КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ББУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
консультация (подготовительная группа)

Сагалакова Марина Михайловна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx19.77 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

Психологическая готовность ребенка к школе.

Составитель: педагог-психолог Юхненко Е.А..

И вот, наступает момент в жизни любого родителя, когда недавно еще малыш, скоро

станет первоклассником… И начинается активная подготовка к школе. Что чаще всего

под этим понимается? Интеллектуальная подготовка.

 И будущий первоклассник уже научился читать, считать, и родители думают, что

ребенок в школе будет успешным, но… часто начинают возникать в школе различные

трудности.

 Многие родители не знают, что сегодня, в современном мире, есть понятие

«психологическая готовность к школе». Давайте узнаем об этом подробнее.

Составляющие психологической готовности:

Мотивационная готовность. Желание идти в школу, вызванное адекватными причинами

(учебными мотивами).

Эмоционально – волевая готовность. Умеет контролировать эмоции и поведение.

Интеллектуальная готовность. Имеет широкий кругозор, запас конкретных знаний,

понимает основные закономерности.

Личностно – социальная готовность. Готов к общению и взаимодействию – как со

взрослыми, так и со сверстниками

Интеллектуальная готовность

Умение думать, анализировать, делать выводы.

Развитие речи, словарный запас и способность рассказывать что - то на доступные темы, в

том числе и элементарные сведения о себе.

Способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие

памяти, мелкая моторика.

А вот умение писать, читать, считать, решать элементарные задачки, это лишь навыки,

которым можно научить.

Как развивать:

Не подавляйте исследовательский интерес юного естествоиспытателя, тогда к моменту

поступления в школу ему многое удастся постичь на собственном опыте.

Учите ребенка самого искать ответы на свои бесконечные «почему », выстраивать

причинно - следственные связи – одним словом, активно интересоваться окружающим

миром.

Личностно - социальная готовность

Умеет ли ребенок общаться с детьми. Проявляет ли инициативу в общении или ждет,

когда его позовут другие ребята. Чувствует ли принятые в обществе нормы общения.

Готов ли учитывать интересы других детей или коллективные интересы, умеет ли

отстаивать свое мнение. Чувствует ли разницу в общении с детьми, учителями и другими

взрослыми, родителями. У малыша к моменту поступления в школу должен быть

достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми.

Как развить:

Необходимо дать ему возможность самому установить контакты с окружающими в

поликлинике, на детской площадке, в магазине и пр.

Мотивационная готовность

Познавательный интерес, желание узнавать, что то новое.

Как развить:

Формируйте положительное отношение:

- к школе,

-учителю,

-учебной деятельности,

-к самому себе.

Рассказывайте ребенку о своих школьных годах, вспоминая смешные и поучительные

случаи, читать вместе с ребенком книги о школе, рассказывать о школьных порядках,

устроить малышу экскурсию по будущей школе, показав ему, где он будет учиться.

Полезны занятия, которые развивают фантазию и воображение : рисование, лепка,

конструирование, а также самостоятельность и упорство : занятия в кружках и секциях.

Эмоционально - волевая готовность

Способность делать не только то, что хочу, но и то, что надо, не бояться трудностей,

разрешать их самостоятельно. Адекватная самооценка и положительный образ себя.

Умение сосредоточиться, управление эмоциями.

Сформировать эти качества можно только через игру!!!

Игры учат спокойно дожидаться своей очереди, своего хода, с достоинством проигрывать,

выстраивать свою стратегию и при этом учитывать постоянно меняющиеся

обстоятельства и т. д.

Важно приучать ребенка к режиму дня и смене деятельности.

Важно проявлять веру в ребенка, искренне поощрять, помогать и поддерживать.

Потихоньку ребенок разовьет в себе способность к волевому усилию, но не сразу.

Помогите ему!

Все то, что вы говорите в семье о школе, о ее роли в жизни ребенка, должно вызывать

положительное эмоциональное отношение, большой интерес к новой социальной позиции

школьника. Важно, чтобы сообщаемая информация вызывала живой отклик, чувство

радости, сопереживание.

Читайте художественную литературу, смотрите фильмы о школе, телепередачи о

школьной жизни; покажите фотографии, грамоты, связанных с вашими школьными

годами, играйте в школу.

И важно то,что ребенок должен уметь правильно оценивать себя и свое поведение.

Если ребенок привык к постоянной похвале и одобрению, а вы выполняете все его

желания и капризы, то прогноз обучения будет неутешительным. Попав в коллектив

класса, такой ребенок столкнется с непривычными для него требованиями,

обязанностями, объективной (а значит, далеко не всегда положительной ) оценкой его

деятельности и личности в целом. То, что учитель будет относиться к нему как ко всем, а

не с особым вниманием и любовью (как его родители), воспримется им как

недоброжелательность, несправедливость и могут возникать конфликтные отношения. В

дальнейшем это может способствовать развитию отклоняющегося поведения. Завышенная

самооценка может вызывать неправильную реакцию на замечания учителя. В результате

может оказаться, что " школа плохая ", " учитель злой " и т. д. Поэтому постарайтесь

приучить его к большей самостоятельности, хвалите не за каждый шаг, а за готовый

результат.

В дошкольном возрасте еще нет механизма произвольности – целенаправленного

управления своим вниманием, речью, эмоциями. Ребенок может долго возиться с игрой

либо легко запоминать стихотворение, но только если его эмоционально зацепило эта

деятельность, то есть делает он это непроизвольно.

Поощряйте усидчивость, когда ребенок ее проявляет, говорите о необходимости контроля

над собой. Для этого необходимо, чтобы ребѐнок мог сосредоточиться на инструкции,

которую получает от взрослого.

Вы можете развивать такое умение, давая детям разные, вначале несложные задания. При

этом обязательно просить детей повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что они

всѐ услышали и правильно поняли.

Саморегуляция – основа готовности к школе !

Психологически не готовый к школе ребенок:

Проявляет мало инициативы

Не может включиться в общий режим работы класса

Не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается

Испытывает затруднения в общении со взрослыми и сверстниками по поводу учебных

задач.

Работоспособность ребенка во время занятий

Характер работоспособности зависит от многих составляющих. В первую очередь, это

конечно, состояние здоровья ребенка, особенности его психофизического развития,

мотивации, произвольности и т. п.

Определить особенности работоспособности ребенка можно путем наблюдения за ним в

процессе занятия. Как работает ребенок – целеустремленно на протяжении всего занятия,

быстро и часто отвлекается, рассеянный, чрезмерно возбужден, быстро утомляется,

занимается посторонним делом.

Вы можете самостоятельно определить возможности ребенка, наблюдая за его

деятельностью или игрой.

Получается, что психологическая готовность к школе – это вся дошкольная жизнь. Но

даже за несколько месяцев до школы можно при необходимости что - то скорректировать

и помочь будущему первокласснику спокойно и радостно войти в новый мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей будущих первоклассников

Материал раскрывает все аспекты готовности ребенка к школе и даются рекомендации - как правильно готовить ребенка к школе, на что надо обращать внимание родителям....

Консультация для родителей будущих первоклассников «Портрет будущего первоклассника».

Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она создаёт такие формы регламентации жизни ребёнка, с которыми он ещё не сталкивался. Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку избежать приспособ...

Информационно-просветительский журнал для родителей "Правовые консультации для родителей будущих первоклассников"

   Главная цель информационно-просветительского журнала для родителей "Правовые консультации для родителей будущих первоклассников"    повысить правовую ...

Консультация для родителей будущих первоклассников «Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму».

привлечь внимание родителей к недостаткам речи детей, раскрыть их влияние на успеваемость в дальнейшем в школе...

Консультация для родителей будущих первоклассников «Какой должна быть речь будущего первоклассника?»

Консультация для родителей будущих первоклассников «Какой должна быть речь будущего первоклассника?»КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ РЕЧЬ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА?...

Консультация для родителей "Будущий первоклассник" Памятка для родителей будущего первоклассника

Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 6-7 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятел...

Консультация для родителей будущих первоклассников «Как психологически подготовить будущего первоклассника к школе»

Цель: повысить психологическую культуру родителей будущих первоклассников по проблеме адаптации ребенка к школьному обучению, формировать навыки позитивного общения с детьми для сохранения психологиче...