Обобщение педагогического опыта по теме: «Ознакомление детей с изобразительной деятельностью через графику и книжную иллюстрацию».
материал (подготовительная группа)

Казанцева Татьяна Александровна

Ознакомление детей с изобразительной деятельностью через графику и книжную иллюстрацию.

 

 

 

 

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,

 музыки, рисунка, фантазии, творчества»
Василий Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe_obobshchenie_vosstanovlen.docx382.44 КБ

Предварительный просмотр:

Г.Южно-Сахалинск                                                     МБДОУ №10 «РОСИНКА»

C:\Users\123\Desktop\Mir Detstva_Кузнечики.mp4_000610129.jpg

Ф.И.О.     Казанцева Татьяна Александровна

Год рождения, дата: 16 августа 1978

Должность:     воспитатель

Образование (название, год окончания):

«Сахалинский государственный университет»  4 июня 2007 год

Специальность: русский язык и литература

Квалификация: учитель русского языка и литературы

Педагогический стаж: 13 лет

Итоги аттестации:

Дата присвоения:

Основное направление в работе: изобразительная деятельность

Домашний адрес: с.Троицкое, ул.Центральная д.6 кв.1      тел. 26-82-97

Обобщение педагогического опыта по теме:

«Ознакомление детей с изобразительной деятельностью через графику и книжную иллюстрацию».

Воспитатель: Татьяна Александровна Казанцева

МБДОУ №10 «РОСИНКА»

г.Южно-Сахалинск

2017 год

Ознакомление детей с изобразительной деятельностью через графику и книжную иллюстрацию.

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,

 музыки, рисунка, фантазии, творчества»
Василий Сухомлинский

Период дошкольного детства - один из самых благоприятных этапов в общении детей с изобразительным искусством, в развитии у них способностей к изобразительной деятельности. Но дошкольник без помощи взрослого не может приобщиться к опыту художественной деятельности.

Основная задача воспитания дошкольников - гармоничное развитие личности ребенка, которое происходит в процессе приобщения детей к богатству человеческой культуры, к опыту, накопленному предшествующими поколениями. Изобразительное искусство - составная часть этого опыта, играющая важную роль в становлении личности.

К изобразительному искусству относятся живопись, графика, архитектура, скульптура и декоративно-прикладное искусство. Самым распространенным видом изобразительного искусства в детском саду является иллюстрация, которая принадлежит графике.

Актуальность данной работы заключается в систематизации материала по знакомству детей с книжной графикой, приобщение их к книге, развитие способности наблюдать, фиксируя форму, строение, величину.

Учитывая это, я поставила перед собой следующие задачи:

  1. Сформировать представление у воспитанников об особенностях изображения в графике.
  2. Развивать устойчивый интерес, увлеченность, желание внимательно рассматривать иллюстрацию книги.
  3. Развивать и поощрять самостоятельные, доказательные эстетические суждения детей о художественных достоинствах иллюстраций (о рисунке, предающем характер образа, колорите, композиции, об особенностях использованных художником средств выразительности).
  4. Знание фамилий иллюстраторов детских книг, знание назначения иллюстраций в книге. Показать выразительные средства, отличительные особенности художников – иллюстраторов.
  5. Создавать условия для самостоятельной художественной деятельности детей вне занятий по рисованию, желание рисовать по литературным произведениям.
  6. Формировать умение использовать графические материалы в изобразительной деятельности.

Моя предварительная  работа заключалась в принципе отбора иллюстраций для детей:

  1. Учет возраста детей, особенностей их восприятия, жизненного опыта и интересов.
  2. Высокохудожственность произведения как по содержанию, так и по средствам художественной выразительности, доступность их детям.
  3. Соответствие книжной графики жанру и стилю литературного произведения. Все средства выразительности графики (рисунок, цвет, композиция каждой страницы и макет книги в целом) должны быть  использованы художником для передачи жанра и стиля литературного произведения и обогащать его.

Выбор иллюстраций - важный момент в подготовке. Подбирая рисунки, следует помнить, что они не только поясняют текст, но и активизируют фантазию, воображение, воспитывают эстетический вкус. Приемы рассматривания художественных иллюстраций к книжкам.

Процесс формирования познавательного интереса к книге, книжной иллюстрации реализуется через различные формы его организации и дает возможность сделать путь познания интересным и доступным. Поэтому я выбрала такие формы и методические приемы с детьми, которые интересны, эффективны в плане познавательного и личностного развития ребенка.

− беседы;
− использование ИКТ;
− выставки;
− исследование графических материалов;
− упражнение;
− рисование;

− лепка;
− схемы;
− игра;

− экспериментирование;  
− игра-загадка;
− викторина;

− экскурсии в библиотеку;

   Для реализации  задач в группе были созданы специальные условия. Были организованы выставки произведений Ю. Васнецова, Е. Чарушина,  В. Сутеева, выставлялись картины художников, их портреты. Материал для этого подбирался доступный и понятный детям по тематике, содержанию, языку. Считаю, что информация, заложенная в поэтических строчках, формирует в сознании маленького человека яркие, зримые, конкретные образы.

Чтение произведений о животных:

  • В. Сутеев «Кто сказал “Мяу», «Петушок и краски», «Цыпленок и утенок», К. Чуковский «Федорино горе», «Доктор Айболит» и т.д
  • Е. И. Чарушин «Вот они какие», «Первая охота», «Болтливая сорока», «Зверята» и т.д
  • Е. Рачев  «Колобок», «Курочка Ряба», «Три медведя», «Заюшкина избушка», «Потешки»,  «Коза-дереза» и т.д.
  • И. Библин  «Васелиса Прекрасная», "Сказка о Иван-царевиче, Жар-птице и о Сером волке", «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
  • Ю.А. Васнецов «Краденое солнце», «Путаница», «Маша и медведь»

Во время знакомства и чтения художественной литературы, я привлекала внимание детей  к построению изображения на странице книги: где и как художник рисует главного героя, как рисунок сопровождает текст, поясняя его. Дети сравнивали, анализировали,  как художники  рисовали животных и людей, с помощью чего достигали выразительности характерных деталей, черт, какие приемы при рисовании использовали.

Использовались дидактические игры:

1. «Угадай, какой художник меня нарисовал?»

 Цель. Закрепить у детей представление об особенностях средств выразительности, используемых художниками Ю.А.Васнецовым, Е.И.Чарушиным, Е.М.Рачевым В.Г.Сутеевым.Картинки по запросу художник сутеевПохожее изображениеКартинки по запросу чарушинКартинки по запросу рачев

2. «Угадай, какие звери в этом домике живут?»

Цель. Поупражнять детей в видении своеобразия художественного языка двух иллюстраторов – Ю.А. Васнецова и Е.И. Чарушина.

Картинки по запросу домик Ю.А.васнецовКартинки по запросу домик Ю.А.васнецовКартинки по запросу дом иллюстрации ЧарушинПохожее изображение

3. «Угадай-ка».

Цель. Соотносить содержание потешки с иллюстрацией. Закрепить у детей представление о связи рисунка в книге с текстом. Развивать зрительное восприятие, учить видеть творческую манеру изображения художника, его умение по-своему раскрывать текст, обогащая его изобразительно.

https://cdn2.imgbb.ru/user/91/910433/201506/ec83e8e91e7cced6f03f6cdcbaaa99d3.jpg

https://cdn2.imgbb.ru/user/91/910433/201506/1ff8146d39d91dfd61a13671cc8f1407.jpg

https://cdn1.imgbb.ru/user/91/910433/201506/fa3bfe845814922eab9e2f8ef25f9c9a.jpg

4. «Угадай, какой характер у героя».

Цель. Развивать у детей наблюдательность, умение узнавать по позе, жесту характер героя и рассказывать, какой он.

5. «Найди картинку к таким словам...»; «Какие слова подходят к этой картинке?»

Цель. Учить соотносить фразы текста с иллюстрациями.

Проводились беседы, просматривались документальные фильмы о жизни животных, использовались загадки, дети придумывали сказки и иллюстрировали их.

Был проведен цикл занятий с использованием ИКТ по ознакомлению детей с художниками – иллюстраторами и их произведениями.

  На этом этапе осуществляется подключение родителей в образовательный процесс. Родители привлекались к организации выставок книг, иллюстрированных художниками. Для родителей была оформлена рубрика статей с полезными советами и рекомендациями «На заметку родителям», «Интересно и полезно», «Рабочее место юного художника».

Для ознакомления детей с графикой были созданы альбомы:

  • «Графические рисунки»
  •  «Многообразие штриховки»
  • «Такая разная сова»
  • «Чарушинские животные»
  • «Узоры и орнаменты»

Дети знакомились с различными видами линий – широкая, тонкая, длинная, короткая, яркая, волнистая, прямая, кривая, зигзаг, спираль, замкнутая, незамкнутая.

Учились прорисовывать с помощью графического линейного рисунка различные предметы: лучистое солнце, неприступные горы, густой лес, деревья, стены, сугробы, сосульки и т.д.

Вывешивались образцы предметов, заштрихованных разными способами (штрихи длинные и короткие, наклонные и прямые, яркие и чуть заметные, волнообразные и двигающиеся по кругу).

Выкладывались карточки с изображением различных видов линий – где закреплялись представления о том, какие бывают линии, их характере, что можно изобразить с их помощью. Дети использовали их в самостоятельной деятельности, в рисунке, чтобы показать” пушистость”, “пятнистость” животных. Использование разнообразных материалов (линейка, печатки, палочки, копейки, фишки, нитки, картон, обои с рельефным рисунком, ткань и т.д.), при закрашивании предметов, помогло  детям увидеть многообразие штриховки.

Дети получили первые геометрические представления, умение фантазировать и воображать:

  • «В кого ты превратишь круг?»
  • «Сделай овал колючим»
  • «Заштрихуй по образцу»
  • «Выбери штрих для цветка» и т.д.

Были также подобраны книги и раскраски в центр изобразительной деятельности, где дети могли самостоятельно ознакомиться и применить их в практической деятельности:

  • схемы изображения человечков (как с помощью линий можно передать характер героя и движения)
  • этапы рисования птиц, растений, зверей, машин, зданий и т.д.
  • раскраски для мальчиков и девочек

Ребята с трудом осваивали способы передачи движения животных и людей в рисунке. Есть картины, иллюстрации, на которых можно увидеть достаточно простые способы изображения движения, легко понимаемые и принимаемые детьми (В.Г.Сутеев, Ю.А.Васнецов). Для закрепления проводились малоподвижные игры пантомимы:

  • «Кто сидит, кто бежит?»
  • «Закончи фразу движением»
  • «Изобрази героя сказки»
  • «Повтори движение»
  • «Покажи что делает» и т.д.

Чтобы осмыслить литературные произведения и увидеть разнообразие иллюстраций и специфику работы художников-иллюстраторов, детям были предложены разные художественные материалы (карандаши, краски, фломастеры, цветные мелки, уголь, палитра, кисти, ватные палочки, трубочки, нитки и т.д). Это способствовало развитию мелкой моторики, координации движений руки, что благоприятно влияет на изображение детьми многообразия предметного мира. Проводилась экспериментальная деятельность с этими материалами, что даёт возможность создавать новые образы, находить новые изобразительно - выразительные средства в рисунке, а так же работа с нетрадиционной техникой рисования.

  • Рисование методом тычка
  • Набрызг
  • Граттаж
  • Рисование мятой бумагой
  • Ниткография

В процессе работы мной были проведены следующие занятия:

1. «Кто и как создает рисунки в книгах».

Цель занятия. Закрепить у детей представление о графике и таком ее виде, как книжная графика, ее особенностях и средствах выразительности, о сложности труда художника-иллюстратора, процессе и последовательности его работы над иллюстрацией. Подвести детей к пониманию того, что книга это произведение искусства, в создании которого принимают участие писатель, художник, редактор, печатники. В нее вложен труд многих людей, поэтому относиться к ней следует бережно и аккуратно. Вызвать у детей эмоциональный отклик на иллюстрации в книгах, на художественные образы, желание их рассматривать, радоваться творческим удачам художников; развивать художественное видение, зрительную память детей.

3. «Художники-иллюстраторы».

Цель. Воспитывать интерес к книжной графике; поддерживать у детей интерес к рассматриванию иллюстраций знакомых художников (Ю.А. Васнецова, Е.М. Рачёва, И.Я. Билибина, Е.И. Чарушина, В.Г Сутеева);

2. «Сказочные избушки»

Цель. Продолжать развивать у детей интерес к творчеству Ю. А. Васнецова, видение особенностей его творческой манеры в изображении домов: сказочность, декоративность, необычность. Формировать творческое воображение детей, их изобразительные умения в рисовании зданий.

3. «Чарушенские зверята»

Цель. Знакомить детей с творчеством художника-иллюстратора Е.И. Чарушина на примере рассказа “Медведь". Продолжать учить рисовать животных в движении, передавать в рисунке пушистую шерстку котенка, создавать его выразительный образ, используя приемы рисования сухой кистью или “веником”. Совершенствовать навыки работы с гуашью. Воспитывать бережное отношение к животным.

3. «Чарушенские зверята»(2)

Цель. Знакомить детей с творчеством художника-иллюстратора Е.И. Чарушина на примере рассказа “Еж”. Продолжать учить рисовать животных в движении, передавать в рисунке, с помощью нетрадиционной техники (использование вилки) колючесть ежа, создавать выразительный образ леса, используя приемы рисования мятой бумагой. Совершенствовать навыки работы с гуашью. Воспитывать бережное отношение к животным.

4. «Угадай, кто что делает?»

Цель. Подвести детей к пониманию того, как художник изображает движение, позу, жест животного и что они означают. Формировать художественное восприятие, умение в речи, рисовании, пластикой движений передавать воспринятые графические образы животных.

На НОД дети с большим желанием выполняли предложенные им задания. Внимательно слушали, отвечали на вопросы, играли в игры, составляли описательные рассказы. У них появился устойчивый интерес, увлеченность, желание внимательно рассматривать иллюстрации, эмоциональный отклик на художественный образ, сопереживания герою, ассоциация его чувств с собственными. Дети научились самостоятельно высказывать свои суждения о художественных достоинствах иллюстраций.

Ребята называют фамилии художников- иллюстраторов, объясняют назначение иллюстраций в книгах. С желанием, интересом занимаются рисование по литературным произведениям. Ребята дают оценку своим рисункам и рисункам товарищей

Заключение

Изобразительное искусство является одним из важнейших средств в воспитании подрастающего поколения. Особую роль в этом играют произведения книжной графики, которые создаются специально для детей. Книга входит в жизнь ребенка еще до того, как он научается читать и писать. Детская книга представляет собой комплекс искусств – слова, техники печати и изображения (иллюстрации).

Графика – вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные произведения, основывающиеся на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. Изобразительное искусство не только изображает окружающую действительность, но и выражает чувства и мысли художника, его отношение к изображаемым событиям и предметам.

Книжная графика – один из видов изобразительного искусства, средства выразительности которого (линия, форма, цвет, композиция) доступны детям дошкольного возраста.

Знакомство детей с книжной иллюстрацией развивает эстетические чувства, формирует художественный вкус, дает простор воображению и собственному творчеству детей.


  1. Конспект открытого занятия: «Книжная графика. Рисование совы».
  2. Памятки для родителей.
  3. Набор карточек для дидактических игр и упражнений.
  4. Библиотека

Памятки для родителей.

C:\Users\123\Desktop\телефон\18.04.2017\Camera Roll\WP_20170414_006.jpgC:\Users\123\Desktop\телефон\18.04.2017\Camera Roll\WP_20170410_029.jpg

C:\Users\123\Desktop\телефон\18.04.2017\Camera Roll\WP_20170410_033.jpg

C:\Users\123\Desktop\телефон\18.04.2017\Camera Roll\WP_20170410_008.jpg

C:\Users\123\Desktop\телефон\18.04.2017\Camera Roll\WP_20170410_004.jpgC:\Users\123\Desktop\телефон\18.04.2017\Camera Roll\WP_20170410_005.jpgC:\Users\123\Desktop\телефон\18.04.2017\Camera Roll\WP_20170410_007.jpgC:\Users\123\Desktop\телефон\18.04.2017\Camera Roll\WP_20170410_009.jpg

C:\Users\123\Desktop\телефон\18.04.2017\Camera Roll\WP_20170410_010.jpg

C:\Users\123\Desktop\телефон\18.04.2017\Camera Roll\WP_20170410_015.jpg

E:\казанцева Графика 2017\20170317_094537.jpg

E:\казанцева Графика 2017\20170317_094203.jpg

E:\казанцева Графика 2017\20170317_094806.jpg

E:\казанцева Графика 2017\20170317_100602.jpg

C:\Users\123\Desktop\телефон\18.04.2017\Camera Roll\WP_20170414_011.jpgC:\Users\123\Desktop\телефон\18.04.2017\Camera Roll\WP_20170324_009.jpgC:\Users\123\Desktop\телефон\18.04.2017\Camera Roll\WP_20170324_004.jpg

C:\Users\123\Desktop\телефон\18.04.2017\Camera Roll\WP_20170414_008.jpg

C:\Users\123\Desktop\телефон\18.04.2017\Camera Roll\WP_20170324_005.jpg

C:\Users\123\Desktop\телефон\18.04.2017\Camera Roll\WP_20170414_007.jpg

C:\Users\123\Desktop\телефон\18.04.2017\Camera Roll\WP_20170410_027.jpg

C:\Users\123\Desktop\телефон\18.04.2017\Camera Roll\WP_20170410_040.jpgC:\Users\123\Desktop\телефон\18.04.2017\Camera Roll\WP_20170410_031.jpgC:\Users\123\Desktop\телефон\18.04.2017\Camera Roll\WP_20170410_026.jpgC:\Users\123\Desktop\телефон\18.04.2017\Camera Roll\WP_20170410_025.jpgC:\Users\123\Desktop\телефон\18.04.2017\Camera Roll\WP_20170410_024.jpgC:\Users\123\Desktop\телефон\18.04.2017\Camera Roll\WP_20170410_039.jpgC:\Users\123\Desktop\телефон\18.04.2017\Camera Roll\WP_20170410_023.jpgC:\Users\123\Desktop\телефон\18.04.2017\Camera Roll\WP_20170410_021.jpgC:\Users\123\Desktop\телефон\18.04.2017\Camera Roll\WP_20170410_019.jpgC:\Users\123\Desktop\телефон\18.04.2017\Camera Roll\WP_20170410_018.jpgC:\Users\123\Desktop\телефон\18.04.2017\Camera Roll\WP_20170410_016.jpgC:\Users\123\Desktop\телефон\18.04.2017\Camera Roll\WP_20170410_014.jpgC:\Users\123\Desktop\телефон\18.04.2017\Camera Roll\WP_20170410_013.jpgC:\Users\123\Desktop\телефон\18.04.2017\Camera Roll\WP_20170410_011.jpgC:\Users\123\Desktop\телефон\18.04.2017\Camera Roll\WP_20170410_002.jpgC:\Users\123\Desktop\телефон\18.04.2017\Camera Roll\WP_20170410_003.jpgC:\Users\123\Desktop\телефон\18.04.2017\Camera Roll\WP_20170407_005.jpgC:\Users\123\Desktop\телефон\18.04.2017\Camera Roll\WP_20170407_001.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта на тему: "Развитие познавательных и творческих способностей детей через художественный труд"

Предоставление своего педагогического опыта, о проделанной работе с дошкольниками  по теме : "Развитие познавательных и творческих способностей дошкольников черезх художественный труд"....

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ТЕМЕ « РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ -ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ»

В данной презентации описывается   обобщение педагогическиого опыта. Формировался опыт на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад№86", в рамках раб...

Обобщение передового педагогического опыта на тему"Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с основами безопасности "

Всем нам хочется видеть своих детей здоровыми, счастливыми.А для этого необходимо дать детям необходимую сумму знаний об общепринятых нормах поведения , научить адекватно.осознанно действовать в той и...

Обобщение педагогического опыта по теме: "Формирование знаний правил дорожного движения у детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия педагога и семьи через использование технологии «Персональный помогатер"

Опыт заключается в использовании технологии в образовательной деятельности «Персональный помогатер» по правилам дорожного движения для развития и закрепления знаний у детей младшего дошкол...

Обобщение педагогического опыта по теме: Внедрение бережливых технологий в деятельность ДОУ в рамках реализации проекта «Бережливый детский сад»

  Нижегородская область стала первым регионом России, где бережливые технологии внедрили сразу в нескольких сферах. Система образования Нижегородской области является полноправным участник...

Обобщение педагогического опыта по теме «Влияние изобразительной деятельности на успешность адаптации к ДОУ детей раннего возраста»

Адаптация ребенка к новым для него условиям среды – тяжелый и болезненный процесс. Процесс, сопровождающийся рядом негативных сдвигов в детском организме, затрагивающий все его  уровни. Стр...

Обобщение педагогического опыта по теме: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через дидактические игры»

Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать трудности во время школьного обучения, поэтому одной из важных проблем, встающих перед нами, педагогами, является формирование интере...