Приобщение детей дошкольного возраста к чтению.
консультация

Замалитдинова Дилара Рашитовна

Консультация для воспитателей "Приобщение детей к чтению"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priobshchenie_k_chteniyu_11.docx22.33 КБ

Предварительный просмотр:

Приобщение детей дошкольного возраста к чтению.

«Чтение- это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словами».     (В. А. Сухомлинский).

Книга- уникальная сокровищница знаний. В ней хранится опыт многих поколений. Вырабатывать любовь к чтению нужно с раннего детства, тогда и во взрослом возрасте человек будет стремиться к обучению.

Вот, что писал С. Михалков о книге:

                                       « Мы дружны с печатным словом,
                                      Если б не было его

                                       Ни о старом, ни о новом

                                       Мы не знали б ничего!

                                       Ты представь себе на миг,

                                       Как бы жили мы без книг?»

Актуальны ли эти слова? Нужны ли нам книги в век информационной технологии и современных гаджетов?

Нужно ли прививать любовь к книгам? Ответ однозначный-да! 

. Доктор педагогических наук Елена Динер и доктор психологических наук Людмила Мосунова отмечают, что молодое поколение все чаще отдает предпочтение визуальному контенту, а не книгам. Этот факт вызывает опасения, ведь просмотр видео не так хорошо способствует развитию мышления и воображения, как чтение. В них преподносят готовые визуальные образы, а выводы зачастую делают вместо зрителя. Это не значит, что визуальный контент бесполезен, но к его выбору нужно подходить тщательно. Более того, он не заменит книг, поэтому нужно с детства приучать ребенка разным источникам информации. Чтение поможет юному поколению сформировать собственное мнение об окружающем мире, выработает у него толерантное отношение к другим культурам и ценностям, но чтобы достичь всего этого, работу нужно начинать с самого раннего детства.

Дошкольный возраст самый активный для включения ребенка в читательскую деятельность. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей среде, вырабатываются навыки, привычки, характер. У него формируется интерес к книге. При этом, дети дошкольного возраста являются слушателями, а не читателями, поэтому мы, взрослые, являемся проводниками юных читателей в мир большой литературы. И от нас в большей степени зависит, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни. 

Привычка к чтению у человека формируется в раннем возрасте и требует поддержки на всех этапах взросления - от первых лет жизни до периода обретения социальной и гражданской зрелости. Отсутствие такой поддержки и контроля на каком-либо этапе приводит к утрате интереса к чтению, а затем - к ухудшению читательской грамотности и невосполнимым потерям в культурном и интеллектуальном развитии юного гражданина, в формировании интереса к книге и чтению немаловажное значение имеют игровые приемы.    

Приобщая детей к читательской грамотности нужно помнить: ребенок - существо играющее. Играя, он растет, развивается, взрослеет. В игре он удовлетворяет свою познавательную активность, приобретает важные для себя знания, умения и навыки. Как сказал В.А. Сухомлинский: «Игра -это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».                              

 Отсюда, вытекает первое правило:

1. Развитие осознанного чтения и предпосылок грамотности должно проходить только в игровой форме, опираясь на увлекательные игровые ситуации, с использованием богатого игрового оборудования.

2. Дошкольник мыслит образами. Пустые, ничем не подкрепленные знаки и символы для него скучны и не интересны.

 Отсюда правило второе - запоминание букв должно подкрепляться образами, опираться на наглядность. При этом образ должен быть близок и понятен ребенку, он должен вытекать из игровой ситуации. В реализации этого правила большое значение так же имеет разнообразное игровое оборудование.

3. Ребенок запоминает только эмоционально окрашенную информацию.

 Отсюда, правило третье - игровая ситуация, предшествующая запоминанию знаков должна быть насыщенной эмоциями. Важно, чтобы она заключала в себе какую-то проблему, решение которой вызывало бы у ребенка эмоциональный отклик.

      Опираясь на эти правила, можно развить у детей дошкольного возраста предпосылки осознанного чтения. Её основная идея- осознанное чтение с первого занятия, с первого слога. Не чтение ради чтения, а чтение, как инструмент познания, как способ решения интеллектуальной задачи: читаем не глазами, а умом и сердцем

 Например, при чтении стихотворений С.Маршака,  А. Барто, И. Токмаковой и других можно использовать такие приемы, как: «поэтическая эстафета»: «Угадай слово», « Сделай паузу».

Одним из действенных методов, способствующих формированию и развитию интереса и литературного вкуса в раннем возрасте, является выразительное чтение вслух. Такое чтение способствует созданию у ребенка раннего возраста образных представлений, воздействует на эмоции и восприятие, помогает заинтересовать ребенка, вызвать у него желание вновь слушать знакомое произведение. Более того, чтение вслух приучает к внимательному слушанию текста.

Выбирая эту форму работы с книгой, важно соблюдать определенные правила: -четко выговаривать слова,

-читать не очень громко и не очень тихо, соблюдать паузы.

-чтение должно быть эмоционально окрашенным, чтобы удержать внимание ребенка. Формальное, монотонное, однообразное чтение или чтение с запинками вряд ли будут слушать даже взрослые, какими бы интересными ни были читаемые произведения.

-отдайтесь процессу со всей душой, вкладывайте смысл в свою речь. Читайте, имитируя разные голоса и интонации. Пусть звучание даже будет гипертрофированным и слегка гротескным.

-делайте ударение на ключевых моментах, замедляйтесь и ускоряйтесь, порой переходите на шепот. Иногда специально останавливайтесь, отвлекайтесь, закрывая книгу, и просите детей.

Взрослый произносит первые строчки, а дети (или один ребенок) продолжают стихотворение («Веселая рифма»), свободное общение воспитателя с детьми на основе художественной литературы;

- использование художественного слова во время наблюдений в природе, экскурсий, режимных моментов;  

-литературные вечера, литературные викторины, досуги, выставки детских рисунков по прочитанным произведениям;

- мастерская по ремонту книг;  

-изготовление дидактических игр и пособий;

-работа с родителями.

Консультируя родителей по формированию читательской грамотности нужно ознакомить их с некоторыми правилами:                           

- читать надо ежедневно, тогда в ребенке постепенно вырабатываются потребность читать, слушать чтение, вырабатывать интерес к произведениям, испытывать эстетическое наслаждение от услышанного или прочитанного; круг чтения должен быть разнообразным.

Детская литература и тематически, и жанрово так многообразна и интересна, что нельзя сужать детское представление о ней до одного-двух произведений, жанров. Это и классическая литература, проверенная временем, отобранная многими поколениями читателей,это и сказки Пушкина,  В. Бианки, юмористические рассказы Н. Носова, стихотворные произведения А. Барто, К. Чуковского и др.

Не менее важно, чтобы ребенок развивался как читатель в контексте литературы, современной ему, говорящей о тех реалиях детской жизни, которые окружают его, на том языке, который он слышит ежедневно;

-прочитанный текст не надо оставлять без внимания. С детьми, надо беседовать об услышанном, учить их думать над книгой. Процесс постоянного осмысления прочитанного рождает и навсегда сохраняет желание думать;

-приобщая ребенка к книге, очень важно соблюдать чувство меры и вкуса в отборе произведений для чтения.

-не следует видеть в художественном произведении только воспитательную ценность.

-в процессе чтения (слушания) книги ничто не должно отвлекать ребенка;

-детская литература для дошкольников в домашней библиотеке должна быть преимущественно в бумажном переплете.  

 -нужно научить ребенка пользоваться книгами и беречь их! 

Ранее детство – время запуска всех сил и возможностей человека, что относится и к чтению. Потребность в каждодневном общении с книгой закладывается до трех - четырех лет. Встреча с ней будет тем успешнее, чем лучше развивали ребенка с первых дней и месяцев жизни. Некоторые ошибочно полагают, что, ускоряя развитие ребенка, мы отнимаем у него радость детства. Однако дети, которым много читают, сохраняют больше непосредственности и обаяния детства, чем те, мир которых ограничен бытом. Чем раньше ребенок возьмет в руки книгу, тем больше навыков читателя приобретет. «Любите книгу, она облегчает вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человечеству».

         Так кто же должен ввести ребенка в мир книги?

Конечно, первоначально этим должны заниматься родители, затем к родителям присоединяемся мы, работники дошкольных учреждений.

Поэтому задача родителей и воспитателей сформировать интерес к чтению и потребности в чтении книг у дошкольников. Родители и педагоги не должны учить ребёнка читать, его необходимо готовить к чтению.

     Процесс формирования читателя в дошкольном возрасте состоит из двух этапов:

- Пассивного этапа, когда ребенок является слушателем тех произведений, которые ему читают взрослые;

- Активного этапа, когда ребенок проявляет интерес к книге, постоянно просит взрослых читать ему, легко усваивает буквы, начинает читать сам, у него появляется осознанное чтение с первого слога. Не чтение ради чтения, а чтение - как инструмент познания, как способ решения интеллектуальной задачи: читаем не глазами, а умом и сердцем!»

Первые слоги, которые осваивают дети не абстрактные - это голоса животных (коровы - «му», козы - «ме», курочки - «ко» и т.д.). То есть, мы начинаем свой путь от слога к звуку, от звука - к букве и опять - к слогу (только уже в начертанном виде). Таким образом, мы минимизируем риск побуквенного чтения.

Освоив слоги, дети переходят к составлению слов, предложений, овладению текстами. Предложения и тексты нужно подбирать из народного фольклора, в котором заключено чувство родного языка, ритм живой речи, также предложить детям для чтения адаптированные тексты классиков, богатое внутреннее содержание которых, обязательно вызовет интерес у ребенка, увлечет, заставив дочитать до конца.

Развитие осознанного чтения и предпосылок грамотности на всех этапах происходит в процессе игрового действия с использованием разнообразного игрового оборудования, основанного на традиционной игрушке. Основной игровой комплект системы включает в себя: человечков, обозначающих звуки и их домики, обозначающие буквы. Когда к звукам приходят гости, то получаются слоги. Из слогов дети составляют слова, записывают предложения.

Важно создавать детям проблемную игровую ситуацию, решить которую можно только составив нужные слова. Таким образом, целью ребенка становится не овладение навыком чтения, а разгадка увлекательной игровой ситуации. И результатом занятия всегда становится вывод -«Как хорошо уметь читать».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Приобщение детей дошкольного возраста к чтению"

Неплохая консультация, будет полезна для обей информации...

Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы

Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным мн...

Приобщение детей дошкольного возраста к чтению книг

Познакомить детей с разнообразными жанрами литературы (рассказами, стихами, произведениями устного народного творчества (песенками, потешками, загадками, сказками, с поэтами, писателями, художниками -...

Приемы работы по приобщению детей дошкольного возраста к чтению

В данном материале описаны основные рекомендации, соблюдение которых позволит привить любовь детей дошкольного возраста к книге. Думаю, статья будет интересна как педагогам, так и родителям....

Родительское собрание "Приобщение детей дошкольного возраста к чтению книг"

Цель:         развитие интереса к художественной литературе и речевой активности.  Задачи:       1. обогатить лексику, помочь...

«Приобщение детей дошкольного возраста к чтению в процессе организации совместной деятельности педагогов родителей и детей»

Книга - великий учитель и друг, без нее немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только память, интеллект, но и воображение, нравственное и духовное лицо каждого из нас....

Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы.

Материал приобщения дошкольников к любви к чтению....