Моделирование как метод развития музыкального восприятия дошкольников.
методическая разработка

Орлова Людмила Николаевна

Во вступительной статье автор программы пишет, что понимать «язык» музыки ребёнку легче, если он эмоционально воспринимает и откликается на неё. Предлагая детям слушать новое для них музыкальное произведение, педагогу необходимо ориентироваться на структуру деятельности слушания музыки: восприятие музыкального произведения- музыкальные впечатления от прослушанной музыки- понимание, осмысление эмоционально – образного содержания произведения – повторное восприятие музыки.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Моделирование

как метод развития музыкального восприятия дошкольников.

Л.Н. Орлова, музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад №177»

Сормовского района г.Н Новгорода

                Заняться проблемой моделирования мне помогла программа  по музыкальному образованию дошкольников «Камертон»

По этой программе наше дошкольное учреждение работает с 1999г. Непосредственно методикой моделирования я занимаюсь 4-й год. Мне нравится, что в программе заявлена эта проблема. Автор предлагает использовать методику моделирования во всех видах музыкальной деятельности (слушание, пение, музыкально- ритмическая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах).

                В своём выступлении на областной научно – практической конференции по программе музыкального образования «Камертон» в 2002г я подробно останавливалась на методике моделирования музыкально –ритмической деятельности. Сейчас хочется подробнее остановиться на теме развития музыкального восприятия дошкольников с использованием моделирования в других видах деятельности:

  • слушание,
  • пение,
  • музыкально- ритмическая деятельность,
  • игра на детских музыкальных инструментах.

Известно, что в усвоении любой информации, восприятие играет важную роль. Как помочь дошкольникам услышать музыку, понять её, запомнить? Во вступительной статье автор программы пишет, что понимать «язык» музыки ребёнку легче, если он эмоционально воспринимает и откликается на неё. Предлагая детям слушать новое для них музыкальное произведение, педагогу необходимо ориентироваться на структуру деятельности слушания музыки: восприятие музыкального произведения- музыкальные впечатления от прослушанной музыки- понимание, осмысление эмоционально – образного содержания произведения – повторное восприятие музыки. При первом прослушивании музыки предусматривается целостное восприятие произведения и осмысление его общего эмоционально- образного содержания. И лишь при повторном слушании музыки внимание детей я обращаю не только на художественное воплощение музыкального образа, но и отдельные музыкальные средства, помогающие воплотить этот образ в музыке. Здесь-то и используется мною метод моделирования.

Детям, овладевающим 4-ой ступенью музыкального образования перед прослушиванием музыки Л. Бетховена «Весело – грустно» предлагаю поиграть в композиторов: показываю 2 карточки – светлого цвета с изображением весёлого лица, и серого грустного лица. Я предлагаю определить настроение и рассказать: какую музыку они сочинили бы, если бы были композиторами? Дети быстро справляются с поставленной проблемой. Затем даю слушать музыку Л. Бетховена, которую малыши воспринимают эмоционально.

Аналогично проходит слушание музыки А.Гречанинова «Котик заболе», «Котик выздоровел» (карточки – модели отличаются контрастным цветом). С детьми 5-ой ступени образования; музыки П. Чайковского «Болезнь куклы», «Новая кукла». Воспринимается после такой предварительной работы эмоционально.

При восприятии музыки Д.Кабалевского «Плакса», «Злюка», «Резвушка» использую 3 карточки (серую, коричневую, жёлтую) с соответствующим настроению выражением лица. Очень эффективно прошло слушание музыки «Сцена на ярмарке» из к/ф «Овод» с использованием плоскостных балалаек, которые в данной ситуации являются моделями. Музыка развивалась за счёт темпа и динамики. «Играя», руки «исполнителей» то замедляли движения. То вновь возвращались к первоначальному темпу, а также изменялась амплитуда колебания руки (тише – громче). Восприятие музыки детьми было более глубоким: они чувствовали усиление звука и его затухание, ускорение и замедление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие музыкального восприятия дошкольников

Данная работа содержит полную информацию по следующим вопросам:1. Что такое  восприятие. Характеристика музыкального восприятия.2. Возрастные особенности музыкального восприятия дошкольников.3. Х...

Музыкально – дидактические игры и пособия как средства развития музыкального восприятия дошкольников.

Музыкально – дидактические игры и пособия как средства развития музыкального восприятия дошкольников.     « Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии...

Консультация для воспитателей«Развитие музыкального восприятия дошкольников»

Полезная консультация для педагогов на тему, как научить воспринимать музыку вашим воспитанникам...

Развитие музыкального восприятия дошкольников

laquo;Музыкальное  восприятие  есть восприятие,       направленное на постижение и осмысление тех  значений,        которыми обладает музыка как иску...

Развитие музыкального восприятия дошкольников

Как развить музыкальное восприятие дошкольников...

Развитие музыкального восприятия дошкольников в процессе активного слушания музыки.

Развитие музыкального восприятия дошкольников в процессе активного слушания музыки....