Проектная деятельность как фактор поддержки детской инициативы и самостоятельности
статья

Буйских Ольга Сергеевна

     Современному дошкольному образованию в условиях введения ФГОС требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые помогали бы воспитывать инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_npk_buyskih.docx20.84 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность

 как фактор поддержки детской инициативы и самостоятельности

Буйских О. С., учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад № 41 «Петушок»

     Современному дошкольному образованию в условиях введения ФГОС требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые помогали бы воспитывать инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. 

     Проблема формирования у детей инициативы и самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Исследования психологов доказывают, что в дошкольный период открываются благоприятные возможности для формирования этих качеств личности, что стремление к самостоятельности свойственно маленьким детям. Это внутренняя потребность растущего организма ребёнка, которую необходимо поддерживать и развивать. Воспитание самостоятельности - неотъемлемое требование сегодняшней реальности, и предполагающее формирование целеустремленности, независимости, широты взглядов, мышления, гибкости ума и поступков, предприимчивости и трезвого анализа происходящего в жизни явления и ситуации. 

     На основании требований законодательств, а также жизненных реалий я пришла к выводу, что проектная деятельность отлично впишется в концепцию современного дошкольного образования.

     Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ. 

     Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. 

     Мне нравится, что метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы. 

     Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. 

     Изучив множество современной литературы и пройдя курсы повышения квалификации я запомнила и уяснила, что проект – это 5 «П»: 

  • Проблема; 
  • Проектирование или планирование; 
  • Поиск информации; 
  • Продукт; 
  • Презентация. 

Запомнить просто – пять пальцев руки. 

Шестое «П»- портфолио, в котором собраны наработанные материалы( фото, рисунки, альбомы, макеты и др). 

Работая с детьми по методу проектов, я соблюдаю следующие требования к его использованию: 

  1. Наличие значимой для детей в исследовательском, творческом плане проблемы. 
  2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов. 
  3. Самостоятельная деятельность детей. 
  4. Четкая структура содержательной части проекта. 
  5. Использование исследовательских методов и приемов: опыты, наблюдения, экспериментирование и другие. 

     Применяя в своей работе проектную деятельность, я поняла что она развивает творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни, способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления.     

     Проектная деятельность – это вид педагогической работы, которая актуальна в связи с реализацией ФГОС и ФОП ДО. 

    Проектный метод как никакой другой, поддерживает детскую познавательную инициативу, помогает получить ребёнку ранний, социальный, позитивный опыт реализации собственных замыслов, требует поиска нестандартных действий в разнообразных обстоятельствах, развивает познавательную и творческую активность дошкольника.

     Считаю, что я успешно внедрила проектную деятельность в свою работу. Получаю от этого максимальную отдачу и самое главное отличный результат. Для примера хочу поделиться проектом, который успешно реализовала в старшей логопедической группе. Для этого предоставляю вашему вниманию паспорт проекта. Который был составлен по всем правилам реализации проектов.

Наименование проекта

 «Что в имени моем»

Вид проекта

 Информационный, исследовательский

Разработчик Проекта

Учитель-логопед Буйских О.С.

Основные исполнители Проекта

Дети, учитель-логопед, родители

Цель Проекта

Способствовать объединению детей и их родителей на основе общего интереса к изучению истории имени.

Основные задачи Проекта

 продолжать знакомить детей с Конвенцией о правах ребенка в доступной для них форме;

- познакомить с историей возникновения имен, их многообразием; воспитывать интерес к истории своего имени, именам своих близких; способствовать проявлению форм дружеского общения между детьми и между родителями и ребенком;

- учить работать со словарями и справочниками и другими средствами информации.

Ожидаемые результаты реализации Проекта

 - оформление и презентация альбома «Это – Я!»,

 - выставка творческих семейных работ «Наши имена».

Критерии эффективности проекта

 - внедрение проектной деятельности в ДОУ;

 - повышение качества образования;

 - социальное партнерство;

 - повышение интереса к знаниям

Основные принципы Проекта

 - предполагает движение ребенка в пространстве;

 - опирается на субъектность ребенка, т.е. на выражение его инициативы;

 - имеет адресный характер

Нормативно-правовая база проекта

1. Конституция Российской Федерации;  

2. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 17октября 2013г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта   дошкольного образования»;

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам  дошкольного образования";

5. Федеральная образовательная программа  дошкольного образования.

6.СанПиН 2.4.1.3049-13  «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»;

7. Инструктивные и методические документы, обеспечивающие реализацию федеральных государственных образовательных стандартов ДО.

8.Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №41 «Петушок»

Обеспечение проекта:

материально-техническое

Ноутбук, видеотека, интерактивная доска, принтер, проектор

Учебно-методическое

  1. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. Издательство: М.: ИТИ Технологии; Издание 4-е, доп.
  2. Петровский Н. А. Словарь русских личных имён. АСТ, 2005.
  3. Суперанская А. В., Суслова А. В. О русских именах. Издательство: Лениздат , 1991.
  4. Успенский Л. В. Ты и твоё имя. Рассказы об именах»: Детская литература; Л.; 1972.
  5. http://www.yandex.ru/
  6. http:www/kakzovut.ru/

Для меня, как для логопеда, важным аспектом является задействовать в проектной деятельности все функции речи. И я смело могу сказать, что проектная деятельность:

  • тренирует опыт публичного выступления;
  • Совершенствует навыков звукопроизношения вне ситуационной обстановке;
  • Совершенствует навыков устной речи;
  • Совершенствует навыков составления рассказа;
  • Развивает способностей пересказа.

     Так же проектная деятельность, как ни что лучше, помогает привлечь, вовлечь и заинтересовать родителей, семью ребенка. Это шикарный опыт взаимодействия детей, педагогов и семьи.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование технологии проектной деятельности в ДОУ, как фактора поддержки детской инициативы"

цели и задачи данной технологии в работе с детьми, классификация проектной деятельности....

Доклад. «Проектная деятельность как фактор поддержки детской инициативы и самостоятельности».

Доклад. «Проектная деятельность как фактор поддержки детской инициативы и самостоятельности»....

Проектная деятельность как фактор поддержки детской инициативы и самостоятельности

Проектный метод как никакой другой, поддерживает детскую познавательную инициативу, помогает получить ребёнку ранний, социальный, позитивный опыт реализации собственных замыслов, требует поиска нестан...