Программа "Сюжетно-ролевая игра"
рабочая программа (средняя группа)

Степанова Людмила Германовна

Актуальность  состоит в том, что в настоящее время происходит разрушение сюжетно-ролевой игры как особой культурной формы жизни ребенка-дошкольника. За последние двадцать лет условия жизни людей в нашей стране меняются крайне динамично. Произошли значительные социально-экономические изменения в жизни взрослых людей и в отношениях между ними. А это привело к изменению предметной среды и условий воспитания ребенка дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_syuzhetno-rolevaya_igra.docx200.76 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 1161»

 (ГБОУ ШКОЛА №1161)

_____________________________________________________________________________

117624, Москва, ул. Изюмская, 35А            

 Телефон/факс:(499) 793-93-09              

 E-mail: 1161@edu.mos.ru

ОГРН 5147746147203,  ИНН 7727844458,   КПП 772701001

Программа на тему: «Сюжетно-ролевая игра»

Составила:

воспитатель

высш.кв.кат.

Степанова Людмила Германовна

Москва 2021-22 уч.года

 Введение………………………………………………………………….....2

Паспорт программы…………………………………………………….....4

Пояснительная записка……………………………………………………...7

Актуальность, новизна……………………………………………………... 9

Глава 1. Концептуальные основы программы

1.1Цель и задачи программы………………………………………………11

1.2 Ожидаемый результат………………………………………………….11

1.3 Основные принципы  программы……………………………………..12

1.4. Факторы успешности программы…………………………………….13

1.5 Отличительные особенности программы……………………………. 14

1.6 Сроки и  этапы реализации…………………………………………….15

Глава 2 .Схема реализации программы

2.1Учебно-тематический план……………………………………18

2.2 Задачи работы с детьми………………………………………………...19

2.3 Направления в работе…………………………………………………...21

2.4 Этапы педагогического сопровождения игровой деятельности детей………………………………………………………………………….22

2.5 Методы и  приемы, применяемые в работе с детьми………………....23

Глава 3.Организация Внешнего взаимодействия

3.1Работа с родителями……………………………………………………..26

3.2 Работа с педагогами……………………………………………………..29

3.3 Работа с социумом Внешние связи…………………………………….30

Глава 4. Результативность

Заключение…………………………………………………………………..37

Список используемой литературы………………………………………....38

Приложение        

                                                         

Игра — путь детей к познанию мира,
в котором они живут и который призваны изменить.
А.М.Горький

  Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей и наоборот.                                                                                                            Свободная сюжетная игра – самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность, в  игре он испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений – всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, дается с трудом.

Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры – действием в воображаемой, условной ситуации.                                                                    Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребёнка дошкольного возраста. Рубинштейн С. Л. говорил, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребёнка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребёнка с взрослыми. Ей присущи эмоциональная насыщенность и увлечённость детей, самостоятельность, активность, творчество. Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребёнка, это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. (6)

 Особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации, своеобразие содержания.

   Основными структурными элементами сюжетно-ролевой игры являются:

     

 Эти элементы тесно взаимосвязаны.

Игровой замысел - это общее определение того, во что и как будут играть дети. Он формулируется в речи, отражается в самих игровых действиях, оформляется в игровом содержании и является стержнем игры.          

   Сюжет игры — это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры — характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий. (15). Сюжет игры делает ее привлекательной, возбуждает интерес и желание играть.

    Структурной особенностью и центром игры является роль, которую выполняет ребенок. По тому значению, какое принадлежит роли в процессе игры, многие из игр получили название ролевых или сюжетно-ролевых. Роль всегда соотнесена с человеком или животным; его воображаемыми поступками, действиями, отношениями. Ребенок, входя в их образ, играет определенную роль. Но дошкольник не просто разыгрывает эту роль, он живет в образе и верит в его правдивость. Изображая, например, капитана на корабле, он отражает не всю его деятельность, а лишь те черты, которые необходимы по ходу игры: капитан дает команды, смотрит в бинокль, заботится о пассажирах и матросах.

В процессе игры самими детьми (а в некоторых играх — взрослыми) устанавливаются правила, определяющие и регулирующие поведение и взаимоотношения играющих. Они придают играм организованность, устойчивость, закрепляют их содержание и определяют дальнейшее развитие, усложнение отношений и взаимоотношений.

 Основной путь воспитания в игре - влияние на ее содержание, на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов.  

Задачи воспитателя при организации игры:  помочь организовать игры, сделать их увлекательными, сделать их насыщенными действиями, помочь ребенку выбрать из массы жизненных впечатлений самые яркие, которые могут послужить сюжетом хорошей игры.                              

Ошибки педагогов при организации игры - навязывание готовых игр, игры по определенному плану - шаблонизация игр, стеснение инициативы ребенка.  «Мы должны влиять на ребят, и влиять очень сильно, но так, чтобы дать известное развитие силам, не водить их за ручку, не регулировать каждое слово, а давать возможность всестороннего развития на игре, общении, на наблюдении окружающего»                                 А. С. Макаренко

   Чтобы решить вопрос о методах влияния на игровую деятельность детей, необходимо понять, чем они руководствуются в выборе игры. Опыт  показывает, что единственный правильный путь управления игрой создание интереса к тому или иному событию жизни, влияние на воображение и чувства детей.

   

Наименование учреждения

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Когалыма «Березка»

Наименование программы

«Сюжетно- ролевая игра как социально-личностное развитие детей»

Автор

программы

Грязнова Ирина Сергеевна, воспитатель

МА ДОУ  г. Когалыма «Березка»

Нормативно -правовые основы  разработки программы

 Закон  «Об образовании  в  РФ»

 Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 27 октября 2011 года №2562.

 Федеральный государственный стандарт дошкольного образования,  утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 01.01.2014года №1155.

 «Конвенции о правах ребёнка» (Статья № 31  «Каждый ребёнок имеет право на игру, отдых, на участие в культурной и творческой жизни).

Цель

программы

Развивать игру каждого ребенка с опорой на его личные интересы.

Задачи программы

 Развивать у детей интерес к игре, воспитывать умение самостоятельно занять себя игрой (индивидуальной и совместной со сверстниками);

развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания); развивать коммуникативные способностей детей, которые предполагают навыки построения адекватных взаимоотношений, умение взаимодействовать с окружающей

действительностью, следовать социальным нормам и правилам поведения.

 Формировать игровые умения, содействовать объединению детей в игре.

 Создать современную развивающую предметно - игровую среду, соответствующую возрастным особенностям детей и требованиям ФГОС, способствующую развитию игровой деятельности.

Повышение компетенции родителей и  педагогов о значении сюжетно-ролевых игр для воспитания и развития  детей дошкольного возраста.

Участники программы

Воспитанники, педагоги, родители

Срок реализации

программы

2017-2018годы.

Программа рассчитана на 2 года

Возрастной состав детей от 3 до 5 лет

Принципы программы

 Принцип учета детских игровых интересов, детской субкультуры

 Принцип учета полоролевой дифференциации в игровой деятельности детей

 Принцип творческого обучения и воспитания

 Принцип доступности

 Принцип личностной ориентации

 Комплексно-тематический принцип

 Принцип интеграции

 Принцип систематичности

 Принцип практической применимости

 Принцип динамичности и гибкого зонирования

 Принцип индивидуального подхода к детям

 Принцип педагогической поддержки

Актуальность

В настоящее время происходит разрушение сюжетно-ролевой игры как особой культурной формы жизни ребенка-дошкольника.                                  В современной культуре детства положение игры становится все более двусмысленным: игра попадает в категорию прав ребенка по Конвенции ООН «О правах ребенка», статья 31,  но    границы того, что должно быть защищено этим правом, стремительно размываются.                                          -  Игрой называют все  (игровое обучение, игровой тренинг, игровое шоу и т.п.).                                      - «Возраст игры» также теряет определенность. Если раньше было понятно, что это дошкольное детство, то теперь, в последние 10-15 лет, играми, в первую очередь, конечно, компьютерными, оказались захвачены и подростки, и взрослые.                                    В этих условиях трудно сохранить сюжетно-ролевую игру.                                                                Таким образом, наблюдается изменение социальных установок по отношению к игре, а развитие и педагогическое руководство сюжетно-ролевой игрой почти забыто.

Если говорить о современных детях, прежде всего, нужно сказать, дети в наши дни, либо совсем не играют, либо играют слишком мало.

Актуальность программы и в том, что сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, воображения, эстетические чувства, приобщают их к миру прекрасного. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу.    

   Раскрывается интеллектуальный и нравственный потенциал детей, развиваются навыки межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Новизна программы

 Создана  современная развивающая предметно-игровая среда, соответствующая возрастным особенностям детей и требованиям ФГОС

( насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность).

 Предметно-игровая среда способствует развитию интереса к игровой деятельности и эмоциональному благополучию детей.

 В программе представлены методы активизации родителей  с целью повышения педагогической компетентности в вопросах развития  сюжетно-ролевых игр; вовлечению родителей в совместную игру родители-дети (взрослый-ребенок).

Результаты программы

 Интерес к игре, к общему замыслу игрового сюжета, согласованность действий играющих; выполнение игровых действий.

 Усвоение цепочки действий в игре.

 В игре отражают  впечатления о жизни людей, семейных традициях, знания о профессиях взрослых.

 Выполнении  определенной роли в сюжетно-ролевой игре,  связанную с конкретными правами, обязанностями и результатом.

 Проявление собственной инициативы в использовании предметов- заместителей.

 Формирование эмоционального мира детей, построение в ходе игры доброжелательных и дружеских отношений.

 Повышение компетенции родителей и  педагогов о значении сюжетно-ролевых игр для воспитания и развития  детей дошкольного возраста.

 Участие родителей в обогащении предметно-игровой среды; участие родителей в играх детей дома и в детском саду.

    Рабочая программа «Сюжетно- ролевая игра – как социально-личностное развитие детей» направлена на развитие игровой деятельности, социально – личностных  способностей (приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральными) через сюжетно-ролевую  игру).

   В программе представлены подходы и принципы руководства сюжетно-ролевыми играми  дошкольников по формированию дружеских, социально-приемлемых способов, форм и средств построения взаимоотношений с окружающей ребенка действительностью

  Практическая значимость программы состоит в том, что создана современная развивающая предметно-игровая среда, соответствующая возрастным особенностям детей, отвечающая требованиям ФГОС. Предметно-игровая среда   изменяется от содержания знаний, полученных детьми, от игровых интересов детей и уровня развития их игры.

   Этот подход,  апробированный в ходе может быть использован в любом детском саду, и рекомендован в помощь педагогам и родителям.

   Ведущей деятельностью детей-дошкольников является игра. Поэтому в последнее время наиболее актуальной определяется проблема внедрения в образовательную практику дошкольных учреждения современных игровых технологий. Известно, что сюжетно-ролевая игра в классификации игровой деятельности считается наиболее сложной, но и наиболее значимой для личностного развития детей при вхождении их в мир социальных отношений с окружающими их людьми, природой.

  Дети младшего дошкольного возраста эмоционально заражаемы и впечатлительны, испытывают потребность в любви и поддержке. До ребёнка важно донести то, что он уже большой, потому что пришёл в детский сад, и это здорово! В детском саду его любят, ждут и рады всегда видеть. Он много чего уже умеет делать сам, а ещё большему научится с помощью взрослых. Именно поэтому важно правильно организовать в адаптационный период игровую деятельность, направленную на формирование эмоциональных контактов «ребенок – взрослый», «ребенок – ребенок».

  Главное, что может сделать взрослый, – это научить его играть вместе с другими детьми. Важно показать, что играть друг с другом, гораздо интереснее, чем одному. На основе совместных игровых действий возникает эмоциональное общение ребенка с взрослыми и сверстниками, происходит освоение разных способов взаимодействия, формируются умения действовать по правилам, развиваются чувства сопереживания, готовности помочь. Особой формой общественной жизни дошкольников является игра, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир. Самостоятельная игровая деятельность способствует физическому и психическому развитию каждого ребенка, воспитанию нравственно-волевых качеств, творческих способностей.

   Каждый вариант сюжетной игры должен соответствовать ее общим характеристикам: быть свободной, самостоятельной, эмоционально насыщенной и спонтанной деятельностью детей.

  Разыгрывание запланированных воспитателем сценариев или прямая организация и руководство взрослым игровыми действиями не является игрой и не имеет развивающего эффекта.

  Взрослый может вдохновлять детей на самостоятельную игру, создавать условия для нее, участвовать в ней на равных правах, но не руководить ею и не контролировать действия детей.

  Руководство играми один из самых сложных разделов методики дошкольного воспитания, педагог не может заранее предвидеть, что придумают дети и, как они будут вести себя в игре. Поэтому своеобразие детской деятельности требует своеобразных приемов управления.            Важнейшие условия успешного руководства играми – умение завоевать, доверие детей, установить с ними контакт.

  От правильного руководства игрой, от своевременного обогащения сюжетно-ролевых игр, зависит успех выполнения игровых действий, умение детьми жить в едином детском коллективе, развитие кругозора и речи детей. (8)

  А. С. Макаренко писал: «Игра имеет в жизни ребенка такое же значение, как у взрослого – деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре».                    

Актуальность

 «Игра есть потребность растущего организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре у ребят вырабатываются организационные навыки, развивается выдержка, умение взвешивать обстоятельства».

Н.К. Крупская

Актуальность  состоит в том, что в настоящее время происходит разрушение сюжетно-ролевой игры как особой культурной формы жизни ребенка-дошкольника. За последние двадцать лет условия жизни людей в нашей стране меняются крайне динамично. Произошли значительные социально-экономические изменения в жизни взрослых людей и в отношениях между ними. А это привело к изменению предметной среды и условий воспитания ребенка дошкольного возраста.

В современной культуре детства положение игры становится все более двусмысленным: игра попадает в категорию прав ребенка по Конвенции ООН "О правах ребенка", статья 31, но границы того, что должно быть защищено этим правом, стремительно размываются. Игрой называют все  (игровое обучение, игровой тренинг, игровое шоу и т.п.).

«Возраст игры» также теряет определенность: если раньше было понятно, что это дошкольное детство, то теперь, в последние 10-15 лет, играми, в первую очередь, конечно, компьютерными, оказались захвачены и подростки, и взрослые. В этих условиях трудно сохранить сюжетно-ролевую игру.

Сегодня родители хотят, чтобы дети, начиная с раннего возраста, учились, а не играли. Это могут быть музыка, спорт, рисование. Такие родители упускают важность игры для социального, эмоционального и  развития и часто видят в ней допустимую, но бесполезную вольность, в то время как интеллектуальные занятия, в особенности связанные со школой, рассматриваются ими как продуктивные.

Таким образом, наблюдается изменение социальных установок по отношению к игре, вследствие чего наблюдается постоянное повышение требований к навыкам детей со стороны школы. Педагоги и родители современных российских детских садов начинают уделять занятиям и дидактическим играм много внимания, а развитие и педагогическое руководство сюжетно-ролевой игрой почти забыто.

Если говорить о современных детях, прежде всего, нужно сказать, дети в наши дни, либо совсем не играют, либо играют слишком мало. Это связано с целым рядом причин.

Во-первых, современное общество требует от детей ранних успехов и достижений. Все стремятся детей научить как можно раньше - читать, писать, считать, забыв о том, что ведущая деятельность ребенка дошкольника - игровая.

Именно через игру в этом возрасте можно развивать, обучать, корректировать, воспитывать. Без этого важного "игрового" периода не бывает успешного обучения в школьном возрасте, а позже не происходит развития целой полноценной личности.

Во-вторых, родители современных детей сами принадлежат к неиграющему поколению, их детство тоже прошло без игр, тоже было насыщено обучающими элементами. Именно поэтому родители не играют со своими детьми, они очень часто не умеют этого делать.

И третья причина - отсутствие возможности передавать игровой опыт от более старших детей к  младшим.

Современные дети, как правило, играют в обучающие игры по правилам взрослых, часами просиживают у телевизоров, проигрывая вместе с героями сериалов взрослую жизнь, с трудом отрываются от компьютерных монстров, выплескивая свою энергию и агрессивность в безопасное пространство.

И как следствие, малыши не через игру узнают мир, плохо усваивают систему отношений в обществе, мало развиваются и не учатся премудростям, а значит, не формируются как личности. А ведь именно игра позволяет скорректировать возникающие проблемы и сложности в отношениях.

Актуальность программы  и в том, что сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, воображения, эстетические чувства, приобщают их к миру прекрасного. Дети становятся добрее, учатся  жить. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу.    

   Раскрывается интеллектуальный и нравственный потенциал детей, развиваются навыки межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

    Задача взрослых показать детям социальный мир “изнутри” и помочь ребенку понять свое место в этом мире как его члена, участника событий, преобразователя. Но социальная действительность становится средством воспитания и обучения только в том случае, если факты и события, с которыми встречается ребенок, понятны и доступны. А собственное познание социальной действительности будет происходить через действия с предметами, через общение. Поэтому важной педагогической задачей является анализ и отбор того содержания из социального окружения, которое несет в себе развивающий потенциал и может стать средством приобщения ребенка к социальному миру.

   

Новизна программы: 

  Создана  современная развивающая предметно-игровая среда, соответствующая возрастным особенностям детей и требованиям

ФГОС (насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность); способствующая развитию интереса к игровой деятельности и эмоциональному благополучию детей .

  В программе представлены методы активизации родителей  с целью повышения педагогической компетентности в вопросах развития

сюжетно-ролевых игр; вовлечения родителей в совместную игру родители – дети (взрослый-ребенок).

  Составлен и апробирован комплекс мероприятий, который направлен на развитие сюжетно-ролевых игр детей.

  Разработана система перспективного планирования по использованию сюжетно-ролевых игр для развития дружеских взаимоотношений, формирования собственно игрового поведения в коллективе, формирования навыков общения и взаимодействия с окружающей действительностью, творческих способностей детей 3-5 лет.

  1. Цель: Развивать игру каждого ребенка с порой на его личные интересы.

        Задачи:

 1.Развивать у детей интерес к игре, воспитывать умение самостоятельно занять себя игрой (индивидуальной и совместной со сверстниками);

развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания); развивать коммуникативные способностей детей, которые предполагают навыки построения адекватных взаимоотношений, умение взаимодействовать с окружающей действительностью, следовать социальным нормам и правилам поведения.

 2.Формировать игровые умения, содействовать объединению детей в игре.

 3.Создать современную предметно - игровую среду, соответствующую возрастным особенностям детей, отвечающую  требованиям ФГОС и способствующую развитию игровой деятельности.

 4.Повышение компетенции родителей и  педагогов о значении сюжетно-ролевых игр для воспитания и развития  детей дошкольного возраста.

1.2 Ожидаемые  результаты

 Система работы не ставит целью достичь высоких результатов.

Главное помочь детям максимально развить свой интеллектуальный и творческий потенциал. Основные задачи - развитие игры как деятельности расширение тематики детских игр углубление их содержания, постоянное: расширение знаний детей об окружающей жизни, обогащение их впечатлений. Использование игры в целях воспитания детского коллектива и личности ребенка.

Благодаря систематической, целенаправленной и планомерной работе по  данной программе происходят качественные и количественные изменения показателей уровня игровой деятельности:

Освоив программу, дети будут знать.

- усвоенные цепочки действий в игре;

- определенную роль в сюжетно-ролевой игре, связанную с конкретными правами, обязанностями и результатом.

Дети будут уметь:

  • По просьбе взрослого производить с игрушками знакомые игровые действия (кормить куклу, катать в коляске, нагружать в машинку игрушки, перевозить их).
  • Выполнять предметно-игровые действия, играя рядом со сверстниками, не мешая.

  • Играть небольшими группами, подчиняясь сюжету игры.
  • По предложению воспитателя выполнять знакомые роли.
  • Вводить в игру постройки и обыгрывать, разворачивая сюжет
  • Участвовать под руководством взрослого в драматизации знакомых сказок.
  • Вступать в ролевое взаимодействие и действовать в соответствии с ролью.
  • Отражать в играх взаимоотношения между людьми, реальные знания о профессиях взрослых.
  • Использовать в игре предметы–заместители.
  • Согласовывать свои желания с мнением других участников взаимодействия.
  • Регулировать своё поведение в соответствии с нормами поведения.
  • Выполняют этические нормы поведения во время игры.

Дети смогут решать следующие жизненно-практические задачи.

  • Осуществлять перенос усвоенных способов игровых действий из ситуации обучения в свободную игровую деятельность.
  • Самостоятельно выбирать игру для совместной деятельности.
  • Играть в коллективе сверстников, объединяясь небольшими группами для решения игровой задачи.

1.3 Основные принципы программы

  • Принцип творческого обучения и воспитания -  максимальная реализация творческих возможностей ребенка.
  • Принцип учета детских игровых интересов, детской субкультуры - учет игровых интересов, предпочтений мальчиков и девочек пятого года жизни.
  • Принцип доступности - предложенный материал и развивающая предметно-игровая среда доступны ребенку.
  • Принцип личностной ориентации – личность каждого ребенка является  ценностью в процессе воспитания.
  • Комплексно-тематический принцип- объединение комплекса различных видов детской деятельности вокруг единой темы. Тесная взаимосвязь  и взаимозависимость с интеграцией детской деятельности.
  • Принцип интеграции - ознакомление с окружающим, развитие речи, игровая деятельность.
  • Принцип систематичности - решение задач в системе всего воспитательно- образовательного процесса и во всех видах деятельности.
  • Принцип практической применимости - активное включение детей.
  • Принцип динамичности и гибкого зонирования  развивающая предметно-игровая  среда.
  • Принцип индивидуального подхода к детям – осуществляется посредством дифференцированного подхода к каждому ребенку, исходя из знаний особенностей его развития.
  • Принцип игровой подачи материала - основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
  • Принцип педагогической поддержки - направляет действия взрослого на оказание помощи ребенку, испытывающему те или иные затруднения в игровом процессе.

1.4.Факторы успешности реализации программы

   1.Обязательное наличие современной развивающей предметно-игровой  среды, которая соответствует возрастным особенностям детей, а также следующим требованиям:

  • Насыщенность – разнообразие материала, которая способствует  развитию познавательной, игровой, исследовательской и творческой активности.
  • Полифункциональность материалов игровой среды, позволяющая сочетать ее элементы в любых комбинациях (маркеры, мягкие модули, ширмы) Приложение 5.
  • Трансформируемость возможность изменения игровой среды в зависимости от меняющихся игровых заданий, интересов и возможностей детей.  
  • Вариативность - наличие в группе различных пространств, периодическая сменяемость игрового материала. Предметно-игровая среда обязательно должна гибко изменяться в зависимости от содержания знаний, полученных детьми, от игровых интересов детей и уровня  развития их игры. (Приложение 5.)  

                                                                                                               

   2.Использование методов развития познавательной активности детей: проектно-исследовательского и экспериментального метода. Воспитание у детей глубоких познавательных интересов путем всемерного расширения круга детских впечатлений и знаний об окружающей жизни и создания у ребенка таких ярких образов, которые он стремился бы воплотить в игровом действии.

 3.Личностный фактор- соблюдение педагогом принципов организации сюжетно-ролевой игры:

  • первый принцип – воспитатель должен играть вместе с детьми, должен занять позицию «играющего партнера, который умеет интересно играть».
  • второй принцип – воспитатель должен играть с детьми на    протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения
  • третий принцип – при формировании игровых умений одновременно    ориентировать ребёнка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику.

  4.Одним из условий успеха является обмен опытом, изучение передового педагогического опыта из различных источников, обмен опытом  внутри детского сада, посещение методических объединений в других садах. Создание творческой группы единомышленников.

1.5 Отличительные особенности  дополнительной  образовательной программы.

    Программа «Сюжетно-ролевая игра как социально-личностное развитие детей»  является составной частью образовательного  плана дошкольного учреждения, частью образовательного процесса, обеспечивающего развивающее обучение и воспитание детей в одном из важнейших направлений – социализацию через игру. Обеспечивая формирование и обогащение представлений детей о жизни общества, о способах общения людей между собой, привитие общепринятых норм поведения и морали, воспитание культурно – гигиенических навыков и самообслуживания, воспитание самостоятельности.

  Программа построена на диалоге с ребенком, педагог не просто сообщает знания, ребенок сам их открывает. Комплексный подход включает различные компоненты, совокупность которых объединена в понятии «социализация» ребенка.

  Реализация программы носит преимущественно индивидуально-дифференцированный характер. В программе материал распределён концентрическим способом. Данный способ построения программы допускает один и тот же материал (вопрос) излагать несколько раз, но с элементами усложнения, с расширением, обогащением содержания образования новыми компонентами, с углублением рассмотрения имеющихся между ними связей и зависимостей.

   Концентрическое расположение материала в программе предусматривает не простое повторение, а изучение тех же вопросов на расширенной основе с более глубоким проникновением в сущность рассматриваемых явлений и процессов.

  Главный метод развития, предлагаемый данной программой, – игровая деятельность, так как игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Игра имеет значение не только для умственного развития ребенка, но и для развития его личности: принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребенок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться в отношениях между людьми.

   Сюжетная игра не возникает у детей спонтанно, сама собой, а передается другими людьми, которые уже владеют ею - «умеют играть». Естественным образом «втягивание» в игру происходит, когда ребенок входит в разновозрастные группы (дворовые группы, группы братьев и сестер разного возраста в одной семье).

   В современном обществе воспитателю приходится заменять дошкольнику недостающих старших братьев и сестер, помогать ребенку, овладевать игровыми умениями, втягивать его в игру.

  Программа может применяться в любом ДОУ благодаря простоте большинства рекомендуемых средств, методов, при отсутствии профессионалов высокого уровня, но при обязательном добросовестном выполнении рекомендаций. В программе используется материал характерный для данного региона.

1.6   Срок и этапы  реализации программы.

   Срок реализации программы два года.

   Возрастной состав детей от 3 до 5лет.

   Программа может изменяться с внесением поправок в планировании мероприятий, тематических недель, работы с родителями.

  Эту работу необходимо осуществлять на всех возрастных этапах при условии четкой, грамотной организации педагогического процесса и комплексного подхода, который предполагает взаимосвязь традиционных и нетрадиционных способов действий, путем их последовательного, поэтапного проведении

Этапы

Цели

Содержание

Первый этап

Определение проблематики, актуальности темы; определение цели и задач для работы.

На этом этапе формулировалась актуальность, проблема, ставились цели и задачи работы.

 Анализ предметно-развивающей среды группы, изучение передового педагогического опыта по теме.

Подбор диагностического материала.

Результатом этого этапа стало определение проблематики, актуальности темы для ДОУ, определение цели и задачи работы.

Второй этап

Разработка перспективного плана сюжетно-ролевых игр для каждой возрастной группы.

Создание условий для реализации задач.

Определение цели и задач для каждой возрастной группы, содержания и формы работы с детьми и родителями.

Разработка перспективного плана работы; организация развивающей предметно-игровой среды  в группе; накопление дидактического материала.

Результатом этого этапа стало ресурсное обеспечение реализации программы: создание тематического планирования,  обогащение развивающей  предметно игровой среды.

Третий этап

Проведение мероприятий с детьми и родителями, направленными на развитие сюжетно-ролевой игры. Развитие и обогащение предметно-игровой  среды.

На этом этапе проводилось исследование и обработка данных, полученных результатов.

Цикл занимательных дел, бесед, экскурсий, досугов.

Работа с родителями: консультации, беседы, педагогические гостиные, мастер классы, проектная деятельность, совместное посещение экскурсий.

Участие родителей в обогащении развивающей предметно-игровой среды.

Организация мероприятий с педагогами (взаимопосещение мероприятий).

Четвертый этап

Результативность.

Мониторинг.

Обобщение и распространение опыта работы по программе.

На этом этапе формировались выводы, предложения. Разрабатывались шаги к дальнейшему исследованию темы.

Программа состоит из 4 блоков.

1 блок

Работа с детьми

Экскурсии, занятия (тематические, сюжетные, сюжетно- тематические, комплексные), беседы, игры, досуги, режимные моменты, самостоятельная деятельность).

      2блок

Работа родителями

Анкетирование,  консультации, беседы, «Круглый стол», мастер классы, родительские собрания, проектная деятельность.

Развлечения, совместные экскурсии.

3блок

Работа с социумом

Экскурсии («Магазин»,  «Поликлиника»,  «Музейно- выставочный центр»,  «Парк военной техники», встречи с интересными людьми).

4блок

Работа с педагогами ДОУ

Консультации,  мастер классы по оформлению развивающей предметно-игровой среды, открытый показ сюжетно-ролевых игр, взаимопосещение мероприятий по обмену опытом.  

2.1 Учебно-тематическое планирование.

   Планирование  работы по программе «Сюжетно- ролевая игра как социально-личностное развитие детей» придает процессу развития игры организованный характер, что делает работу педагога более осмысленной и результативной.

   Тематическое  планирование составлено на основе требований ФГОС, интеграции образовательных областей. По мере роста навыков, знаний и умений дошкольников предусмотрено постепенное усложнение, как содержания, так и методов и приемов воспитания, обучения и развития игровой деятельности дошкольников с учетом их развития.

   При планировании игры учитывалось, что желание играть у  детей вызывает совместная подготовка с воспитателем интересной игры.                   Совместные игры с детьми запланированы    с расширением тематики детских игр, с придумывания совершенно новых сюжетов, а также  с частичного изменения — «расшатывания» уже известных; постепенно переводя к все более сложным преобразованиям знакомого сюжета.

   В плане предусмотрена работа не только по обогащению детей знаниями для развития сюжета игры, но и их нравственному воспитанию, формированию взаимоотношений. 

   Материалом  для обучения игре служат игровые упражнения, направленные на развитие восприятия, творческих способностей, фантазии, речи, а также определенных личностных качеств. Игры, направленные на обогащение игровых действий, на развитие сюжета.

Это занятия в виде игр-путешествий,  занятия-прогулки, игры инсценировки, игры показы, игры-экспериментирования; наблюдения, просмотр презентаций. Дидактические игры, с помощью которых дети учатся сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы. 

2.2 Задачи работы с детьми.

Возрастные группы детей

Задачи

Вторая

младшая группа

(от3до 4 лет)

  • Способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни, по мотивам литературных произведений. 
  • Формировать умение выполнять несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой; выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединенных сюжетной канвой. Формировать начальные навыки ролевого поведения. В совместных с детьми играх развивать у детей умение придумывать несложный сюжет, выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий (делать покупки, готовить обед, накрывать на стол).
  • Подводить детей к пониманию роли в игре. Показывать детям способы ролевого поведения, используя обучающие игры.
  • Поощрять попытки детей самостоятельно выбирать атрибуты для игр, дополнять игровую обстановку недостающими предметами и игрушками, использовать предметы заместители
  • Учить детей использовать в играх строительный материал.
  • Усложнять и обогащать  предметно-игровую среду за счет использования предметов полифункционального назначения и увеличения количества игрушек.

Средняя

группа

(от 4 до 5 лет)

  • Обогащать и развивать содержание игр. Развивать социальное отношение  играющих за счет осмысления профессиональной деятельности взрослых
  • Формировать умение организованно играть небольшими группами; распределять роли, выполнять игровые действия в соответствии с ролью, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом. Формировать умение сговариваться по поводу игры, согласовывать действия и совместными усилиями достигать результата
  • Подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов
  • Развивать умение подбирать атрибуты для игры, использовать предметы- заместители; использовать в игре постройки из строительного материала разной конструктивной сложности. Развивать и обогащать предметно- игровую среду.
  • Использовать минимальное количество игрушек, чтобы манипуляции с ними не отвлекали внимание ребёнка от ролевого взаимодействия.
  • Формировать в процессе игры правила культурного поведения.  (20)

         

2.3

2.4  Этапы работы педагогического сопровождения игровой деятельности детей.

Этапы

Педагогическое сопровождение

1 Этап -  диагностико-организационный

1.Диагностика игровых интересов и предпочтений, игрового взаимодействия, игровых умений.

2. Организация условий для развития игровой деятельности.

3. Отбор сюжетов игр.

4. Создание предметно-игровой среды.

2 Этап - совместная игровая деятельность воспитателя и детей

1.Развитие ролевых связей.   2.Развитие ролевого взаимодействия в разнообразных ситуациях игрового взаимодействия.                                            3.Развитие умений комбинировать сюжеты.                                     4.Разитие импровизационных умений посредством игровых приемов.

3 этап - самостоятельная игровая деятельность

1.Развитие самостоятельной игровой деятельности детей.

2.5 Методы и приемы, применяемые в работе с детьми.

Приемы руководства сюжетно-ролевыми играми, используемые для реализации программы.

Задачи

Методы и приемы

1.

Расширять и обогащать представления детей об окружающей жизни.

  • Рассматривание иллюстраций, фотографий
  • Просмотр видеоматериалов
  • Рассказ воспитателя
  • Чтение художественной литературы
  • Беседа
  • Отгадывание загадок.

2.

Изучать интересы детей,

их любимые игры.

  • Наблюдение за игровыми объединениями детей.
  • Рисование на тему «Мои любимые игрушки».
  • Беседа на тему «Любимые игры»
  • Беседа на тему «Мои друзья»

3.

Создавать и обогащать предметно-игровую среду

  • Рассматривание предметов, игрушек, предметов-заместителей
  • Беседа об использовании предметов, игрушек
  • Беседа о хранении и размещении игрушек
  • Изготовление детьми предметов-заместителей
  • Внесение новых игрушек и предметов.

4.

Оказывать влияние на содержание игры

Формировать положительные взаимоотношения

детей в игре.

Развивать творческие способности детей.

  • Предложение темы игры, новых сюжетов.
  • Обсуждение игрового сюжета.
  • Создание игровой воображаемой ситуации.
  • Создание игровой обстановки
  • Участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры.
  • Распределение ролей.
  • Ролевое участие в игре.

5.

Формировать специфические игровые умения.

  • Показ игровых действий с игрушками, предметами, предметами-заместителями.
  • Употребление условной игровой терминологии.
  • Разыгрывание игрового эпизода (можно подготовить для этого заранее несколько детей).
  • Показ развертывания ролевого взаимодействия, перехода от одной роли к другой.

3.1

Основные направления работы с родителями. 

 Сложившаяся политическая, экономическая, культурная и социальная ситуации в нашей стране во многом определяют содержание и характер семейного воспитания, так как год от года меняется и характер иерархии ценностей. Нередки случаи, когда для семейного окружения ребенка на первый план выходят не интеллектуальные и духовные ценности, а материальное благополучие (хотя они играют, несомненно, важную и значительную роль в воспитании детей).                                                

    Ребенка окружают не только дети детского сада, но и конечно, семья. Атмосфера семейной жизни накладывает значительный отпечаток на мировоззрение, поведение ребенка,  на содержание и характер его взаимодействия с окружающими людьми, и способы построения их коммуникативных отношений. Современные родители - это люди с хронической нехваткой времени. Родители не понимают, что игра для ребенка - это не просто забава, это вид деятельности, в процессе которой строится его личность. Когда дети играют в игру, в ней отражается окружающая жизнь, знания и опыт.                

   Положительных результатов в развитии игровой деятельности детей, можно добиться, действуя в тесном контакте с родителями, обогащая их знаниями об особенностях сюжетно- игровой игры. Работа по данной программе предусматривает  тесное сотрудничество с родителями, полное взаимопонимание. Именно поэтому я  определила  профилактическое направление работы:

  •  Анкетирование, с целью выявления проблемы и  ряда вопросов, по которым нужно дать разъяснения родителям, разработать план работы,  определить преемственность  семьи и детского сада по данному направлению (Приложение 2.) 
  • Ознакомительная работа  родителей с предлагаемой программой:

консультации разработка рекомендаций, мастер классы (Приложение 3.), родительские собрания, развлечения, совместные экскурсии и. т. д.)

  • Педагогическое просвещение родителей с целью развития интереса к  сюжетно-ролевой игре,  обогащению содержания сюжетно-ролевых игр,  подбору игрушек, соответствующих возрасту детей и их интересам (конкурсы, просмотр сюжетно-ролевых игр детей, создание  книги «Я в профессии играю», создание игротеки «Играем с детьми»,  круглый стол «Самая играющая семья», игры дети- родители-воспитатели)  

Этапы работы с родителями

1Этап

Ознакомительный

Анкетирование, беседы, наблюдения, выделение проблемы, опросы.

2Этап Профилактический

Наглядная агитация (памятки, рекомендации, консультации, стенгазеты)

 Круглый стол «Игры детей дома», создание книги

«Я в профессии играю», создание игротеки «Игры с детьми»

Участие в родительских собраниях, совместные экскурсии, распространение лучшего семейного опыта «Игры с детьми в семье». Постоянно действующая рубрика  «Вместе весело шагать» (вопрос -ответ)

Совместное создание и обогащение предметно-развивающей среды

3 этап Практический

Конкурсы «Самая играющая семья», «Игрушки своими руками».  Мастер класс «Куклы моего детства»

Мастер классы по сюжетно-ролевым играм.

4этап

Перспективный

Показ результата работы по развитию сюжетно-ролевой игры

Стимулирование активного участия родителей в совместной работе

Определение перспектив работы  по предлагаемой программе «Сюжетно- ролевая игра как социально-личностное развитие детей»

           

3.2 

Перспективность программы «Сюжетно- ролевая игра как социально-личностное развитие детей»  в том, что ее могут использовать воспитатели ДОУ.  В связи с этим  были проведено ряд мероприятий.

3.3

Решение задач игрового развития дошкольников зависит от формирования знаний об окружающем мире. Чтобы сделать процесс развития игры интересным, творческим, развивающим необходимо образное развитие детей, посещение выставок, экскурсии по  городу,  в инфраструктуры города, встречи и беседы с интересными людьми.

 

  В ходе реализации программы были созданы:

  • Авторская дидактическая игра «Я в профессии играю»;

  • Методическое пособие «Сто шагов к здоровью»;

  • Авторские маркеры игрового пространства: «Дом», «Больница», «Корабль», «Магазин», «Ракета», «Многофункциональный Маркер», планшет ПДД - «По дорогам Когалыма».

  • Разработана картотека литературного материала для обучения сюжетно-ролевым играм; картотека игр - ситуаций к сюжетно-ролевым играм.

  • Изготовлены атрибуты для сюжетно-ролевых игр из бросового материала.

 

Контрольно-диагностическая работа  уровня развития игровой деятельности детей.

Месяц

Вид диагностики

Цель диагностики

Сентябрь

Первоначальная диагностика

 Определить уровень развития детских знаний и игровых умений с целью выявления задач по формированию личности ребенка и  развитию его игровых навыков.

Выявить»Что и  Как»  формировать у каждого конкретного ребенка.

 Подобрать соответствующие приемы взаимодействия, способствующие продвижению детей в игре.

Январь

Контрольный эксперимент

  Выявить уровень выполнения Программы.                           Определить эффективность проводимой работы в целом. Скорректировать свои формирующие воздействия.

Май

Итоговая диагностика

Выявить уровень развития игровой деятельности детей. Корректировка задач и определение примерной будущей тактики воспитателя по отношению к ребёнку в следующей возрастной группе

(Примерные показатели для определения уровней развития сюжетной

игры в возрастных группах даны в таблице1. Приложение1)

Динамика развития игровой деятельности детей

Динамика формирования игровых интересов детей

           

             Рисунок 1. Сюжеты игр детей 3-4 лет

Рисунок 2. Сюжеты игр детей 4-5 лет

           Рисунок 3. Сюжеты игр детей 3-4 лет

Рисунок 4. Сюжеты игр детей 4-5 лет

Динамика игрового взаимодействия родители-дети

             Рисунок 5. Участие членов семьи в игре с детьми дома

            Рисунок 6. Участие членов семьи в игре с детьми дома

  Сюжетно - ролевые игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой активной личности, способной находить выход из критического положения, принимать решение, проявлять инициативу, т.е. приобретают те качества, которые необходимы в будущей жизни. 

  Современный детский сад- это место, где ребенок получает опыт эмоционально- практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности получения такого опыта расширяются при условии создания  развивающей предметно-игровой среды.

  • Опыт работы по программе «Сюжетно- ролевая игра как социально-личностное развитие детей» показывает, что единственный правильный путь управления игрой – создание интереса к тому, или иному событию жизни, влияние на воображение и чувства детей.
  • Игра – основной вид деятельности ребенка .  Игра постоянно привлекательна для ребенка, позволяет ему осуществить свои стремления. Зачастую в игре ребенок открывает в себе те качества, которые не были раньше заметны ни ему, ни окружающим, открывает в себе новые возможности. Игра лучший способ тренировки тех или иных навыков.
  • Нет таких положительных качеств, которые нельзя было бы развить у ребенка в ходе игры. Игра – основной способ развития этих качеств, так как она более привлекательна для детей и дети занимаются ей с большим удовольствием, чем, например, просто учёбой в школе. Через игру можно развить познавательные характеристики ребёнка, подготовить его к жизни в современном обществе, заставить его поверить в свои силы и возможности.
  • Современному человеку достаточно трудно реализовать себя в обществе без игры. Так что, игра, будучи важнейшим фактором развития ребенка, является не только реализацией этого развития, но и способствует совершенствованию умений и навыков взрослого человека.
  • Положительных результатов в развитии детей через игру можно добиться, действуя в тесном контакте с родителями.
  • Воспитатель должен постоянно находиться в поиске новых приемов, позволяющих детям с интересом и качественно осваивать новые игры.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  •   В любом возрасте сюжетно-ролевая игра для ребенка – основной вид деятельности, форма организации жизни, средство всестороннего развития. Именно в ней складываются и наиболее эффективно развиваются главные новообразования этого возраста: творческое воображение, образное мышление, самосознание.
  •  Особое значение имеет игра для становления разных форм произвольного поведения детей. Развиваются произвольное внимание и память, соподчинение мотивов и целенаправленность действий.
  • Сюжетно-ролевая игра проходит длительный и сложный путь развития, начинаясь в младшем дошкольном возрасте с простейшей ролевой игры и игры "рядом", в старшем дошкольном возрасте она достигает наиболее высокого развития, трансформируясь в длительную коллективную творческую игру с развёрнутым сюжетом.
  • Сюжетно - ролевая игра должна соответствовать современной деятельности т.к. в связи с развитием научно - технического прогресса появляется много новой техники, много нового в жизни людей. Задача воспитателя создать условия для отражения этого в сюжетно-ролевых играх детей.
  • Опыт работы по программе «Сюжетно- ролевая игра как социально-личностное развитие детей» показывает, что единственный правильный путь управления игрой – создание интереса к тому, или иному событию жизни, влияние на воображение и чувства детей.
  • Положительных результатов в развитии детей через игру можно добиться, действуя в тесном контакте с родителями.
  • Воспитатель должен постоянно находиться в поиске новых приемов, позволяющих детям с интересом и качественно осваивать новые игры.

             

  1. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях под ред. М.А. Васильевой. М., Просвещение, 1986.
  2. Примерная образовательная программа «От рождения до школы» Н.Е Веракса. М., «МОЗАИКА- СИНТЕЗ» 2011. 99-100, 142с.
  3. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования,  утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 01.01.2014 года  №1155.
  4.  «Как играть с детьми»- Н.Я. Михайленко,  Н.А Короткова.  М.,  «Академический Проект»  2001. 26-28с; 102-107с.              
  5. «Организация сюжетной игры в детском саду» Н.Я. Михайленко,  Н.А Короткова М., «Издательство ГНОМ и Д» 2000. 13-19с.
  6. «Психология игры» Эльконин Д.Б. – М.,  «Владос» 1999.
  7. «Развивающая предметно – пространственная среда» В.Ф.Сидоренко. М.,  2006.
  8. «Формирование взаимоотношений детей 3-5 лет в игре»                            Е.И. Щербаков. М.  Просвещение 1984. 7-13с.
  9. «Развитие игровой деятельности  дошкольников» А.В Калинченко, В.Н Сидоренко. М. , «АЙРИС ПРЕСС» 2004. 29-31с.
  10.  «Проблемы дошкольной игры и руководства ею в воспитательных целях».  «Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста» Запорожец А.В.  Сб. научных трудов. – М., 1978.
  11. «Новые сюжетно-ролевые игры для младших дошкольников» Н.В.Краснощекова. Ростов - на –Дону « Феникс» 2011. 14-19, 47, 90с.
  12. «Роль творческой игры в знакомстве детей с окружающей жизнью». Журнал «Дошкольное воспитание» № 6, 2008.
  13. «Развитие игровой деятельности» Система работы в средней группе детского сада Н.Ф.Губанова.  М.,  «Мозаико-Синтез»  2010.
  14.  «Развитие игровой деятельности» Система работы во второй младшей группе детского сада Н.Ф.Губанова. М., « Мозаико-Синтез» 2010.
  15. «Игровая деятельность в детском саду» Программа  и методические рекомендации Н.Ф.Губанова. М., «Мозаико-Синтез»  2006. 47-50, 65-67с.
  16. «Сюжетно-ролевые игры на прогулке». Журнал «Дошкольное воспитание» № 1, 2008.
  17. «Современный дошкольник: особенности игровой деятельности». Смирнова Е.И.  Журнал «Дошкольное воспитание» №4 , 2002.  70 – 74с.

18. «Воспитателю о детской игре» Д.В. Менджерицкая. М, «Просвещение» 1989. 15-17с.                                                                                    19. «Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры» Зворыгина Е., Комарова Н. . Журнал « Дошкольное воспитание» №5,     1989.  31с .                                                                                                                   20. «Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду». Л.В. Русскова. М.,  Просвещение 1986. 280с.                       21.«Игра  дошкольника» С.Л. Новоселова. М. Просвещение 1989г. 43-46с.                                                                                                     22.«Формирование сюжетной игры у детей 4 года жизни»    Михайленко Н., Короткова Н.  Журнал «Дошкольное воспитание» №6, 2003.                                                                                         23.«Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр»                           В.А Деркунская,  А.Н. Харчевникова. «Центр педагогического образования» 2012. 111с.                                                                       24.Интернет ресурсы.

                                     

Педагогические рекомендации

 

  • Педагогам необходимо стараться не занимать время, отведенное для игры другими видами деятельности.
  • Создать игровую среду в соответствии с возрастными особенностями, учитывать уровень развития детей, игровая среда должна быть динамичной. Атрибуты сюжетно-ролевой игры должны быть расположены в легко доступном для детей месте. Иногда атрибуты формируются в специально установленном порядке, а иногда детям предоставляется возможность создать игровую среду самостоятельно.
  • Эффективным приемом руководства играми детей младшего дошкольного возраста является прямое участие педагога в игре детей на главных ролях, причем первоначально рекомендуется использовать индивидуальную игру с данным ребенком, а в конце четвертого года жизни рекомендуется применять игру педагога с подгруппой детей.
  • В руководстве детей большое место занимает косвенные приемы руководства, чтобы не мешать ребенку самостоятельно играть, т.к. только самостоятельная сюжетно-ролевая игра в наибольшей степени способствует развитию ребенка.
  • Руководство игрой должно строиться на основе результатов наблюдения за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей.
  • Педагог должен как можно чаще ставить ребенка в позицию «взрослого». Это способствует развитию самостоятельности у детей. (5)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесные игры. Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры.

Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам. Словесные игры.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры....

Игры на формирование чувства собственной безопасности . Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасностиИгры  на формирование правовой культурыИгры, знакомящие детей со службами экстренной помощиИгры, способствующие адаптации че...

Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.

Самостоятельная работа "Картотека игр".  Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...

Картотека Игры на формирование чувства собственной безопасности. Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасности.Игры  на формирование правовой культуры.   Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи.Игры, способ...

Детские игры народов севера. Традиционные игры и состязания народов манси. В какие игры играли ханты-мансийские дети

Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Испокон веков в играх народов ханты ярко отражался образ жизни людей, их быт, т...