проект
проект (старшая группа)

Пестова Ольга Сергеевна

Прект "История создания книги"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение детский сад №340

Проектная деятельность

старшая группа

на тему:

«История создания книги»

Подготовила и провела

воспитатель:

Пестова О. С.

«День без книги – потерянный день» -

гласит народная мудрость.

Резюме проекта

Старший дошкольный возраст – время активного становления читателя в ребёнке, требующий внимания и кропотливой совместной работы детского сада и семьи. В настоящее время в обществе возникла серьёзная проблема: у детей падает интерес к книге. Чаще всего дошкольники имеют только общие представления о книге, могут различать различные виды книг, но при этом они не знают историю её создания, имеются недостаточные представления о том, как появляются книги, как и кто их создаёт. Чтобы сформировать интерес к истории книги, побудить в детях потребность в чтении и воспитать маленького книголюба, возникла идея о создании проекта, который обогатит и расширит представления ребёнка о книге и истории её создания. Не случайно формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности является одним из основных компонентов Государственного Общеобразовательного Стандарта дошкольного воспитания и обучения.

Введение

С самого раннего детства нас окружают книги. С книгами мы познаём мир, учимся мыслить, сопереживать, восхищаться, видеть добро и зло, любить. Яркие книги привлекают внимание детей. Слушая стихи и сказки, ребёнок узнаёт и запоминает новые слова. Содержание и иллюстрации книги помогают расширить его кругозор, развивают память, внимание. Книга закладывает основы такого важного качества, как любознательность. Жизнь ребёнка становится полнее и интереснее, когда в неё входят герои детских книг.

К сожалению, мы живём в век компьютеризации, интерес к книге и чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и компьютерные игры.

Очень часто дети относятся к книге как к красивой игрушке, не умеют правильно ей пользоваться. Эта проблема касается не только родителей детей, но и педагогов дошкольного образования. В соответствии с ФГОС восприятие художественной литературы направлено на формирование интереса и потребности в чтении книг.

Цель проекта:

Познакомить с историей создания книги; формировать бережное отношение к книге, уважение к трудовой деятельности тех людей, кто ее создает.

Задачи проекта:

  1. Расширить представления детей о книге, назначении книг, развитии книги в истории и культуре человечества;
  2. Повторить правила обращения с книгой.
  3. Развивать словесно – логическое мышление, умение рассуждать, делать умозаключения;
  4. Расширить и активизировать словарный запас, грамматическую сторону речи  по теме;
  5. Развивать связную речь,  обогащать и активизировать словарь детей;
  6. Воспитывать бережное отношение к книге – источнику знаний и мудрости;

Вид проекта: познавательно-творческий, долгосрочный

Сроки проекта: сентябрь 2020г. – май 2021г.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Ожидаемые результаты:

1. Дети знают и рассказывают об истории создания книги. Имеют представления о значении книги в жизни человека. Знают о людях различных профессий, которые помогают их создавать.  Составляют последовательный рассказ о книге.

2. Умеют с помощью различного материала совместно с педагогами создавать книги.

3. Активизировалась  коммуникативная  функция речи и  познавательная деятельность детей;  обогатился словарь, улучшилась грамматическая сторона речи  по данной теме.

4. Взрослые занимают активную позицию к привлечению дошкольников к прочтению книг.

Модель работы над проектом:

Что мы знаем о книге?

– книга сделана из бумаги (дерева, картона, камня);

– у неё есть толстая или тонкая обложка;

– книга сшита из листочков;

– на листах напечатаны буквы;

– её можно читать, в ней нарисованы картинки;

– из книги мы узнаём много интересного;

– картинки в книге рисуют художники;

– надо беречь книги.

Что мы хотим узнать?

- Как появилась первая книга? (Историю создания книги.)

- Какие были первые книги?

- Кто изобрел бумагу?

Что мы должны сделать, чтобы узнать?

- спросить у взрослых;

- сходить в библиотеку;

- найти информацию в интернете;

- сделать глиняные таблички с рисунками;

- изготовить свитки из ткани с нарисованными на них картинками углем и восковыми мелками.

Методы реализации проекта:

• наглядные (схемы, иллюстрациикниги, фотографии);

• практические (поиск информации, изучение методических источников по теме, экспериментирование, выполнение трудовых операций, наблюдения, экскурсии);

• словесные (беседа, рассказ, чтение, заучивание стихотворений, загадки);

• игровые (речевые, дидактические, подвижные, ролевые игры, игры драматизации).

Проект реализуется по трём направлениям:

- сотрудничество с педагогами образовательного процесса;

- совместная деятельность с детьми;

- взаимодействие с родителями.

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный этап.
  2. Основной этап.
  3. Итоговый этап.

План работы

Этапы

Содержание работы

Сроки

  1. Подготовительный

1.        Изучить методико-педагогическую литературу по данной теме.

2.        Составить конспекты образовательной деятельности, сценарии литературных праздников, викторин.

3.        Разработать перспективное планирование по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах.

4.        Разработать перспективное планирование по взаимодействию с родителями.

5.        Обновить развивающую среду.

Сентябрь

  1. Основной

  1. ОД «Книга – лучший друг»
  2. Беседа «Моя любимая книга»
  3. Просмотр презентации «От дерева до книги»
  4. Чтение художественной литературы В.В.Берестов «Кто чему научиться»

Октябрь

  1. ОД «Путешествие в Киноград»
  2. Беседа «Для чего нужна книга»
  3. Сюжетно-ролевая игра «Библиотека»
  4. Акция «Дарим книгам вторую жизнь»

Ноябрь

  1. ОД «Путешествие в прошлое книги»
  2. Просмотр презентации: «История, рассказанная книгой»
  3. Рассматривание иллюстраций «Книги из бересты»
  4. Игра-путешествие в прошлое свитка

Декабрь

  1. Экспериментальная деятельность: «Углем на бересте»
  2. Рассматривание иллюстраций «Книги из глины»
  3. Игра-путешествие в прошлое глиняных табличек
  4. Чтение художественной литератцры «В книжном царстве» Е. А. Алябьевой.

Январь

  1. ОД «Как рождается книга»
  2. Просмотр презентации: «Как появилась книга»
  3. Чтение художественной литературы: К.Мухоммади «Кто трудиться над книгой»
  4. Беседа «Почему надо беречь книги»

Февраль

  1. Сюжетно-ролевая игра «Книжный магазин»
  2. Ручной труд «Создание книжки-гармошки»
  3. Рисование «Обложка к любимой книгой»
  4. Дидактическая игра «Из какой сказки герой»

Март

  1. Беседа «Международный день детской книги»
  2. Рассматривание выставки «Мои любимые сказки»
  3. Работа в творческой мастерской «Моя первая книжка» - раскрашивание заготовок и сбор их в книгу
  4. Аппликация «Закладки для книг»

Апрель

3.Итоговый

1. Презентация проекта

2. Лепбук «Книга мой самый лучший друг»

3. Демонстрация групповой книги «Все работы хороши – выбирай на вкус».

Май

Работа с родителями

  1. Привлечение родителей к сбору информации по теме проекта (разнообразные книги, видеоролики, наглядный материал для  презентаций, энциклопедии, фото о людях  создающих книги, фото для создания развивающей среды группы).
  2. Консультации: «Роль родителей в приобщении ребенка к чтению», «Роль книги в жизни ребёнка».
  3. Анкетирование родителей на тему: «Ребенок и книга».
  4. Сбор информации, фотографий по профессиям родителей для создания группой книги «Все работы хороши – выбирай на вкус».
  5. Методические рекомендации: «Вы хотите, что бы ваш ребенок читал?», « Как учить детей размышлять и обсуждать прочитанное»,
  6. Памятки: «Десять «почему»  детям необходимо читать», «Советы юному читателю»
  7. Привлечь родителей к участию в конкурсе «Книжка-малышка для моего ребёнка» с участием детей.
  8. Буклет «Значение книги в жизни ребенка»

Работа с педагогами

  1. Мастер-класс: «Милее книги в мире друга нет».

Вывод по проекту

В ходе проектной деятельности, поставленная цель и задачи были достигнуты. Мы узнали об истории создания книги, проследили развитие её во времени, поняли значимость в современном мире. Подобные занятия, игры, экскурсии, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Способствуют формированию у детей любви и уважения к книге, развитию познавательной и речевой активности, любознательности, самостоятельности, развитию творческих способностей, мышлению, памяти, внимания, воображения и мелкой моторики рук.

Литература

1.Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников. О. В. Дыбина. – М.: «ТЦ СФЕРА», 2014;

2. Что было до… Игры-путешествия в прошлое предметов. О. В. Дыбина. – М.: «ТЦ СФЕРА», 2015;

3. О. Д. Смирнова «Метод проектирования в детском саду», М.: Изд-во «Скрипторий 2003». 2011

Интернет ресурсы

1.https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/11/25/pedagogicheskiy-proekt-kniga-nash-luchshiy-drug

2. https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-v-starshei-grupe-kniga-nash-drug.html

3. https://infourok.ru/proekt-v-starshey-gruppe-kniga-luchshiy-drug-3992025.html