Проект зимнего участка "Масленица"
проект (младшая группа)

Шибанова Елена Владимировна

материал предназначен для воспитателей ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zimnego_uchastka_1.docx561.88 КБ

Предварительный просмотр:

             

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей

Дошкольное отделение «Колокольчик»

ПРОЕКТ ЗИМНЕГО УЧАСТКА

«МАСЛЕНИЦА!»

https://i.pinimg.com/originals/db/3d/b7/db3db78280b2663048f3a78b516bdb8d.jpg

                                                               

                                                                  Авторы проекта:

                                                                           Шибанова Елена Владимировна

                                                                           Курако Елена Александровна

                                                                           Абронова Анна Михайловна

Бедова Наталья Павловна

                                            г. о. Электрогорск 2022 г.

Проект  зимнего участка «Масленица»

Тип проекта: практико-ориентированный.

Срок реализации: краткосрочный (январь - февраль)

Участники проекта: дети, родители, воспитатели.

Возраст детей: 3-4 года.

Краткая аннотация:

Наш участок расположен  справа от  центрального входа в  детский сад, имеет S=80м2. На участке есть веранда, озеленение, малые архитектурные формы.

Введение

Зима – самый длинный промежуток времени года, это вызывает затруднения в использовании прогулочного участка в полной мере. Появляется необходимость эстетического оформления зимнего участка в детском саду, создания комфортных условий для развития двигательной активности, трудовой и игровой деятельности.

Актуальность темы.

Сочетание движений с воздействием свежего воздуха является эффективным средством закаливания детей. Повышается сопротивляемость организма ребенка к простудным и инфекционным заболеваниям. В природных условиях движения детей становятся более естественными, непринужденными. По мере совершенствования двигательных движений растет и интерес ребят к ним.

В холодное время года длительность пребывания детей на воздухе в значительной степени зависит от правильной организации их деятельности, от создания необходимых условий для физических упражнений, веселых игр и развлечений. Зима дарит детям и свои особенные радости, веселые забавы на снегу, на льду.

Мы выбрали для построек тему «Масленицы», т.к. эта тема сейчас наиболее актуальна (с 28.02 – 6.03 праздник Масленицы). В преддверии этого праздника, мы считаем необходимым ознакомить детей с масленичными традициями, и в первую очередь с масленичными забавами, что в свою очередь дает возможность понять всю глубину и широту этого веселого русского праздника.

Цель проекта: Создание благоприятных условий для творческих и подвижных игр, спортивных развлечений и других видов деятельности детей на свежем воздухе.

Задачи проекта: 

  • Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской

народной культуры, через русские народные подвижные игры;

  • Содействовать укреплению здоровья, разносторонней физической

подготовленности растущего организма и профилактике заболеваний;

  • Воспитывать бережные отношения к постройкам через формирование эстетических качеств.

Этапы реализации проекта

I этап - Подготовительный.

  1. Разработать план реализации проекта.
  2. Подготовка инструментов для создания снежных построек.
  3. Вовлечение родителей в разработку проекта
  4. Обсуждение расположения снежных построек на прогулочном участке.
  5. Выбор названия проекта, постановка целей и задач.

II этап – Основной

  1. Сооружение на участке снежных построек.
  2. Совместное оформление  воспитателями, родителями и детьми участка детского сада по теме проекта.

III этап – Заключительный

  1. Проведение основных мероприятий на данном этапе проекта.
  2. Презентация проекта.
  3. Подведение итогов.

Ожидаемый результат.

  1. Сооружение снежного городка на участке.
  2. Практическое использование атрибутов и построек.
  3. Развитие коммуникативных навыков.
  4. Снижение заболеваемости в группе.
  5. Расширение представлений воспитанников о родной культуре и традициях.

Результаты реализации проекта.

Создание снежных построек очень благотворно влияет на развитие психических процессов детей младшего дошкольного возраста. Дети учатся проявлять интерес к окружающему миру, использовать в игровых целях снежные постройки, отражать в игре сюжеты знакомых игр, самостоятельно проявлять инициативу в игровом взаимодействии со сверстниками.

Мы постарались сделать снежные фигуры многофункциональными, помогающие закрепить двигательные умения ребят.

При оформлении территории большое значение придавалось безопасности, функциональности и эстетичности построек.

В создании проекта использовались опыт построек из снега прошлых лет, фото построек других детских садов, образовательная программа под редакцией Н.Е. Вераксы.

Список литературы.

  1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c.336
  2. Литвинова М.Ф. «Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста»: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.  
  3. И.Г. Гаврилова «Истоки русской народной культуры в детском саду», Издательство:  Детство-Пресс , 2010 г.
  4. Интернет – ресурсы.

Приложение 1

Схема участка.

  1. Веранда.
  2. Стол.
  3. Малые формы (лестница)  
  4. Малые формы (лестница)
  5. Малые формы (машина)

Постройки из снега.

  1. «Лабиринт». 

Цель: развивать пространственные ориентиры, закреплять знание сторон (право, лево, вперед, назад)

  1. «Ледяная крепость»

Цель: развивать меткость, глазомер, дальность броска.

  1. «Горка»

Цель: развивать умение скользить по ледяной горке сверху вниз, соблюдая все правила безопасности (подниматься по лесенке, не толкаться, спокойно ждать своей очереди, садиться ногами вперед, скатываться вниз на ледянке, когда внизу на горке никого нет).

  1. «Чудо-печка»

Цель: расширять знания об окружающем мире, развивать речевой слух, обогащать и активизировать словарь ребенка.

  1. «Карусель».

Цель: упражнять детей в ходьбе и беге по кругу взявшись за руки. Развивать внимание, ловкость, быстроту реакции.

Приложение 2

Картотека игр и забав на масленицу.

«Карусель».

Традиционно на масленичных гуляньях устраивалась игра «Карусель». Для этого на площади устанавливался высокий шест, к которому прикреплялись разноцветные длинные ленты. Ребятишки хватались за них и бегали вокруг. Такую забаву можно устроить и на участке детского сада. Невысокий шест может держать взрослый и вращать его. Также можно использовать обруч (к нему привязываются ленты), в центре опять-таки стоит педагог и вращает его. Правила игры могут быть самыми разными в зависимости от возраста детей. Для малышей достаточно будет перемещения в разном темпе согласно словам известной песенки (произносит взрослый):

Еле-еле, еле-еле

Закружились карусели,

А потом, потом, потом,

Всё бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите,

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра.

«Ловишка».

На Масленицу можно играть и в привычные детям игры, однако им нужно обязательно придать праздничный колорит. Например, в игре «Ловишка» водящего наряжают козликом.

Участники обращаются к «козлику»:

Козлик серенький,

Хвостик беленький,

Мы тебя напоим,

Мы тебя накормим,

Ты нас не бодай,

А в «Ловишку» поиграй.

После последних слов игроки разбегаются по площадке, а «козлик» пытается кого-нибудь догнать.

 

«Масленичные бои».

Какой же праздник Масленицы без кулачных боёв! Только в детском саду эту игру нужно сделать более безопасной: участники дерутся не на кулаках, а используют воздушные шары в форме палок (даже можно соорудить мечи). Участники встают на скамеечку и наносят друг другу удары, стараясь свалить противника.

 

«Коза-дереза».

Это забава для детей разного возраста. Воспитатель достаёт Козу — русскую народную куклу-оберег и спрашивает у детей, какую потешку они знают про козу. Ребята, конечно, начинают рассказывать «Идёт коза рогатая…». В конце потешки взрослый «бодает» козой самого серьёзного и расстроенного ребёнка.

 

Игра с «козликом».

Ход игры. В центре круга, в котором стоят дети, - «козлик». Дети поизносят слова потешки и выполняют движения в соответствии с текстом.

Вышел козлик погулять,

Свои ножки поразмять.

Козлик ножками стучит,

По-козлиному кричит:

«Бе-е-е, бе-е!»

Дети двигаются в центр круга и обратно. Дети стоят в кругу, а «козлик» стучит «копытцами» и показывает «рожки». «Козлик» кричит и догоняет детей, которые разбегаются.

«Солнышко»

По считалочке выбирают водящего – солнышко. Остальные дети  встают в круг. Солнышко стоит в центре круга, все поют:

Гори, солнце, ярче!

Лето будет жарче.

А зима теплее.

А весна милее!

На первые 2 строчки дети водят хоровод, на последующие 2 поворачиваются лицом друг к другу, делают поклон, затем подходят ближе к солнышку. Оно говорит : «Горячо» -и догоняет детей. Догнав играющего, дотрагивается до него, ребенок замирает и выбывает из игры.

«Блинок»

Месим, месим, месим тесто (топающим шагом идут в центр)

Разливайся блинок (расходятся)

Разливайся большой, оставайся такой, да не подгорай! П-ш-ш-ш-ш.

(Приседают на корточки)

Ой, подгорел! (2 раза)

«Веселый бубен»

Дети передают бубен из рук в руки по кругу и проговаривают слова:

Ты катись веселый бубен,

Быстро, быстро по рукам,

У кого остановился, тот сейчас станцует  нам!

«Догонялки с Мишкой»

Медведь сидит в берлоге, дети идут к нему и поют:

Мишка косолапый, манит деток лапой,

Приглашает всех гулять, в догонялки поиграть.

(Мишка догоняет, детки убегают)

Приложение 3

Каждый день Масленой недели имеет своё название.

Понедельник — встреча. В этот день Масленицу встречали, наряжали куклу-чучело, ходили друг к другу в гости.

Вторник — заигрыш. Начинались игрища и потехи, возводились снежные городки, народ катался на санках, на лошадях.

Среда — лакомка, или сладкоежка. В этот день лакомились круглыми горячими блинами.

Четвёртый день — широкий четверг, разгуляй. С четверга начинали колядовать, ходили по дворам, поздравляли хозяев, водили хороводы, пели частушки.

Пятница — тёщины вечёрки. В этот день зять едет к тёще на блины.

Суббота — золовкины посиделки. В этот день вспоминали умерших, провожали зиму, сжигали чучело.

Воскресенье — прощёный день, целовальник, проводы. На ледяных горках разводили огонь, чтобы растопить лёд, просили друг у друга прощения.

 

А. Усачёв

МАСЛЕНИЦА

Здравствуй, Масленица!

Дай нам маслица!

Мы блинков себе горячих напечём —

Нам метели и морозы нипочём!

Если есть сковорода,

Не страшны нам холода,

Потому что блин горячий —

Это лучшая еда!

То не мышь пищит,

Не мороз трещит,

В сковородке блин

За блином шкворчит...

Да с селёдочкою,

Да с икорочкою,

Да по краю с золотистою

Корочкою!

Вот так Масленица

Дала маслица нам!

Даже в небе появились два блина:

Это солнце-блин и рядом блин-луна.

Один блин горячий,

Другой блин холодный...

Полезай на небо —

Если кто голодный!

По земле колёсами

Покатились блинчики...

Дети, под берёзами

Собирай гостинчики!

Мир крещёный нынче радуется,

Потому что нынче Масленица.

Приходи, народ, и с нами съешь блина,

Чтоб на землю поскорей пришла весна!

Ну-ка, съешь блина,

Чтоб пришла весна!

 

ВСТРЕЧА МАСЛЕНИЦЫ

(Русский фольклор )

Ой да Масленица на двор въезжает,

Широкая на двор въезжает.

А мы, девушки, её встречаем,

А мы, красные, её встречаем.

Ой да Масленица, погости недельку,

Широкая, погости другую.

 

Масленица:

- Я поста боюсь.

Широкая:

- Я поста боюсь.

Ой да масляная, пост ещё далече.

Широкая, пост ещё далече.

 

Широкая Масленица!

Мы тобою хвалимся,

На горах катаемся,

Блинами отъедаемся!

 

Пословицы и поговорки о Масленице

Не житье-бытье, а Масленица.

Не все коту Масленица, будет и Великий пост.

Масленица семь дней гуляет.

Выпили пиво об Масленице, а похмелье ломало после Радуницы.

Масленица объедуха, деньгами приберуха.

Боится Масленица горькой редьки да пареной репы (т. е. поста).

В прощеный день, как на Пасху, все целуются.

Это Масленица идет, блин да мед несет.

Блинцы, блинчики, блины, как колеса у Весны.

Тридцати братьев сестра, сорока бабушек внучка, трехматерная дочка масляна.

На горах покататься, в блинах поваляться. Масленица семикова племянница.

Отдадим почтенье на сырной в воскресенье.

 

Песня «Как на тоненький ледок» (инсценирование)

1. Как на тоненький ледок,

Выпал беленький снежок.

Пр. Эх, зимушка, зима,

Зима снежная была.

2. Выпал беленький снежок

Ехал Ванечка дружок.

Пр. Эх, зимушка, зима,

Зима снежная была.

3. Ехал Ваня поспешал,

Со добра коня упал.

Пр. Эх, зимушка, зима,

Зима снежная была.

4. Две подружки увидали,

Прямо к Ване подбежали.

Пр. Эх, зимушка, зима,

Зима снежная была.

5. Прямо к Ване подбежали

На добра коня сажали.

Приложение 4

СКАЗКИ ПРО МАСЛЕНИЦУ

СОЛНЦЕ И БЛИНЫ

На Масленицу напекла баба блинов пять чугунов и на стол поставила. Заглянуло солнце в окно, увидало на столе целую гору блинов и просит:

— Дай, баба, кругленьких да желтеньких отведать!

А баба отвечает:

— Подожди, солнышко! Блины еще не маслены. Приходи через час — другой…

Приходит солнце через час — другой. Заглядывает в окно и просит:

— Дай, баба, кругленьких да желтеньких отведать!

А баба:

— Подожди, солнышко! Блины без сметаны не едят. Пойду в погреб схожу за сметаной. Приходи через час-другой.

Через час – другой заглядывает солнце в окно и опять просит:

— Дай, баба, кругленьких да желтеньких отведать!

А баба в ответ:

— Подожди, солнышко! Еще Масленица не прошла!

Солнце думает: «Пойду-ка я первой встречу Масленицу». Выкатилось на дорогу и смотрит во все глаза. Кто только по дороге не едет: мужики в санях, добры молодцы на конях, барин в карете, а Масленицы всё не видно. День прошел, другой, третий… Не стерпело солнце, вернулось опять к бабе под окно. Заглянуло: а на столе блинов уже нет: один редьки хвост – на Великий пост. Масленицу-то уже отгуляли!

КАК ВЕСНА ЗИМУ ПОБОРОЛА.

Жила в одном селе Машенька. Сидела она под окном с березовым веретеном, пряла белый ленок и приговаривала:

— Когда Весна придет, когда талица ударится и с гор снеги скатятся, а по лужкам разольется вешняя вода, напеку тогда я куликов да жаворонков и с подружками Весну пойду встречать, в село погостить кликать – звать.

Ждет Маша Весну теплую, добрую, а той не видать, не слыхать. Зима-то и не уходит, все Морозы кует; надокучила она всем, холодная, студеная, руки, ноги познобила,  холод-стужу напустила. Что тут делать? Беда!

Надумала Маша идти Весну искать.  Собралась и пошла. Пришла она в поле, села на взгорочек и зовет Солнце:

Солнышко, Солнышко,
Красное ведрышко,
Выгляни из-за горы,
Выгляни до вешней поры!

Выглянуло Солнце из-за горы, Маша и спрашивает:

— Видело ли ты, Солнышко, красную Весну, встретила ли свою сестру?

Солнце говорит:

— Не встретило я Весну, а видело старую Зиму. Видело, как она, лютая, от Весны ушла, от Красной бежала, в мешке стужу несла, холод на землю трясла. Сама оступилась, под гору покатилась. Да вот в ваших краях пристоялась, не хочет уходить. Иди, красная девица, за мной. Как увидишь перед собой лес — зелен весь, там и ищи Весну. Зови ее в свои края.

Пошла Маша искать Весну. Куда Солнце катится по синему небу, туда и она идет. Долго шла. Вдруг предстал перед ней лес — зелен весь. Ходила – ходила Маша по лесу и заблудилась. Лесовые комарочки ей плечики искусали, сучки — крючки бока протолкали, соловьи уши пропели, дождевые капели голову смочили. Только присела Маша на пенек отдохнуть, как видит – летит лебедь белая, приметливая, снизу крылья серебряные, поверху позолоченные. Летит и распускает по земле пух да перья – для всякого зелья.  То лебедь была – Весна. Выпускает Весна по лугам траву шелковую, расстилает росу жемчужную, сливает маленькие ручейки в быстрые реки. Стала тут Маша Весну кликать —  звать, рассказывать:

— Ой, Весна – Весна, добрая матушка! Ты иди в наши края, прогони Зиму лютую. Старая Зима не уходит, все Морозы кует, холод – стужу напускает.

Услышала Весна Машин голос. Взяла золотые ключи и пошла замыкать Зиму лютую.

А зима не уходит, морозы кует да посылает их наперед Весны заслоны сколотить, сугробы намести. А Весна летит, где крылом серебряным махнет – там и заслон сметет, другим махнет – и сугробы тают.  Морозы – то от Весны бегут.  Обозлилась Зима, посылает Метель да Вьюгу повыхлестать Весне глаза. А Весна махнула золотым крылом, тут и Солнышко выглянуло, пригрело. Метель с Вьюгой от тепла да света водяной порошей изошли.

Выбилась из сил старая Зима, побежала далеко- далеко за высокие горы, спряталась в ледяные норы. Там ее Весна и замкнула ключом.

Так-то Весна Зиму поборола!

Вернулась Маша в родное село. А там уже молодая царица Весна побывала. Принесла год теплый, хлебородный.

СОЛОМЕННАЯ МАСЛЕНИЦА.

Жили – были старик и старуха. Понравилось им на Масленой неделе гулять да веселиться, пирогами и  блинами объедаться, лакомиться. Не хочется поститься. Надумали они свою Масленицу сделать и еще недельку-другую попировать.

Вот старик из соломы Масленицу сделал, лапти ей на ноги сплел. Старуха ее в рогожку обрядила, заплела косу длинную, триаршинную, платок на голову повязала. Масленица получилась – тоненькая, высоконькая, голова с лукошко, глаза — что плашки, нос картошкой. Радуются старик и старуха – гуляй теперь и веселись хоть до Духа.

Посадили они Масленицу за стол. Старик говорит:

— Масленица – пожируха, пустое  брюхо, съешь блинок!

А старуха:

— Масленица – пожируха, пустое брюхо, съешь пирожок.

Масленица сидит, молчит. Старик ей губы сметаной мажет, старуха в рот блин толкает. Вдруг Масленица ожила, зашевелилась, открыла рот, взяла со стола и поглотала все блины и пироги.  Испугались старик и старуха: старик в погреб залез, а старуха в клеть спряталась.

Ходит Масленица – пожируха, пустое  брюхо по избе, ищет, чем попотчеваться: щи повыхлебала, масло полизала, сало пожевала. Видит: в печи каша в чугуне преет. Полезла Масленица в печь и на огонь рукавом попала. Пыхнула солома и сгорела.

Вернулись старик и старуха, поглядели, а у печи лишь горсточка угольков лежит.  Не стало Масленицы. Загоревали старик и старуха, затянули кручинную песню:

Ай,  Масленица – Обманщица.
До поста довела, сама удрала.

                                                                                                             Приложение 5

                                       ФОТООТЧЕТ ПО ПРОЕКТУ

                           

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Зимние каникулы"

Педагогический проект "Зимние каникулы" разработан для детей подготовительной группы, родителей и педагогов с целью организации  продуманного активного отдыха детей; развития двигательной активно...

проект "Зимний сад в детском саду"

экологическое воспитание дошкольников...

Проект "Зимний сад"

Создать условия для ознакомления детей с миром цветов...

Проект "Зимнее окно"

Предметно-развивающая среда группы детского сада требует постоянной модернизации и в детском саду был объявлен конкурс  «Зимнее окно».  Поэтому было принято решение создать многофункци...

Творческий проект «Зимняя сказка»; Краткосрочный Продолжительность проекта: 3 недели; Вид проекта: художественно-творческий.

Актуальность: Новый год самый удивительный, сказочный, волшебный праздник, дети ждут его каждый год с большим нетерпением. Можно помочь детям создать своими руками волшебство и сказку с помощью рук, ф...

Творческий проект зимних построек "Зимние фантази"

Творческий проект зимних построек "Зимние фантази" Актуальность проекта: Зима — самый длинный промежуток времени года, это вызывает затруднения в использовании прогулочного участка в п...

Проект с учетом ФГОС в сфере дошкольного образования - первая младшая группа Тема проекта: «Зимние забавы»

Расширение   представления  о зиме,  о  зимних  явлениях  в  живой  и  неживой  природе,  о  зимних  развлечениях, о своем здоровь...