Рекомендации «Развитие базисных характеристик ребенка раннего возраста».
консультация

Кузнецова Клавдия Александровна

Рекомендации «Развитие базисных характеристик ребенка раннего возраста».

Период раннего возраста (1-3 года) в психологии и педагогике  рассматривается как базисная основа всего последующего развития.

Впервые весь комплекс особенностей раннего детства был сформирован одним из основателей ясельного дела в нашей стране профессором Н.М. Аксариной.

  • Для раннего возраста характерен быстрый темп развития организма. 
  • Взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей. Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше подвергается заболеваниям, но и лучше развивается психически. Но даже незначительные нарушения в состоянии здоровья малыша влияют на его эмоциональную сферу.
  • Высокая степень ориентировочных реакций на все окружающее. Эта возрастная особенность стимулирует так называемые сенсомоторные потребности. Доказано, что, если дети ограничены в получении информации и переработке ее в соответствии с возрастными возможностями, темп их развития более замедленный.
  • Эмоции,  –  залог становления личности ребенка. Эмоциональная сфера оказывает большое влияние и на формирование познавательных способностей детей. В этом возрасте дети очень восприимчивы к эмоциональному состоянию окружающих. Они очень подвержены так называемому «эффекту заражения»: если один начнет радостно скакать по группе, то, как минимум, еще три «лошадки» будет рядом с ним. Активное проявление и негативных и позитивных эмоций зависит от физического комфорта или его отсутствия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bazis_rv.docx26.04 КБ
Файл razvitie_bazisnyh_harakteristik_rebenka_rannego_vozrasta.pptx1.78 МБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации «Развитие базисных характеристик ребенка раннего возраста».

Период раннего возраста (1-3 года) в психологии и педагогике  рассматривается как базисная основа всего последующего развития.

Впервые весь комплекс особенностей раннего детства был сформирован одним из основателей ясельного дела в нашей стране профессором Н.М. Аксариной.

  • Для раннего возраста характерен быстрый темп развития организма. 
  • Взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей. Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше подвергается заболеваниям, но и лучше развивается психически.

Но даже незначительные нарушения в состоянии здоровья малыша влияют на его эмоциональную сферу.

  • Высокая степень ориентировочных реакций на все окружающее.

Эта возрастная особенность стимулирует так называемые сенсомоторные потребности. Доказано, что, если дети ограничены в получении информации и переработке ее в соответствии с возрастными возможностями, темп их развития более замедленный.

  • Эмоции,  –  залог становления личности ребенка. Эмоциональная сфера оказывает большое влияние и на формирование познавательных способностей детей. В этом возрасте дети очень восприимчивы к эмоциональному состоянию окружающих. Они очень подвержены так называемому «эффекту заражения»: если один начнет радостно скакать по группе, то, как минимум, еще три «лошадки» будет рядом с ним. Активное проявление и негативных и позитивных эмоций зависит от физического комфорта или его отсутствия

А теперь остановлюсь на Основных достижения и новообразованиях в развитии ребенка раннего возраста.

Основные достижения раннего возраста - речевое общение, прямохождение и предметная деятельность.

Главное новообразование раннего возраста - овладение речью и развитие мышления.

Речевое общение позволяет ребенку усваивать знания, формировать необходимые умения и навыки, быстрее приобщаться к человеческой культуре. 

Прямохождение обеспечивает ребенку широкую ориентацию в пространстве, постоянный приток необходимой для его развития новой информации. 

Предметная деятельность непосредственно развивает способности ребенка, в особенности его ручные движения.

Усвоение предметных действий происходит в 3 этапа.

  • 1 этап: В результате прямого обучения или подражания действиям взрослого происходит установление связи предмета с его назначением.
  • 2 этап: Усвоение функциональной нагрузки предмета, использование его строго по назначению.
  • 3 этап: На основе знания назначения предмета происходит более свободное его использование для других целей.

Успешное овладение предметной деятельностью является основой для развития игровой и продуктивной (рисование, лепка, конструирование) деятельности. Для того чтобы предметная деятельность носила развивающий характер, необходимо освоение ребенком разнообразных действий с одним и тем же предметом. Поэтому предметно-развивающая среда, окружающая ребенка, не должна перегружаться большим количеством игрушек.

При построении предметно-развивающей среды важно помнить, что за первые годы у детей трижды проходит смена ведущих видов деятельности:

- от эмоционального общения (Iый год)

- к предметной (2ой год) и

- предметно-игровой деятельности (3ий год).

Каждый из этих факторов незаменим, а все они, вместе взятые, достаточны для разностороннего и полноценного психического и поведенческого развития ребенка.

Два основных направления развития мышления в раннем детстве: формирование понятий и совершенствование интеллектуальных операций.

Начальный этап соединения речи с мышлением. Выделение операций анализа и синтеза.

Социальная ситуация развития в раннем детстве представляет собой ситуацию совместной деятельности ребенка со взрослым на правах сотрудничества и раскрывается в отношенияхребенок-предмет-взрослый (Д. Б. Эльконин, Л. Ф. Обухова). Содержание совместной деятельности составляет освоение малышом социально выработанных способов употребления предметов. В конце младенчества ребенок выделил предметы как нечто постоянное, имеющее устойчивые свойства. Теперь он стремится научиться действовать с ними. Взрослый становится не просто «источником предметов» и помощником в манипуляциях ребенка, но участником его деятельности и образцом для подражания.

В возрасте 1-3 лет малыш как бы всецело поглощен предметом и не может от него «оторваться». Погруженный в предметное действие, он не видит тот факт, что за предметом всегда стоит взрослый. Взрослый создает предметы с определенным назначением и владеет способом их употребления. Малыш не может самостоятельно «открыть» функции предметов, потому что их физические свойства прямо не указывают на то, как их надо употреблять. Таким образом, социальная ситуация развития содержит в себе противоречие. Способы употребления предметов принадлежат взрослому, только он может показать их малышу. Ребенок же выполняет индивидуальное действие. Но выполняться оно должно в соответствии с образцом, который дает взрослый, иначе невозможно достичь правильного результата. Поэтому ведущей деятельностью становится предметная, а ситуативно-деловое общение выступает средством ее осуществления. Предметная деятельность направлена на то, чтобы ребенок овладел назначением предметов, научился действовать с ними так, как принято в обществе, то есть в соответствии с собственной логикой предмета, скрытой в нем функции.

В этот период жизни у ребенка происходит интенсивное формирование активной речи, которое идет в процессе совместной деятельности со взрослым. Другой стороной является понимание речи взрослого. Педагогам и родителям нужно стимулировать высказывания ребенка, побуждать говорить о своих желаниях. Есть одна известная психологическая сказка о мальчике, который заговорил в 5 лет. Родители просто с ног сбились, водя его по врачам, но все их усилия оставались тщетными. И вот однажды, когда вся семья села обедать, ребенок отчетливо произнес«Мне нечем есть!». В доме переполох, мама в обмороке, папа счастлив. Когда все успокоились, у ребенка спросили, почему он молчал все это время. Малыш вполне резонно ответил«А зачем мне было говорить? Вы и так все за меня говорили». С развитием слушания и понимания сообщений, выходящих за пределы непосредственной ситуации, происходит использование речи как средства познания действительности, как способа регуляции его поведения и деятельности со стороны взрослого.

Педагогическим условием выступает совместная деятельность ребенка со взрослым, где используются приемы «рука в руку», поощрения, порицания, контроль хода выполнения действий ребенка.

Особенности развития речи детей раннего возраста:

Возраст ребенка

Основные показатели развития

Задачи

1 год –1 год 6 месяцев

- Является инициатором в общении: знает свое имя, некоторые части тела, общается со взрослыми не только с помощью жестов и мимики, но и с помощью речи.

- Расширять запас понимаемых слов за счет существительных, обозначающих части тела человека и животных, предметы и игрушки, близких людей.

- Развивать активную речь.

1 год 6 месяцев – 2 года

- Понимает слова, обозначающие предметы, некоторые действия и их признаки;

- В речи проявляются короткие фразы, простые предложения, звукоподражающие и неполные слова заменяет общеупотребительными.

- Расширять пассивный словарь за счет существительных, обозначающих предметы окружающего мира, глаголов, обозначающих действия, состояния и признаки предметов, прилагательных, наречий;

- Развивать диалогическую речь.

2–3 года

- Умеет говорить внятно

- В речи появляются глаголы, наречия, прилагательные

- Пользуется речью как средством общения

- Развивать активную речь, обогащая ее прилагательными, глаголами, наречиями, обозначающими цвет, величину, форму, качество, действия и т. п.

- Развивать звуковую сторону речи

- Совершенствовать грамм. строй речи.

Особенности развития действий с предметами детей раннего возраста:

Возраст р-ка

Основные показатели развития

Задачи

1 год –

1 год 6 месяцев

- Активно действует с предметами, добиваясь определенного результата

- Способен к более сложным действиям с предметами: собирает матрешку, пирамидку, обследует их, пытается правильно действовать с предметами с помощью взросл.

- Формировать умение различать предметы по величине, цвету, форме

- Развивать умение использовать вспомогательные средства для действия с предметами (подтягивать, прокатывать, двигать, дергать и т. д.)

- Знакомить детей с формой и величиной предметов

1 год 6 месяцев – 2 года

- В Де активно использует предметы-орудия: лопатки, совочки и т. д.

- Умеет:

1. Находить нужный цвет при выборе из нескольких предложенных

2. Раскладывать однородные предметы по форме и величине

3. Собирать пирамидку, матрешку (из трех колец), делать простейшие постройки.

- Формировать обобщенное представление о предметах: создавать условия для познания предметов, группировать, соотносить по цвету, форме, величине и т. д.

- Развивать умение различать четыре основных цвета: красный, желтый, зеленый, синий

- Упражнять в овладении простейшими предметами, использовать их по назначению в повседневной жизни

2–3 года

- Активно изучает предметы, их внешние свойства и использует точно по назначению

- Выделять признаки предметов, которые сразу бросаются в глаза

- Замечает физические свойства и качества предметов, группирует однородные предметы по одному признаку, знает четыре основных цвета

- Продолжать обогащать ребенка яркими впечатлениями при ознакомлении его с миром предметов

- Создавать условия для развития разнообразных действий с предметами в деятельности

- Расширять представления о цвете (оранжевый, синий, черный, белый)

Ведущие достижения в раннем детстве в сферах деятельности, познания и личности следующие:

- складывается предметная деятельность, развивается общение со взрослыми, зарождается общение со сверстниками, возникают предпосылки игровой и продуктивной деятельности;

- формируется предметное восприятие как центральная познавательная функция, осваиваются наглядные формы мышления (наглядно-действенное и наглядно-образное, возникает воображение и знаково-символическая функция сознания, ребенок переходит к активной речи;

- возникает личное действие и личное желание, складывается предметное отношение к действительности, главным новообразованием выступает гордость за собственные достижения, сознание «Я сам».

Главные целевые ориентиры детей раннего возраста от 1 до 2 лет:

  1. Обеспечить оптимальные условия для совершенствования основных движений, прежде всего ходьбы.
  2. Организовать разнообразную предметно-игровую деятельность.
  3. Развивать пассивную и активную речь, обогащать словарь.

Главные целевые ориентиры детей раннего возраста от 2 до 3 лет:

  1. Организовать разнообразную предметную, познавательно-исследовательскую деятельность.
  2. Обеспечить полноценное развитие движений.
  3. Формировать активную речь, обогащать словарь.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие базисных характеристик ребенка раннего возраста. Педагог-психолог МБДОУ д /с № 27 Кузнецова Клавдия Александровна

Слайд 2

Впервые весь комплекс особенностей раннего детства был сформирован одним из основателей ясельного дела в нашей стране профессором Ниной Михайловной Аксариной .

Слайд 3

Для раннего возраста характерен быстрый темп развития организма. Взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей. Высокая степень ориентировочных реакций на все окружающее. Эмоции, – залог становления личности ребенка.

Слайд 4

Основные достижения раннего возраста: речевое общение; прямохождение ; предметная деятельность. Главное новообразование раннего возраста: овладение речью; развитие мышления.

Слайд 5

Речевое общение позволяет ребенку усваивать знания, формировать необходимые умения и навыки, быстрее приобщаться к человеческой культуре. Прямохождение обеспечивает ребенку широкую ориентацию в пространстве, постоянный приток необходимой для его развития новой информации.

Слайд 6

Предметная деятельность непосредственно развивает способности ребенка, в особенности его ручные движения. Усвоение предметных действий происходит в 3 этапа: 1 этап : В результате прямого обучения или подражания действиям взрослого происходит установление связи предмета с его назначением. 2 этап : Усвоение функциональной нагрузки предмета, использование его строго по назначению. 3 этап : На основе знания назначения предмета происходит более свободное его использование для других целей.

Слайд 7

Социальная ситуация развития в раннем детстве представляет собой ситуацию совместной деятельности ребенка со взрослым на правах сотрудничества и раскрывается в отношениях : ребенок-предмет-взрослый (Д. Б. Эльконин , Л. Ф. Обухова) .

Слайд 8

Психологическая сказка о мальчике, который заговорил в 5 лет. Родители просто с ног сбились, водя его по врачам, но все их усилия оставались тщетными. И вот однажды, когда вся семья села обедать, ребенок отчетливо произнес : «Мне нечем есть!» . В доме переполох, мама в обмороке, папа счастлив. Когда все успокоились, у ребенка спросили , почему он молчал все это время. Малыш вполне резонно ответил : «А зачем мне было говорить? Вы и так все за меня говорили» .

Слайд 9

Особенности развития речи детей раннего возраста : Возраст ребенка Основные показатели развития Задачи 1 год –1 год 6 месяцев - Является инициатором в общении: знает свое имя, некоторые части тела, общается со взрослыми не только с помощью жестов и мимики, но и с помощью речи. - Расширять запас понимаемых слов за счет существительных, обозначающих части тела человека и животных, предметы и игрушки, близких людей. - Развивать активную речь. 1 год 6 месяцев – 2 года - Понимает слова, обозначающие предметы, некоторые действия и их признаки; - В речи проявляются короткие фразы, простые предложения, звукоподражающие и неполные слова заменяет общеупотребительными. - Расширять пассивный словарь за счет существительных, обозначающих предметы окружающего мира, глаголов, обозначающих действия, состояния и признаки предметов, прилагательных, наречий; - Развивать диалогическую речь. 2–3 года - Умеет говорить внятно - В речи появляются глаголы, наречия, прилагательные - Пользуется речью как средством общения - Развивать активную речь, обогащая ее прилагательными, глаголами, наречиями, обозначающими цвет, величину, форму, качество, действия и т. п. - Развивать звуковую сторону речи - Совершенствовать грамм. строй речи.

Слайд 10

Особенности развития действий с предметами детей раннего возраста: Возраст ребенка Основные показатели развития Задачи 1 год – 1 год 6 месяцев Активно действует с предметами, добиваясь определенного результата - Способен к более сложным действиям с предметами: собирает матрешку, пирамидку, обследует их, пытается правильно действовать с предметами с помощью взросл. - Формировать умение различать предметы по величине, цвету, форме Развивать умение использовать вспомогательные средства для действия с предметами (подтягивать, прокатывать, двигать, дергать и т. д .) - Знакомить детей с формой и величиной предметов. 1 год 6 месяцев – 2 года - В Де активно использует предметы-орудия: лопатки, совочки и т. д. - Умеет: 1. Находить нужный цвет при выборе из нескольких предложенных 2. Раскладывать однородные предметы по форме и величине 3 . Собирать пирамидку, матрешку (из трех колец) , делать простейшие постройки. - Формировать обобщенное представление о предметах: создавать условия для познания предметов, группировать, соотносить по цвету, форме, величине и т. д. Развивать умение различать четыре основных цвета: красный, желтый, зеленый, синий - Упражнять в овладении простейшими предметами, использовать их по назначению в повседневной жизни 2–3 года - Активно изучает предметы, их внешние свойства и использует точно по назначению Выделять признаки предметов, которые сразу бросаются в глаза - Замечает физические свойства и качества предметов, группирует однородные предметы по одному признаку, знает четыре основных цвета - Продолжать обогащать ребенка яркими впечатлениями при ознакомлении его с миром предметов Создавать условия для развития разнообразных действий с предметами в деятельности Расширять представления о цвете (оранжевый, синий, черный, белый)

Слайд 11

Ведущие достижения в раннем детстве в сферах деятельности, познания и личности следующие : складывается предметная деятельность, развивается общение со взрослыми, зарождается общение со сверстниками, возникают предпосылки игровой и продуктивной деятельности; формируется предметное восприятие как центральная познавательная функция, осваиваются наглядные формы мышления (наглядно-действенное и наглядно-образное, возникает воображение и знаково-символическая функция сознания, ребенок переходит к активной речи; возникает личное действие и личное желание , складывается предметное отношение к действительности, главным новообразованием выступает гордость за собственные достижения, сознание «Я сам» .

Слайд 12

Возрастные особенности психического развития детей раннего возраста от 1 до 3 лет: https ://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2022/02/07/vozrastnye-osobennosti-psihicheskogo-razvitiya-detey-rannego-vozrasta


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации воспитателям по адаптации ребенка раннего возраста к детскому саду

Поступление ребенка в детский сад вызывает, как правило, серьезную тревогу у взрослых. И она не напрасна. Известно, что изменение социальной сред...

методические рекомендации воспитателям по адаптации ребенка раннего возраста к детскому саду

методические рекомендации по адаптации ребенка раннего возраста к детскому саду...

Памятка родителям «Рекомендации по сенсорному воспитанию ребенка раннего возраста в семье»

Памятка«Рекомендации по сенсорному воспитанию ребенка раннего возраста в семье»       Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитани...

Памятка «Рекомендации по сенсорному воспитанию ребенка раннего возраста в семье»

Памятка«Рекомендации по сенсорному воспитанию ребенка раннего возраста в семье»       Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитани...

Психолого-педагогическая характеристика ребенка раннего возраста.

Он включает в себя следующие характеристики:быстрый темп развития организма;взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей;эмоциональный фон ребен...

Психолого-педагогическая характеристика ребенка раннего возраста.

Он включает в себя следующие характеристики:быстрый темп развития организма;взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей;эмоциональный фон ребен...

Методические рекомендации для родителей по развитию исследовательской активности ребенка раннего возраста в условиях семьи

Методические рекомендации составлены с целью оказания помощи родителям в решении задач поддержки исследовательской активности и познавательного развития ребенка раннего возраста. Особое внимание уделя...