Театрализованная игра
статья

Павловская Виктория Анатольевна

Театрализованная игра как средство  развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teatralizovannaya_igra.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Театрализованная игра как средство  развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста

   Театрализованная деятельность  позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, формирует уверенность в себе, позволяет строить взаимодействие и общение с учетом возрастных особенностей детей. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.

    Цель моей работы - способствовать развитию творческой речевой деятельности, образности речи при создании собственных рассказов и сказок  средствами театрализованной деятельности.

     Мы создали  естественную  комфортабельную  рационально организованную обстановку по речевому развитию детей.   В группе есть уголок книги, в котором мы разместили разные  книги со сказками.  Представлены иллюстрации русских художников Рачева, Ю.А.Васнецова, И.Я. Билибина, Е.Д. Поленова,  Конашевича и других к русским народным сказкам. Приобретены настольные игры, направленные на активизацию опыта детей по сказке: “Узнай сказку”, “Сказки на кубиках”, “Лото”, “Сказочное домино”; а также игры направленные  на развитие связной речи: “Мои любимые сказки”, “Что сначала, что потом”, “Расскажи сказку”.  Сделаны модели к сказкам: “Кот, петух и лиса”, “Зимовье”, “Лисичка со скалочкой”, ”Снегурочка и лиса”, модели, изображающие героев сказок.

    Также в группе в мини центре художественно – эстетического развития детей есть  уголок театрализованной деятельности, в котором находятся разнообразные виды театров: театр “Бибабо” теневой, варежковый («Три поросенка»), пальчиковый, на фланелеграфе («Гуси –лебеди», «Красная шапочка» и др), плоскостной («Лиса и журавль», «Заюшкина избушка») в доступном для ребёнка месте, ширмы. Театральный уголок оборудован специальным  игровым подиумом на все времена года. используем специальные театральные кубики «Любимые мультфильмы», Также имеются разнообразные маски животных и сказочных героев, накидки, костюмы, шляпки, ленты, музыкальные инструменты позволяющие ребёнку принять любой образ, способствующие развитию воображения и творчества детей.

Свою работу построили по трем этапам.

    1 этап. Задачей первого  этапа стала активизация  словарного запаса и знакомство с художественными произведениями.

  На данном этапе мы ввели детей в мир художественной литературы, рассказали  о происхождении сказок, рассматривали портреты известных сказителей,  слушали сказки в исполнении мастеров художественного слова в грамзаписи. Вместе с детьми  собирали разнообразные книги. Дети  приносили свои любимые книжки, мы их читали, рассматривали иллюстрации, фотографии. Часто при рассматривании иллюстраций и знакомстве с новыми писателями мы использовали технические средства (компьютер, аудиозаписи).

 Проводили беседы по содержанию книг. Далее разделили художественную литературу по жанрам: сказки,  басни, стихи, рассказы, малые фольклорные формы (пословицы, поговорки и др.).

      Активно использовали дидактические игры и упражнения:

-для обогащения словарного запаса  и развития памяти детей: «Какая бывает коза…» (по кругу подобрать и запомнить определения), «Живые слова»,  «Подбери словечко», «Упрямые слова», «Дерево добра».

 - игры на развитие слухового  восприятия, внимания  - «Узнай по описанию героя сказки»,  «Здесь что-то не так»,   «Живой телефон», «Что ты слышишь?»,  небылицы

-дидактические игры по сказкам: «Чей костюм одели герои», «Сказки»

-загадывали загадки,  игра « 4-й лишний» по отгадкам

          Большое внимание на этом этапе мы уделяли языковым особенностям сказки, старались выявить образные слова и выражения в сказке. Например, слушая сказку  “ Жар - птица и Василиса-царевна “, Саша Г., Оля К. заметили в описании коня новое слово – богатырский - значит очень сильный и выносливый. А Кирилл и Даша Р. отметили,  как в сказке звучит слово  на землю - “ наземь. Много добрых и ласковых слов услышали дети в сказке  “ Морозко”: морозушко, батюшка, красна девица и др. Вместе  с детьми мы придумывали  однокоренные слова (лес – лесок - лесовичок).   Играли  в  игру «От каждого по словечку».

         Система занятий и использование других форм работы  на данном этапе способствовали усвоению полученных знаний (дети стали интересоваться  художесвенной литературой, просили им больше читать, рассматривать иллюстрации и задавать вопросы), что позволило перейти ко 2 этапу работы.

   2 этап. Задачами второго этапа были  развитие связной речи, работа над выразительностью образа. На данном этапе мы интегрировали такие образовательные области как  «Познание», «Коммуникация»,  «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».

   Мы ввели детей в мир театра. Организовывали просмотр видеозаписей спектаклей детских театров и постановок в исполнении воспитанников прошлых лет, слушание аудиозаписей, просматривание альбомов. Рекомендовали родителям посещать  различные театры города. Вместе с детьми рассматривали иллюстрации разнообразные театральные костюмы, маски и другие атрибуты. Проводили беседы «Путешествие в театр», «Культура зрителя» в ходе которых дети познакомились с театральным искусством и специальной теримонологией -  «роль», «актер», «зритель», «афиша», «спектакль» и др. Вместе с детьми  рисовали любимые сказки и  их персонажей, лепили любимых героев сказки, выполняли зарисовки к наиболее ярким эпизодам сказки.

    Чтобы помочь детям научиться жить дружно, чувствовать других, справляться с тревожностью, развивать коммуникативные способности и выразительность речи, театрализованные игры и упражнения были классифицированы по группам:

  1. Творческие упражнения: творческие игры со словами, пальчиковые игротренинги, артикуляционная гимнастика, скороговорки на развитие дикции, диалогические скороговорки. Например: «Спой песенку Козы из сказки «Волк и семеро козлят»» и др.)».
  2. Театральные этюды: «Угадай, что я делаю?», «Одно и то же по-разному», «Встреча», «Знакомство». Данные этюды  способствовали обогащению передачи образа художественными средствами, учили детей общаться с людьми в различных ситуациях, развивали навыки взаимодействия с партнером.
  3. Психогимнастика.  Использовала задания – упражнения  по основными эмоциональным состояниям (радость, печаль, страх, удивление, злость)  «Разные настроения», «Я радуюсь, когда…», «Я грущу, когда…», упражнения с масками  и др. Для закрепления средств образной выразительности использовала упражнения на напряжение мышц: «Рубить дрова».

Использовали  разнообразные ситуации:

- воображаемые ситуации («Что было бы, если», «Если бы ты был на месте этого героя, как ты поступил», «Мы в подводном царстве» и т.д.). Придумывали  продолжение сказок.

   Обеспечивали взаимосвязь театрализованной деятельности с разнообразными видами деятельности: речевой, изобразительной деятельности и  художественной литературы. Развивали у детей умение задавать вопросы «Почта», «Как тебя зовут», «Интерьвью». Для формирования диалогической стороны речи мы      разработали сценки-диалоги для пальчикового театра по лексическим темам. Их показывали как отдельно, так и включали в занятия. Рисунки детей по стихам, сказкам, басням мы  помещали в книжки – самоделки.

   Проводили игры – имитации: отдельных действий человека, животных, цепочки отдельных действий в сочетании с передачей основных эмоций героев, имитации образов сказочных персонажей. Стимулировали ролевые диалоги по сказкам «Рукавичка», «Три медведя».

    3 этап. Задачами третьего этапа стали развитие творческих и коммуникативных способностей в театральной деятельности детей в интегрированной образовательной деятельности.

   На данном этапе мы инсценировали стихи, поговорки, пословицы в кукольном настольном театре, потом перешли к играм - драматизациям по текстам стихов, рассказов, сказок. Активно использовали музыкальные игры: музыкальный диалог, музыкальные импровизации.

    На заключительных заданиях предлагалось разыграть сценки, включающие определенные действия, взаимоотношения между персонажами, настроение каждого участника «семейный обед в воскресный день», «собираемся с родителями в театр», «играем в футбол», «утро». Заключительным этапом работы стал показ спектаклей для родителей в группе по басням Крылова «Ворона и лисица», «Колобок».

   В результате систематической работы по театрализованной деятельности достигнуты значительные успехи в развитии коммуникативных и речевых навыков детей. Кроме того, театрализованная деятельность позволила раскрыть творческие способности детей, которые ярко прослеживались во время выступлений на праздниках как в детском саду и в группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованные игры в детском саду-это развитие творческих способностей детей средствами театрализованного искусства"

Театрализованные игры в детском саду-это развитие творческих способностей детей средствами театрализованного искусства"...

Театрализованная игра "Хватай- держи" Конкурсная работа отмеченная дипломом V Городского Музыкально-Театрализованного Фестиваля «Звуки Музыки»

 В театрализованной игре «Хватай держи» дети раскрывают свои музыкальные и артистические способности, исполняя арии Мышей, Кота и  Хозяйки, в одноименной мини-опере на муз...

Режимные моменты в старшей группе (С- Ролевые игры, театрализованние игры, дидактические игры)

Режимные моменты в старшей группе (С- Ролевые игры, театрализованные игры, дидактические игры)...

Методическая разработка. Конспект занятия "Развитие эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность. Театрализованная игра по мотивам сказки "Теремок."".

Тема: «Театрализованная  игра по мотивам сказки Теремок».Образовательные области:  "Социально-коммуникативное развитие".Цель - Развитие эмоционального интеллекта детей ...