Семинар-практикум для педагогов " Координационная лестница"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Карасева Анастасия Евгеньевна
Использование координационной лестницы с детьми дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum.docx24.82 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов ДОУ

«Использование координационной (скоростной) лестницы в свободной и регламентированной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Цель. Формирование у педагогов навыков работы с координационной (скоростной) лестницей; развитие профессиональной компетентности педагогов; стимулирование их педагогического творчества.

Задачи.

Обобщить и расширить представления педагогов об особенностях использования координационной лестницы для физического развития и оздоровления детей.

Пополнить багаж педагогических знаний и профессиональных умений, систематизировать знания педагогов о разнообразии игр и упражнений с координационной лестницей, методике их использования с детьми дошкольного возраста.

Способствовать позитивному общению педагогов, созданию    доброжелательного микроклимата и сплочённости коллектива.

Оборудование. Ноутбук, проектор, шапочки сказочных персонажей (мышка, лягушка, зайчик, лиса, волк, медведь), координационная лестница, выставка методических материалов по использованию координационной лестницы; памятки для воспитателей «Картотека игровых упражнений и подвижных игр с использованием координационной лестницы» (для каждой возрастной группы).

Ход.

  1. Теоретическая часть.
  1. Введение в тему, сообщение цели мероприятия.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Тема нашего семинара-практикума «Использование координационной (скоростной) лестницы в свободной и регламентированной деятельности с детьми дошкольного возраста».

 Сегодня мы пополним свои знания об особенностях использования данного физкультурного оборудования, расширим профессиональные умения и навыки, закрепив их в практической деятельности.

В настоящее время состояние здоровья подрастающего поколения вызывает тревогу у специалистов: врачей, педагогов, психологов. В последнее время в силу ряда объективных причин увеличилось количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Это дети с ослабленным здоровьем, они быстро утомляются, устают, раздражаются и наоборот апатичны. На сегодняшний день у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья выявлено достоверное отставание в уровне развития координационных, скоростно-силовых и скоростно-координационных способностей, гибкости, а также нарушение мелкой и общей моторики. В условиях современного ДОО педагогическая деятельность по физическому развитию детей с ограниченными возможностями здоровья должна быть направлена не только на формирование двигательных качеств, навыков и умений, но и на исправление имеющихся недостатков.

Дошкольный возраст является периодом, когда происходит «пуск» механизмов развития всех физических качеств ребёнка (Н.В. Бубнов, 2001).

Целенаправленное и эффективное воздействие на совершенствование физических качеств именно в этом возрасте является мощным средством качественной и целостной подготовки будущего первоклассника. По данным Е.Н. Вавиловой, для развития скоростных качеств, следует использовать упражнения в быстром и медленном беге; развитие ловкости связано с развитием координации. Чем выше уровень развития физических качеств, тем выше точность, ритмичность, согласованность движений, тем успешнее двигательная деятельность ребенка.  Именно поэтому необходимо развивать скоростные и координационные способности у дошкольников, искать новые средства, повышающие интерес к занятиям по физической культуре, к игровым занятиям. Перед педагогами встает проблема: найти интересные и эффективные формы работы.

  1. Методика использования координационной (скоростной) лестницы в ДОУ.

Одним из самых распространенных и эффективных тренажеров для оздоровительных занятий является координационная (скоростная) лестница, который развивает скорость и ловкость, координацию движения, баланс, ритмичность.

Характерные особенности координационной лестницы

Среди характерных особенностей скоростной лестницы можно выделить такие, как:

  • вариативность (в применении: в разных видах двигательной активности, различных упражнениях; в изготовлении: из разнообразных материалов),
  • мобильность (компактная, легкая),
  • доступность (используется детьми всех уровней физической подготовленности, с детьми разного возраста),
  • безопасность (при выполнении правил техники безопасности),
  • простота в использовании.

Такая «лесенка-чудесенка» может быть использована в регламентированной деятельности детей при проведении:

    - утренней гимнастики;

    - занятий по физической культуре;

    - подвижных игр и игр-эстафет;

    - прогулок (лестница может быть выносной или начерченной на асфальте);

    - физкультминуток;

    - в утренние и вечерние часы в группе.

На занятиях по физической культуре координационная лестница используется:

  •  в младшем и среднем дошкольном возрасте - для формирования основных двигательных умений и навыков;
  •  в старшем дошкольном возрасте -  для развития ловкости и координации движений.

Упражнения можно выполнять и под музыкальное сопровождение, которое положительно влияет на эмоциональное состояние детей, задает темп и ритм движениям.

При освоении данного пособия под руководством педагога, оно может быть предложено детям для использования в свободной деятельности. «Лесенка – чудесенка» должна находиться в спортивном уголке, где каждый ребенок имеет возможность выбрать упражнение (по схеме), придумать свое, найти партнера для игры, научить другого тому, что умеет сам.

Виды упражнений на координационной лестнице:

- ходьба,

- бег,

- прыжки,

- ползание.

Размеры ячейки

Для занятий с дошкольниками лучше использовать плоскую координационную лестницу, состоящую из гибких пластиковых перекладин. Педагог может самостоятельно поменять положение перекладин.

Оптимальные размеры ячейки:

  •  37 х 37 см — для выполнения упражнений;
  •  40 х 40 см — для ползания, подлезания, метания;
  •  количество ячеек не более 10.

Основные правила использования координационной лестницы:

*Обеспечить сводное пространство с обоих концов и по обе стороны лестницы.

* На каждом занятии напоминать воспитанникам правила выполнения упражнений (на пластины наступать нельзя, спину держать прямо, необходимо соблюдать дистанцию, не торопиться).

* Обязательная разминка перед выполнением упражнений.

* Соблюдение дистанции между детьми во время выполнения упражнения - 1-3 ячейки; во время прыжков - 3 ячейки.

* Во избежание столкновений во время выполнения упражнений: детей, которые хорошо справляются с заданием, рекомендуется ставить первыми, у кого возникают трудности - последними.

* Наблюдать за состоянием детей. Не допускать переутомления.

* Следить за осанкой.

* Для занятий детей можно поделить по уровню физической подготовки, по состоянию здоровья, так воспитателю будет легче дозировать физическую нагрузку.

* Упражнения усложнять постепенно. К упражнениям с ходьбой можно добавить спортивный инвентарь (мяч, гимнастическую палку, мешочек с песком, теннисную ракетку с мячиком, детские булавы, флажки, гантели) и движения руками (хлопки, круговые движения, руки на поясе, взмахи).

* Игры и упражнения с использованием координационной лестницы могут быть индивидуальными, подгрупповыми, групповыми, командными.

  1. Практическая часть: сказка «Теремок».

Инструктор по физкультуре зачитывает текст сказки. Педагоги в ролях сказочных персонажей выполняют движения в соответствии с текстом и прыжки в соответствии со схемами на экране.

Текст сказки

Слайд 2
Ставьте ушки на макушке,
Слушайте внимательно.
Расскажу одну вам сказку
Очень занимательно.

Стоит в поле теремок.
Он не низок, не высок.
Солнышко над ним сияет.
Терем в гости приглашает.

Кто построил теремок
Нам, конечно, невдомёк.
Но стоит коль в поле дом – 
И жильцы должны быть в нём.

Слайд 3

Как-то рано поутру,
Бросив старую нору,
Мышка по полю бежала
(машет рукой),
Теремок тот увидала
(бег с высоким подниманием колен).

Слайд 4

С мыслями о новоселье,
Предвкушая здесь веселье,
Мышка в двери постучала
И притихла, замолчала
(пауза).

Тишина была в ответ.
Значит, никого тут нет.
Забежала мышка в дом,
Навела порядок в нём
(прыжки).

Стала жить здесь, не скучая,

Грызть зерно за чашкой чая.

Вслед за мышкой в поле том

Лягушка увидала дом (машет рукой).

Слайд 5

Стукнула лягушка в дверь:
«Эй, какой живёт здесь зверь?»

Мышка вмиг отозвалась,
Норушкою назвалась.

И, узнав, что гость – лягушка,
Пригласила в дом квакушку.
Прыгнула лягушка в дом –

Стали жить они вдвоём (прыжки). 

Слайд 6
Так бежит денёк за днём,
Новый гость уж под окном.
Это серый добрый зайка,
По прозвищу «Попрыгайка»
(машет рукой).

Ищет заинька приют,
Может быть, его здесь ждут?

Робко зайка постучал
И вопрос он свой задал:
«Кто же в тереме живёт?
Кто зайчишку в дом возьмёт?»

На лягушку мышь взглянула – 
Та головкою махнула:
«Прыгай, зайка, к нам скорей!
Ведь втроём-то веселей!»
(прыжки).

Слайд 7

Времени прошло немного,
Шла лисичка той дорогой
(машет рукой).
Мимо не смогла пройти
Теремка, что на пути.

Хвостик рыжий распушила,
Ушки мигом навострила,
Мордочку приподняла,
Носом чёрным повела.

Почуяла: дом не пустой.
Попросилась на постой:
«Впустите милую лисичку!
Стану я для вас сестричкой!»

Речь понравилась друзьям:
«Заходи, лисичка, к нам!»
(прыжки).
Вот живут уж вчетвером,
Смехом наполняя дом.

Слайд 8

Тут волчок про дом узнал (машет рукой),
Серый бок свой почесал
И решил: «Хватит скитаться,
Надо в терем тот податься».

Вытер лапы волк о травку, 
Сел у домика на лавку
И давай животных звать,
Чтоб себя им показать
(прыжки).

Что ж поделать? И волчок
Лёг у печки на бочок.

Слайд 9

Живут в тереме друзья,
Словно добрая семья.
Все друг друга уважают,
Ночи доброй всем желают,
Утром радостно встают,
Песни весело поют
(по очереди прыгают друг за другом).

Слайд 10

Но однажды летним днём
Шёл медведь в лесу густом
(машет рукой).
Шёл без цели, наугад,
Шёл, куда глаза глядят.

Тут глазищи увидали
Леса край, а дальше – дали
Зелени, травы, цветов,
Простор поля и лугов.

А среди той красоты – 
Терем мишкиной мечты.

Прямиком пошёл медведь 
На тот терем поглядеть.
Лапы сходу потирая,
Новоселье предвкушая.

«Кто здесь в тереме живёт?
Потеснитесь-ка, народ!»
(прыжки)

Жильцы все перепугались, 
На медведя раскричались:
«Не войдёшь ты в этот дом,
И так мало места в нём!»

Но медведь не растерялся – 
Вмиг на крышу он взобрался.

Слайд 11

Затрещал по швам наш терем.
В прочность теремка не веря,
Жильцы стали выбегать,
Срочно домик покидать
(по очереди прыгают друг за другом).

Рухнул терем расписной
И сравнялся он с землёй.

Чешет голову медведь,
От тоски давай реветь,
Проявив смущение,
Стал просить прощения.

Слайд 12

Доброй сказка быть должна.
И закончилась она
Тем, что новый терем в поле
Все друзья смогли построить
(хлопают в ладоши).

Слайд 13

Вот и сказочке конец.
А играл кто – молодец!
 

  1. Рефлексия.

Общий опрос:

  • Полезна ли для Вас была эта встреча? Заинтересовал ли вас предложенный материал?

Таким образом, специально подобранные игры и упражнения с координационной лестницей помогут развить у ребенка координационные и скоростные качества, ловкость, общую выносливость, равновесие, внимание, память, воображение, быстроту реакции; улучшат технику выполнения основных видов движений (ходьба, бег, прыжки и т.д.).

Спасибо всем за участие!

В завершение встречи педагоги получают памятки «Картотека игровых упражнений и подвижных игр с использованием координационной лестницы».

Используемая литература

  1. Координационные способности: диагностика и развитие.-Лях В.И.- М.:ТВТ Дивизион, 2006. — 290 с.
  2. Развитие координации движения в детском саду и начальной школе. Патрикеев А.Ю.- 18ВК 978-5-4474-6146-1-Создано в интеллектуальной издательской системе Шдего, 2017.
  3. Развивать координационные способности. Лях В.И., Панфилова Н.В.// Дошкольное воспитание.-1991.-№7.-с. 16-19.
  4. Руководство к использованию скоростной лестницей, 2013. – 15 с., илл.
  5. Школа мгновенной реакции, ловких движений, быстрых ног и сильных рук. Физическое развитие детей 4-11 лет/Алан Пирсон, Дэвид Хокинс; пер. с англ.Л.И.Заремской. – М.: АСТ:Астрель. 2011. – 320 с., илл.
  6. Использование координационно-скоростной лестницы для развития координационных способностей детей 5- 7 лет»: https://mdou-detsad7.minobr63.ru
  7. Координационная лестница для дошкольников: подвижные игры и упражнения: https://rebenokvsporte.ru/koordinatsionnaya-lestnitsa-dlya-doshkolnikov-podvizhnye-igry-i-uprazhneniya https://rebenokvsporte.ru/koordinatsionnaya-lestnitsa-dlya-doshkolnikov-podvizhnye-igry-i-uprazhneniya

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми"

Содержание семинара - практикума "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми" направлено на повышение коммуникативной компетентности педагогов детского сада по  проблеме детской а...

Семинар-практикум "Адаптация молодых педагогов к ДОУ"

Адаптация работника - это приспособление индивидуума к рабочему месту и трудовому коллективу. Таким образом, когда в организацию приходит новый сотрудник, наблюдается процесс привыкания. Поэтому...

Семинар-практикум "Повышение мастерства педагогов доу По организации работы педагогов в процессе Формирования элементарных Математических представлений у дошкольников"

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окр...

Семинар-практикум для молодых педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей».

Материал будет полезен для психолога ДОУ. Содержит теоретический материал и практический. Основная цель повышение коммуникативной компетентности педагогов при общении с родителями....

Семинар-практикум для молодых педагогов на тему: «Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации молодых педагогов в инновационной образовательной среде»

Проблема конфликта между родителями и педагогом - это глобальная проблема общества в целом,самой системы образования.Существует также множество субъективных причин,которые даже при очень хорошем воспи...

Консультация для родителей и педагогов "Координационная лестница"

Занятия физическими упражнениями оказывают большое влияние на всестороннее развитие ребенка. Формируется и развивается внутренний мир ребенка – его мысли, чувства, нравственные качества, поведен...

Конспект мастер-класса для педагогов «Координационная лестница как эффективное средство развития координационных способностей у детей дошкольного возраста» Неделя неформального образования

Конспект мастер-классадля педагогов«Координационная лестница как эффективное средство развития координационных способностей у детей дошкольного возраста»...