Портфолио -инструмент взаимодействия ДОУ и семьи, как средство развития успешности ребёнка
статья

Кулешова Анна Николаевна

Портфолио  -инструмент для успешного и интересного сотрудничества ДОУ и семьи, помогает  стать более открытыми для родителей и детей, сблизить  педагогов с родителями, выработать единую линию взаимодействия в воспитании и полноценном развитии ребенка.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portfolio_-instrument_vzaimodeystviya_dou_i_semi.docx18.38 КБ

Предварительный просмотр:

Портфолио  -инструмент взаимодействия ДОУ и семьи, как средство развития успешности ребёнка

    Нет ничего лучше для развития сотрудничества между педагогами, воспитанниками и родителями, чем совместная творческая и исследовательская работа.

Совместное творчество сближает, улучшает взаимопонимание между детьми и их родителями.

 В качестве такой творческой деятельности дошкольников, родителей и педагогов мы используем технологию портфолио. Значимость данной технологии состоит в следующем.

Во-первых, она направлена на взаимодействие всех участников образовательного процесса. Дети, педагоги и родители совместно участвуют в создании единого творческого продукта.

Во-вторых с помощью портфолио очень легко фиксировать все интересные и положительные моменты жизни ребенка в детском саду.

В-третьих, это один из способов повышения заинтересованности родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка .

 Приступая к реализации технологии портфолио, мы определили цель его создания:

сбор, систематизация, фиксация результатов развития дошкольника, достижений в различных областях, демонстрация способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

  • определить форму и содержание портфолио;
  • создание ситуации успеха для каждого ребенка, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
  • максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
  • привлечь родителей воспитанников к активному взаимодействию по оформлению портфолио;
  • активизировать взаимодействие в системе «педагог-ребёнок-родитель;

    Чтобы портфолио достигло своей цели, необходимо соблюдать ряд условий, таких как

  • добровольность и заинтересованность.
  • Отбор материала СТРОИТСЯ С УЧЕТОМ  ИНТЕРЕСОВ  РЕБЕНКА.
  • Структуру и содержание портфолио определяет либо педагог, либо члены семьи .
  • Портфолио должно быть ярким и красочным, чтобы привлекать, заинтересовывать, вызывать желание рассматривать и читать его. Вместе с тем, страницы должны быть оформлены так, чтобы ребенку, который не умеет читать, было все понятно.
  • При разработке портфолио дошкольника мы работали по принципу совместного общения взрослого и ребенка, делая акцент на индивидуальность
  • Портфолио пересматриваются и дополняются не реже трех раз в год (октябрь, январь – промежуточное оформление, май – итоговое). 

  Очень важно сделать родителей своими союзниками в этом непростом деле. Мы предлагали родителям  консультации, семинары по оформлению и заполнению страничек портфолио.

Мы просим родителей быть наблюдательными и стараться замечать все новое и интересное в жизни их детей и непременно фиксировать, записывать все интересные моменты. С помощью портфолио родители могут видеть своего ребенка со стороны, узнают его желания, интересы.

   Портфолио можно разделить на несколько видов.

1. Электронный портфолио. Портфолио в электронном варианте – это всегда красочное, яркое зрелище, с множеством интересных эффектов.

2. Портфолио - раскраска. Этот вид портфолио где ребенок может раскрашивать странички и наклеивать готовых изображения.

3. Печатное портфолио одно из самых

традиционных. Создаётся в виде папок,

картотек.

 Мы совмещаем электронно-печатное партфолио, ведь для того чтобы работать над созданием страничек в форме коллажа необходимо овладеть программой PowerPoint.

Мы придерживаемся определенным нами алгоритмам работы над партфолио

1. Постановка цели

2. Определить вид портфолио.

3. Определить временной отрезок,

4. Определить структуру портфолио: количество, название рубрик.

5. Презентация портфолио.  Портфолио оформляется в соответствии с разделами, определенными его структурой  .

Ряд современных авторов : Дмитриева ,Адаменко, Орлова предлагают образцы ведения страничек партфолио.

Мы остановились на Л. Орловой

Раздел 1 «Познакомьтесь со мной» 

Раздел 2 «Я росту» 

Раздел 3 «Моя семья»

Раздел 4 «Чем могу — помогу» 

Раздел 5 «Мир вокруг нас» 

Раздел 6

      Мы добавили Странички партфолио в форме коллажей:

  • по лексическим темам: «Мои зеленые друзья.» « Домашние питомцы.» «В кругу семьи.»
  • По проэктам: «Здравствуй осень.» «Профессии.» и т.д
  • По сезонам: «Как я провел лето.»  «Мои путешествия.» « Зимние забавы»
  • По интересам: «Мои друзья.» «Я расту .Любимая группа.» «Мои увлечения.» « Я читаю.» « Что обозначает мое имя.» «Мои достижения.» и т.д.

Работа над созданием портфолио позволяет сблизить всех его участников: родителей, педагога, ребёнка. Это своеобразный отчёт определённого жизненного пути маленького человечка.

Работа над созданием  портфолио – это продвижение вперёд, это

     стимул к чему-то более важному и значимому.

Такая организация взаимодействия детского сада и семьи, основанная на тесном сотрудничестве, помогает  стать более открытыми для родителей и детей, сблизить  педагогов с родителями, выработать единую линию взаимодействия в воспитании и полноценном развитии ребенка, определить реальные перспективы для успешного и интересного сотрудничества.

Мы не собираемся останавливаться на достигнутом, будем искать новые пути сотрудничества с родителями. Наблюдая за детьми и их родителями в процессе создания портфолио, мы отметили, что подобные мероприятия способствуют налаживанию более теплых взаимоотношений не только в группе детского сада, но и в семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕСНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА С СЕМЬЕЙ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Эта статья расскажет вам о взаимодействии педагога с семьёй,использование нетрадиционных активных форм в работе с родителями....

Развитие успешности ребёнка в семье.

Современная семья является важнейшей социальной средой формирования личности ребенка....

«Взаимодействие ДОУ и семьи для полноценного развития ребёнка, в условиях реализации ФГОС»

Современный этап развития дошкольного образования предполагает тесное взаимодействие двух воспитательных институтов – семьи и дошкольного учреждения – с целью разностороннего развития личн...

"РАЗВИТИЕ УСПЕШНОСТИ РЕБЁНКА В СЕМЬЕ"

Семья - малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, проживающими вместе, ведущими совместное хозяйство....

Презентация "Межполушарное взаимодействие: средство развития речи ребёнка-дошкольника"

Презентация "Межполушарное развитие: средство развития речи ребёнка"...

2024_Взаимодействие ДОУ и семьи - благоприятные условия развития музыкальных способностей ребёнка

Для полноценного развития комплекса музыкальных способностей у дошкольников необходима помощь родителей. Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребёнка...