"Моя семья-моё богатство"
проект

Чувство любви к родному дому, Родине зарождаются в семье. К сожалению, в настоящее время в нашей стране в силу многих причин, ослабевают родственные связи, уходит в прошлое традиционное воспитание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mbdou80_za_nravtsvennyy_podvig_uchitelya.docx386.88 КБ

Предварительный просмотр:

   РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

    РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Шахты  Ростовской области «Детский сад №80»

346528, Россия, г. Шахты Ростовской обл., ул. Лозовая 31-б, тел.  (8636) 28-01-37

Регистрационный номер № 

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ №80 г. Шахты

____________Т. Н. Комоза

(подпись, печать)

«Моя семья – моё богатство»

Духовно-нравственное воспитание дошкольников               посредством проектной деятельности.

Срок реализации: 6 месяцев

Возраст детей: 6 – 7лет

Разработчики:

                                        Воспитатель высшей категории Шартнер Виктория Сергеевна.

                                        Воспитатель высшей категории Разуванова Раиса Ивановна.

                                       

г. Шахты

Шахтинская епархия

Донская митрополия

komoza68@mail.ru

(8636) 28-01-37

     

                                                                      2021 г.

Содержание:

Введение .................................................................................................... 3

Актуальность проекта …………………………………………………...4

Этапы реализации проекта ……………………………………………...7

Заключение ………………………………………………………………9

Литература ……………………………………………………………… 10

Приложение …………………………………………………………….. 11

Введение.

Семья – это самое дорогое и родное, что есть у каждого человека. «Семья – это та самая среда, в котором человек учится, и сам творит добро» - говорил В. А. Сухомлинский.                                                                                                              Семья в жизни человека занимает очень большое место. И если человек не имеет семьи, не знает своих дедов и прадедов, он обделен самым главным на земле - теплом и вниманием. Незнание своих корней ведет к незнанию истории своей страны, своего народа. Что такое семья – понятно всем. Семья – это дом, семья – это мир, семья – это крепость, за стенами которой могут царить лишь покой и любовь. Одним из эффективных и современных методов, широко используемых в дошкольных образовательных учреждениях, сегодня, является проектный метод, который открывает большие возможности в организации совместной познавательно-исследовательской деятельности всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и родителей. В основе проектной деятельности лежит особый стиль взаимодействия, обозначаемый словом «сотрудничество». Сотрудничают все: педагог - с родителями и детьми, дети – друг с другом, с родителями и педагогом. Проектная деятельность – это такая деятельность, в которой развивается познавательная активность ребенка, впрямую направленная на освоение окружающего мира, его вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизация. В процессе организации проектной деятельности появляется уникальная возможность сближения детей и их родителей на основе совместной деятельности.

Актуальность проекта

Воспитывая детей дошкольников, мы уже в этом возрасте задумываемся о том, как развить и сформировать личность ребёнка, воспитать настоящего гражданина с морально-нравственными качествами, патриотическими чувствами и гражданской позицией. И первыми нашими помощниками в этом направлении, конечно, же, является семья. Для маленького ребёнка – мама и папа – это мир, в котором закладываются основы морали, чувство любви ко всему, что окружает маленького гражданина, толерантного отношения к людям. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей. Она была и остаётся жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребёнка.

Чувство любви к родному дому, к Родине зарождается в семье. К сожалению, в настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходит в прошлое традиционное семейное воспитание. Этот процесс могут и должны остановить мы дошкольные педагоги - люди, которые наиболее тесно общаются с детьми и их родителями. В настоящее время, когда на воспитание и развитие ребёнка дошкольного возраста большое негативное влияние оказывает занятость и отстраненность родителей, доступность к средствам массовой псевдокультуры, ослабление семейных связей и связей между поколениями, актуальнее стала задача нравственного и гражданского воспитания в воспитательно-образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения.

Цель: формировать первичные представления детей о семье, семейных традициях, обязанностях; развить интерес к истории своих предков, содействовать укреплению духовных ценностей; воспитывать у детей любовь и уважение ко всем членам семьи; развивать общительность и коммуникабельность. 

Задачи:

  • Учить детей понимать роль взрослых и детей в семье, дать представление о нравственном поведении между ними.
  • Закреплять умение называть членов семьи, вызвать у ребёнка радость и гордость за то, что у него есть семья, чувство благодарности за заботу.
  • Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
  • Установление партнёрских отношений с семьёй каждого ребёнка.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

  • Возрождение традиций семейного воспитания;
  • Укрепление духовных ценностей;
  • Применение родителями педагогических знаний о воспитании детей в семье;
  • Развитие партнёрских отношений в семье.

Вид проекта: информационно – познавательный, творческий.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Участники проекта: дети, родители, педагоги.

Предполагаемый результат.

Дети:

  • Сформировано представление о семье, знание всех семьи.
  • Сформированы положительные взаимоотношения между детьми и родителями.

Родители:

  • Установлены партнёрские взаимоотношения с педагогами группы.
  • Развит творческий потенциал при совместной творческой деятельности.
  • Проявлена заинтересованность родителей к проведению совместных творческих мероприятий с детьми и педагогами группы.
  • Повысилась педагогическая компетентность родителей, уверенность в собственных педагогических возможностях.

Педагоги:

  • Созданы все условия для сотрудничества педагогов и родителей и детей, подобран наглядный и информационный материал, информированность в разных вопросах воспитания детей.
  • Определены оптимальные пути взаимодействия в воспитательном влиянии на ребенка.

Этапы реализации проекта.

Первый этап: Подготовительный. Довести до участников проекта важность данной проблемы. Подобрать методическую и художественную литературу, материалы, игрушки, атрибуты для игровой, театрализованной деятельности, материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей. Привлечь активное участие родителей.

Проведен педагогический мониторинг с целью выявления уровня знаний детей о семье. Чтение рассказов Д. Габе «Моя семья» (Приложение 1). После прочтения серии рассказов с детьми проведена беседа по прочитанному. (Приложение 2). После беседы поняли, что следует вызвать в детях не только восхищение мамой, но и потребность в оказании ей посильной помощи – сложить самому одежду, убрать игрушки и т. д. Обратили внимание, что дети мало знают о своей семье. Это и определило тему нашего проекта «Моя семья – моё богатство».

Второй этап: Основной. С детьми проводились различные мероприятия по всем образовательным областям.

Речевое развитие. Проговаривание потешек про семью. Чтение стихов о маме, бабушке, сказок: «Коза с козлятами», «Три медведя», «Курочка ряба», «Репка». Чтение стихотворений, разучивание песен на тематику: «Мама» А. Барто, «Мама» К. Ибряев, «Мама», «Моя мамочка» Я. Ким, «А что у вас» С. Михалков, «Посидим в тишине» Е. Благинина, «Купание», «Младший брат» А. Барто, «Маму поздравляют малыши» Л. Миронова. Беседы с детьми  «Моя дружная семья», «Род и родословие» (Приложение 3)

Познавательное развитие. Опрос детей «Что я знаю о семье?» Рассматривание фотографий членов семьи, семейных альбомов. Дидактические игры: «Кто главный?», «Как зовут членов семьи?», «Наша дружная семья», «Угадай, о ком я говорю», «Моя семья – самая…». (Приложение 4)

Художественно-эстетическое развитие. Рисование с элементами аппликации: «Цветок для мамы», «Букет цветов». Рисунки совместно с детьми: «Портрет моей мамы», «Дом в котором я живу».

Аппликация. «Моя семья». «Творческая мастерская» (украшение фото рамок для семейного альбома). Конструирование «Мой дом». (Приложение 5)

Физическое развитие.  Пальчиковая гимнастика «Семья». Подвижные игры: «Переезд на дачу», «Наседка и цыплята», «Бегите ко мне», «Курочка хохлатка» (Приложение 6)

Социально-коммуникативное развитие. Сюжетно-ролевая игра «Семья», «Дочки матери», «Путешествие», «К нам приехала бабушка», «Приготовим обед для мамы». Игра-драматизация: «Волк и 7 козлят».  Общение: «Чем можно порадовать близких», «Почему мама поздно ложится спать», Игра-драматизация: «Три медведя», «Река». (Приложение 7)

Работа с родителями. Социологическая анкета семьи (Приложение 8) Консультации: «Как правильно вести себя с ребёнком», «Роль семьи в воспитании дошкольника», «Как создать родословную своей семьи», «Детские игры – дело серьёзное». (Приложение 9)

 Вовлечь родителей в работу над проектом. Родительское собрание «Моя семья - что может быть дороже». Участие в сборе информации о своей семье. Изготовление семейных стенгазет «Традиции семьи», выставка «Моё древо семьи».

Третий этап: Заключительный. Презентация творческих проектов «Традиции семьи», «Моё древо семьи». Выставка альбомов «Моя семья». Выставка рисунков «Моя семья». Видео фильм «Защита проектов «Традиции семьи».

Заключение

Данный проект – это яркий пример того, что дружная семья – это коллектив. Пусть маленький, разновозрастной, но коллектив. И в обычных буднях, праздничных заботах, ярко проявляется воспитательное богатство коллективной работы, где закладывается уважение, любовь и привязанность ребёнка к семейным традициям, осознания себя членом этой семьи.

Внедрение проекта обеспечило оптимальные условия для изучения детьми своих традиций, возрос интерес к семье, ее прошлому и настоящему. У детей появилось желание быть похожими на близких людей в делах, поступках. Проявилось эмоционально – положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью, бережное отношение к семейным реликвиям. У многих возникло желание реализовать знания о прошлом семьи в собственной деятельности (рассказы, рисунки, предъявление семейных реликвий, изготовление стен газет «Традиции семьи», генеалогических древ).                         По результатам мониторинга выявили, что у детей повысился уровень знаний о своей семье. (Приложение 10)

В результате во многих семьях появились макеты своего генеалогического древа, над которыми они работали всей семьей.

Литература

1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: Мозаика — Синтез,2011.

2. Гербова, В.В. Приобщение детей к художественной литературе.

3. Программа и методические рекомендации / В. В. Гербова.- М.: Мозаика-Синтез,2005.

4. Ривина, Е. К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной / Ривина Е. К — М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.

5. Гербова, В.В.Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации / В. В. Гербова.- М.: Мозаика-Синтез, 2005.

6. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду подготовительная группа/ И.А.Лыкова — ООО «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008.

7. Губанова, Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в подготовительной группе детского сада / Гу6анова Н. Ф. – М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.

8. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т. С Комаровой, М. А Васильевой. Подготовительная группа/ автор составитель З.А.Ефанова.- Волгоград

Приложение 1

 ДОРА ГАБЕ

Рассказ «Мама»

Самое лучшее слово на свете — «мама».

Самая хорошая на свете мама — моя.

Я не могу обойтись без мамы, а она не может обойтись без меня... Поэтому она не отпускает меня далеко, а когда мы идем в детский сад, держит за руку.          

…Сегодня выходной, мама на работу не пошла. Мы в парке. Все вокруг зеленое, и цветов много. Детей тоже много.

Мама сидит на скамейке и говорит с другой мамой, а мы куличики лепим. Всамделишные, из песка.

Мама смотрит на меня и смеется. И цветы смеются. Мама очень добрая, когда улыбается.

И я улыбаюсь ей.

Рассказ «Братик»

Мой братик часто плачет, но ведь он совсем маленький. Он сидит в круглом манеже за сеткой и лопочет. Потом хватается за сетку и встаёт. Я учу брата ходить. Ставлю посреди комнаты, а он валится на бок. Я его поднимаю и крепко держу. Он делает шаг и снова валится на бок. Когда же, ну когда он научится ходить? Ничего не понимаю — мне кажется, я всегда умела ходить. Ах, сколько интересного ждёт моего брата! И на коньках надо научиться кататься, и на лыжах. В салки тоже играть нельзя, пока не научишься бегать. А что будет, если на него броситься собака, он и убежать не сумеет? Вы только подумайте, сколько ребёнок натерпится всего, прежде чем научится ходить! Я совсем не помню, как училась ходить, мне кажется, я всегда умела. Телёнка, например, никто не учит ходить, он сразу встаёт на ножки. Мама ушла на работу и сказала: «Позаботься о брате». Я и забочусь.

Рассказ «Письмо»

Письмо получить — вот радость! Я умираю от нетерпения, пока моя старшая сестра разрезает конверт, пахнущий почтой. Сестра очень долго читает письмо, а у меня даже мурашки бегают по спине от нетерпения. Вообще-то я знаю, что это письмо от бабушки из Лясковца и что бабушка скоро приедет в гости. Ох, как мне этого хочется! Приедет бабушка, и жизнь сразу станет прекрасной — тут тебе и корзина черешен, и домашняя колбаса, и слоёный пирог, и сушёные сливы с орехами. А главное — бабушкины сказки. Честно говоря, я не очень люблю ложиться спать, а тут сама прыгаю в кровать. Я заранее знаю, что будет. Мой братишка захнычет: «Я уже слышал эту сказку…»

Я тоже помню сказку наизусть, но всё равно прошу ещё и ещё рассказать про «Волшебную лепёшку». Каждый раз бабушка меняет голос, и поэтому сказка кажется совсем другой. Но больше всего я люблю, когда бабушка запинается, смотрит на меня серьёзно и говорит: «А дальше я забыла». Тут-то я ей и подсказываю. Сейчас все мы, дети, сидим за столом, и старшая сестра пишет бабушке письмо. Летом мы поедем к ней в гости, но лето так далеко, и я прошу сестру приписать снизу: «Бабушка! Приезжай поскорее».

Рассказ «Бабушка»

Наконец приехала бабушка. Вот уже целых три дня она всё время со мной. Бабушка говорит мне:

— Ты совсем меня не любишь, ты меня не слушаешься. Бедная бабушка, она ничего не понимает. Я очень хочу быть послушной, но у меня не получается. Вот сегодня утром бабушка меня послала на рынок купить петрушки. Я зажала денежку в кулаке, а она выскользнула и покатилась. Искала я, искала в канаве денежку, так и не нашла. Пришла домой вся перемазанная, а бабушка говорит: — Я тебя уже два часа жду, от волнения я вся поседела. 

А я говорю: - Ты бабушка, не поседела из-за меня, а расцвела, как вишня, когда её согреет солнышко. Ты расцвела, потому что я тебя люблю. Ведь я твоё солнышко.

А бабушка мне говорит: — У красного солнышка не бывают такие чёрные коленки и локти. Ты что, в грязи ползала?

А я говорю: — Бабушка, ты вся белая и поэтому очень красивая. Ты даже не белая, а серебряная. Тут бабушка смеётся и целует меня.

Рассказ «Сундук»

Есть у моей бабушки один сундук. Он очень старый — старше и меня, и сестры, и мамы, и даже самой бабушки. Бабушки ещё не было на свете, а сундук уже был. Бабушкин сундук зелёного цвета, на нём нарисованы птички и цветочки. Я очень люблю сидеть на сундуке и болтать ногами. Висячий замок раскачивается из стороны в сторону и звенит. 

Бабушка говорит: — Слезай, сейчас откроем сундук. 

Я так люблю копаться в бабушкином сундуке, только мне не разрешают. Чего только там нет: пёстрые шёлковые платки с длинной бахромой, чёрные бархатные безрукавки, расшитые золотыми цветами. Бабушка носила всё это, когда была молодой. Теперь такие вещи не носят, только старшая сестра надевает кое-что, когда идёт в Дом культуры. У них там самодеятельность.

Бабушка сказала мне: — Подожди немного, исполнится тебе восемнадцать лет, и я разрешу брать из сундука всё, что захочешь.

Что ж, осталось ждать всего тринадцать лет.

Рассказ «Новый дом»

В нашем селе много новых домов. Когда солнце встаёт, черепичные крыши вспыхивают огнём. Улицы похожи на клумбы с цветами: вот дом синий, вот дом жёлтый, а у Мити — белоснежный, с голубыми ставнями. У нас тоже будет белый дом. Папа и дядя Пётр его строят. Папа шагает вдоль стены и кладёт серый цементный раствор, а  дядя Пётр укладывает кирпичи. Как быстро поднимается стена к небу — выше, выше... Папины волосы развеваются на ветру: ветер забирается под рубаху и вздувает её пузырём. Рубаха синяя. И небо синее. А облака над папиной головой белые-белые. Красиво.

Рассказ «Папа»

Папа всегда торопится. Он быстро обедает и снова уходит на работу. Зато после ужина он читает газету; мама говорит, что днём ему читать некогда. Вот папа прочёл газету, мама села с ним рядом. Родители начали разговор. Наверно, про моего брата: сегодня на улице он снял пальто, потому что было очень жарко. Сейчас у брата побаливает горло и щекочет в носу. Он очень хочет быть послушным и не огорчать папу, но у него не получается. Вот папа встал и пошёл в свою комнату. Дело плохо — днём на папином столе брат всё перевернул. Он только хотел посмотреть, что у папы там лежит, а получился беспорядок. Папа появился в дверях и зовёт брата…

Рассказ «Работа»

Сегодня воскресенье, но папа с мамой работают с самого утра. Мама убирает квартиру, папа чинит окно.

— Ты почему бездельничаешь? — спрашивает папа.

Мне обидно до слёз.

— Мам, дай сумочку, я в магазин пойду.

— Держи, — говорит мама и даёт мне сумку.

Я всё купила правильно: и хлеб и простоквашу. Только вот сдачу куда-то задевала.

— Ничего, — говорит папа, — переживём. В следующий раз будешь аккуратнее, а пока вот тебе лейка. Поливай цветы.

Я стала поливать цветы: всё полила, только немножко на пол протекло.

— Ничего, — говорит мама, — это не страшно. Лужу я сейчас вытру, а пока вот тебе веник и совок. Подметай. Я стала подметать, споткнулась и ударилась коленкой.

— Не страшно, — говорит папа, — коленка заживёт. Главное, что ты сегодня работала.

                                                                                                                       Приложение 2

 Мониторинг к проекту «Моя семья – мое богатство!»

Вопросы для индивидуальных бесед с детьми

Вопросы

Ответы на начало проекта

Ответы на конец проекта

Как ты понимаешь, что такое семья?

Как ты думаешь, кто в семье больше всех заботится о детях?

Назови имя, отчество мамы и папы?

Кем они работают?

Чем увлекаются?

Есть ли у тебя брат или сестра?

Как зовут брата или сестру?

Кто самый младший в твоей семье?

Есть ли у тебя бабушки, дедушки?

Знаешь ли ты имя и отчество своих бабушек и дедушек?

Помогаешь ли взрослым выполнять домашние обязанности? Какие?

Какие традиции своей семьи ты знаешь?

2 балла – самостоятельно и правильно отвечает на вопросы;

1 балл- затрудняется при некоторых ответах, но справляется с помощью наводящих вопросов взрослого;

0 баллов – называет членов семьи, может назвать их имена, но об их профессиях, увлечениях и традициях семьи рассказать не может.

Приложение 3

Конспект беседы на тему: «Род и родословие»

Цель: Закреплять представления о родственных отношениях; формировать элементарные представления о том, что такое род и родословие, о происхождении фамилии, традициях и обычаях; воспитывать любовь и уважение к членам семьи.

Материалы и оборудование: Аудиозапись песни «Семейный альбом», фотографии членов семьи и детей.

Планируемые результаты: имеет представление о родственных отношениях и взаимосвязях, знает понятие «родословная», «генеалогическое древо»; умеет составлять родословное древо; составляет небольшой рассказ на тему: «моя родословная».

Воспитатель:

- Сегодня мы поговорим о семье. Ребята, как вы понимаете, что такое семья? (ответы детей). Ваши непосредственные родственники: родители, бабушки, дедушки, сестра, братья – это ваша семья. Что такое родословная? У каждого из вас есть своя история. Это время, когда вы родились, сделали первый шаг, пошли в детский сад. А что было до того как вы родились? Почему ваша жизнь складывается именно так, а не иначе? Это все можно узнать из истории твоей семьи. В прошлом вашей семьи можно найти много интересного и полезного. Семейная история, по другому, родословная. Родословная, слово о роде. Род – все родственники, которые имеют общего предка. Ваши, прабабушки, прапрабабушки, прадедушки и прапрадедушки – ваши предки, которые жили задолго до вас и ваших родителей. На протяжении 100 лет живут одновременно три поколения: в начале века начинается жизнь деда, а в конце века живет внук.

Все родственники могут быть занесены в специальную таблицу, которая носит название «Генеалогическая таблица», или «Генеалогическое древо». Генеалогия – наука о родословной человека. А как вы думаете, для чего люди составляют родословные? Семейная история (родословная) поможет взглянуть на себя со стороны. А может быть, вы узнаете что то такое, что поможет возгордиться вашей семьей. В середине века всякий рыцарь, желавший вступить в рыцарский союз, должен был доказать свое дворянское происхождение. Доказательством служило рыцарское родословное древо. Знание истории семьи так же нужно для определения происхождения вещей из семейной коллекции. Если всерьез заняться историей своей семьи, то каждого из вас ждут интересные открытия. Каждая семья имеет свою историю. История вашей семьи связана с многими семьями, со знакомыми, с другими людьми, каждый из которых имеет свою историю. Значит, история семьи является частью истории страны. Легко ли составить родословную своей семьи? Это очень трудно! Но мы с вами попытаемся создать первую ступень генеалогического древа. Начнем с себя. Как твое фамилия, имя, отчество. (дети называют). Дальше древо пускает веточки вверх, там будет информация о твоих родителях, т.е фамилия, имя, отчество мамы и папы. (Дети называют).     У родителей есть свои родители. Дальше составить свою родословную продолжите составлять дома с родителями.

Домашнее задание: Составить родословную своей семьи.

Пословицы и поговорки о семье.

Брат с братом на медведя ходят.

Братская любовь крепче каменной стены.

В гостях хорошо, а дома лучше.

В дружной семье и в холод тепло.

В недружной семье добра не бывает.

В прилежном доме густо, а в ленивом доме пусто.

В своем доме и стены помогают.

В семье и каша гуще.

В семье разлад, так и дому не рад.

В семье согласно, так идет дело прекрасно.                                  

Приложение 4

Дидактические игры

«Кто главный?»

Цель: Способствовать запоминанию и называнию детьми членов своей семьи; подводить к пониманию, что в мире главные - и дети, и взрослые; воспитывать любовь и уважение к своей семье.                                                                                                                Материал: «Семейное дерево»; иллюстрации с изображением того, что делает мама, папа, бабушка, дедушка, ребенок.                                                                                                          Ход игры:                                                                                                                            Воспитатель предлагает детям по очереди назвать членов своей семьи и назвать: кто, чем занимается, кто что делает в семье. Если ребенку трудно назвать, кто что делает в семье, то ему в этом помогут иллюстрации. Дети называют, кто главный в семье и почему они так считают. В конце игры следует определить, что главные в мире все - и дети, и взрослые.                                                                                                                                        «Как зовут членов семьи»

Цель: Закреплять умение детей четко называть членов своей семьи; развивать память, связную речь; воспитывать любовь к своей семье.                                                                     Ход игры                                                                                                                                    Дети стоят в кругу и по очереди называют членов своей семьи.                                   Например: «Я живу с мамой Наташей, папой Сашей, братом Владиком. У меня есть бабушка Лида, бабушка Вера, дедушка Гриша и дедушка Павел».

«Наша дружная семья»

Цель: Называть членов семьи, понимать и использовать в активной речи обобщающие слово «семья».

Материал: красиво украшенная коробка; пальчиковый театр, вырезанный для показа пальчиковой инсценировки.

Ход игры:

Откройте фотоальбом и предложите ребенку рассмотреть семейную фотографию. Задайте ему вопрос, указывая поочередно на изображение каждого члена семьи: «кто это?».

Спросите ребенка, как зовут его маму, папу, бабушку, дедушку и т. д. Предложите ему рассказать, какая мама? (добрая, красивая, хорошая). Какой папа (высокий, строгий, красивый). Какая бабушка? (старенькая, добрая).

Поставьте перед ребенком, красиво украшенную коробку и предложить посмотреть, что в ней спрятано. (Вырезанные герои пальчикового театра). Предложите ребенку поиграть с героями пальчикового театра.

Этот пальчик – дедушка, (загните большой палец)

Этот пальчик – бабушка, (загните указательный палец)

Этот пальчик – папочка, (загните средний палец)

Этот пальчик – мамочка, (загните безымянный палец)

Этот пальчик – я, (загните мизинчик)

Это – вся моя семья! (вращайте кисти с разведенными пальцами)

По окончании игры похвалить ребенка, сказав, что его семья действительно очень дружная.

«Угадай, о ком я говорю».

Задачи: активизировать в речи детей слова, обозначающие членов семьи;

совершенствовать умения детей подбирать определения, характеризующие членов семьи, отвечая на поставленные вопросы (Какой? Какая?).

Ход игры: педагог открывает окошко и предлагает:

1.По цветному изображению угадать и правильно назвать члена семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра и т.д.), объяснить по каким признакам догадался.

2.Подобрать определения: какая, какой (заботливая, добрая, трудолюбивая, нежная, ласковая или работящий, сильный, смелый, любимый, заботливый).

3. Рассказать, какую работу выполняет по дому.

Приложение 5

Организованная образовательная деятельность по рисование на тему: «Образ моей семьи»

Цель: Формировать элементарные представления о родословной как об истории и образе своей семьи. Развивать изобразительное творчество. Воспитывать любовь к своей семье.

Виды детской деятельности: Решение творческой задачи по созданию в рисунке образа своей семьи, самостоятельный замысел и построение композиции рисунка, обсуждение вопросов, связанных с изображаемым.

Материалы и оборудование: Бумага бела размером А4, простой или цветные карандаши; иллюстрации из детских книг с изображениями взрослых и детей.

Планируемые результаты: Выполняет рисунок всей семьи, соблюдая пропорции.

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/10/s_5a565b26e8abd/793525_11.jpeg

Приложение 6

Пальчиковая игра  «Семья»

Руку сжать в кулак, поочередно разжимать пальцы, начиная с большого.

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я.

Вот и вся моя семья (энергично сжать руку в кулак несколько раз).

 Подвижная игра «Наседка и цыплята»

Цель: учить детей подлезать под верёвку, не задевая её, увёртываться от водящего, быть осторожным и внимательным; приучать их действовать по сигналу, не толкать других детей, помогать им.

Дети, изображающие цыплят, вместе с воспитателем – «наседкой» - находятся за натянутой между стульями на высоте 35-40 см верёвкой – «домом». На противоположной стороне площадки сидит большая «птица». «Наседка» выходит из «дома» и отправляется на поиск корма, она зовёт «цыплят»: «Ко-ко-ко-ко». По её зову «цыплята» подлезают под верёвку, бегут к «наседке» и вместе с ней гуляют, ищут корм. По сигналу: «Большая птица!» - «цыплята» быстро убегают в дом. Роль «наседки» в первое время выполняет воспитатель, а затем эту роль можно давать детям, сначала по их желанию, а потом по назначению воспитателя. Когда «цыплята» возвращаются в «дом», убегая от большой «птицы», воспитатель может приподнять верёвку повыше, чтобы дети не задевали её.

Приложение 7

Сюжетно-ролевая игра «Дом, семья»

Задачи: Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.
Роли: мама, папа, дети, бабушка, дедушка, тети и дяди.
Игровые действия: Игровые проблемные ситуации: «Когда мамы и папы нет дома» (забота о младших, выполнение посильной домашней работы), «Мы готовимся к празднику» (совместные дела с семьей), «Встречаем гостей» (правила приема гостей, поведение в гостях), «Наш выходной день» и др. Вносить в игру элементы труда: стирка кукольного белья, починка одежды, уборка помещения. По ходу игры подбирать, менять игрушки, предметы, конструировать игровую обстановку с помощью разнообразного подсобного материала, использовать собственные самоделки, применять природный материал.
Предварительная работа: Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово» и последующая беседа. Задание детям: узнать дома о труде родителей. Беседа о труде родителей с использованием иллюстрированного материала. Создание альбома «Наши папы и мамы трудятся». Рассматривание семейных фотографий. Инсценировка стихотворения С. Михалкова «А что у вас?». Составление детьми рассказов на тему «Как я живу дома». Беседа на тему «Как я помогаю взрослым» с участием Петрушки. Изготовление с детьми атрибутов к игре.
Игровой материал: предметы домашнего обихода, куклы.

Приложение 8

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Просим ответить вас на вопросы данной анкеты. Полученная информация поможет нам в организации работы по приобщению детей к семейной традиционной культуре.

  1. Какие семейные праздники проводятся у вас дома? _______________________________________________________________
  2. Какие семейные традиции и национальные обычаи есть в вашей семье? ______________________________________________________________
  3. Знают ли ваши дети, где они родились? _______________________________________________________________
  4. Знают ли ваши дети, где родились их родители? _______________________________________________________________
  5. Часто ли вы берете своих детей к себе на место своей работы? _______________________________________________________________
  6. Имеется ли в вашей семье фотоальбом, где последовательно отражается история вашей семьи?  ___________________________________________
  7. Имеется ли в вашей семье переданный вам по наследству предмет, который вы бы хотели, чтобы хранили ваши дети? _______________________________________________________________
  8. Рассказываете ли вы о трудовых достижениях членов семьи? ________________________________________________________
  9. Рассказываете ли вы своим детям интересные случаи из жизни своих родственников? _________________________________________________

                                                      Спасибо!

Приложение 9

Консультация для родителей "Как создать родословную своей семьи".

Немного истории.

Традиции трепетного отношения к заветам предков, к их памяти, к преемственности поколений начали складываться в глубокой древности и вырабатывались тысячелетиями. Термин "родословие" использовался в России с 11 века и до начала 20 века, современная историческая наука оперирует его греческим прототипом "генеалогия". В педагогике наиболее часто встречается термин "родословная". Поэтому мы также будем использовать этот термин.

В народной культуре, в фольклоре связь поколений символизирует древо жизни. Его корни – наши далёкие предки; его ствол – старшие поколения; ветви, цветы, плоды – дети, внуки. Корни древа жизни находятся на небе, а ветви на земле. Такое описание образа древа жизни составил А.Н.Афанасьев. Древо жизни растёт, если младшее поколение помнит и чтит предков, уважает старших, а старшие бережно, ласково относятся к детям. Ведением родословных книг занималось государство ещё в 15 веке, что позволяло проследить все ли князья, бояре и дворяне служат царю или уклоняются от государственной службы. Родословные книги также содержат рисунки – схемы, которые впоследствии получили название родословных таблиц.

Правила составления родословной. Терминология.

В генеалогии существует специальная терминология, определённые правила, согласно которым составляется родословная. Род – это лица, связанные общим происхождением, ведущие своё начало по мужской линии от одного общего предка – родоначальника, объединённые общностью крови, т.е. находящиеся в кровном родстве. Род состоит из поколений: родоначальник, его дети, внуки, правнуки. Членами рода являются как мужские потомки, так и женские. На сегодняшний день мы можем говорить о некотором сходстве понятий "род" и "фамилия". Родословная – это история семьи, которую принято описывать как перечень поколений людей одного или нескольких родов, устанавливающий происхождение и степень родства, с указанием о каждом представителе рода того, что его отличает. Существует два основных способа её ведения – по восходящей и нисходящей линии. При составлении восходящей родословной главным объектом исследования является тот человек, о предках которого собираются сведения. Восходящая прямая линия родства идёт от данного лица к его предкам. Для оформления линии восходящего родства достаточно широко используется круговая таблица. Нисходящую родословную начинают составлять с самого отдалённого из известных предков и постепенно переходят к его потомкам. Таблица нисходящего родства напоминает пирамиду, вершина которой – родоначальник, а основание – последнее поколение его потомков. Вариантом таблицы нисходящего родства является родословное, или генеалогическое, древо. Родословное древо – это перевёрнутая таблица нисходящей родословной, чаще всего мужской. Она действительно напоминает разветвлённое дерево. Имя родоначальника располагается на стволе дерева или в его корнях, имена потомков – на разветвлениях и стилизованных ветвях и веточках.

Так же существуют следующие термины:

  • родословная – история семьи, рассказ о своей семье, своём роде, своих предках;
  • род – родственники, имеющие одну и ту же фамилию, одного и того общего предка;
  • предки  люди, родственники, жившие задолго до нашего рождения;
  • поколение – люди, родившиеся примерно в одно и то же время, примерно одного возраста;
  • обычай – привычка, порядок, которому следуют каждый день. Обычаи складываются в традиции;
  • традиции – обычаи, которые передаются из поколения в поколение.

Как создать яркий образ родословной.

Все семьи разные. Люди в каждой семье имеют разную внешность, разные имена, отчества, фамилии, различные профессии и увлечения. Семьи разные, но во многом они похожи. Семья объединяет родных людей, очень близких друг другу. Они любят и уважают друг друга, заботятся друг о друге, делят вместе все радости и печали. О своих родных, о семье можно рассказать словами, составить схему. А можно создать красивый образ семьи – дерево, цветок, дом, корабль. Подумайте, какой образ подходит вашей семье. Чтобы получился свой особенный, яркий и красивый образ семьи, нужно выразить её особенности и задать себе вопросы: "На что похожа наша семья? Какая она?". Вряд ли ребёнка заинтересуют скучные прямоугольники или овалы, необходим привлекательный образ. В качестве одного из вариантов может подойти рисунок семейного или родословного древа; или же гроздь винограда, как образ дружной, сплочённой семьи; или же радуга, как образ семьи, объединяющий яркие индивидуальности и включающий семь поколений. Семья может быть похожа на явление природы, растение, животное, здание. Даже на предмет, например на игрушку. Всё зависит от вашего творчества. Творите и получайте удовольствие от результата.

Приложение 10

Мониторинг к проекту «Моя семья – мое богатство!»

Вопросы для индивидуальных бесед с детьми

Вопросы

Ответы на начало проекта

Ответы на конец проекта

Как ты понимаешь, что такое семья?

Как ты думаешь, кто в семье больше всех заботится о детях?

Назови имя, отчество мамы и папы?

Кем они работают?

Чем увлекаются?

Есть ли у тебя брат или сестра?

Как зовут брата или сестру?

Кто самый младший в твоей семье?

Есть ли у тебя бабушки, дедушки?

Знаешь ли ты имя и отчество своих бабушек и дедушек?

Помогаешь ли взрослым выполнять домашние обязанности? Какие?

Какие традиции своей семьи ты знаешь?

2 балла – самостоятельно и правильно отвечает на вопросы;

1 балл- затрудняется при некоторых ответах, но справляется с помощью наводящих вопросов взрослого;

0 баллов – называет членов семьи, может назвать их имена, но об их профессиях, увлечениях и традициях семьи рассказать не может.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Моя семья - мое богатство"

проект для детей старшего возраста . работа расчитана на 2 месяца совместная с родителями....

Программа социально-педагогической помощи неполным семьям «Моя семья – мое богатство»

Настоящая программа предназначена для работы социального педагога с неполными семьями....

«МОЯ СЕМЬЯ – МОЁ БОГАТСТВО» сценарий праздника, посвящённого дню семьи для детей старшего дошкольного возраста

Семья – это маленькая Вселенная. Создать хорошую семью нередко бывает труднее, чем написать, например, книгу или сделать открытие. Поскольку семья -  Вселенная, пусть и маленькая, должны быть и з...

Логическая игра для детей дошкольного возраста «Моя семья – моё богатство» (Ребусы о семье)

Материал для детей старшей и подготовительной групп детского сада.Логическая игра предполагает обучение детей разгадыванию простых ребусов на примере знакомых слов и значений. Это развивающее...

Участие в окружных конкурсах "Семья - основа государства", Моя семья - моё богатство", методический материал.

Участие в окружных конкурсах "Семья - основа государства", Моя семья - моё богатство", методический материал....

Проект по взаимодействию с семьями воспитанников ДОУ "Моя семья - мое богатство"

Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Педаг...

Логическая игра для детей дошкольного возраста «Моя семья – моё богатство» (Ребусы о семье)

Логическая игра для детей дошкольного возраста «Моя семья – моё богатство» (Ребусы о семье)...