Представление педагогического опыта
проект

Представление педагогического опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predstavlenie_pedagogicheskogo_opyta.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Представление педагогического  опыта

Малышиной Натальи Сергеевны

воспитателя Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Атемарский детский сад №1 «Теремок»

Я, Малышина Наталья Сергеевна, работаю воспитателем в МАДОУ «Атемарский детский сад №1 «Теремок». Педагогический стаж работы 17 лет, в занимаемой должности 5 лет, в данном детском саду - несколько месяцев. Постоянно занимаюсь самообразованием, владею ИКТ. Курсы повышения квалификации в ГБОУ ДПО (КП) С «МРИО», прошла в 2021 году, ФГБОУ ВО «МГПУ им. М.Е. Евсевьева» - 2021год.

В своей работе с детьми, большое внимание, уделяю современным особенностям нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Обоснование актуальности и перспективности опыта

В настоящее время, современные дошкольники мало интересуются знаниями о своём родном городе, своей стране, о традициях своего народа, а также народов, проживающих на территории нашей республики. Дети порой не знают ничего о сострадании, о милосердии, о заботе о ближнем, и довольно часто проявляют безразличие к своим друзьям и близким, дети не знают, что перед ними самые родные люди и их нужно любить. В этом и заключается актуальность проблемы нравственно - патриотического воспитания детей.

По долгу своей работы я ежедневно вижу, как дети общаются со своими родителями, бабушками и дедушками, друзьями. Многие дети проявляют пренебрежение к окружающим, считая себя несколько «выше» других, истерят, командуют взрослыми. Дети не умеют сопереживать, поддерживать других в беде. Порою они просто смеются над сверстниками. И это проявляется уже у детей трёх лет.

   Патриотизм – это преданность и любовь к семье, Родине, к ее природе, культуре, народу.

   Детский сад – это место, где ребенок получает опыт взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития условиях жизни. Руководя деятельностью детей, мы, педагоги, формируем такие важные для русского человека черты, как любовь к семье, родному краю, Родине, Российской Армии, истории, уважение к людям других национальностей. Мы знакомим детей с символами государства, историческими личностями, развиваем интерес к русским традициям и промыслам.

   Любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу. Всему этому мы и стараемся научить ребенка с самого младшего возраста.

Новизна опыта состоит в разработке и внедрении современных подходов к организации работы по патриотическому воспитанию дошкольников.

В основу работы с детьми были положены следующие принципы:

Принцип учета возрастных особенностей;

Принцип учета индивидуальных особенностей;

         Принцип коллективизма;

Принцип сотрудничества;

Принцип уважительного отношения к личности ребенка;

Принцип на положительную ориентацию (необходимо поддерживать у детей уверенность в своих силах, как можно чаще хвалить их);

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Ребёнок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. И то, какие качества разовьются у ребёнка, зависит от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают.

Поэтому, задачей педагога и родителей, является, как можно раньше привить в детях любовь к родной земле, городу, стране, чтобы у них сформировался  характер, который поможет стать достойным человеком и достойным гражданином своей республики, своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, улице, родному городу, формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес ребенка к явлениям общественной жизни, таким как, общественные мероприятия (митинги, шествия, дни города и др., походы в музеи, выставки).

Начиная со второй младшей группы, дети учатся этому через сказки, колыбельные песенки, потешки, прибаутки.

Большую часть времени, ребёнок проводит в детском саду, и его повседневная жизнь состоит из игр, прогулок, он смотрит фильмы, мультфильмы, беседует, здесь проводятся развлечения, утренники, соревнования, занятия – это всё виды деятельности, в которых как раз встречается патриотическое воспитание. И я в своей работе стараюсь делать так, чтобы детям захотелось участвовать в делах на благо себе, людей и природы (не мусорить на площадках детского сада и вне, в наших развешанных кормушках, кормить зимой птиц, мытьё игрушек, аккуратному складыванию своих вещей, отношение к чужому и многое другое), я хочу чтобы дети считали себя частью своей малой родины и для этого, конечно же стараюсь создавать нужные условия.

Таким образом, чтобы у детей сформировать чувства патриотизма, важно давать им начальные знания о семье, Родине, представления о нашей стране, республике, родном городе, народе, обычаях, истории, культуре, уже с младшего дошкольного возраста.

Теоретическая база.

По этой проблеме, я изучила много специальной литературы, в связи с чем я сделала выводы, что проблема нравственно-патриотического воспитания, психологами и педагогами понимаются по-разному, но авторы сходятся в одном – в необходимости нравственно-патриотического воспитания.

Каждый автор по-своему видит патриотическое воспитании дошкольников, они проводят его через разные виды детской деятельности. С. Н. Николаева рассматривает патриотическое воспитание в русле экологического воспитания, Т. Е. Комарова делает акцент на приобщение детей к культурному наследию народа.

    Методологической и теоретической основой опыта являются положения психологии и педагогики о влиянии социальной среды на развитие личности, о единстве общечеловеческого и национального в педагогике (Г.Н. Волков), о воспитании социальных, нравственных норм и правил поведения (А.В. Запорожец, Я.З. Неверович и др.); работы по теории и методике педагогических исследований (В.П. Беспалько, В.С. Безрукова, В.И. Журавлёв, М.Н. Скаткин).

   Существенное влияние на логику проведенного исследования оказали положения детской психологии и дошкольной педагогики, раскрывающие закономерности и принципы развития детей дошкольного возраста (В.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.)

   Главной задачей нравственно патриотического воспитания должен стать выбор из массы впечатлений, получаемых ребёнком, наиболее доступных ему: природа и мир животных; семья, родной дом, город, край; труд людей, традиции.

Технология опыта.

Нравственно - патриотическое воспитание детей – это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных и патриотических чувств.

   Моя педагогическая деятельность основывалась на формировании духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, селу, стране. И чтобы добиться желаемых результатов, были поставлены следующие задачи:

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу;

 - формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду;

- упражнять детей в том, чтобы они проявляли сострадание, заботливость, внимательность к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится;

- способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.

Эти поставленные задачи реализуются во всех видах детской деятельности: в труде, в быту, на занятиях, в играх, развлечениях, прогулках — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

     А также, в реализации поставленных задач, мне помогал, разработанный мною перспективный план работы, где были запланированы ООД, беседы, ознакомления с художественной литературой, игры, работа с родителями, досуги, развлечения, мероприятия.

    План был поделен на части: «Я и моя семья.», «Мой дом», «Мой детский сад», «Моя малая Родина».

  Также созданы и подобраны специальные художественно - дидактические пособия:  

Альбомы – «Символы России», «Наш город», «Сотрудники нашего детского сада», «Папа, мама, я наша дружная семья», «Символы Мордовии».

Подборки картинок, иллюстраций, фотографий, открыток.

Картотеки стихов, пословиц, поговорок, такие как: «Пословицы, поговорки, стих о семье и родном доме», «Стихи о Мордовии», «Пословицы, поговорки о труде. Стихи и загадки о профессиях», «Стихи о Родине»

Дидактические игры: «Моя родина Россия», «Мордовия сегодня», «Государственные символы», «Расскажи про своё село», Лото «Профессии» и др.

     Работа не была бы полноценной без взаимодействия с родителями. И работа с ними состояла в проведении  родительских собраний  «Нравственно  - патриотическое  воспитание в семье», консультации: «Нравственно  - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», «Путешествие по родному селу», «Познакомить ребёнка с членами своей семьи», беседы, фотовыставки ко дню матери «Моя мама, самая лучшая», ко дню пожилого человека, где ребята были со своими бабушкой и дедушкой, к 8 марта, к 23 февраля «Буду я, как папа, в армии служить!», ко дню Победы «Я помню, я горжусь!», родительские уголки для которых оформлялись папки-передвижки: «В музей с ребёнком»; «Азбука патриотизма»  и  конечно же про праздники нашей страны.

Досуги, развлечения, мероприятия. Помимо стандартных праздников таких как «День Матери», «День пожилого человека», «Новый год», «Масленица» и др., развлечения проводились и в группе, такие как досуг «Я рождён в России», физкультурное занятие с использованием ИКТ «Чудеса леса» и  многое другое.

   Таким образом, под нравственно-патриотическим воспитанием понимается процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину.

Результативность опыта.

   Вся проделанная работа очень хорошо отразилась на успехах детей. Благодаря художественной литературе, театрализованным играм, беседам, которые использовались в работе, в нравственно патриотическом воспитании детей отмечается положительные изменения. Хотя детки еще маленькие, но уже многое понимают, они стали добрее, внимательнее, ответственнее. У них сформировалось позитивное отношение к окружающему миру, другим людям. Некоторые дети приобрели знания о семье, о доме, а некоторые закрепили эти знания.

    Эта работа помогла мне наладить тесный контакт с семьями воспитанников. Найти пути оптимизации взаимодействия педагог – ребёнок – семья.

Текст проверен на  https://rustxt.ru/antiplagiat имеет

11,1% - заимствования

0% - цитирования

88,9% - уникальность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление педагогического опыта

Представление педагогического опыта воспитателя МАДОУ "Детский сад № 10" г. Усинска Терентьевой Фаины Геннадьевны...

Требования к оформлению и представлению педагогического опыта работы

Основные подходы к трактовке передового педагогического опыта. Структура описания опыта работы и требования к ее оформлению....

Представление педагогического опыта САМООБРАЗОВАНИЕ НА ТЕМУ: «Изучение народных промыслов России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста"

В материале отражена подробная работа воспитателя по самообразованию на тему "Изучение народных промыслов России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста". Работа предст...

Представление педагогического опыта педагогического работника.

Актуальность и перспективность опыта.Во все времена люди высоко ценили духовно-нравственное развитие и воспитание. В рамках внедрения ФГОС разработана Концепция духовно-нравственного развития и ...

презентация опыта (выступление)Представление педагогического опыта на конкурсе «Воспитатель года 2020»

Представление педагогического опыта на конкурс "Воспитатель года 2020"...