семинар практикум
опыты и эксперименты (старшая группа)

Сармадаева Зульфия Муксатовна

Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Исследовать, открывать,изучать значит делать шаги в неизведанное и неопознаное. А, детство, это пора поисков и ответов на разные самые вопросы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_praktiikum_eksperimentirovanie.docx18.53 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемые коллеги!  Тема семинара практикума    « Организация  детского экспериментирования в ДОУ».

“Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и

я пойму”.

Китайская пословица

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики.

«Чем больше ребенок видит, слышит и переживает, чем больше он узнает и усваивает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность», — писал классик отечественной психологической науки Лев Семенович Выготский.

С введением федеральных государственных стандартов в систему дошкольного образования меняются требования и к самому воспитателю, к методам обучения и воспитания дошкольников. К моменту поступления в первый класс ребенок должен уметь решать такие сложные задачи как:

- уметь видеть проблему и ставить вопросы;

- уметь доказывать;

- делать выводы;

- высказывать предположения и строить планы по их проверке.

Именно исследовательский метод является одним из основных методов, который может помочь дошкольнику решить выше обозначенные задачи. Ведь исследовательский метод наиболее полно соответствует природе ребенка и современным требованиям воспитания и обучения.

Поэтому на современном этапе необходимо активно внедрять в практику работы дошкольных учреждений детское экспериментирование, которое направлено на познание окружающего мира. Регулярное столкновение с творческими познавательно- исследовательскими задачами необходимо формирующемуся уму ребёнка.

В своё время И. М. Сеченов писал о прирождённом и драгоценном свойстве и нервно - психической организации ребёнка - безотчётном стремлении понимать окружающую жизнь.

Это свойство И. П. Павлов назвал рефлексом "что это такое?", под влиянием которого ребёнок обнаруживает качества предметов, устанавливает новые для себя связи между ними.

Н. Н. Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид ориентировочно - исследовательской (поисковой) деятельности: «Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и nолноценнее, он развиваетcя.»

В настоящее время вопрос о методике организации детской исследовательской деятельности остается открытым и актуальным, поскольку концентрируется лишь на создании картотеки опытов и экспериментов. Исследовательская же деятельность предполагает возникновение мотива, постановку цели, планирование, реализацию процесса по её достижению, получение результата и его анализ с рефлексией. Использование же элементарных опытов учитывает лишь элементы планирования и выполнения опыта, анализ результатов и, в некоторых случаях, элементарную рефлексию. Цели, как правило, ставятся педагогом, в результате чего осознания проблемы не происходит. Таким образом, исследовательской деятельности нет. У детей формируется общее представление о некоторых явлениях и эффектах, но нет системного понимания их сути, которое строится на способности устанавливать причинно-следственные связи и на их основе делать выводы и умозаключения.

Кроме того, долгое время в дошкольном образовании преобладал такой метод обучения как объяснительно-иллюстративный, посредством которого дети усваивают готовые знания и воспроизводят уже известные им способы деятельности, так как педагог сообщает готовую информацию и готовый образец действий. Стремясь сделать благое дело – научить, мы, часто не обращая внимания на природную исследовательскую потребность ребенка, фактически сами препятствуем развитию детской любознательности. В итоге учебная деятельность превращается в скучную повинность.

Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы.

В своей работе стараюсь использовать разные формы экспериментально-исследовательской деятельности: наблюдения, беседы.

Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.

Предлагаю коллегам перейти к практической части семинара - провести опыты и эксперименты вместе.

1 . «Тонет-не тонет»

Предложить педагогам предположить и выяснить, что произойдет, если два яйца опустить в соленую воду и в простую. (Проводим опыт, педагоги сделали вывод: плотность соленой воды больше, поэтому яйцо в соленой воде не утонуло,исходя из этого: в море легче плавать)

2. «Сухой из воды»

Предложить педагогам выяснить, можно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку.

(Коллеги заинтересовались занимательными опытами, с большим интересом проводят их)

(Коллеги объясняют, что воздух в стакане помешал воде намочить салфетку).

3 Экспериментирование «Танец горошин»

Материал: баночка с водой, горошины, трубочка, салфетка, лист бумаги.                                                                     Давайте научим горох плавать и танцевать. Опускаем горох и дуем в трубочку. Сначало слабо, потом с большей силой.                                                                                                                                        Вывод: когда воздух через трубочку поступал медленно, горошины двигались  медленно; сила воздуха увеличилась, и скорость движения увеличилась.

4. «запуск ракеты»

Предлагаю коллегам надуть два воздушных шара-это будут наши «Ракеты». Приклеить к ним трубочки для коктейля с помощью скотча и пропустить через них веревочку, закрепленную одним концом к стене. Предлагаю отпустить «шарики-ракеты», обратить внимание на траекторию и длительность их полета.

(Педагоги делают вывод, что воздух вырываясь из шарика, заставляет его двигаться в противоположную сторону - такой же принцип используется в реактивных двигателях).

исследовательской деятельности, они становятся активными, самостоятельными, могут работать в коллективе.

Итог:

Уважаемые коллеги! Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом приобретение знаний через эксперимент, самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. И в этом мы сейчас с вами убедились.

Считаю, что участие педагогов в семинаре-практикуме способствовало повышению их профессионального мастерства по данной теме и полученный опыт, надеюсь, будет использоваться ими в практической работе с детьми.

МКДОУ детский сад « Торга»

Семинар - практикум

« Организация детского  экпериментирования в   ДОУ»

                        2021 –2022 уч.год                Воспитатель: Сармадаева З.М


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Практикум по развитию звукопроизношения"

Психолого – педагогическая работа в дошкольных учреждениях ведётся по 5 образовательным областям, одно из которых «Речевое развитие». Согла...

Выступление на тему: "Использование тестопластики в работе с детьми. Практикум." на семинаре-практикуме для воспитателей ДОУ и студентов МСГИ

Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из солёного теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому - что сейчас ценится всё эколо...

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

Конспект занятия "Поиграй, со мною мама" Практикум с элементами совместной деятельности детей и родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)

В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение у...

Конспект занятия "Моя семья" Практикум для родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)

     Семья для ребенка – первый и важнейший социально-педагогический институт, зона его ближайшего развития. Семья закладывает систему его отношений с близкими взрослыми, о...