Семинар-практикум
материал

Чернова Лидия Викторовна

«Театр-это волшебный край!»- восклицал А.С. Пушкин.

Театр для ребенка-это всегда праздник , яркие незабываемые впечатления… Открылся занавес, зазвучала музыка и вместе с веселыми приключениями и трогательными историями открытые детские души впитывают потоки добра, справедливости, жалости, преданности и любви.  Препятствие, встречающиеся на пути героев спектакля, заставляют думать, а новые интересные познания сами сбой откладываются в голове на долгое время, порой и на всю жизнь

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx27.14 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум «Создание условий, которые помогают включить ребенка в активную познавательно - творческую деятельность»

«Театр-это волшебный край!»- восклицал А.С. Пушкин.

Театр для ребенка-это всегда праздник , яркие незабываемые впечатления… Открылся занавес, зазвучала музыка и вместе с веселыми приключениями и трогательными историями открытые детские души впитывают потоки добра, справедливости, жалости, преданности и любви.  Препятствие, встречающиеся на пути героев спектакля, заставляют думать, а новые интересные познания сами сбой откладываются в голове на долгое время, порой и на всю жизнь.

Детский сад – это особое учреждение, практически это второй дом для его сотрудников. Дом всегда хочется украсить, сделать уютным и теплым, не похожим на другие. Руками воспитателей и родителей создаются  уникальные варианты развивающей среды. Занятия театральной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразия деятельности, успешного выполнения задания. С этой точки зрения огромное значение имеет организация, пространство для театральной деятельности.

Как же организовать и оформить предметную среду для театральной деятельности в соответствии с ФГОС ДО?

Определяющим моментом при организации развивающей предметно-пространственной среды для театральной деятельности должны быть цели, задачи и способы её реализации.  

Цель: Создать условия для того, чтобы включить ребёнка в активную познавательно-творческую деятельность, и одновременно способствовать становлению и утверждению у него чувства уверенности в себе, проявления самостоятельности, коммуникабельности, инициативности и творчества 

Задачи: 

  • Оформить предметную среду для театральной деятельности;
  •  Создать условия для знакомства детей с различными жанрами театра

и устройством театра (ширмы, большие и маленькие, куклы, игрушки, декорации для различных видов театра); 

  • Сформировать у детей представление о видах театрального искусства

драматического, кукольного, музыкального и т. д. (Видеомагнитафон, видеокассеты с записями спектаклей, телевизор, игрушки и декорации для различных видов театра (плоскостной, теневой, пальчиковый, би-ба-бо, кукольный и т. д.); 

  • Организовать уголок сказки, для моделирования условий,

приближённых к сюжету спектакля - сказки (декорации, сказочные атрибуты, аудиозаписи природных явлений: шума ветра, дождя, реки, моря и т. д.);

  • Создать условия для формирования у детей интереса к театральному

искусству (маски, атрибуты, персонажей спектаклей, костюмы);

  • Создать условия для игры в театр, вводить детей через игру в мир

театра и художественных образов (ширмы, иллюстрации, костюмы, маски, грим, парики, макет театра, афиши, программки, билеты);  

  • Создать условия для занятий детей над образами персонажей

спектакля, посредством выразительных средств: интонации, мимики, жестов (зеркала, грим, парики, костюмы, маски, атрибуты и т. д.);

  • Организовать «мастерскую» для участия детей в изготовлении

театральных атрибутов, масок, афиш и т. д., оборудовать её необходимыми материалами: красками, кистями, карандашами, бумагой, ножницами, бросовым материалом, тканью, фольгой и т. д.;  

  • Создать условия для уголка уединения (тихого уголка, где ребёнок

сможет побыть один, выбрать себе занятие по выбору; 

  • Подобрать игрушки, оборудование и материалы, удовлетворяющие полоролевые и возрастные интересы и потребности детей;

При построении развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность учитываются:

  • особенности эмоциональной личности ребенка,
  • его индивидуальные социально-психологические особенности;
  • индивидуальные предпочтения и потребности;
  • любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
  • поло-ролевые особенности.

Учет возрастных особенностей ребенка требует при проектировании театральной зоны в группе возрастную адресованность оборудования и материалов:

Так, например, в группе для детей 3-4 лет в данной зоне может быть уголок ряженья и игрушки для театрализации знакомых сказок.

В группе же для детей 5-7 лет более широко должны быть представлены виды театров, разнообразные материалы для изготовления атрибутов к спектаклям, а также зона должна отвечать интересам, как мальчиков, так и девочек.

Для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей в группе должна быть оборудована театральная зона или уголок сказки, а также «тихий уголок», в котором ребенок может побыть один, посмотреть иллюстрации к произведению, вспомнить содержание своей роли.

В целях реализации индивидуальных интересов предметно-пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора. Поэтому в зоне театрализованной деятельности должны быть представлены разные виды кукольного театра, ширма для показа, маски, детские рисунки, природный и бросовый материал, отрезы ткани для ряженья.

В групповых комнатах также отведено место для театрального уголка. Здесь находятся следующие материалы:

  • театр настольный;
  • ширма;
  • наборы кукол (пальчиковых и плоскостных фигур, кукол-марионеток) для разыгрывания сказок;
  • театр математики;
  • театр, сделанный самими детьми и воспитателями (конусы с головками-насадками, разные маски, декорации) ;
  • персонажи с разным настроением;
  • материал для изготовления персонажей и декораций (цветная бумага, клей, бросовый материал, карандаши, краски, ножницы и другие материалы) ;
  • готовые костюмы, маски для разыгрывания сказок, самодельные костюмы;
  • атрибуты-заместители (круги разных цветов, полоски разной длины) для обозначения волшебных предметов и разметки пространства;
  • уголок ряженья со средней группы (готовое ряженье) ;
  • для детей старшего возраста — элементы ряженья, парики и прочее.

При организации и оформлении развивающей предметно-пространственной среды для театральной деятельности следует опираться на следующие принципы.

  • Принцип комплексирования и гибкого зонирования. Жизненное

пространство в театральной студии дошкольного учреждения должно давать возможность построения непересекающихся сфер активности, которые позволят детям в соответствии с желаниями и интересами свободно заниматься деятельностью, не мешая друг другу;

  • Принцип свободы и самостоятельности, позволяющей ребенку

самостоятельно определять свое отношение к среде (воспринимать, подражать, создавать и т.  д., выбирать то, что ему по душе;

  • Принцип новизны, позволяющий преодолевать стереотипность и

однообразие среды;

  • Принцип иллюзии жизненной правды, позволяющий детям получить

психическую и фактическую возможность поддаться созданному обману и поверить, что они имеют дело не с бутафорией, а с настоящими предметами.

Образовательная театральная деятельность должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но жить в гармони с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразие деятельности, успешного выполнения задания.

Хотелось бы напомнить о то, что при оформлении игрового пространства для образовательной театральной деятельности нет безвыходных положений, всегда можно найти тот или иной вариант оформления. Нужно стремиться создать такую атмосферу, среду для детей, чтобы они всегда с огромным желанием играли и постигали удивительный, волшебный мир. Мир, название которому – театр!

Блиц-опрос по теме семинара-практикума.

  • Условно все игры детей дошкольного возраста можно разделить на 2 группы. Назовите их. (Сюжетно-ролевые (творческие) и игры с правилами)
  • Какие игры относятся к играм с правилами?(дидактические и подвижные игры)
  • Какие игры относятся к сюжетно-ролевым (творческим)?(игры на бытовые темы, с производственной тематикой, строительные игры, игры с природным материалом, игры-забавы, театрализованные игры)
  • Театрализованная игра очень тесно связана с сюжетно – ролевой игрой и является её разновидностью. Они обе имеют общую структуру (замысел, сюжет, содержание, игровая ситуация, роль, ролевое взаимодействие, правила)
  • Назовите различие между сюжетно-ролевой и театрализованной играми .(В сюжетно-ролевых играх дети отражают жизненные явления,  а в  театрализованных берут сюжеты из литературных произведений.
  • В сюжетно-ролевой игре нет конечного продукта, а в театрализованной игре продуктом является поставленный спектакль или инсценировка).

 

Для организации детского театра нужны куклы различных систем.

 «Играем в театр»

         В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки-чуда, ощущения беззаботного детства. И сейчас мы с вами, уважаемые педагоги проявим свое творчество и фантазию, превратимся на миг в маленьких детей и поиграем в разные театрализованные игры.

Этюд № 1.

Цель: Передать образ заданного предмета с помощью пантомимы

(лампочка, чайник, пианино, метла, шарик надули и сдули …).

 Этюд  № 2. «Красная Шапочка».

Цель: Передать текст сказки с помощью мимики и жестов.

1 СЦЕНА

 Жила-была одна маленькая девочка и звали её  – Красная Шапочка.

Как - то раз, сказала ей  мама:

 - Сходи-ка, Красная Шапочка, проведай бабушку. Отнеси ей пирожков и горшочек масла.

- Хорошо, матушка.

Идёт Красная Шапочка по лесу, собирает цветы по дороге, а  навстречу выходит Волк. 

 - Куда направляешься, Красная Шапочка?

-  Иду к бабушке. Несу ей пирожки и горшочек масла.

-  А далеко живет твоя бабушка?

 - Вон там, за мельницей.

- И я проведаю твою бабушку. Я пойду по этой тропинке, а ты ступай по той.

 Сказал это Волк и побежал, что было духу, по самой короткой тропинке. А Красная Шапочка пошла в обход.

2 СЦЕНА

Конечно, волк прибежал первым. Оглядываясь и тяжело дыша, постучался в дверь. 

- Кто там?

-  Это я, Красная Шапочка. Я вас проведать пришла, пирожков принесла и горшочек масла.

-  Дерни за веревочку, дверь и откроется!

 

Бросился Волк на бабушку и  проглотил ее. Потом закрыл дверь и стал дожидаться Красную Шапочку.

Постучалась  Красная Шапочка в дверь.  

-  Кто там?

-  Это я, Красная Шапочка. Принесла вам пирожков и горшочек масла!

-  Дерни за веревочку, дверь и откроется.

Подошла Красная Шапочка к бабушке и спрашивает:

-  Бабушка, почему у вас такие большие руки?

- Это чтобы покрепче обнять тебя, дитя мое.

 - Бабушка, почему у вас такие большие уши?

 - Чтобы лучше слышать, дитя мое.

 -  Бабушка, почему у вас такие большие глаза?

-  Чтобы лучше видеть, дитя мое.

-  Бабушка, почему у вас такие большие зубы?

- А это чтоб скорее съесть тебя, дитя мое!

Бросился волк на Красную Шапочку и проглотил её. 

В это время из-за деревьев выбежали охотники  и спасли бабушку и Красную Шапочку!

Они были благодарны охотникам за спасение.

Подведение итогов семинара.

Уважаемые педагоги! В ходе нашего семинара-практикума мы еще раз убедились в огромном развивающем потенциале театрализованных игр в детском возрасте. Театрализованная деятельность интегративна, в ней восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом, проявляются в разных видах детской активности: речевой, двигательной, музыкальной, художественной.  Через различные виды детской театральной деятельности проходит самореализация ребенка, он  переносится в сказочный, увлекательный мир познает, что такое дружба, доброта, честность, правдивость; учится перевоплощаться в роль, используя разные средства выразительности: мимику, пантомимику, интонацию.

Закончить нашу встречу хочется  замечательными словами Б.М.Теплова: «Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Практикум по развитию звукопроизношения"

Психолого – педагогическая работа в дошкольных учреждениях ведётся по 5 образовательным областям, одно из которых «Речевое развитие». Согла...

Выступление на тему: "Использование тестопластики в работе с детьми. Практикум." на семинаре-практикуме для воспитателей ДОУ и студентов МСГИ

Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из солёного теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому - что сейчас ценится всё эколо...

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

Конспект занятия "Поиграй, со мною мама" Практикум с элементами совместной деятельности детей и родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)

В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение у...

Конспект занятия "Моя семья" Практикум для родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)

     Семья для ребенка – первый и важнейший социально-педагогический институт, зона его ближайшего развития. Семья закладывает систему его отношений с близкими взрослыми, о...