ДОКЛАД «Использование технологии проектной деятельности в ДОУ, как фактора поддержки детской инициативы» (педсовет)
консультация

Праслова Жанна Абдрахмановна

МКДОУ Бобровский детский сад №4 ОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           ДОКЛАД

           «Использование технологии проектной деятельности в ДОУ, как фактора поддержки детской инициативы»

                      (педсовет)

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                подготовила:Праслова Ж.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               2020 г

         Современному дошкольному образованию в условиях введения ФГОС требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые помогали бы воспитывать инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. 

         Исследования психологов доказывают, что в дошкольный период открываются благоприятные возможности для формирования этих качеств личности, что стремление к самостоятельности свойственно маленьким детям. Это внутренняя потребность растущего организма ребёнка, которую необходимо поддерживать и развивать. Воспитание самостоятельности - неотъемлемое требование сегодняшней реальности, и предполагающее формирование целеустремленности, независимости, широты взглядов, мышления, гибкости ума и поступков, предприимчивости и трезвого анализа происходящего в жизни явления и ситуации. 

Среди показателей самостоятельности специалисты отмечают:

- стремление решать задачи деятельности без помощи и участия других людей

- умение ставить цель деятельности

-осуществление элементарного планирования деятельности - реализацию задуманного и получение результата, адекватного поставленной цели. Именно в старшем дошкольном возрасте ребенок уже способен регулировать свое поведение в соответствии с необходимостью. « У детей старшего дошкольного возраста слова «надо», «можно», «нельзя» становятся основой и для саморегуляции, когда мысленно произносятся самим ребенком. Это – первое самостоятельное проявление ребенком силы воли…»

С переходом к школьному обучению характер самостоятельности меняется: ребенок должен самостоятельно ориентироваться в ситуации, мыслить самостоятельно, высказывать свою точку зрения. В своей работе я использую разнообразные формы и методы. Одним из самых эффективных, на мой взгляд является метод проектов, который в последние годы очень прочно вошел в практику дошкольных образовательных учреждений. 

Метод проектов дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, планировать свою деятельность, проявлять инициативу и самостоятельность. 

Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ. Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы. Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. 

Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 5 «П»: 

  • Проблема; 
  • Проектирование или планирование; 
  • Поиск информации; 
  • Продукт; 
  • Презентация. 

Запомнить просто – пять пальцев руки. 

Шестое «П»- портфолио, в котором собраны наработанные материалы( фото, рисунки, альбомы, макеты и др.). 

Работая с детьми по методу проектов, важно соблюдать следующие требования к его использованию: 

1.     Наличие значимой для детей в исследовательском, творческом плане проблемы. 

2.     Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов. 

3.     Самостоятельная деятельность детей. 

4.     Четкая структура содержательной части проекта. 

5.     Использование исследовательских методов и приемов: опыты, наблюдения, экспериментирование и другие. 

 

Проектная деятельность развивает творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни, способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления. 

 Главное условие – помнить, что метод проектов нацелен не на интеграцию уже имеющихся знаний, а на применение и приобретение новых. На практике чаще всего проектную деятельность используют с детьми старшего дошкольного возраста и очень редко с детьми раннего возраста, недооценивая её возможности. Моя педагогическая практика показала, что использование метода проектов в работе с детьми раннего имеет большое значение для развития личности ребенка. В раннем возрасте закладываются наиболее важные способности: познавательная активность, любознательность, интерес к окружающему, уверенность в себе, доверие к другим людям, целенаправленность действий и настойчивость, воображение, творческая позиция и многое другое. Работая с детьми раннего возраста, я увидела, что сам ребенок не всегда способен находить или придумывать такие занятия, которые отвечают его возможностям, развивают его способности. Чтобы деятельность стала действительно развивающей, ребенку нужна помощь взрослого. Обрести и реализовать свою активность, а, следовательно, нормально развиваться ребенок может только в совместной деятельности с взрослым. И моя роль, как педагога заключается в том, чтобы заинтересовать ребенка какой-то полезной и новой деятельностью, стимулировать его собственную активность и эмоциональную вовлеченность в развивающие игры и занятия. 

Чтобы ребенок получил полноценное качественное развитие, нужно чтобы развитие проходило через его инициативу и самостоятельность ребенка, чтобы ребенок сам что-то придумывал и создавал, сам к чему-то стремился. При разработке непосредственно образовательной деятельности по методу проектов я применяю алгоритм создания проблемной ситуации, по которому определяю тему проекта и его цель, составляю перспективный план продвижения к цели; формулирую задачи и обсуждаю их с участниками проекта, придумываю игры и другие виды деятельности. Конечно, по отношению к самым маленьким моим воспитанникам проектная деятельность во многом упрощена. Для них моделируется специальная игровая ситуация, побуждающая их к деятельности. Проектная деятельность состоит из следующих этапов: проблематизация, целепологание, сбор информации, планирование (составление алгоритма действий), рефлексия, презентация. 

Рассмотрим на примере проекта образовательной деятельности «Мы встречаем гостей». Сообщаем детям о том, что к нам в гости должна прийти кукла Катя. Вместе с детьми обсуждаем встречу куклы (проблемно-игровая ситуация); решаем, как мы будем встречать куклу и что нам для этого нужно (находим и решаем проблему, ставим цель). Обговариваем, что и как необходимо сделать? С чего начать? (планирование деятельности, составление алгоритма действий); рассматриваем и расставляем предметы посуды, обговариваем ее предназначение (выполнение алгоритма действий по картинкам); встречаем куклу Катю, показываем ей, что мы для встречи приготовили, угощаем куклу (рефлексия, презентация). На каждом этапе у детей формируются специфические умения: самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развивать умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, устанавливать причинно-следственные связи. В проектной деятельности я использую продуктивные методы и приемы. Метод проблемного изложения – это устный монолог воспитателя, который активизирует мыслительную деятельность через создание проблемной ситуации и последующее изложение по ее разрешению. Грамотно построенное проблемное изложение подталкивает детей к получению новых знаний, а не дает их в готовом виде. Прием: предъявить детям преднамеренно нарушенную логику изложения, доказательства. Например (кукла зимой пошла, гулять, и взяла с собой санки, чтобы по лужам кататься на них и т.д.). Метод эвристического диалога – это вопросно-ответный способ организации процесса обучения, в котором вопрос имеет проблемный характер, а ответ является результатом активного поиска детей, под руководством воспитателя. 

В рамках эвристического диалога (беседы) учебная деятельность развивается по схеме: 

1. Организация проблемной ситуации. 

2. Выдвижение гипотез. 

3. Обоснование и доказательство. 

4. Вывод. 

Приемы, соответствующие эвристическому диалогу таковы: 

  • выдвижение гипотез, поиск аргументации; 
  • наводящие вопросы; 
  • выявление ряда частных задач, выводящих на решение основной, поиск возможных ошибок в рассуждениях; 
  • обобщение; 

Например, кукла Катя заболела. Как вылечить куклу? (проблемная ситуация). Выдвижение гипотез детьми: напоить лекарством, поставить укол, завязать бинт и т.д. Обоснование и доказательство – из личного опыта детей. Вывод – надо куклу показать доктору (врачу). Метод «мозгового штурма» (массовая мозговая атака) – интенсивное и хаотическое генерирование идей без их сиюминутного анализа и с отдаленной по времени оценкой. В основе метода лежит создание вероятных ситуаций. Метод предполагает участие всех детей в выдвижении идей с последующим коллективным анализом. Прием: групповой поиск. Например, кукла Катя хочет спать. А что для этого надо? Дети высказывают свои идеи (кровать, диван, подушка, одеяло и т.д.). Из всего предложенного, дети выбирают нужные предметы для того, чтобы уложить куклу спать. Применение продуктивных методов и приемов в деятельности, позволяет мне активно формировать у детей познавательные и коммуникативные способности, интерес к окружающему, обогащать опыт творческой деятельности. Открытая образовательная среда, позволяет добиться подвижного баланса инициатив всех участников образовательного процесса, что обеспечивает раскрытие индивидуального потенциала каждого ребенка. Участие ребенка в проектной деятельности позволяет ему учиться исследовать, добывать информацию, ставить проблемы и решать их. В проектном методе используются следующие формы поддержки детских инициатив: - «Успех гарантирован» - любая инициатива ребенка, ради которой совершено усилие, сама по себе является успехом, замеченным и вознагражденным участниками проекта с помощью бонусной оценки. - «Успех каждого - успех общего дела» - вклад в общее дело становится наградой за проявленные усилия, важным фактором непринужденной самореализации в детских инициативах. - Поддержка гуманитарной инициативы по принципу: «Научился сам – научу другого» - стремления ребенка вовлечь младших или ровесников в работу над проектом, передать свои знания и умения, поддержать другого в деятельности. - Мотивированная интеграция детей и взрослых – педагогов, воспитателей, специалистов и родителей в едином процессе творчества. - Игровая основа деятельностных взаимодействий всех участников реализации инициатив детей в продуктивной деятельности. Кроме детей участниками проектов становятся и родители. Вся семья, включая детей, участвуют в реализации проекта, например - прочитать нужную для работы сказку, вырезать подходящие картинки и наклеить в альбом, повторить пальчиковую гимнастику, замесить соленое тесто и т.д. Дети, приходя в группу, показывают и рассказывают, что они делали с родителями дома. Эта подготовка к интересным событиям в группе не проходит напрасно. Остается только придумать самим «события». Например («День рождения Мишутки», «Любимые игрушки», «В гостях у сказки» и т.д.). Знания, приобретенные детьми, в таких образовательных проектах становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе собственной деятельности. Использование метода проектов в моей практике позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей. Способствует активизации познавательной деятельности детей; формированию у них специфических умений и навыков коммуникативного характера; развитию творческой активности детей в процессе игровой и познавательной деятельности. К тому же позволяет объединить педагогов, детей и родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Проектная деятельность – это вид педагогической работы, которая актуальна в связи с реализацией ФГОС ДО. 

Проектный метод как никакой другой, поддерживает детскую познавательную инициативу, помогает получить ребёнку ранний, социальный, позитивный опыт реализации собственных замыслов, требует поиска нестандартных действий в разнообразных обстоятельствах, развивает познавательную и творческую активность дошкольников

Проектная деятельность включает в себя:

• задание для детей, сформулированное в виде проблемы;

• целенаправленную детскую деятельность;

• формы организации взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом;

• результат деятельности как найденный детьми способ решения проблемы проекта.

Проектная деятельность дошкольников может быть познавательно-исследовательского, игрового и творческого характера.

По продолжительности проекты бывают краткосрочными (от 1 недели до нескольких месяцев) и долгосрочными (от полугода до нескольких лет).

Для детей младшего дошкольного возраста характерны небольшие по продолжительности и простые по результату продуктивной деятельности тематические мини-проекты, организуемые чаще при участии родителей или совместно с родителями.

Для детей старшего дошкольного возраста проектная деятельность становится более продолжительным занятием, она может активно развиваться, приостанавливаться на какое-то время и снова нарастать по мере активности детей.


Метод проектов включает в себя несколько этапов и только при их соблюдении можно говорить о том, что реализуется проектная деятельность в детском саду:

1.     Погружение в проект;

2.     Организация деятельности;

3.     Осуществление деятельности;

4.     Презентация результатов.

Новая форма работы закономерно влечет за собой изменение позиции воспитателя. Для проектной деятельности характерны такие изменения в профессиональном взаимодействии взрослого и ребенка, как:

  • Переход от трансляции готовых знаний к инициированию активизации поисковой активности воспитанников, к совместному поиску решения поставленной или обнаруженной ими проблемы.
  • Педагог помогает детям самостоятельно найти решение, «открыть » новое знание и присвоить его на уровне опыта. В ходе выполнения проекта дети учатся самостоятельно искать информацию, делать выводы, подбирать способы изложения найденного материала для сверстников, младших детей.

Этапы проектной деятельности и сущность выполняемых действий со стороны воспитателя и детей в ее условиях.

 Самое сложное в проектной деятельности для воспитателя — это обозначить и сформулировать проблему для детей таким образом, чтобы они захотели ее решить, чтобы у них возник интерес к исследовательскому и творческому поиску. Об этом стоит задуматься серьезно на предварительном этапе.

Продукт проектной деятельности дети предложат сами, как только произойдет погружение в проблемную ситуацию. Для воспитателя главное — поддержать активность детей, помочь ей развернуться и развиться самостоятельно.

В отличие от проектной деятельности школьников, где больший упор делается на исследовательскую активность учащихся, проектная деятельность дошкольников более разнообразна и вариативна. Она допускает элементы фантазирования и творчества, обязательный игровой контекст, учитывает возраст и опыт детей, ведущий вид деятельности.

Задачи исследовательской деятельности :

В младшем дошкольном возрасте – это:
• вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
• активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
• формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте – это:
• формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
• развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
• формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
• развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.  

 

Основные новообразования возраста:

  • опыт освоения предметного мира и простейших манипуляций с предметами;
  • развитие наглядно-действенного мышления;
  • возникновение новых социальных мотивов — войти в жизнь взрослых, пользоваться их предметами, действовать с ними, как взрослые;
  • образование системы «Я» и развитие потребности действовать самому.

Ведущий вид деятельности: предметная и предметно-манипулятивная.

Создание коллекций в рамках проектной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста отвечает ведущей деятельности детей — предметной и предметно-манипулятивной.

Создание коллекций — это возможность познания ребенком предмета, его сенсорной стороны, разнообразных свойств и качеств; знакомство с разнообразием предметного мира в рамках

одной темы или одного предмета. Учитывая возраст детей и небольшой опыт деятельности и представлений об окружающем, следует говорить о детско-родительском коллекционировании.

Такой подход, в свою очередь, позволяет ребенку активно взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, создает доброжелательную атмосферу в группе детского сада и в семье, поскольку

совместная деятельность сближает родителей с ребенком.

Коллекционирование как продуктивная проектная деятельность позволяет по-новому взглянуть на обогащение предметноразвивающей среды в группе детского сада. Воспитатель имеет возможность обращаться к детской коллекции (выставке), решая разнообразные задачи воспитания и развития детей. Тематическая коллекция может стать опорой для педагога в организации познавательно-речевой и художественно-эстетической деятельности, в организации здоровьесбережения и социально-нравственном воспитании.

Основные новообразования возраста: опыт осознания своей внутренней жизни, своих чувств и переживаний (самолюбие и самооценка, самосознание); стремление к разностороннему общению; развитие логического и понятийного мышления;
соподчинение мотивов деятельности и начало формирования
индивидуальной мотивационной сферы; компетентность; освоение
новой социальной позиции.

 



 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.docx32.06 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ Бобровский детский сад №4 ОВ

           ДОКЛАД

           «Использование технологии проектной деятельности в ДОУ, как фактора поддержки детской инициативы»

                      (педсовет)

 

                                                подготовила:Праслова Ж.А.

                                               2020 г

         Современному дошкольному образованию в условиях введения ФГОС требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые помогали бы воспитывать инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. 

         Исследования психологов доказывают, что в дошкольный период открываются благоприятные возможности для формирования этих качеств личности, что стремление к самостоятельности свойственно маленьким детям. Это внутренняя потребность растущего организма ребёнка, которую необходимо поддерживать и развивать. Воспитание самостоятельности - неотъемлемое требование сегодняшней реальности, и предполагающее формирование целеустремленности, независимости, широты взглядов, мышления, гибкости ума и поступков, предприимчивости и трезвого анализа происходящего в жизни явления и ситуации. 

Среди показателей самостоятельности специалисты отмечают:

- стремление решать задачи деятельности без помощи и участия других людей

- умение ставить цель деятельности

-осуществление элементарного планирования деятельности - реализацию задуманного и получение результата, адекватного поставленной цели. Именно в старшем дошкольном возрасте ребенок уже способен регулировать свое поведение в соответствии с необходимостью. « У детей старшего дошкольного возраста слова «надо», «можно», «нельзя» становятся основой и для саморегуляции, когда мысленно произносятся самим ребенком. Это – первое самостоятельное проявление ребенком силы воли…»

С переходом к школьному обучению характер самостоятельности меняется: ребенок должен самостоятельно ориентироваться в ситуации, мыслить самостоятельно, высказывать свою точку зрения. В своей работе я использую разнообразные формы и методы. Одним из самых эффективных, на мой взгляд является метод проектов, который в последние годы очень прочно вошел в практику дошкольных образовательных учреждений. 

Метод проектов дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, планировать свою деятельность, проявлять инициативу и самостоятельность. 

Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ. Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы. Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. 

Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 5 «П»: 

  • Проблема; 
  • Проектирование или планирование; 
  • Поиск информации; 
  • Продукт; 
  • Презентация. 

Запомнить просто – пять пальцев руки. 

Шестое «П»- портфолио, в котором собраны наработанные материалы( фото, рисунки, альбомы, макеты и др.). 

Работая с детьми по методу проектов, важно соблюдать следующие требования к его использованию: 

1.     Наличие значимой для детей в исследовательском, творческом плане проблемы. 

2.     Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов. 

3.     Самостоятельная деятельность детей. 

4.     Четкая структура содержательной части проекта. 

5.     Использование исследовательских методов и приемов: опыты, наблюдения, экспериментирование и другие. 

 

Проектная деятельность развивает творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни, способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления. 

 Главное условие – помнить, что метод проектов нацелен не на интеграцию уже имеющихся знаний, а на применение и приобретение новых. На практике чаще всего проектную деятельность используют с детьми старшего дошкольного возраста и очень редко с детьми раннего возраста, недооценивая её возможности. Моя педагогическая практика показала, что использование метода проектов в работе с детьми раннего имеет большое значение для развития личности ребенка. В раннем возрасте закладываются наиболее важные способности: познавательная активность, любознательность, интерес к окружающему, уверенность в себе, доверие к другим людям, целенаправленность действий и настойчивость, воображение, творческая позиция и многое другое. Работая с детьми раннего возраста, я увидела, что сам ребенок не всегда способен находить или придумывать такие занятия, которые отвечают его возможностям, развивают его способности. Чтобы деятельность стала действительно развивающей, ребенку нужна помощь взрослого. Обрести и реализовать свою активность, а, следовательно, нормально развиваться ребенок может только в совместной деятельности с взрослым. И моя роль, как педагога заключается в том, чтобы заинтересовать ребенка какой-то полезной и новой деятельностью, стимулировать его собственную активность и эмоциональную вовлеченность в развивающие игры и занятия. 

Чтобы ребенок получил полноценное качественное развитие, нужно чтобы развитие проходило через его инициативу и самостоятельность ребенка, чтобы ребенок сам что-то придумывал и создавал, сам к чему-то стремился. При разработке непосредственно образовательной деятельности по методу проектов я применяю алгоритм создания проблемной ситуации, по которому определяю тему проекта и его цель, составляю перспективный план продвижения к цели; формулирую задачи и обсуждаю их с участниками проекта, придумываю игры и другие виды деятельности. Конечно, по отношению к самым маленьким моим воспитанникам проектная деятельность во многом упрощена. Для них моделируется специальная игровая ситуация, побуждающая их к деятельности. Проектная деятельность состоит из следующих этапов: проблематизация, целепологание, сбор информации, планирование (составление алгоритма действий), рефлексия, презентация. 

Рассмотрим на примере проекта образовательной деятельности «Мы встречаем гостей». Сообщаем детям о том, что к нам в гости должна прийти кукла Катя. Вместе с детьми обсуждаем встречу куклы (проблемно-игровая ситуация); решаем, как мы будем встречать куклу и что нам для этого нужно (находим и решаем проблему, ставим цель). Обговариваем, что и как необходимо сделать? С чего начать? (планирование деятельности, составление алгоритма действий); рассматриваем и расставляем предметы посуды, обговариваем ее предназначение (выполнение алгоритма действий по картинкам); встречаем куклу Катю, показываем ей, что мы для встречи приготовили, угощаем куклу (рефлексия, презентация). На каждом этапе у детей формируются специфические умения: самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развивать умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, устанавливать причинно-следственные связи. В проектной деятельности я использую продуктивные методы и приемы. Метод проблемного изложения – это устный монолог воспитателя, который активизирует мыслительную деятельность через создание проблемной ситуации и последующее изложение по ее разрешению. Грамотно построенное проблемное изложение подталкивает детей к получению новых знаний, а не дает их в готовом виде. Прием: предъявить детям преднамеренно нарушенную логику изложения, доказательства. Например (кукла зимой пошла, гулять, и взяла с собой санки, чтобы по лужам кататься на них и т.д.). Метод эвристического диалога – это вопросно-ответный способ организации процесса обучения, в котором вопрос имеет проблемный характер, а ответ является результатом активного поиска детей, под руководством воспитателя. 

В рамках эвристического диалога (беседы) учебная деятельность развивается по схеме: 

1. Организация проблемной ситуации. 

2. Выдвижение гипотез. 

3. Обоснование и доказательство. 

4. Вывод. 

Приемы, соответствующие эвристическому диалогу таковы: 

  • выдвижение гипотез, поиск аргументации; 
  • наводящие вопросы; 
  • выявление ряда частных задач, выводящих на решение основной, поиск возможных ошибок в рассуждениях; 
  • обобщение; 

Например, кукла Катя заболела. Как вылечить куклу? (проблемная ситуация). Выдвижение гипотез детьми: напоить лекарством, поставить укол, завязать бинт и т.д. Обоснование и доказательство – из личного опыта детей. Вывод – надо куклу показать доктору (врачу). Метод «мозгового штурма» (массовая мозговая атака) – интенсивное и хаотическое генерирование идей без их сиюминутного анализа и с отдаленной по времени оценкой. В основе метода лежит создание вероятных ситуаций. Метод предполагает участие всех детей в выдвижении идей с последующим коллективным анализом. Прием: групповой поиск. Например, кукла Катя хочет спать. А что для этого надо? Дети высказывают свои идеи (кровать, диван, подушка, одеяло и т.д.). Из всего предложенного, дети выбирают нужные предметы для того, чтобы уложить куклу спать. Применение продуктивных методов и приемов в деятельности, позволяет мне активно формировать у детей познавательные и коммуникативные способности, интерес к окружающему, обогащать опыт творческой деятельности. Открытая образовательная среда, позволяет добиться подвижного баланса инициатив всех участников образовательного процесса, что обеспечивает раскрытие индивидуального потенциала каждого ребенка. Участие ребенка в проектной деятельности позволяет ему учиться исследовать, добывать информацию, ставить проблемы и решать их. В проектном методе используются следующие формы поддержки детских инициатив: - «Успех гарантирован» - любая инициатива ребенка, ради которой совершено усилие, сама по себе является успехом, замеченным и вознагражденным участниками проекта с помощью бонусной оценки. - «Успех каждого - успех общего дела» - вклад в общее дело становится наградой за проявленные усилия, важным фактором непринужденной самореализации в детских инициативах. - Поддержка гуманитарной инициативы по принципу: «Научился сам – научу другого» - стремления ребенка вовлечь младших или ровесников в работу над проектом, передать свои знания и умения, поддержать другого в деятельности. - Мотивированная интеграция детей и взрослых – педагогов, воспитателей, специалистов и родителей в едином процессе творчества. - Игровая основа деятельностных взаимодействий всех участников реализации инициатив детей в продуктивной деятельности. Кроме детей участниками проектов становятся и родители. Вся семья, включая детей, участвуют в реализации проекта, например - прочитать нужную для работы сказку, вырезать подходящие картинки и наклеить в альбом, повторить пальчиковую гимнастику, замесить соленое тесто и т.д. Дети, приходя в группу, показывают и рассказывают, что они делали с родителями дома. Эта подготовка к интересным событиям в группе не проходит напрасно. Остается только придумать самим «события». Например («День рождения Мишутки», «Любимые игрушки», «В гостях у сказки» и т.д.). Знания, приобретенные детьми, в таких образовательных проектах становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе собственной деятельности. Использование метода проектов в моей практике позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей. Способствует активизации познавательной деятельности детей; формированию у них специфических умений и навыков коммуникативного характера; развитию творческой активности детей в процессе игровой и познавательной деятельности. К тому же позволяет объединить педагогов, детей и родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Проектная деятельность – это вид педагогической работы, которая актуальна в связи с реализацией ФГОС ДО. 

Проектный метод как никакой другой, поддерживает детскую познавательную инициативу, помогает получить ребёнку ранний, социальный, позитивный опыт реализации собственных замыслов, требует поиска нестандартных действий в разнообразных обстоятельствах, развивает познавательную и творческую активность дошкольников

https://documents.infourok.ru/a7df8635-3aaf-4d3a-82f3-87a0654f4b8b/0/image002.pngПроектная деятельность включает в себя:

• задание для детей, сформулированное в виде проблемы;

• целенаправленную детскую деятельность;

• формы организации взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом;

• результат деятельности как найденный детьми способ решения проблемы проекта.

Проектная деятельность дошкольников может быть познавательно-исследовательского, игрового и творческого характера.

По продолжительности проекты бывают краткосрочными (от 1 недели до нескольких месяцев) и долгосрочными (от полугода до нескольких лет).

Для детей младшего дошкольного возраста характерны небольшие по продолжительности и простые по результату продуктивной деятельности тематические мини-проекты, организуемые чаще при участии родителей или совместно с родителями.

Для детей старшего дошкольного возраста проектная деятельность становится более продолжительным занятием, она может активно развиваться, приостанавливаться на какое-то время и снова нарастать по мере активности детей.

https://documents.infourok.ru/a7df8635-3aaf-4d3a-82f3-87a0654f4b8b/0/image002.png
Метод проектов включает в себя несколько этапов и только при их соблюдении можно говорить о том, что реализуется проектная деятельность в детском саду:

1.     Погружение в проект;

2.     Организация деятельности;

3.     Осуществление деятельности;

4.     Презентация результатов.

Новая форма работы закономерно влечет за собой изменение позиции воспитателя. Для проектной деятельности характерны такие изменения в профессиональном взаимодействии взрослого и ребенка, как:

  • Переход от трансляции готовых знаний к инициированию активизации поисковой активности воспитанников, к совместному поиску решения поставленной или обнаруженной ими проблемы.
  • Педагог помогает детям самостоятельно найти решение, «открыть » новое знание и присвоить его на уровне опыта. В ходе выполнения проекта дети учатся самостоятельно искать информацию, делать выводы, подбирать способы изложения найденного материала для сверстников, младших детей.

Этапы проектной деятельности и сущность выполняемых действий со стороны воспитателя и детей в ее условиях.

 Самое сложное в проектной деятельности для воспитателя — это обозначить и сформулировать проблему для детей таким образом, чтобы они захотели ее решить, чтобы у них возник интерес к исследовательскому и творческому поиску. Об этом стоит задуматься серьезно на предварительном этапе.

Продукт проектной деятельности дети предложат сами, как только произойдет погружение в проблемную ситуацию. Для воспитателя главное — поддержать активность детей, помочь ей развернуться и развиться самостоятельно.

В отличие от проектной деятельности школьников, где больший упор делается на исследовательскую активность учащихся, проектная деятельность дошкольников более разнообразна и вариативна. Она допускает элементы фантазирования и творчества, обязательный игровой контекст, учитывает возраст и опыт детей, ведущий вид деятельности.

Задачи исследовательской деятельности :

В младшем дошкольном возрасте – это:
• вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
• активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
• формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте – это:
• формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
• развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
• формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
• развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.  

Основные новообразования возраста:

  • опыт освоения предметного мира и простейших манипуляций с предметами;
  • развитие наглядно-действенного мышления;
  • возникновение новых социальных мотивов — войти в жизнь взрослых, пользоваться их предметами, действовать с ними, как взрослые;
  • образование системы «Я» и развитие потребности действовать самому.

Ведущий вид деятельности: предметная и предметно-манипулятивная.

Создание коллекций в рамках проектной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста отвечает ведущей деятельности детей — предметной и предметно-манипулятивной.

Создание коллекций — это возможность познания ребенком предмета, его сенсорной стороны, разнообразных свойств и качеств; знакомство с разнообразием предметного мира в рамках

одной темы или одного предмета. Учитывая возраст детей и небольшой опыт деятельности и представлений об окружающем, следует говорить о детско-родительском коллекционировании.

Такой подход, в свою очередь, позволяет ребенку активно взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, создает доброжелательную атмосферу в группе детского сада и в семье, поскольку

совместная деятельность сближает родителей с ребенком.

Коллекционирование как продуктивная проектная деятельность позволяет по-новому взглянуть на обогащение предметноразвивающей среды в группе детского сада. Воспитатель имеет возможность обращаться к детской коллекции (выставке), решая разнообразные задачи воспитания и развития детей. Тематическая коллекция может стать опорой для педагога в организации познавательно-речевой и художественно-эстетической деятельности, в организации здоровьесбережения и социально-нравственном воспитании.

Основные новообразования возраста: опыт осознания своей внутренней жизни, своих чувств и переживаний (самолюбие и самооценка, самосознание); стремление к разностороннему общению; развитие логического и понятийного мышления;
соподчинение мотивов деятельности и начало формирования
индивидуальной мотивационной сферы; компетентность; освоение
новой социальной позиции.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование технологии проектной деятельности в ДОУ, как фактора поддержки детской инициативы"

цели и задачи данной технологии в работе с детьми, классификация проектной деятельности....

Доклад «Использование технологий проектной деятельности в ДОУ» (из опыта работы)

Доклад «Использование технологий проектной деятельности в ДОУ» (из опыта работы)...

Доклад. «Проектная деятельность как фактор поддержки детской инициативы и самостоятельности».

Доклад. «Проектная деятельность как фактор поддержки детской инициативы и самостоятельности»....

«Использование технологии проектной деятельности в ДОУ, как фактора поддержки детской инициативы»

Информация для воспитателей на тему:«Использование технологии проектной деятельности в ДОУ, как фактора поддержки детской инициативы»...

Проектная деятельность как фактор поддержки детской инициативы и самостоятельности

   Современному дошкольному образованию в условиях введения ФГОС требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые помогали бы воспитывать инициативного, ответс...