Использование информационных технологий в музыкальном развитии дошкольников.
статья

Сорокина Елена Владимировна

Использование информационных технологий в музыкальном развитии дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sorokina_e.v._sp_gbou_sosh_no_26.docx23.11 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Использование информационных технологий в музыкальном развитии дошкольников.

В начале XXI века человечество вошло в новую стадию своего развития – ученые и политики, предприниматели и педагоги, все чаще говорят о наступлении информационной эры.

Информатизация сегодня рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. Это связано не только с развитием техники и технологий, но, прежде всего, с переменами, которые вызваны развитием информационного общества, в котором основной ценностью становится информация и умение работать с ней, разработка проектов и программ, способствующих формированию человека современного общества.

В детском саду очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался музыкальной деятельностью. Помочь педагогу в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий.

 В настоящее время существуют различные информационные технологии, которые активно применяются в образовательной деятельности и позволяют по-новому организовать музыкальную деятельность, придавая ей современный уровень и способствуя повышению уровня музыкального развития дошкольника.

 Проблему использования информационных технологий в образовательной деятельности детей дошкольного возраста рассматривали А.И. Алеева, В.М. Бондаревская, Е.К. Глушкова, И.Г. Белавина, Ю.М. Горвиц, Л.Д. Чайнова, Н.А. Волкова. В своих работах авторы отмечают, что использование информационных технологий в современном дошкольном образовании является одним из важнейших факторов повышения эффективности процесса обучения и воспитания.

      По сравнению с традиционными формами воспитания и обучения дошкольников компьютерные технологии обладают рядом преимуществ:

- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности;

- компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

- движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;

- компьютер является отличным средством для решения задач обучения;

- ИКТ вовлекают воспитанников в образовательный процесс, способствуют наиболее широкому раскрытию их творческих способностей, активизации познавательной деятельности;

- компьютер позволяет существенно повысить мотивацию дошкольников к обучению;

- использование развивающих компьютерных программ;

- использование мультимедийных презентаций.

     Но вместе с тем необходимо помнить, что компьютер не заменит эмоционального человеческого общения так необходимого в дошкольном возрасте. Он только дополняет педагога, а не заменяет его.

Использование информационных технологий в музыкальном развитии детей дошкольного возраста помогает решить ряд задач:

- сделать материал более доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные;

- расширить понятийный ряд музыкальных тем, сделать доступным и понятным детям специфику звучания музыкальных инструментов;

- развивать представление об искусстве, развивать эстетический вкус;

- способствовать развитию музыкальных способностей, способствовать развитию творческого потенциала ребёнка и гармоничного развития личности в целом.

     Известный специалист в области музыкального воспитания Н. А. Ветлугина, считает, что в музыкальном воспитании необходимо применять вспомогательные средства, которые поясняют содержание музыки. Мультимедийные презентации являются тем средством, которые воплощают в себе не только технические средства воспроизведения музыки, но и наглядность, которая может быть украшена различными спецэффектами.

         Преимущества использования мультимедийных презентаций:

- информационная емкость;

- компактность;

- доступность;

- мобильность;

- многофункциональность.

Использование презентаций в непосредственно образовательной деятельности способствует эффективному развитию зрительного, слухового, чувственного восприятия музыки у детей, воздействуя на все виды памяти: зрительную, слуховую, образную, ассоциативную. Музыкальные и художественные образы воспринимаются глубже, полнее, ярче. Звучание музыки дополняется картинами, иллюстрациями, а изображение картин и образов дополняется звуками.  Информационные технологии эффективно применять на различных этапах работы с детьми дошкольного возраста. Полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются при применении на практике после краткого повторения. Следовательно, можно заключить, что информационные технологии целесообразно применять для музыкального развития во всех видах музыкальной деятельности: восприятии музыки, слушании, пении, музыкально - ритмической деятельности, знакомстве с музыкальными инструментами, музыкальном творчестве.

Восприятие музыки: во время знакомства с творчеством того или иного композитора для активизации восприятия, использую слайды с портретами композиторов, такую программу, как “Шедевры музыки”. В ней представлены биографии композиторов, аудио и видеофрагменты.

 При восприятии произведений для младшего возраста можно использовать анимационные слайды к произведениям.

Восприятие музыки осуществляется не только через слушание, но и через музыкальное исполнительство. По графическому изображению музыкальный руководитель может разучивать упражнения для развития голоса.

 По слайдам-подсказкам дошкольник может определить песню, которую необходимо разучить или исполнить.

 Музыкально-ритмические движения и танцы: использую мнемотаблицы, с помощью которых дети смогут выполнять различные перестроения или разучивать элементы танцев. Даже физкультминутку можно провести необычно с пользой для лучшего усвоения материала. Во время ее проведения демонстрируется фрагмент программы “Волшебная флейта”. Звучит музыка В. Моцарта, на экране появляется силуэт музыканта играющего на различных музыкальных инструментах. Дети повторяют  движения, имитируя игру на изображенных инструментах, стараясь не нарушать ритм и темп звучащей музыки.

Пение: Работая,  в 1 и во 2 младших группах сталкиваюсь с большой проблемой -  детям трудно запоминать и правильно произносить тексты песен, стихов, сценок и т.д. Дети не любят запоминать песни как стихотворение, повторяя их несколько раз. Они быстро устают. Также переучивание неправильного произношения окончания слов для них происходит очень мучительно.  Ответы я нашла в методике мнемотехника.

        Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится более актуальным. Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала – мнемотаблица.

        Это графическое или частично графическое изображение персонажей песни. Изобразить нужно так, чтобы изображение было понятно детям. Для детей младшего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: листочки – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая и т.д.

По  графическому изображению можно разучить также различные попевки, упражнения для развития голосового аппарата, по картинкам-подсказкам узнавать и учить песни.

Музыкально-дидактические игры: любая дидактическая игра может увлечь своими игровыми действиями, а дидактическая игра с использованием мультимедийных технологий вносит повышенный интерес к ней, и тем самым обеспечивает развитие способностей дошкольников. Музыкально – дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают музыкально-слуховые представления, ладовое чувство и чувство ритма, тембровый, динамический слух, побуждают к применению знаний на практике.

        Использую игры-презентации:  «Весело-грустно», «Три жанра музыки», «Определи ритм». Детям очень нравится играть в музыкально-дидактические игры на интерактивной доске, дотрагиваясь до изображения или поля интерактивной доски, дети испытывают радость.

Игра на детских музыкальных инструментах: Прекрасно помогают в работе  разделы “История музыкальных инструментов”. Дети  получают сведения о группах музыкальных инструментов,  слышат их звучание, с помощью презентаций знакомлю детей с музыкальными инструментами, их звукоизвлечением.

       Мультимедийные презентации несут в себе большой познавательный потенциал при проведении мероприятий. С помощью мультимедийных технологий дети заочно познакомились с местами боевой славы. Слайдовая презентации к Дню защитника Отечества, женскому дню 8 Марта раскрасят праздник новыми и современными красками. Использование мультимедийных презентаций позволяет сделать образовательную и досуговую деятельность более интересной и динамичной, помогает «погрузить» ребенка в предмет изучения, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействует становлению объемных и ярких представлений. Движение, звук, мультимедиа надолго привлекают внимание детей. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, переосмыслить, вернуться к этому занятию вновь и вновь.

      Я применяю различные образовательные средства ИКТ, как при подготовке к организации образовательной деятельности,  во время непосредственно образовательной деятельности (при объяснении нового материала, разучивании песен, танцев, повторения, для закрепления усвоенных знаний), так и на развлечениях и праздниках. Использование компьютера помогает решить дефицит наглядных пособий. Кроме того, фрагменты образовательной деятельности, на которых используются мультимедийные презентации, отражают один из главных принципов создания современного музыкального занятия - принцип привлекательности. Благодаря мультимедийным пособиям, дети стали отличаться высокой активностью (высказывать своё мнение, размышлять, рассуждать).  

При использовании мультимедийной презентации необходимо позаботится о соблюдении санитарно – гигиенических норм: четкое изображение, расстояние до экрана должно быть не менее 50 см.; оптимальная продолжительность для детей 5-6 лет не более 5 минут, четкость изображения.  

     Взаимодействие с родителями – еще одно поле деятельности для педагога, и здесь ИКТ могут оказать неоценимую роль. Различные презентации можно использовать на родительских собраниях и совместных с родителями мероприятиях. Многие родители также пользуются интернет ресурсами. Приобщение родителей к поиску нужного для создания мультимедийной презентации материала создаёт атмосферу сотрудничества, взаимосвязи музыкального руководителя, детей и их мам и пап.

Примеры тем музыкальных мультимедийных презентаций:

подготовительная к школе группа

Тема

Мультимедийные презентации

Русские композиторы        

«М.Глинка», «П.Чайковский», «Н.Римский-Корсаков», «А. Даргомыжский», «С. Рахманинов»,

 «М. Мусоргский»,«С. Прокофьев», «А.Хачатурян»,

 «Г. Свиридов», «Д.Шостакович», «Д.Кабалевский»

Зарубежные композиторы        

«В.А. Моцарт», «А. Вивальди», «Э. Григ», «И.С. Бах»

Россия        

«Музыка души», «Колокола», «Этот День Победы», «Русь Православная»

Музыкально-литературные композиции

«Музыка и поэзия», «Весенние мотивы», «Сказочные образы в музыке и поэзии», «А.С. Пушкин и музыка», «Мой город Сызрань», «Зима-волшебница»

Познавательно-тематические вечера        

«Традиции и обычаи русского народа», «Крещенские гадания», «Масленица», «Русские посиделки», «Весёлая ярмарка»

     Творческим педагогам, стремящимся идти в ногу со временем необходимо изучать возможности использования и внедрения,  ИКТ в свою практическую деятельность. Я уверена, что в дошкольном учреждении использование ИКТ позволит модернизировать учебно-воспитательный процесс, повысить эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей.

Использование информационных технологий в музыкальном развитии способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне, активизирует родителей в вопросах музыкального воспитания и развития детей. Для педагога, интернет ресурсы значительно расширяют информационную базу при подготовке к образовательной деятельности, связанную не только с миром музыки, но и с миром искусства в целом. А умение пользоваться компьютером позволяет разрабатывать современные дидактические материалы и эффективно их применять.

Литература:

1.  Бурьков Д.В, Полуянович Н.К. Практикум по информатике // Москва, 2008. – Создание презентаций – с.132-134.

 2. Марголис Я., Иванов А. Шестилетки: к творчеству через компьютер // Информатика и образование. – 1991. - № 3.

 3. Иванова Е. О роли интереса в приобщении старших дошкольников к компьютеру // Дошкольное воспитание. – 1994. - № 11.

 4.  Зворыгина Е.В. Педагогические подходы к компьютерным играм для дошкольников// Информатика и образование. – 1990. - №6.

 5.Моторин В.В. Педагогические приемы формирования компьютерной грамотности дошкольника // Детский сад от А до Я. – 2003. - № 1.

 6. Горвиц Ю., Зачем малышам компьютер // Детский сад от А до Я. – 2003. - № 1.

 7. Новые информационные технологии в дошкольном образовании / Под ред. Ю.М. Горвица. – М., 1998. – С. 218 – 226.

  Интернет-ресурсы:

1.         Петелина Н.В. «Использование информационно-коммуникационных  технологий на уроках музыки в начальной школе.

2.        Афанасьева О.В. «Использование ИКТ в образовательном процессе»

3.        Беляков Е.В. « Понятие ИКТ и их роль в образовательном процессе»

4.        Круглова Л. «Информационные технологии как часть культурно- информационной среды детей дошкольного возраста».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение информационных технологий в музыкальном образовании дошкольников

Это универсальная информационная система, способная соединиться с различными направлениями образовательного процесса, изменить развивающую среду детского сада....

Использование информационных технологий на музыкальных занятиях в ДОУ

Использование информационных технологий на музыкальных занятиях в детском саду. Из опыта работы музыкального руководителя...

статья «Информационные технологии в музыкальном воспитании дошкольников»

Использование ИКТ позволяет вывести дошкольные учреждения на новый качественный уровень, обновить содержание образовательного процесса, обеспечить качество дошкольного образования....

Использование ИКТ (информационно-компьютерных технологий) в музыкальном развитии дошкольников

Современное образование невозможно себе представить без использования информационных ресурсов. Постепенно использование компьютерных технологий входит и в систему дошкольного образования.Для развития ...