Программа дополнительного образования «Логико-малыш»
рабочая программа (средняя группа)

Фролова Татьяна Владимировна

Актуальность

 

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к обучению в школе. Интеллектуальный труд очень нелегок и, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, педагоги должны помнить, что основной метод развития - проблемно- поисковый, а главная форма организации – игра.

Логические блоки Дьенеша являются наиболее эффективным пособием для интеллектуального развития детей.

 Данное пособие способствует не только интеллектуальному развитию детей, но и развитию интегративных качеств таких как любознательный, активный; способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту; овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Логико-Малыш63.72 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТА

Педагогическим советом

МБДОУ «Детский сад № 1 «Рябинка»

протокол от 31.08.2020 № __

УТВЕРЖДЕНА

приказом заведующего МБДОУ

«Детский сад № 1 «Рябинка»

от 31.08.2020 № __

Программа дополнительного образования

«Логико- малыш»

Срок реализации: 1 год

Возраст детей: 4-5 лет

Разработала:

Фролова Т.В.

Нефтеюганск

2020 год

Пояснительная записка

Актуальность

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к обучению в школе. Интеллектуальный труд очень нелегок и, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, педагоги должны помнить, что основной метод развития - проблемно- поисковый, а главная форма организации – игра.

Логические блоки Дьенеша являются наиболее эффективным пособием для интеллектуального развития детей.

 Данное пособие способствует не только интеллектуальному развитию детей, но и развитию интегративных качеств таких как любознательный, активный; способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту; овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.

Цель: развитие логического мышления.

Задачи:

1. Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов. 

2.Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем), объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.

3.Развивать пространственные представления.

4. Развивать логическое мышление. Развивать представления о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование. Формировать представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование, декодирование информации).

5.Развивать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач.

6.Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.

7.Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

8.Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.

9.Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.

    Приобретенные умения и навыки, сформированные предпосылки учебной деятельности позволяют в дальнейшем детям успешно овладевать основами математики и информатики в школе.

      Задачи, определенные выше, возможно решать как в совместной деятельности детей и взрослого, так и в самостоятельной детской деятельности.

Игровые упражнения и игры с блоками Дьенеша отличаются занимательностью и соответствуют уровню сложности, заявленном образовательной программой.  

Программа разработана с учетом основных принципов:

1.        Последовательности (все задачи решаются методом усвоения материала «от простого к сложному», в соответствии с познавательными возрастными возможностями детей;

2.        Доступности (заключается в простоте изложения и понимания материала);

3.        Наглядности (предлагает наличие большого количества наглядного, раздаточного материала, наличие дидактических игр и пособий);

4.         Индивидуализации (учитывает психологические особенности дошкольников);

5.         Результативности (обеспечивает соответствие целей программы и возможностей их достижения);

6.         Интегративности (предполагает связь с другими предметами: окружающим миром, развитием речи.)

      В ходе реализации программы используются пособия, которые позволяют реализовывать индивидуальный подход, организовывать работу с детьми с учетом трех уровней  развития детей (низкий, средний, высокий). Задания в играх можно упрощать или усложнять, используя меньшее или большее количество признаков фигур и, в соответствии с этим, большее или меньшее количество элементов набора. Чтобы поддержать интерес детей к играм с блоками Дьенеша разработаны разнообразные сценарии занятий с разными  игровыми задачами, сюжетами, сказочными персонажами. На занятиях используются настольно - печатные игры. Для занятий изготавливаются  разнообразные индивидуальные карты, например, к играм «Рассели жильцов», «Кондитеры», «Рыбалка» и др. Следует учитывать, что если дети в системе знакомятся с правилами игр с блоками Дьенеша, то дети обязательно в самостоятельной деятельности проявляют к ним интерес, от чего их досуг становится более увлекательным, интересным и полезным.    

      Работа с детьми начинается со знакомства с формой, затем с цветом. Детям предлагаются игры и упражнения на развитие умения оперировать одним свойством (обобщать, классифицировать, сравнивать объекты по одному свойству). Когда ребенок легко и безошибочно справляется с заданием определенной ступени, ребенку предлагаются игры и упражнения на развитие умения оперировать сразу двумя свойствами, а затем и тремя, и четырьмя свойствами.  Когда основная масса детей хорошо усвоят свойства геометрических фигур, вводится специальный код, графически изображающий данные свойства. Это позволяет развивать способность к моделированию и замещению свойств, развивать умения кодировать и декодировать информацию. Когда дети свободно научатся пользоваться кодовыми карточками, вводится код, обозначающий знак отрицания «не» (не квадрат, значит круг или треугольник или прямоугольник; не красный, значит синий или желтый и т.п.).

    Учитывая, что развивать и обучать ребенка возможно только в системе и на основе личностно- ориентированной модели обучения, предполагающей наличие между взрослым и детьми отношений сотрудничества и партнерства, занятия проводятся в системе один раз в неделю, и педагог постоянно проявляет творчество, выдумывая сюжет игры и определяя задание для каждого ребенка в соответствии с его уровнем развития.

Адресат программы

Возраст детей, на которых рассчитана программа: 4-5 лет.

Условия реализации программы

- по заявлению родителей;

- состав группы- 10 – 12 человек

Сроки реализации программы

Срок реализации 1 год.

Общее количество занятий в год -28.

Режим занятий

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня.

Время занятий 20 мин.

Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводится 1 раз в год (итоговый - в апреле)

Планируемые результаты 

Ребенок

  -самостоятельно выявляет 4 свойства предмета, оперирует ими;

- абстрагирует одновременно 2-4 свойства, сравнивает, классифицирует и обобщает предметы по указанным свойствам;

-умеет кодировать/декодировать («читать» знаки-символы) информацию о свойствах предметов;

-выполняет действия по простейшему алгоритму, поясняя ход и развитие действий.

- самостоятельно играет с блоками Дьенеша, комментирует свою деятельность.

Оценка уровня освоения дополнительной общеобразовательной программы проводится посредством итогового мониторинга.

Итоговый мониторинг определяет уровень достижений воспитанниками по завершению освоения дополнительной общеобразовательной программы с целью определения изменения уровня развития детей и проводится по завершению  всего объёма дополнительной общеобразовательной программы в форме дидактических игр.

По качеству освоения программного материала выделены следующие уровни знаний, умений и навыков:

- высокий - программный материал усвоен воспитанниками полностью, воспитанник имеет высокие достижения;

- средний - усвоение программы в полном объеме, при наличии несущественных ошибок;

- ниже среднего - усвоение программы в неполном объеме, допускает существенные ошибки в теоретических и практических заданиях; участвует в творческих конкурсах на уровне коллектива.

Содержание деятельности на занятии

Задачи

Игры

Развивать умения составлять силуэт по схематическому изображению, использовать геометрические фигуры, как заместители реальных предметов.

«Сделай картинку»

«Лепим нелепицы»

«На что похоже»

Развивать умения выявлять в предметах до 4-х свойств, абстрагировать одни от других, называть их, анализировать, сравнивать предметы по их свойствам и оперировать ими

«Найди все фигуры, как эта» (по цвету, по форме, по размеру, по толщине), «Найди синие фигуры» (треугольные, красные, квадратные, большие, желтые, тонкие, толстые, маленькие, круглые, прямоугольные), «Назови, какая эта фигура» (по цвету, по форме, по размеру, по толщине), «Найди на ощупь», «Найди клад или мышку», «Третий лишний», «Угадай-ка», «Цепочка», «Домино»

«Найди клад или мышку», «Четвертый лишний», «Цепочка», «Домино», «Помоги муравьишкам», «Угощение для медвежат»

Развивать действия классификации и обобщения.

 «Найди свой домик», «Рассели жильцов»,  «На свою веточку», «Раздели блоки», «Логические фигуры», «Садовники», «Рыбалка», «Кулинары»

Развивать умения выполнять действия по простейшему алгоритму, умения пояснять последовательность действий.

 «Продолжи узор», «Хоровод», «Улитка», «Паровозик», «Второй ряд»

Развивать умения кодировать/декодировать(«читать» знаки-символы) информацию о свойствах предметов, выполнять действия по простейшему алгоритму, поясняя ход и развитие действий.

 «Художники» (альбом), «Магазин» (альбом), «Украсим елку бусами», «Найди пару», «Загадки без слов», «Логические кубики», «Построй дорожку», «Паровозик», «Второй ряд» «Продолжи узор», «Хоровод», «Улитка»

Учебный план

месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Октябрь

Игры:

1.«Найди синие фигуры» (красные, желтые)

 2. «Найди на ощупь круглые, треугольные, прямоугольные  фигуры»

3. «На что похоже»

Игры:

1.«Найди все фигуры, как эта (по цвету, по форме, по размеру, по толщине)

2. «Сделай картинку»

3.«Помоги муравьишкам»

Игры:

1. «Назови, какая эта фигура» (по цвету, по форме, по размеру, по толщине) 2.«Сделай картинку»

Игры:

1.«Улитка»

2. «Найди клад или мышку»

3.«Художники» (альбом)

ноябрь

Игры:

1.«Лепим нелепицы»

2.«Угадай-ка»

Игры:

1.«На что похоже»

2.«Паровозик»

3. Игра «Магазин» (альбом)

 Игры:

1.«На свою веточку»

2.«Хоровод»

3.«Садовники»

Игры:

1.«Помоги муравьишкам»

2.«Домино»

декабрь

Игры:

1.«Найди свой домик»

2. «Цепочка»

Игры:

1.«Третий лишний»

2. «Продолжи узор»

Игры:

1.«Раздели блоки»

2.«Лепим нелепицы»

Игры:

1.«Второй ряд»

2. «Украсим елку бусами»

январь

Игры:

1.«Загадки без слов»

2.«Логические кубики»

Игры:

1.«Раздели блоки»

2.«Хоровод»

Игры

1.«Продолжи узор»

2.«Второй ряд»

Игры

1.Магазин» (альбом)

2.«Лепим нелепицы»(альбом)

февраль

Игры:

1.«Рыбалка»

2.«Рассели жильцов»

Игры:

1.«Построй дорожку»

2.«Четвертый лишний»

Игры:

1.«Кулинары»

2. «Цепочка»

Игры:

1. «Домино»

2.«Логические фигуры»

март

Игры «Продолжи узор»

«Лепим нелепицы»(альбом

Игры

«Раздели блоки»

игра «Рыбалка»

Игры «Второй ряд»

Игра «Рассели жильцов»

Игры «Магазин» (альбом)

игра «Построй дорожку»

апрель

Игры: «Сделай картинку»

Игра «Цепочка»

Игры «Кулинары»

Игра «Четвертый лишний»

игра «Раздели блоки»

Игра «Угощение для медвежат»

Игра «Домино»

Игра «Логические фигуры»

Итого: 28 занятий

Список литературы

  1. Е.Н. Панова Дидактические игры- занятия в ДОУ, Воронеж,2007
  2. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников под ред.А.А.Столяра, М.,Просвещение, 1988
  3. Носова Е.А. Формирование умения решать логические задачи в старшем дошкольном возрасте, Л.,1990
  4. М.Фидлер Математика уже в детском саду. М., Просвещение, 1981
  5. «Давайте вместе поиграем». Комплект игр с блоками Дьенеша. Под ред Б.Б.Финкельштейн, Спб, 2001
  6. Логика и математика для дошкольников. Методическое  издание Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая (библиотека программы «Детство»), Спб.,2000

Приложение 1

Дидактическая игра «На что похоже»

Цель: Учить детей замещать (использовать геометрические фигуры- блоки как заместители реальных предметов)

 - выбирать необходимый блок из нескольких;

 - развивать практически-действенное мышление.

Развивающая среда:

 набор объемных блоков Дьенеша; игрушка Годовик, корзина с муляжами фруктов, овощей, ягод и грибов, корзина для блоков.

 Ход игры:

В группу входит Годовик и обращается к детям: « Я принес подарки от осени» (показывает корзину с фруктами, овощами, ягодами и грибами). Педагог предлагает рассмотреть их. Дети рассматривают. Годовик: «Понравились ли вам осенние дары? Давайте поиграем с ними». Объясняет правила игры: «Дети, я вам покажу овощ, фрукт, ягоду или гриб, а вы мне, пожалуйста, найдите все фигуры, на которые они похожи и положите в свою корзину». Дети ищут. Игра повторяется, и Годовик показывает следующий фрукт, овощ и т.д.). Годовик доволен, хвалит детей.

Дидактическая игра «Найди все фигуры, как эта» (по цвету)

Цель: Учить детей выявлять в предметах разнообразные свойства (цвет)

 - выбирать необходимый блок из нескольких;

 - развивать практически-действенное мышление.

Развивающая среда:

 набор объемных блоков Дьенеша; игрушка Буратино

Ход игры:

В группу входит Буратино и обращается к детям: «Я очень люблю делать приятное своим друзьям, а больше всего люблю дарить подарки. Подарков у меня целая коробка» (показывает коробку с блоками). Педагог предлагает рассмотреть эти фигуры. Дети рассматривают. «Понравились ли вам эти фигуры? Давайте поиграем в них». Объясняет правила игры: «Дети, я вам покажу круг красного цвета, а вы мне, пожалуйста, найдите все фигуры, но только красного цвета». Дети ищут. Игра повторяется, и педагог показывает фигуру другого цвета(желтого или синего). Буратино доволен, хвалит детей.

Дидактическая игра «Найди все фигуры, как эта» (по форме)

Цель: Учить детей выявлять в предметах разнообразные свойства (форма)

 - выбирать необходимый блок из нескольких;

 - развивать практически-действенное мышление.

Развивающая среда:

 набор объемных блоков Дьенеша; игрушки Винни- Пух, Пятачок, Кролик.

Ход игры:

Винни- Пух и Пятачок пришли в гости к Кролику. Кролик предложил им конфеты, но сказал, что могут взять лишь те, которые он покажет-такой же формы, как круг (квадрат, прямоугольник, треугольник). Винни- Пух и Пятачок не могут найти фигуры. «Дети, давайте поможем им?» Объясняет правила игры: «Дети, я вам покажу круг , а вы мне, пожалуйста, найдите все фигуры такой же формы». Дети ищут. Игра повторяется, и педагог показывает фигуру другой формы. Винни- Пух и Пятачок довольны, хвалят детей.

Дидактическая игра «Найди все фигуры, как эта» (по размеру)

Цель: Учить детей выявлять в предметах разнообразные свойства (размер)

 - выбирать необходимый блок из нескольких;

 - развивать практически-действенное мышление.

Развивающая среда:

 набор объемных блоков Дьенеша; письмо от Степашки

Ход игры:

«Дети, я пришла утром в группу, а на столе лежат два домика- один большой, другой- маленький и лежит письмо от Степашки. Но я его не стала открывать, а подождала вас. Давайте откроем конверт и прочитаем, что там написано». Открывают и читают: «Дорогие ребята, я хочу, чтобы вы показали мне, какие вы умные и положили большие фигуры в большой дом, а маленькие в маленький. Степашка». Вдруг появляется Степашка. Педагог предлагает порадовать Степашку и разложить фигуры Дьенеша. Большие в большой домик, маленькие в маленький домик.  Степашка  доволен, хвалит детей.

Дидактическая игра «Найди все фигуры, как эта» (по толщине)

Цель: Учить детей выявлять в предметах разнообразные свойства (толщина)

 - выбирать необходимый блок из нескольких;

 - развивать практически-действенное мышление.

Развивающая среда:

 набор объемных блоков Дьенеша; кукла Мальвина

Ход игры:

В гости приходит грустная Мальвина и говорит, что в школе ей задали задание, а она с ним никак не справится. «Не расстраивайся, Мальвина, мы сможем тебе помочь. Расскажи нам свое задание». А задание такое: на подносе лежат геометрические фигуры. Педагог показывает толстый круг и говорит, что надо найти все фигуры, как эта. Все ищут толстые фигуры. Педагог показывает тонкий квадрат, дети ищут тонкие фигуры. Мальвина обрадовалась и поблагодарила детей за помощь. Дети пригласили Мальвину в группу поиграть в игровом уголке.

Дидактическая игра «Назови, какая эта фигура» (по цвету, по форме, по размеру, по толщине)

Цель: Развивать умение детей выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет, форма, размер, толщина) предметов, обозначать словом наличие конкретного свойства (цвет, форма, размер, толщина), декодировать (понимать символическое замещение свойства предмета знаками-символами).

Развивающая среда:

 набор объемных блоков Дьенеша; карточки- свойства.

Ход игры:

Педагог показывает фигуру и просит одного из детей назвать свойство фигуры (цвет, форма, размер, толщина). Затем вводит схематическое обозначение этих свойств- у каждой фигуры есть фотография-карточка(цвет-пятно; форма-круг, квадрат, прямоугольник, треугольник; размер- большой и маленький домики; толщина- толстый и тонкий человечек). Педагог показывает карточку с символом цвет, форма, размер, толщина и просит подобрать фигуру.

Дидактическая игра «Сделай картинку»

Цель: формировать умение выявлять в предметах разнообразные свойства (цвет, форму, размер), умение составлять силуэт (создавать образ) по схематическому изображению.

Развивающая среда:

 набор объемных блоков Дьенеша; картинки со схематическим изображением предмета

Ход игры:

Подобрать необходимую фигуру и выложить на картинку (под картинкой) по схематическому изображению.

Дидактическая игра «Угадай-ка»

Цель: формировать умение детей выявлять, абстрагировать и декодировать информацию о свойствах (цвет, форма) предметов, «читать» знаки-символы на карточках.

Развивающая среда:

 набор объемных блоков Дьенеша; карточки-символы, игрушка Буратино

Ход игры:

Буратино: «Я очень люблю делать приятное своим друзьям, а больше всего- дарить подарки. Подарков у меня целая коробка(показывает коробку с блоками). Здесь шоколадки, машинки, куклы и все-все, что хотите. Я уже выбрал подарок для Мальвины.  Вы тоже можете выбрать подарки своим друзьям. Но для этого вам надо угадать, какого цвета(формы) игрушку я выбрал для Мальвины. Сейчас я ее достану из коробки и спрячу, а вы должны угадать и подобрать фигуру(карточку-фотографию) с цветом(формой)». Дети пытаются угадать и выбрать карточку. Тот, кто угадает и подберет карточку, получает право выбрать подарок для своего друга. Он прячет фигуру(подарок) и говорит, какое его свойство(фотографию) надо угадать. Каждый раз угадывается только одно свойство.

Дидактическая игра «Третий лишний»

Цель: формировать умение выявлять в предметах, абстрагировать и называть разнообразные свойства (цвет, форму, размер, толщину)

 - выбирать необходимый блок из нескольких;

 - развивать практически-действенное мышление.

Развивающая среда:

 3 объемных блока Дьенеша; картинки мышки, зайки, кошки и т.д.

Ход игры:

1 вариант

Перед детьми лежат 3 блока,2 из них отличаются от третьего каким-либо свойством (цветом, формой, размером, толщиной.  Дети – кладоискатели, монета(картинка) – клад. Дети должны отгадать, какой блок лишний и найти под ним клад(картинку).

Дидактическая игра «Найди клад или мышку (зайку, кошку и т.д.)»

Цель: формировать умение выявлять в предметах, абстрагировать и называть разнообразные свойства (цвет, форму, размер, толщину)

 - выбирать необходимый блок из нескольких;

 - развивать практически-действенное мышление.

Развивающая среда:

 8 объемных блоков Дьенеша; картинки мышки, зайки, и др.; карточки-символы (для вариантов)

Ход игры:

1 вариант

Перед детьми лежат 8 блоков, различающихся по свойствам. Дети – кладоискатели, монета(картинка) – клад. Один из детей задает вопрос:

Клад под синим блоком?- Да

Под большим и т.д.?-Нет

Кладоискатель, назвавший все свойства блока, проверяет. Если находит клад, забирает себе, если нет – поиск продолжается.

2 вариант

Ведущий говорит: мышка спряталась под красным, большим кругом. Можно карточками – символами написать письмо.

Дидактическая игра «Цепочка»

Цель: формировать умение выявлять, абстрагировать и удерживать в памяти 2-3 свойства предмета (цвет, форму, размер, толщину), называть их, обозначать словом

Развивающая среда:

 - набор объемных блоков Дьенеша;

Ход игры:

В гости приходит Дед Мороз и приносит елку без игрушек. Просит построить цепочку на елку.

Ребенку предлагается от произвольной фигуры построить как можно длиннее цепочку. Варианты построения цепочки:

-чтобы рядом не было фигур одинакового цвета, формы, размера, толщины

-чтобы рядом не было одинаковых фигур по цвету и форме, цвету и размеру, размеру и форме

-чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру и цвету, но разные по форме и т.д.

Дед Мороз прощается, благодарит за украшения, раздает подарки и уходит.

Дидактическая игра «Домино»

Цель: формировать умение выделять и абстрагировать предметы по разнообразным свойствам(цвет, форма, размер, толщина), сравнивать предметы по заданным свойствам.

Развивающая среда:

 - набор объемных блоков Дьенеша;

Ход игры:

  В игре участвуют 4 человека. Фигуры делятся поровну между игроками. Каждый игрок поочередно делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускается. Выигрывает тот, кто первым выложит все фигуры. Игроки договариваются о правилах игры: прикладывать к выложенным фигурам только фигуры:

- того же цвета,

-того же цвета и формы,

-того же цвета, формы и размера,

-того же цвета, формы и толщины.

Дидактическая игра «Хоровод»

Цель: Упражнять детей в классификации блоков по двум-трем  признакам: цвету и форме; цвету, форме и размеру.

Развивающая среда:

 - набор объемных блоков Дьенеша;

Ход игры:

 Воспитатель предлагает детям выстроить в веселый хоровод волшебные фигуры. Хоровод получится нарядным и красивым.

 Блоки выкладываются по кругу. Произвольно берется любой блок, затем присоединяется блок, в котором будет присутствовать один признак предыдущего блока и так далее. Последний блок должен совпадать с первым блоком по одному какому-либо признаку. В этом случае игра заканчивается – «хоровод» закрыт.

Дидактическая игра «Улитка»

Цель: Упражнять детей в классификации блоков по двум признакам: цвету и форме.

Развивающая среда:

 - игровое поле с изображением спирали;

- набор объемных блоков Дьенеша.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям построить домик для улитки из волшебных фигур. домик получится нарядным и красивым.

Выкладывание блоков начинается с середины спирали. Произвольно берется любой блок, в котором будет присутствовать один признак предыдущего блока и так далее.

Дидактическая игра «Паровозик»

Цель: Упражнять детей в классификации блоков по двум, трем признакам: цвету и форме; форме и размеру;

 - Развивать логическое мышление.

Развивающая среда:

 - набор объемных блоков Дьенеша;

 - игрушки: медвежонок и заяц.

 Ход игры:

Воспитатель: - Ребята, к нам пришла телеграмма от наших друзей Мишки и Зайки. Они пишут, что хотели приехать к нам в гости, но сейчас в лесу намело очень много снега, и они не знают, что им делать, как добраться к нам. Они приглашают нас приехать к ним в гости, и полюбоваться каким красивым стал зимний лес.

Воспитатель предлагает детям построить волшебный паровозик для поездки в лес, чтобы навестить любимые игрушки.

 Паровозик нужно строить по правилам:

 - чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины);

- чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру; размеру и форме; толщине);

 - чтобы рядом были фигуры, одинаковые по размеру, но разные по форме;

 - чтобы рядом были фигуры одинаковые по цвету и размеру, но разной формы.

Воспитатель: Вот мы и построили волшебный паровозик, а теперь поедем в лес  к друзьям. Загудел паровоз и вагончики повез.

Вот приехали мы в лес, полный сказочных чудес. А вот и наши друзья: Мишка и Зайка.

Мы весело играли с нашими друзьями, а теперь пора возвращаться домой. До свидания Мишка и Зайка. Теперь мы приглашаем вас в гости к нам.

Дидактическая игра «Второй ряд»

Цель: формировать умение выявлять, абстрагировать, обобщать и классифицировать фигуры по разнообразным свойствам(цвету, форме, размеру, толщине)

Развивающая среда:

 - набор объемных блоков Дьенеша;

Ход игры:

 Педагог: «Выложите в ряд 5-6 любых фигур и постройте под ними второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другого цвета(формы, размера); такой же формы, но другого цвета(размера); другая по цвету и размеру; не такая по форме, размеру и цвету».

Дидактическая игра «Продолжи узор»

Цель: формировать умение выявлять, абстрагировать, обобщать и классифицировать фигуры по разнообразным свойствам(цвету, форме, размеру), декодировать информацию о свойствах (цвет, форма, величина) предметов, «читать» знаки-символы на схемах.

Развивающая среда:

 - набор объемных блоков Дьенеша; схемы.

Ход игры:

Педагог предлагает выложить узор на карточках-схемах по заданным свойствам (по форме или по цвету или по форме и цвету) и продолжить его.

Дидактическая игра «Найди свой домик»

Цель: формировать умение выявлять, абстрагировать, обобщать и классифицировать фигуры по разнообразным свойствам(цвету, форме, размеру, толщине).

Развивающая среда:

 - набор объемных блоков Дьенеша; обручи.

Ход игры:

На импровизированной полянке лежат три обруча, в них находятся по одной геометрической фигуре(круг, квадрат, треугольник). Педагог предлагает детям рассмотреть обручи с фигурами и объясняет, что в обруче с кругом живут все круги, в обруче с квадратом- все квадраты и т.д. Для того, чтобы попасть в домик, нужен ключик. Используя сюрпризный момент, педагог предлагает «чудесный мешочек», в котором находятся «ключики»(геометрические фигуры). По форме и цвету «ключика» дети могут найти свой домик (соответствующие геометрические фигуры). Игра продолжается: дети гуляют по «лесу», обмениваются «ключиками». По сигналу все бегут к домикам, занимают их, сравнивая свою геометрическую фигуру с той, что находится в домике.

Дидактическая игра «Помоги муравьишкам»

Цель: формировать умение выявлять, абстрагировать, обобщать и классифицировать фигуры по разнообразным свойствам(цвету, форме, размеру).

Развивающая среда:

 - набор объемных блоков Дьенеша; коробочки-домики.

Ход игры:

Педагог читает загадку:

Дружный маленький народ

В этом тереме живет.

По дорожке, по тропинке

Носит иглы и травинки.  (Муравьи)

Перед детьми выложены блоки(муравьи). Педагог рассказывает детям историю о том, что у мамы-муравьихи много детей- веселых любознательных муравьишек. Они часто убегают из дома, а потом с трудом находят дорогу домой, некоторые даже теряются в большом лесу. Решила мама- муравьиха научить их быстро возвращаться в свой дом. Но одной ей не справиться, и она просит помощи у детей. Каждый ребенок получает свой домик. Педагог называет, какие муравьишки должны спрятаться в домиках(красные). Дети прячут в свои домики соответствующие блоки. В конце домики проверяют- открывают, не попал ли туда блок другого цвета. После проверки и исправления ошибок блоки возвращаются на место. Педагог дает новую команду спрятаться всем квадратным муравьишкам (большим и т.д.) Сначала роль муравьихи выполняет взрослый, затем по очереди дети.

Дидактическая игра «На свою веточку»

Цель: формировать умение выявлять, абстрагировать, обобщать и классифицировать фигуры по разнообразным свойствам(цвету, форме), декодировать информацию о свойствах (цвет, форма) предметов, «читать» знаки-символы на карточках .

Развивающая среда:

 - набор объемных блоков Дьенеша; карточки-символы, полотно с изображением дерева.

Ход игры:

Педагог: «В волшебном лесу растет чудо- дерево с разноцветными листочками, но вот налетел сильный ветер и оборвал все листья. Давайте поможем украсить его листочками. Для этого вам надо выбрать фигуры, которые нарисованы на карточках (желтые, круглые; красные квадратные и т.д) и повесить их на  веточки деревьев».

Дидактическая игра «Раздели фигуры»

Цель: формировать умение выявлять, абстрагировать, обобщать и классифицировать фигуры по разнообразным свойствам(цвету, форме, размеру) .

Развивающая среда:

 - набор объемных блоков Дьенеша; игрушки: Зайка, Мишка.

Ход игры:

Предложить детям разделить фигуры между мишкой и зайкой так, чтобы:

У мишки оказались все треугольные, а у зайки все квадратные;

У мишки все маленькие, а у зайки все большие;

У мишки все желтые, а у зайки все синие.

Дидактическая игра «Рассели жильцов»

Цель: Развивать умение детей классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам;

 - упражнять в счете;

 Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.

Развивающая среда:

 - набор объемных блоков Дьенеша;

 - «домик для блоков».

 Ход игры:

В группе детского сада жили –были блоки. И домом для них была одна общая коробка, в которой блокам было темно и тесно.

 И дети вместе с воспитателем решили поселить их в большом и просторном доме. Для каждой фигуры определен этаж, номер квартиры. Дети, расселяя блоки, называют номер квартиры, этаж.

Дидактическая игра «Раздели блоки»

Цель: Развивать умение разбивать множество по одному свойству на два подмножества, учить детей абстрагировать и удерживать в памяти одновременно два или три свойства.

Развивающая среда:

 - набор объемных блоков Дьенеша;

 - игрушки: мишка, заяц, кукла, Буратино, Незнайка, Чебурашка.

Ход игры:

 Воспитатель обращает внимание детей на то, что зайка и мишка сидят на своих стульчиках и о чем-то грустят. Что же случилось? Давайте спросим у них. Выясняется, что игрушки не могут поделить блоки между собой, чтобы никому не было обидно. Они ведь такие разные.

 1.Воспитатель предлагает детям разделить фигуры между мишкой и зайкой так, чтобы:

 - У мишки оказались все красные фигуры. У зайки – все не красные.

 - У мишки оказались все круглые; какие у зайки? (все не круглые)

 - У зайки оказались все большие фигуры; какие достались мишке?

 2. Раздели фигуры так, чтобы у мишки оказались все синие, а у зайки – все квадратные. Какие фигуры достались только мишке (синие, не квадратные); только зайке (квадратные, не синие); какие фигуры подошли сразу и мишке, и зайке (синие, квадратные), а какие фигуры никому не подошли (не синие, не квадратные).

 3. Раздели фигуры между Буратино, Чебурашкой, Незнайкой так, чтобы у Буратино оказались все круглые фигуры, у Чебурашки – все желтые, у Незнайки – все большие.

- какие фигуры достались только Буратино? (круглые, не желтые, маленькие)

- Чебурашке – (желтые, маленькие, не круглые);

 - Незнайке – (большие, не круглые, не желтые);

 - Какие фигуры подошли и Буратино и Чебурашке? (круглые, желтые, маленькие)

 - Какие фигуры достались и Незнайке и Буратино? (круглые, большие, не желтые);

 - Какие фигуры достались и Незнайке и Чебурашке? (большие, желтые, не круглые);

- Какие фигуры подошли всем троим персонажам? (круглые, желтые, большие)

 - А какие фигуры оказались ничьи? (большие, не круглые, не желтые).

Дидактическая игра «Логические кубики»

Материал: 5 кубиков на гранях которых изображены символы свойств блоков (размер, форма, цвет, толщина) и символы отрицания свойств, а также цифровой кубик (на гранях цифры 3-8)

Педагогические возможности материала: Логические кубики, как и карточки - символы помогут придумать с детьми разнообразные игры, а эти игры, в свою очередь будут полезны для овладения действиями замещения и наглядного моделирования, кодирования и декодирования. Логические кубики используют в комплекте с блоками Дьенеша и логическими фигурами. Своеобразие логических кубиков - возможность «случайного» выбора свойств (подбрасыванием кубика), а это всегда нравится детям.

Варианты игр с логическими кубиками и блоками Дьенеша

Блоки Дьенеша - прекрасный материал для замещения любых предметов. Так маленький красный треугольный блок может легко превратиться в маленькую красную треугольную рыбку, а большой синий круглый блок может стать прекрасным подарком блюдом для пирожных для Карлсона. Используя блоки Дьенеша и логические кубики можно с детьми придумать много сценариев различных игр. Пусть, например, мы решили поиграть в «Садовников» и посадить красивые цветы на клумбах. Каждый «садовник» выбирает себе клумбу большой цветной круг и по очереди подбрасывает логические кубики. На клумбе у него будут расти: 3 больших, красных, не треугольных цветка. Возможно, клумба будет выглядеть так: большой красный круг, большой красный квадрат, большой красный прямоугольник. А затем наши цветы могут познакомиться, рассказать о себе, какие они (по цвету, форме, толщине), как они попали на клумбу, свои цветочные истории... Не обязательно подбрасывать все кубики, то есть выбирать блоки по 4-ем признакам и в определенном количестве. Сколько кубиков подбрасывать и какие, договариваемся с детьми заранее. В игре используются логические фигуры (3 свойства) и логические блоки (4 свойства).

Дидактическая игра «Угощение для медвежат».

Материал: 9 изображений медвежат, карточки со знаками символами свойств, логические фигуры или блоки Дьенеша.

Цель игры:

развитие умения сравнивать предметы по одному - четырем свойствам

понимание слов: «разные», «одинаковые»

Описание игры:

1 вариант: в гости к детям пришли медвежата. Чем же будем гостей угощать? Наши медвежата - сладкоежки и очень любят печенье, причем разного цвета, разной формы. Какой материал нам удобно «превратить» в печенье. Конечно, блоки или логические фигуры. Давайте угостим медвежат. Угощают девочки. Печенье в левой и правой лапах должны отличаться только формой. Если в левой лапе у медвежонка круглое «печенье», в правой может быть или квадратное, или прямоугольное, или треугольное (не круглое). А сейчас угощают мальчики. Печенье в лапах медвежат отличается только цветом. В дальнейшем условие игры - отличие печенья по двум признакам - цвету и форме, цвету и размеру, форме и размеру и т. д. В работе с детьми старшего возраста возможно отличие «печенья» по 3-4 свойствам. В этом случае используются блоки Дьенеша. Во всех вариантах ребенок выбирает любой блок «печенье» в одну лапу, а во вторую подбирает по правилу, предложенному воспитателем.

2 вариант с использованием карточек с символами свойств. Последовательность действий (алгоритм) игры.

Карточки с символами свойств кладут стопкой «рубашками» вверх

Ребенок вынимает из стопки любую карточку

Находит «печенье» с таким же свойством

Ищет еще одно печенье, отличающееся только этим свойством

Угощает мишку

«Записывает», как угощал мишку. Ребенок выбрал. Например: выбрана карточка «большой» ребёнок выбрал логическую фигуру: большой, красный треугольник; второе печенье: маленький красный треугольник. Печенье отличается по размеру. Усложнение: отличие не только по одному, а по двум, трем и четырем свойствам.

В играх с нахождением отличия по 4 свойствам используются блоки Дьенеша

В играх можно использовать логические кубики, кроме цифровых

В играх могут быть элементы соревнований, чья команда быстрее угостит мишек.

Дидактическая игра «Художники»

Материал: «Эскизы картин» - листы большого цветного картона; дополнительные детали из картона для составления композиции картины; набор блоков.

Цель игры:

развитие умения анализировать форму предметов

развитие умения сравнивать по их свойствам

развитие художественных способностей (выбор цвета, фона, расположения, композиции).

Описание игры:

Детям предлагается «написать картины» по эскизам. Одну картину могут «писать» сразу несколько человек. Дети выбирают «эскиз» картины, бумагу для фона, детали к будущей картине, необходимые блоки. Если на эскизе деталь только обведена (контур детали) - выбирается тонкий блок, если деталь окрашена - толстый блок. Так, например, к эскизу картины со слонами ребенок возьмет дополнительные детали: 2 головы слоников, солнышко, озеро, верхушку пальмы, кактус, животное и блоки. В конце работы художники придумывают название к своим картинам, устраивают выставку картин, а экскурсовод рассказывает посетителям выставки, что изображено на картине.

Дидактическая игра «Магазин»

Материал: Товар (карточки с изображением предметов), логические фигуры.

Цель игры:

развитие умения выявлять и абстрагировать свойства

развитие умения рассуждать, аргументировать свой выбор

Описание игры:

Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор игрушек. У каждого ребенка 3логические фигуры «денежки». На одну «денежку» можно купить только одну игрушку. Правила покупки: купить можно только такую игрушку, в которой есть хотя бы одно свойство логической фигуры. Правило можно усложнить выбор игрушки по двум свойствам (например, большой квадрат, синий квадрат и т. д.)

Дидактическая игра «Украсим елку бусами»

Материал: Изображение елки, 15 карточек с символами, комплект логических фигур

Цель:

развитие умения выявлять и абстрагировать свойства умение «читать схему»

закрепление навыков порядкового счета

Описание игры:

Надо украсить елку бусами. На елке должно быть 5 рядов бус. В каждом ряду три бусинки. Цифра на карточке указывает порядковый номер нитки бус (счет начинаем с верхушки елки). Повесим первый ряд бус (карточки с цифрой 1). Закрашенный кружок показывает нам место бусинки на ниточке. Первая бусинка маленький желтый круг, вторая большой желтый квадрат, третья маленький желтый треугольник. Аналогично развешиваем остальные бусы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 4-5 лет «НАУКОГРАД» (Логико-малыш)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 4-5 лет  «НАУКОГРАД» (Логико-малыш)...

Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Радуга». Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»

Программа дополнительного образования детей «Радуга» разработана в соответствии с общей образовательной программой МБДОУ Детский сад 3 в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Заняти...

Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"

Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...