Статья. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через продуктивные виды деятельности.
статья

Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста обусловлено возрастными психологическими и физиологическими особенностями: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребёнка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем мире не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста обусловлено возрастными психологическими и физиологическими особенностями: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребёнка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем мире не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания.

С помощью такого восприятия складываются первые впечатления о форме, величине и расположении предметов в пространстве. Развивая мелкую моторику рук, мы развиваем у ребёнка внимание, мышление, воображение, оптико-пространственное восприятие (координацию), наблюдательность, зрительную и двигательную память, речь.

Поэтому чтобы научить ребёнка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.

целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а так же сохранению психического и физического развития ребенка.

Цель моей  работы: показать влияние продуктивной деятельности на развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

Для достижения данной цели я выделила следующие задачи:

1. Проанализировать литературу по теме "мелкая моторика рук у детей дошкольного возраста"

2. Раскрыть содержание продуктивной деятельности

3. Проанализировать свой педагогический опыт по продуктивной деятельности для развития мелкой моторики рук

4. Создать методическую разработку "Развитие мелкой моторики рук посредствам различных видов продуктивной деятельности"

Традиционно к продуктивной деятельности относятся -лепка ,рисование , аппликация, создание различных поделок. В раннем возрасте они все тесно переплетаются с игрой. Для дополнительного развития мелкой моторики рук малышей, мною был разработан перспективный план работы  с детьми раннего возраста по развитию и укреплению мелкой моторики рук .На занятия  я совмещаю самомассаж рук (или пальчиковые игры) с продуктивной деятельностью. Отличительной особенностью  является нетрадиционное использование различных материалов и предметов, которые стимулируют умственную деятельность, увеличивают словарный запас, развивают координацию рук, способствуют созданию положительного эмоционального настроя.

К нетрадиционным методам относятся инновационные идеи, нестандартное оборудование.

Работа по развитию моторики проходит в течение всего дня: как в ходе режимных моментов, так и в непосредственной образовательной деятельности.

Игры, которые лечат.

 Пальчиковая живопись.

Такой вид живописи благотворно влияет на психику ребенка, так как успокаивает и расслабляет. Пальчиковая живопись помогает выразить эмоциональное состояние ребенка: гнев, радость, обиду, боль. Прикосновение к краскам, их размазывание по бумаге позволяет более полно включиться в процесс творчества, мобилизует внутренние резервы организма. Малыши могут довольно долго заниматься раскрашиванием предметных силуэтов пальчиками, создавать оригинальные работы. Наши ребята могут рисовать как отдельно пальчиками , так и ладошками. У детей раннего возраста хорошо развито воображение, они   способны быстро включиться в игровую ситуацию, понять для кого и для чего он будет рисовать. Так например, мы разукрашивали пальчиками силуэт клубнички, рисовали ладошками солнышко.

Работа с соленым тестом.      

Соленое тесто – приятный на ощупь, мягкий, эластичный, «живой» материал. С ним намного легче обращаться чем с пластилином или глиной.

Работа с соленым тестом оставляет приятные ощущения, помогает расслабиться. Лепка из этого материала позволяет ребенку самостоятельно создавать нечто новое и интересное, а не только наслаждаться чужими изобретениями. Лепка из соленого теста – одна из техник арт-терапии. Процесс работы с тестом снимает напряжение, успокаивает, уравновешивает нервную систему. Дети раннего возраста с огромным удовольствием мастерят поделки из соленого теста: «Угощение для гостей», «Медальон для мамы», «Разноцветные улитки».

работа с пластилином. Дети очень любят лепить. Лепка является одним из самых увлекательных, интересных и любимых видов детской продуктивной деятельности. Такая деятельность интересна и разнообразна. Дети с удовольствием выполняют задания.

При планировании работы по ручному труду всегда учитываю возрастно-психологические, индивидуальные особенности и физические возможности детей.

Работая над развитием мелкой моторики у детей, можно добиться определённых результатов. На основании проведенной работы я смогла убедиться в том, что ручной труд является эффективным методом развития мелкой моторики рук. По моим наблюдениям у детей улучшается координация артикуляционного аппарата, совершенствуется общая координация движений. Систематическая работа в данном направлении позволила достичь следующих положительных результатов: дети стали более внимательны, усидчивы, больше общаются с воспитателем и сверстниками, пополнился словарный запас слов, кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.

Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.

В нашей группе родители очень заинтересованы в том, чтобы процесс развития детей постоянно совершенствовался. Родители стали активными участниками различных мероприятий, как в группе, так и в детском саду.

В начале года провела с родителями родительское собрание на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста», ознакомила с содержанием и значением необходимости развития мелкой моторики детей раннего возраста, предложила осуществлять работу в трех направлениях: • специальные игры – упражнения для развития мелких движений пальцев; • обучению умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания; • формирование мелкой моторики с использованием различных настольных и пальчиковых игр. Кроме того, с родителями была проведена консультация на тему: «Влияние пальчиковой гимнастики для умственного развития детей раннего возраста». В родительском уголке помещаю рекомендации по развитию мелкой моторики: описание пальчиковых игр, игр в быту, различные памятки по теме. Например: «Игры с прищепками», игры «Пока мама на кухне», «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка» Цель: довести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными. Не забывать хвалить ребенка.

Проводимая работа дала положительные результаты. Опыт работы показал, что планомерная работа по развитию моторики рук через пальчиковую гимнастику, ручной труд и продуктивную деятельность в группе детского сада и семье способствовала:

- совершенствованию мелкой моторики рук

- совершенствованию пространственных представлений (ориентация на листе, в пространстве на примере собственного тела);

- совершенствованию активной речи, словарного запаса;

- совершенствованию мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия;

- совершенствованию навыков учебной деятельности.

Но, я считаю, необходимо искать новые интересные формы взаимодействия с детьми и их родителями.

1. Продолжать совместную работу с родителями по развитию мелкой и общей моторики, которая положительно влияет на развитие речи детей.

2. Продолжать пополнять картотеку игр по развитию мелкой и общей моторики. дошкольный образовательный мелкий моторика

3. Продолжить знакомить детей с различными техниками продуктивной деятельности;

4. Следить за новыми разработками, пособиями, литературой в области развития мелкой моторики у детей.

Список используемой литературы.

Денисова М.Ю. «Чудесные ладошки»: развиваем художественнотворческие способности, мышление и воображение дошкольников; пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования. – Мозырь, Белый Ветер, 2011 г.

2. Р.Г. Казакова. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий., 2006 г.

3. Необычные способы рисования для больших и маленьких фантазёров/ авт.сост. М.В. Кудейко.2-е изд. – Мозырь: Содействие, 2007 г.

4. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2.- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007г

5.О.А.Зажигина «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования».

6.Л.В.Гаврючина «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через продуктивные виды деятельности».

Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через продуктивные виды деятельности».ФИО автора (полностью): Воронцова Татьяна НиколаевнаДолжность: воспитатель первой квалифика...

Встреча с родителями на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности»

Встреча с родителями на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности»...

Программа по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности». 2019-2020 уч.г

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки...

План по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности».

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопление информации – прикосновения. Ребенку необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Роль взрослого, п...

Отчет по самообразованию Тема: ««РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

Цель: Создание условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах....

Статья "Развитие мелкой моторики рук у детей ранего возраста через различные виды деятельности"

Использование игр для развития мелкой моторики в разных видах деятельности....