое  воспитание  –  целенаправленный  процесс формирования у подрастающего поколения потребности в разнообразной трудовой деятельности (учебной, трудовой, общественной и т. п.), уважения к труду человека, осознанного  и добросовестного  отношения  к  своей  работе  и  обязанностям

           3.Физическое  воспитание  –  система  совершенствования человека, направленная на физическое развитие, укрепление  здоровья,  обеспечение  высокой  работоспособности  и выработку потребности в постоянном физическом самосовершенствовании

            4.Нравственное воспитание – целенаправленный процесс формирования  у  подрастающего  поколения  высокого  со-знания,  нравственных  чувств  и  поведения  в  соответствии  с идеалами и принципами морали

           Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации осуществляется с помощью определенных методов, форм и средств. В. И. Логинова и П. Г. Саморукова, рассматривая методы нравственного воспитания, определяют их как пути и способы реализации задач и содержания нравственного воспиания.

          Методы выполняют определенные роли в процессе нравственного воспитания и совершенствования личности воспитанника, а также функции управления этим процессом. При помощи методов нравственного воспитания осуществляется  целенаправленное  воздействие  на  воспитанников, организуется и направляется их жизнедеятельность, обогащается нравственный опыт.

         И. Ф. Харламов, рассматривая проблему нравственного воспитания, выделяет такие группы методов как:

•  приучение;

•  упражнение

;•  стимулирование;

•  торможение;

•  самовоспитание;

•  руководство;

•  объяснительно-репродуктивный;

•  проблемно-ситуативный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

Статья адресована  родителям. В ней говорится о важности нравственно-патриотического воспитания в дошкольном возрасте....

Статья "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартир и детский сад, где он получает радост...

Статья "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

Нравстенно-патриотическое воспитание дошкольников....

Статья «Нравственно-духовное воспитание дошкольников посредством народных сказок».

Нравственно-духовное воспитание личности – сложный педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных и нравственных ценностей. Актуальность этого процесса особ...

Статья: "«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»"

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения...

Статья "Нравственно-патриотическое воспитание детей в детском саду."

Статья "Нравственно-патриотическое воспитание детей в детском саду." + памятка для родителей (по нравственно-патриотическому воспитанию)....