Статья: "Нравственное воспитание дошкольников в детском саду"
статья
Нравственное воспитание детей всегда стояло на первом месте в системе воспитания и считалось основой воспитательного процесса на уровне семьи и государства и непременным приоритетом в образовательном процессе является нравственное воспитание личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvennoe_vospitanie_v_detskom_sadu.docx | 19.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Нравственное воспитание дошкольников в детском саду
Нравственное воспитание детей всегда стояло на первом месте в системе воспитания и считалось основой воспитательного процесса на уровне семьи и государства и непременным приоритетом в образовательном процессе является нравственное воспитание личности.
По требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, задачи нравственного воспитания приоритетно решаются в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» и интегрированы в другие образовательные области.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования задает ориентиры нравственного воспитания дошкольников, которые призваны помочь формирующейся личности адаптироваться в современных условиях, принять сложившиеся в современном социуме нравственные нормы общежития, обеспечить успешную социализацию ребенка.
Нравственные нормы и культура поведения представляют собой устойчивые формы построения повседневной жизни человека в быту, общении и различных видах деятельности. Эти формы взаимосвязаны и взаимообусловлены, должны быть полезны для общества и не сводятся лишь к формальному соблюдению правил этикета.
Основной задачей нравственного воспитания дошкольников в системе дошкольного образования является формирование у воспитанников нравственного сознания, обеспечивающего устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, адекватные современному образу жизни.
В процессе систематической работы происходит активизация жизненной позиции личности, вырабатывается важная привычка следовать чувству общественного долга в действиях, отношениях и поступках. И. Ф. Харламов в своих исследованиях акцентировал внимание на соблюдении моральных норм и правил, что базируется не на принуждении, а на сознательности личности, на понимании ею этих норм и правил и необходимости их соблюдать. В этике, философской науке о морали, существуют две основные нравственные категории – добро и зло. Соблюдение моральных требований, их поддержка личностью, обычно ассоциируется с добром. Их нарушение, отступление от них характеризуется как нравственное зло. Кроме того, И. Ф. Харламов считал, что понимание этого и побуждает личность вести себя в соответствии с моральными требованиями общества, совершенствовать свое поведение, что одновременно означает и ее моральное развитие. Правда, немаловажную роль здесь играет сам характер нравственности и ее содержание.
Более того, по мнению исследователя, моральные усовершенствования поддерживаются не только силой общественного мнения. Большую роль в этом играют нравственные обычаи, привычки и традиции, которые культивируются в обществе. Нравственность личности не может основываться только на ее моральной сознательности, она становится более прочной, когда соблюдение нравственных норм и правил приобретает характер привычных способов поведения и деятельности.
Соблюдение нравственных требований общества зависит от самой личности, так как она выступает в качестве накопителя и субъекта морального прогресса, поэтому огромное значение приобретает нравственное воспитание, повышение его содержательности и педагоги-ческой действенности. В педагогическом энциклопедическом словаре понятие «воспитание» рассматривается как относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей, групп и организаций, в которых оно осуществляется.
Виды воспитания классифицируются по разным основаниям. Наиболее обобщенная классификация включает в себя умственное, трудовое, физическое и нравственное воспитание.
1.Умственное воспитание – специально организованный педагогический процесс, направленный на формирование системы знаний и умений, способов умственной деятельности и развитие познавательной активности детей
2.Трудовое воспитание – целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения потребности в разнообразной трудовой деятельности (учебной, трудовой, общественной и т. п.), уважения к труду человека, осознанного и добросовестного отношения к своей работе и обязанностям
3.Физическое воспитание – система совершенствования человека, направленная на физическое развитие, укрепление здоровья, обеспечение высокой работоспособности и выработку потребности в постоянном физическом самосовершенствовании
4.Нравственное воспитание – целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого со-знания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали
Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации осуществляется с помощью определенных методов, форм и средств. В. И. Логинова и П. Г. Саморукова, рассматривая методы нравственного воспитания, определяют их как пути и способы реализации задач и содержания нравственного воспиания.
Методы выполняют определенные роли в процессе нравственного воспитания и совершенствования личности воспитанника, а также функции управления этим процессом. При помощи методов нравственного воспитания осуществляется целенаправленное воздействие на воспитанников, организуется и направляется их жизнедеятельность, обогащается нравственный опыт.
И. Ф. Харламов, рассматривая проблему нравственного воспитания, выделяет такие группы методов как:
• приучение;
• упражнение
;• стимулирование;
• торможение;
• самовоспитание;
• руководство;
• объяснительно-репродуктивный;
• проблемно-ситуативный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"
Статья адресована родителям. В ней говорится о важности нравственно-патриотического воспитания в дошкольном возрасте....
Статья "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"
Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартир и детский сад, где он получает радост...
Статья "Нравственно - Патриотическое воспитание дошкольников по средствам музыки"
статья для музыкальных руководителей...
Статья "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"
Нравстенно-патриотическое воспитание дошкольников....
Статья «Нравственно-духовное воспитание дошкольников посредством народных сказок».
Нравственно-духовное воспитание личности – сложный педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных и нравственных ценностей. Актуальность этого процесса особ...
Статья: "«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»"
«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения...
Статья "Нравственно-патриотическое воспитание детей в детском саду."
Статья "Нравственно-патриотическое воспитание детей в детском саду." + памятка для родителей (по нравственно-патриотическому воспитанию)....