Семинар для педагогов ДОУ «Душевное равновесие педагога – залог эффективного построения процесса воспитания детей»
методическая разработка

Юлия Владимировна Найденова

Профилактика и коррекция эмоционально-волевой сферы педагогов, посредством активизации внутренних ресурсов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_dlya_pedagogov.docx20.18 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар для педагогов ДОУ

«Душевное равновесие педагога – залог эффективного построения процесса воспитания детей»

 Цель: профилактика нарушений психологического здоровья педагогов. Задачи: 

- создавать условия, способствующих профилактике синдрома эмоционального сгорания;

 - передавать психологические знания о синдроме эмоционального сгорания, его причинах и способах преодоления;

- развивать коммуникативные умения, эмоциональную сферу;

- снять мышечное и эмоциональное напряжение у педагогов;

- формировать навыки самопознания и саморазвития личности в целом;

- улучшать эмоциональное состояние педагогов.

   Продолжительность игрового семинара: 1-1,5 ч.

    Используемые методы: метод словесного изложения, метод демонстрации, беседа, упражнения, метод эмоционального стимулирования, работа под руководством, рефлексия.

Материал:

 свеча в безопасном подсвечнике;

 листы чистой бумаги;

  ручки, шарики;

 шоколад, сухой цветной песок.

Ход семинара

Вступительная часть.

 Педагог-психолог: Добрый день уважаемые педагоги! Я рада приветствовать вас в этот замечательный весенний день на нашем тренинге! Это замечательно, что мы смогли с вами встретиться и имеем возможность расправить крылья, измениться, вдохнуть полной грудью, почувствовать в себе силы, немного расслабиться, отдохнуть, поиграть, узнать что-то новое и, самое главное, - выразить друг другу радость встречи.

1.1. Ритуал приветствия.

 Упражнение «Продолжи фразу»

Цель: повышение работоспособности, позитивного настроения. Психолог приветствует участников тренинга и предлагает продолжить фразу, передавая друг другу свечу и обращаясь ко всем членам группы: «Привет, сегодня замечательный день, потому что…» Следующий участник повторяет высказывание предыдущего и придумывает свое продолжение.

 2. Основная часть.

 2.1. Упражнение «Нарисуй себя» Все участники встают в круг. Ведущий предлагает всем участникам словесно нарисовать свой портрет, но необычный: вместо глаз – то, на что любит смотреть, вместо носа - то, что любит нюхать, вдыхать, вместо рта – то, что любит есть, вместо ушей – то, что любит слушать, а вместо волос – нарисовать или написать заветную мечту. На выполнение упражнения даѐтся 7-10 минут. После выполнения, каждый представляет свой портрет.

2.2. Беседа о синдроме эмоционального сгорания. У любой профессии есть побочные эффекты. У шахтеров больные легкие, у наездников и жокеев больные ноги. От этого никуда не деться. Нечто подобное происходит и с педагогами, учителями, воспитателями. Со всеми теми, кому приходится постоянно активно общаться с людьми. Это работа в сфере "человек-человек". Ученые заметили и выяснили, что работа в этой сфере меняет человека, деформирует его. Как же это выражается?

Сейчас я перечислю ряд признаков, которые такому изменению сопутствуют. А вы прислушайтесь к себе – может быть, что-то подобное происходит с вами: • снижение восприимчивости, отсутствие любопытства в ответ на что-то новое, отсутствие страха в ответ на опасность;

• бессонница;

• постоянное сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;

• пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности;

• повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;

• переживание негативных эмоций, для которых нет причин;

 • чувство беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «чтото не так, как надо»);

 • чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;

• общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»);

• ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;

• постоянно, без необходимости, берете работу домой, но дома ее не делаете; • чувство бесполезности, неверие в улучшения, безразличие к результатам работы;

• эмоциональная холодность, безразличие к коллегам и детям. Вышеперечисленное – это признаки такого явления как профессиональное выгорание. Откуда оно берется. Происходит накапливание отрицательных эмоций. И работая с детьми (да и их родителями), мы находится в таких условиях, что эти негативные переживания не могут найти свое проявления. Мы всегда должны оставаться спокойными, внимательными, понимающими, заботливыми. Всегда с хорошим лицом, потому что от нас зависят дети. Негатив накапливается, соразмерного выражения у него нет. Это истощает эмоционально-энергетические и личностные ресурсы. В результате работать становится труднее. Мы стараемся защититься, не работать на полную, не включаться всецело в общение с детьми, не сопереживать каждому из них, а лишь поверхностно воздействовать. Такая работа и самому педагогу не врадость, и для детей не полезно, и коллегам с таким человеком общее дело делать трудно. Это не случается мгновенно. Этот процесс начинается с самого начала трудовой деятельности. Конечно, это зависит от стажа, от времени работы. Но не только от этого. От свойств самого человека тоже. Кто-то легко и играючи переносит стрессовые ситуации, а кому-то нескольких лет (пробного захода в профессию) достаточно, чтобы истощиться. А кто-то интуитивно находит пути так необходимого выхода, высвобождения негативных эмоций. У каждого профессионала с большим опытом, наверное, есть свой "секрет", свое решение.

2.3. Упражнение «Шарик» (работа с гневом).

Цель: помочь осознать, как можно контролировать гнев. Надуйте воздушный шарик и держите так, чтобы он не сдувался. Представьте себе, что шарик - это ваше тело, а воздух внутри шарика - это ваш гнев или злость. Как вы думаете, что случится с шариком, если его сейчас выпустить из рук? (Он улетит.) Отпустите шарик и проследите за ним. (Участники отпускают шарик. Он быстро перемещается из стороны в сторону.) Заметили, что шарик был совершенно неуправляемым? Так бывает и с человеком когда он сердится. Он может совершать поступки, не контролируя их. Может обидеть или даже ударить кого-нибудь. Теперь надуйте другой шарик и попробуйте выпускать из него воздух маленькими порциями» (Участники выполняют задание.) Что теперь происходит с шариком? (Он сдувается) А что происходит с гневом внутри шарика? Можно им управлять? (Он выходит из него. И этим гневом можно управлять.) Так и человек должен учиться управлять своим гневом для того чтобы не навредить окружающим людям и себе. А теперь давайте попробуем, научиться управлять гневом, и для этого выполним одно из многих упражнений.

2.4. Упражнение «Звуковая гимнастика»

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Инструкция: Стоя с выпрямленной спиной в спокойном, расслабленном состоянии. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук. Припеваем следующие звуки: А– воздействует на весь организм; Е– воздействует на щитовидную железу; И– воздействует на мозг, глаза, нос, уши; О– воздействует на сердце, легкие; У– на органы, расположенные в области живота; Я– на работу всего организма; М– на работу всего организма; Х– помогает очищению организма; ХА– помогает повысить настроение. Вы спокойны. Улыбнитесь.

2.5. Упражнение «Самоанализ» Раздаются всем участникам по шоколадке « Аленка». Попросить участников описать Аленку, представив, что она живая:  Какой у нее характер?

 Какой у нее образ жизни?

  О чем она думает?

 В чем нуждается?

 Что она хочет?

Прочитайте написанный текст. Вы увидите, что большая часть описаний совпадает с вашим отношением к себе, с вашими чувствами. Каждый из нас описывая другого, говорит на самом деле о себе. Обобщение. Наступила весна – чудесное время года, когда все пробуждается, расцветает, раскрывается. Мы все должны слиться с природой и пробудиться вместе с ней, открыться новому, почувствовать прилив энергии, сил для новых свершений! Проснуться для жизни!

 3.Заключительная часть.

 Подведение итогов.

3.1.Восточная притча «Все в твоих руках». Давным- давно в старинном городе жил Мастер, окружѐнный учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошѐл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал еѐ между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, пытаясь вырваться на свободу. (стресс для бабочки). Улыбаясь, он подошѐл к Мастеру и спросил: - Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мѐртвая? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: -Всѐ в твоих руках. Каждый из нас может найти рецепт, как привести свои мыс ли и чувства в порядок. Поэтому экспериментируйте, пробуйте. И если это средство помогло хотя бы несколько раз, оно сделало каждого из нас чуточку счастливее.

3.2. Рефлексия «Цветное настроение» - Сегодня целью нашей встречи была профилактика нарушений психологического здоровья педагогов. Давайте по кругу выскажем свое мнение о прошедшей встрече. Перед участниками на столе стоят контейнеры с цветным песком. Предлагаю выбрать песок того цвета, который характеризует ваше внутреннее состояние, настроение на данный момент (после проведенных упражнений). Участники делают свой выбор и кладут песок в емкость в форме цилиндра. (Каждый участник по очереди высказывает свои мысли, чувства и ощущения.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум для педагогов "Развитие профессиональной и коммуникативной компетентности педагогов. Как сохранить душевное равновесие педагога"

В наше непростое время тема сохранения душевного равновесия педагога как никогда актуальна в педагогическом коллективе. Ведь эмоциональное самочувствие взрослого, который находится рядом и помогает ра...

Игра-тренинг для педагогов «Сохраним душевное равновесие»

Профессия педагога (по-другому - работа сердца и нервов), требует ежедневного, ежечасного расходования душевных сил и энергии. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и пс...

"Как сохранить душевное равновесие педагога".

Работа с педагогическими работниками, семинар - практикум на тему: "Как сохранить душевное равновесие педагога"....

Как сохранить душевное равновесие педагога

Выступление педагога-психолога на педсовете...

Практикум: «Как сохранить душевное равновесие педагога»

Цель: Ознакомить педагогов со способами саморегуляции, которые позволяют вовремя «сбрасывать» напряжение, снимать внутренние зажимы, «расслабляться»....

мастер-класс Душевное равновесие педагога- основа успешной профессиональной деятельности

Размещен практический материал для снятия эмоционального профессионального напряжения педагогов....