Проект по взаимодействию с семьями воспитанников ДОУ "Моя семья - мое богатство"
проект (старшая группа)

Кравец Елена Николаевна

Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Педагоги и родители не умеют или не хотят слушать и принимать позицию другой стороны, пытаются навязать собственную точку зрения, заставить другого изменить установки взамен организации конструктивного диалога. Препятствовать же развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды — все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно разработать разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей. Поэтому мною было принято решение по созданию долгосрочного проекта по взаимодействию с семьей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_vzaimodeystviyu_s_semey.docx31.83 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 15 «СОЛНЫШКО»

ПРОЕКТ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ДЕТСКОГО САДА С САМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ «МОЯ СЕМЬЯ – МОЕ БОГАТСТВО»

Автор проекта: воспитатель Кравец Е.Н.

Г.о.г. Бор

2021 – 2022 уч.год

АКТУАЛЬНОСТЬ

«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

В.А.Сухомлинский

Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности.

Об этом же говорят и современные специалисты, и ученые в области семьи (Т.А. Маркова, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва, И.В. Лапицкая и др.). Они считают, что семейный институт есть институт эмоциональных отношений. Каждый ребенок сегодня, как и во все времена, ожидает от своих родных и близких ему людей (матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата) безоговорочной любви: его любят не за хорошее поведение и оценки, а просто так и таким, какой он есть, и за то, что он просто есть.

Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.

Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положение о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании» и др. Так, в законе «Об образовании» в ст. 18 записано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».

Уходит в прошлое официально осуществляемая многие годы в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное. В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.

Преимущества новой философии взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны.

Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем (от материальных до хозяйственных). А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие.

Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.

В-третьих, родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в школьном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужны. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка.

В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.

Назрела необходимость обновления такого важного направления деятельности дошкольного учреждения, как работа с семьей, ее принципов, целей, содержания, форм и методов. Необходимо изменить существующую практику работы с родителями, при которой каждой семье навязывалась внешняя система ценностей, без учета структуры семьи, ее традиций, опыта. Поддержка семьи – первая ступень к развитию долгосрочных отношений в системе «педагоги - родители» в пространстве непрерывного образования.

В современной системе дошкольного образования имеет место как поддерживающее взаимодействие педагогов с родителями, которое обеспечивает решение тактических, ближайших задач воспитания ребенка в обновляющемся обществе, так и конструктивное взаимодействие, позволяющее снизить уровень невротизации ребенка в условиях общественного воспитания, обеспечить необходимые глубинные связи между детским садом и семьей. От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все. Дети-дошкольники начинают с гордостью и уважением относится к своим родным. Родители благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада приобретают опыт сотрудничества, как со своим ребенком, так и с коллективом специалистов: логопедом, психологом, музыкальным руководителем. Педагоги в процессе совместного общения получают бесценную информацию о детско-родительских отношениях в семье, в которых кроются причины многих детских проблем.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

Творческое название проекта: «Моя семья – мое богатство».

Тип проекта: информационно – практико – ориентированный, по содержанию «ребёнок и его семья».

Возраст детей: старший дошкольный возраст.

Исполнители: родители, дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, ближайшие родственники.

Продолжительность:  долгосрочный (9 месяцев) с сентября по май.

Тематическое поле: семья, детский сад.

     Проблема: недостаточное участия родителей в работе дошкольного учреждения.

Цель: вовлечение родителей в поле педагогической деятельности и их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе.

Задачи:

1. Оказание помощи родителям в вопросах воспитания и развития дошкольников.

2. Привлечение взрослых к активному и педагогически грамотному участию в воспитании детей.

3. Развитие коммуникативной компетентности родителей в процессе общения с педагогами и детьми.

4 Обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях

5. Привлечение родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т. е. потребности к формированию семейных ценностей.

- Формирование у детей интереса к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитание уважения к членам семьи.

- Формирование и развитие у детей навыков исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями.

- Создание эмоциональной благополучной атмосферы дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.

- Воспитание любви и уважения к членам своей семьи.

- Дать представление о понятиях: “род”, “родители”, “родословная”, “семья”, “родные”, “близкие”.

- Дать понятие о русских семейных традициях, семейных реликвиях, о распределении семейных обязанностей.

- Развитие познавательных способностей у детей, активно включая их в творческо-поисковую деятельность.

- Укрепление детско-родительских отношений.

Этапы реализации проекта:

      1 этап (сенябрь) – организационно диагностический (изучение семьи ребенка, детско-родительских отношений, деятельности педагогов, создание проекта сотрудничества: выбор содержания, форм взаимодействия с семьями воспитанников).

2 этап (октябрь – апрель) – формирующий (реализация проекта взаимодействия с семьями воспитанников).

3 этап (май) – обобщающий (анализ проделанной работы).

Результат:

• Организованы выставки творческих работ детей и семейной гостиной в группе детского сада.

• Повысилось качество образовательного процесса, процесс обучения стал более увлекательным, эмоционально насыщенным.

• Создана методическая копилка по данной проблеме.

• Повысился уровень родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей.

• Возросла уверенность родителей в их педагогических возможностях.

• Дети расширили свой кругозор. У них развился интерес к истории семьи, семейным традициям, родословной.

• Работа способствовала также воспитанию чувства гордости за семью, любви и уважения к родителям.

• Дети стали более дружными и получили навыки бесконфликтного общения.

Презентация проекта: «Моя семья – мое богатство».

Перспективный план проекта

Месяц

Организованная деятельность с детьми

Совместная деятельность педагогов и детей

Совместная деятельность педагога с родителями

Консультация для родителей

Сентябрь

Организационно – диагностический (посещение семей на дому, анкетирование, родительское собрание, индивидуальные консультации и беседы). Создание проекта сотрудничества.

Октябрь

Тема: «Моя семья. Традиции и обычаи».

Познавательное развитие/ознакомление с окружающим миром/ознакомление с социальным миром «Моя семья».

Художественно-эстетическое развитие/Аппликация «Мой дом, в котором я живу».

Рисование «Мама, папа, я – дружная семья».

Речевое развитие/приобщение к художественной литературе «Хаврошечка», обр. А.Н. Толстого. М. Цветаева. «У кроватки».

Коллективный альбом «Моя семья – мое богатство». 

 Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром/ознакомление с социальным окружением «Моя семья – мое богатство».

Презентация семьи (знакомство с укладом, бытом, традициями семьи воспитанников).

Беседа «Совместный труд ребенка и взрослого».

Консультация: «Правила хорошего тона за столом».

Памятка для родителей «Рекомендуемая литература для чтения родителями детям 5 – 6 лет».

Родительское собрание «Начало учебного года. Воспитательно- образовательный процесс в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР».

Ноябрь

Тема «Члены моей семьи»

1 . Познавательное развитие/ознакомление с социальным миром «Что я знаю о себе», «Кто живёт в моей семье».   

 2. Художественно-эстетическое развитие/Рисование «Автопортрет».

3. Художественно-эстетическое развитие/Аппликация «Открытка бабушке и маме ко дню матери».

Рисование «Портрет мамы».

Беседа на тему:

 «Самые родные и дорогие люди».

Обсуждение ситуаций: «На кого я похож?».  

Чтение произведений: Я. Акима «Моя родня». В. Драгунского «Моя сестра Ксения».  

Дидактическая игра: «Родство»            

Просмотр мультфильмов:              

«Разноцветная семейка».                

Мини проект:  «Герб моей семьи».

 

Практическое задание:                      

Попросить маму и папу  рассказать о своих родителях (твоих бабушках и дедушках).

Практическое задание:

Формирование фотоальбома своей семьи для группы.

 

Праздник родителей и детей, посвящённый Дню матери.

Консультация «Методика формирования навыков самообслуживания».

Консультация по трудовому воспитанию детей в семье.

Декабрь

Тема «Я и мое имя».

Познавательное развитие «Тайна моего имени и фамилии».

Беседа на тему: «Что означает моё имя?», «Откуда произошла моя фамилия?», «Древо семьи».

Просмотр сказки: «Морозко».

Дидактические игры: «Моя семья. Составь цепочку», «Кто сегодня именинник?».

Участие родителей в улучшении предметно-развивающей среды

Мини - проект: «Генеалогическое древо моей семьи».

Трудовое воспитание/совместный труд на участке детского сада родителей и детей «Снежные постройки на участке».

Новогодний праздник.

Беседа «Воспитание сказкой – радость встречи с книгой».

Консультация «Речевой этикет и правила общения. Пример взрослого ребенку».

Папка – передвижка «Профилактика простудных заболеваний».

Семейный конкурс «Новогодняя игрушка» (праздничное оформление группы).

Январь

Тема

«Мой дом»

1 .Познавательное развитие/ознакомление с предметным окружением «Мой дом».

2.Художественно-эстетическое развитие/Аппликация «Дом моей мечты».

Конструктивно-модельная деятельность «Мой дом».

Беседа: «Папа в доме и дом исправен», «Я - помощник».

С/р. игры: «Семья», «Строители», «Новоселье».

Заучивание пословиц о родном доме: «Дом без хозяина- сиротинка».

Обсуждение ситуаций: «Моя комната», «Мой игровой уголок».

 Выставка рисунков: «Комната моей мечты».

Конкурс на лучшую кормушку.

Консультация «Спасибо – важное слово! Роль благодарственных слов в воспитании дошкольников».

Родительское собрание (онлайн) «Как отвечать на детские вопросы».

Папка-передвижка «Зимние игры и забавы».

Февраль

Тема «Мой папа»

1.Художественно-эстетическое развитие/ Лепка «Мой папа – защитник»

Беседа: «Мой папа в армии служил». Рассматривание иллюстраций, репродукций, альбомов с военной тематикой

Чтение художественной литературы: Т. Бокова « Папа», Т. Шорыгина «Дедушка»; стихи к празднику.

Ручной труд: «Поздравительная открытка для папы»  

Сюжетно-ролевые игры: «Моряки».

Рассматривание дома с папой армейского фотоальбома

Рассказ:

«Где служил мой папа, дедушка».

Выставка рисунков «Мой папа».

Спортивный праздник, посвященный дню защитника Отечества «Папа – самый лучший друг».

Консультация «Значение речевых игр».

Консультация «Значение пальчиковой гимнастики для развития речи детей».

Март

Тема

«Моя любимая мама»

1 .Социально-коммуникативное развитие «Как я помогаю маме».

2.Художественно-эстетическое развитие/Рисование «Картинка маме к празднику 8 марта».

Беседа на тему:

«Моя мама лучше всех»

Просмотр мультфильма:

«Мама для мамонтёнка»

Чтение стихотворения:

Е. Благининой «Посидим в тишине», «Вот какая мама»

Настольный театр:

«Волк и семеро козлят»

Сюжетно-ролевые игры: «Дочки – матери».

Конкурс «Мамочка – мой ангел».

Конкурс «Портрет любимой бабушки».

Праздник, посвященный дню 8 марта.

Консультация «Мама – слово золотое. Роль матери в воспитании дошкольника».

Мастер-класс «Математические игры в домашних условиях».

Памятка «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста».

Апрель

Тема

«Профессии моих родителей».

1.Познавательное развитие/ознакомление с социальным окружением «Профессии».

2.Художественно-эстетическое развитие/Аппликация «Профессия моих родителей».

Беседа –презентация на тему:«Профессии».

Чтение произведений

С. Баруздина «Мамина работа», В. Маяковский «Кем быть?», Д. Родари «Чем пахнут ремёсла».

Сюжетно-ролевые игры: «Водители», «Больница», «Парикмахерская», «Магазин».

Дидактические игры «Что лишнее?», «Кому, что нужно?».

Встреча с близкими людьми:

Рассказ родителей о своей работе. (Презентация или фото альбом).

Совместный труд родителей и детей на участке детского сада

«Благоустройство участка детского сада».

День птиц. Выставка поделок и рисунков «О весне и птицах» детей совместно с родителями.

Досуг, посвященный дню космонавтики.

Фотоконкурс «Семья во всем».

Выставка рисунков зеленая планета.

Консультация «Вежливость воспитывается вежливостью».

Май

Обобщающий (анализ проделанной работы).

Помощь в подготовке экскурсии, возложению цветов к памятнику воинам, погибшим в ВОВ.

Папка-передвижка «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности».

Беседа «Развивающие игры летом».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников в период адаптации

Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников в период адаптации На современном этапе развития российского общества заметно возрастает ста...

Организация работы по взаимодействию и сотрудничеству ДОУ с семьями воспитанников.

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного развития дошкольников. Понятие “взаимодействия с семьей” нельзя путать с понятием “работа с родителями”, хотя второе является со...

«Современная модель взаимодействия ДОУ компенсирующего вида с семьями воспитанников в соответствии с ФГОС».

«Современная модель взаимодействия ДОУ компенсирующего вида с семьями воспитанников в соответствии с ФГОС»...

методическая разработка"Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников"

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ПОДХОДЫ  К ПРОБЛЕМЕ  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С  СЕМЬЁЙ.          концепции, модели, формы  взаимодействия  ДОУ  с  семья...

Проект взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников «Детский сад и семья – шаги навстречу»

Цель проекта - педагогическое сопровождение семьи в условиях дошкольного учреждения посредством инновационных форм работы с семьями воспитанников...

Приложение №1 к программе по взаимодействию музыкального руководителя с семьями воспитанников «Музыкальная семья» План работы по взаимодействию с семьями воспитанников на 2022-2023 год

Приложение  №1 к программе по взаимодействию музыкального руководителя с семьями воспитанников «Музыкальная семья» План работы по взаимодействию с семьями воспитанников на 2022-2023 г...