Мастер – класс для педагогов «Волшебные круги Луллия»
консультация

Николаенко Маргарита Анатольевна

Мастер – класс для   педагогов «Волшебные круги Луллия»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл danilenko_master_-_klass.docx544.75 КБ

Предварительный просмотр:

Детский сад № 1 «Оленёнок» филиал АН ДОО «Алмазик»

Мастер – класс для   педагогов

«Волшебные круги Луллия»

http://solnechnygorod12.detskysad-45.caduk.ru/images/clip_image001.png

Подготовила и провела:

 воспитатель Даниленко М. А.,

соответствие занимаемой должности

Мирный 2021

«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра».

А.С. Макаренко

Актуальность.

Умение классифицировать – одна из составляющих творческих способностей человека. Дети не могут пользоваться имеющимися у них знаниями, так как они разобщены, не востребованы в полной мере. Есть много методик, помогающих развить логическое мышление и творческие способности ребёнка. Я хочу представить вашему вниманию игровую технологию, которая называется «Круги Луллия». Данный игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринуждённой обстановки, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала.  Заниматься ТРИЗ с дошкольником процесс увлекательный. Самое главное — обращать внимание ребенка на интересные вещи, не пытаться все на свете объяснить, почаще смотреть на ситуацию с разных сторон, находить хорошее в «плохом» и плохое в «хорошем», размышлять вместе, проводить опыты, но не пытаться полностью объяснить результаты. Ребенок существо удивительное. Он каждый день совершает открытия, заставляя нас, взрослых, взглянуть на мир по-новому.

Цель: формировать представление педагогов об использовании методики «Круги Луллия» в работе по развитию активного словаря и познавательной активности дошкольников.

Задачи мастер - класса: 
1. Обосновать актуальность использования игр с кругами Луллия в работе с детьми дошкольного возраста. 

2. Организовать групповую работу коллег с приёмами и видами работ по ознакомлению с кругами Луллия.
3. Организовать рефлексию мастер-класса с целью определения его результативности. 

Ожидаемый результат: 

Использование педагогами кругов Луллия в работе с детьми, применение их в различных видах деятельности. Круги Луллия – это средство многофункционального характера, его можно применять для воспитания и развития детей по всем разделам программы. С помощью этой игры стало возможным обогатить условия для возрастающей роли интеллектуального развития ребенка и его познавательных интересов

Форма работы: практическая, групповая.

Оборудование: круг Луллия, карточки по теме «Сказки».

Техника: игровые приемы.

Время работы: 20 - 30 минут.

Ход мероприятия:

Приветствую Вас, уважаемые коллеги!

Ответьте на мой вопрос:

Жил он много лет назад,

Внёс в науку большой вклад.

Взял круги, соединил,

Их на сектора разбил.

Получил компьютер мощный

Для учителей помощник.

Как творца фамилия?

Это Раймунд Луллий

Я хочу представить вашему вниманию игровую технологию, которая называется «Круги Луллия».

Раймунд Луллий — философ, богослов и алхимик XIII века создал логическую машину в виде бумажных кругов для открытия новых истин и умозаключений. Позже круги Луллия стали широко использовать в педагогике. Простота конструкции позволяет применить ее в детском саду. «Круги Луллия» можно использовать в разных образовательных областях: художественно-эстетическое развитие, познавательное, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие. Это средство многофункционального характера и делает процесс обучения не только интересным, но и увлекательным. Данная игровая технология отвечает требованиям ФГОС ДО. С младшими воспитанниками используют конструкцию, состоящую из двух кругов. Постепенно задания усложняются, и увеличивается количество кругов. У детей старшего дошкольного возраста данная конструкция состоит уже из четырех кругов. Круги делятся на сектора, а стрелка выполнена в виде сегмента.

Сегодня вашему вниманию предлагаю «Волшебные круги» на тему: «Сказки».

1. Первый, самый маленький круг разделен на 8 сектров: предметы из сказок
2. Второй круг –герои сказки.

3. На третьем круге расположено место, где происходит сказка

Авторы методики «Кольца Луллия» используют такое понятие, как тренинг. Это серия игр, объединенных одной темой. Тренинги состоят из заданий 4 типов:

- 1-й тип: «Найти реальное сочетание». Под стрелкой объединяют картинки, формирующие реальную картину мира. Составляют предложения, объединяющие в себе эти объекты. Делают выводы.

- 2-й тип: «Объясни необычное сочетание». При раскручивании кругов рассматривают случайное соединение объектов и как можно достовернее объясняют необычность их взаимодействия.

- 3-й тип: «Придумай фантастическую историю или сказку». Объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку.

- 4-й тип: «Реши проблему». В фантастических сказках с героями происходят разные истории. Необходимо учить ребёнка формулировать проблемы, выдвигать идеи по их решению.

Проблемная ситуация.

- Как вы думаете, какая цель нашего занятия? Сегодня в группах вы должны придумать фантастическую историю, пройдя через все четыре этапа.  Инструктаж о последовательности работы в группе.

 - Перед началом работы давайте повторим этапы совместной работы в группе.

 - При решении задач в играх вы должны быть свободны в своих высказываниях. Приветствуются самые неожиданные предложения детей

 Этапы совместной работы.

1.  Определить, кто будет выполнять работу (состав группы).

2. Выбрать старшего. Представитель группы рассказывает фантастическую историю, которую придумала группа;

Самостоятельная работа групп.

- Работая сообща, дружно можно создать необыкновенную историю.

А сейчас первое задание:

Дидактическая игра "Путешествие по сказкам" (вариант №1 для педагогов).

1. Подбор соответствия.
Под стрелкой–сегментом необходимо объединить картинки, формирующие реальную картину мира, т. е. выбранной вами сказки. Затем, составьте предложение, объединяющее в себе все эти объекты. (Рассказывает каждый присутствующий.)
2. Следующее задание: объединение случайных объектов.
Вам нужно раскрутить «Волшебные круги» и по картинкам, оказавшимся под стрелкой, «Придумать фантастическую историю или сказку». В игре Вы должны быть свободны в своих высказываниях. Приветствуются самые неожиданные предложения.

Дидактическая игра "Путешествие по сказкам" (вариант №2 для детей).

Цель: развивать у детей воображение на примерах изменения места действия в сюжете сказки.

Задачи:

- развивать у детей творческое мышление, фантазию при составлении сказок по иллюстрациям, по сюжету, по названию сказки;
- учить связно, последовательно излагать ход придуманной сказки;

 - развивать желание детей участвовать в совместных игровых действиях, укреплять   навыки содружества педагога и детей.

Оборудование

1 круг предметы: волшебная лампа, хрустальная туфелька, корзинка с пирожками, золотой ключик, стрела, сапоги, зеркало.

2 круг: сказочные герои: Аладдин, Золушка, Красная Шапочка, Буратино,  , Заколдованная лягушка, Кот в сапогах, Гуси-лебеди, Айога.

3 круг: место, где происходят сказочные действия: арабский город, дворец короля, лес, город,  болото, замок Людоеда, избушка на курьих ножках, стойбище.

Для игровых упражнений используются сказки "Волшебная лампа Аладдина", "Золушка", "Красная Шапочка", "Золотой ключик или приключения Буратино", "Царевна лягушка", "Кот в сапогах", "Гуси-лебеди", «Айога».

   1 часть

Ведущий:
Ребята, знаете ли вы, кто такие путешественники? А вы хотели бы ими стать? Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие. 

Ребята, послушайте такие выражения  и скажите, где вы можете встретить такие выражения: Жили-были; В некотором царстве, в некотором государстве; Давным-давно; И я там был, мёд, пиво пил. Правильно, ребята, эти выражения встречаются в сказках.

- Ребята, мы сегодня вспомним сказки, которые вам знакомы.

Ребята,  есть у меня  хитрые сказки, имена героев сказаны неверно, только вы и сможете мне помочь.

1. В этой сказке живут братец Козленочек, и сестрица Гуленушка. (Аленушка)

2. Как зовут закадычных врагов Ивана Царевича? Змей Равниныч и Кощей Бесстрашный? (Змей Горыныч и Кощей Бессмертный).

3. А вот эту сказку вы знаете? Называется «Царевна-индюшка» (Царевна- лягушка)

4. Она красива и мила, а имя ее от слова зола. (Золушка) и т.д.

2 часть
- Собери картинки. Угадай сказку. Расскажи, в каких местах происходят действия и с какими предметами.

- Соедини картинки. Объясни необычное соединение.

3 часть

Решение сказочных проблем

Воспитатель: Вы хорошо знаете сказки. А сейчас вы сами будете придумывать разные сказки.  
У меня в руках волшебное колечко. Мы будем произносить слова, и у кого окажется колечко, тот и будет рассказывать сказку. 
Покатилось, покатилось, светлое колечко 
Покатилось, покатилось, с нашего крылечка. 
Кто колечко возьмёт, тот и сказку начнёт. 

- Придумай историю -  сказку о том, как Кот в сапогах оказался в избушке на курьих ножках и как ему помогла спастись от Бабы-Яги серебряная туфелька.

 - Придумай как Золушке вовремя уйти с бала, а дворцовые часы вдруг остановились.

- Машенька из сказки Гуси-лебеди.

Машенька просит нас помочь найти дорогу через лес к избушке Бабы-Яги, чтобы быстрее спасти братца.

3 часть

Игра "Перевирание сказки"

Дети выбирают на круге одну сказку и взрослый предлагает ее переврать, по очереди рассказывая ее и заменяя в каждой фразе известное на противоположное или новое. Дети рассказывают сказку по очереди по кругу, начинает же перевирание сам взрослый.

Например, "Сказка про Красную Шапочку".

Жил-был мальчик, которого звали Желтый Беретик.  Позвал его как-то папа и говорит: "Сходи-ка, сыночек, к дедушке и отнеси ему книги и газеты". Пошел Желтый Беретик, а навстречу ему медведь..." и т.д. Взрослый наравне с детьми участвует в перевирании и должен следить, чтобы во всех ключевых моментах сказка была переделана, но в целом получилась бы некая новая история, моделирующая более или менее логично развивающую ситуацию.

Воспитатель: 
А теперь я предлагаю вам рассказать эту сказку своему другу по телефону. 
Вы должны постараться правильно передать содержание сказки по телефону, чтобы ваш друг понял какая эта сказка и кто в ней главные герои. Пересказ сказки по телефону. 
Воспитатель: 
Наше путешествие в мир сказок заканчивается.

Вывод: 

Вспомните, какие сказки вы сегодня придумали? 
Чья сказка понравилась больше все?
Назовите свои любимые сказки. 
Чем они вам нравятся? 
А чему учат сказки?

Рефлексия. Презентация работы с кругами Луллия и необыкновенной истории.

Вопросы:

  • Что интересного вы возьмете для работы с детьми?
  • Считаете ли вы, что технология соответствует требованиям ФГОС ДО в работе с детьми дошкольного возраста?

Вывод: в результате работы с кругами Луллия:

  • систематизируются знания об окружающем мире;
  • развивается творческое воображение и мышление;
  • обогащается словарный запас;
  • формируется умение свободно высказываться и решать проблемы самостоятельно.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что методика «Кольца Луллия» вполне успешна может применятся в детском саду, делая процесс обучения увлекательным и интересным для наших детей.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для педагогов «Волшебный мир бабочки».

Ознакомление педагогов со способами развития эмоционально-волевой и познавательной сферы ребенка....

Мастер-класс для педагогов «Занимательные круги Луллия»

Мастер-класс для педагогов«Занимательные круги Луллия»    Цель: формировать представление педагогов об использовании методики «Круги Луллия» в работе п...

Мастер-класс для педагогов «Занимательные круги Луллия»

Мастер-класс для педагогов «Занимательные круги Луллия»...

Мастер-класс для педагогов «Занимательные круги Луллия»

Мастер-класс для педагогов «Занимательные круги Луллия»...

Мастер-класс для педагогов «Использование кругов Эйлера как прием повышения эффективности в работе с детьми с ОНР».

В представленном материале описаны методы применения кругов Эйлера для наглядного моделирования описательных и сравнительных рассказов, а также варианты применение кругов Эйлера на занятиях по формиро...

Мастер-класс для педагогов "Использование кругов Эйлера для развития логического мышления дошкольников"

О важности развития логического мышления у дошкольников всем давно известно. Но как же сделать так, чтобы занятия были увлекательными и интересными. На нашем мастер-классе мы предлагаем  использо...