ДКР «Значение и взаимосвязь изобразительной деятельности с разными видами детской деятельности»
учебно-методический материал

Алтунина Анна Николаевна

Домашняя контрольная работа «Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста»

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Домашняя контрольная работа

МДК 02.03

«Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста»

тема: «Значение и взаимосвязь изобразительной деятельности с разными видами детской  деятельности»

Содержание

Введение……………………………………………………………………......3

I Значение изобразительной деятельности в развитии дошкольников……4

II Взаимосвязь изобразительной деятельности с разными ………………...6

      видами детской  деятельности

Заключение…………………………………………………………………..…11

Список используемой литературы……………………………………………12

Введение

        Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего воспитания и развития ребенка. Она позволяет детям передать то, что они видят в окружающей жизни; то, что их взволновало, вызвало положительное, а иногда и отрицательное отношение.

        Многие великие философы и педагоги прошлого высоко ценили значение рисования в воспитании детей. Так, древнегреческий философ Аристотель придавал большое значение в развитии ребенка предметам эстетического цикла (музыке, рисованию). Он подчеркивал, что рисование изучают потому, что оно развивает глаз при определении физической красоты.

        В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для всестороннего развития детей, что способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников.

        

  1. Значение и взаимосвязь изобразительной деятельности с разными видами детской  деятельности

  1. Значение изобразительной деятельности в развитии дошкольников

         В соответствии с ФГОС одной из задач в области эстетического воспитания детей является «создание условий развития дошкольников, открывающих возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим дошкольному возрасту видам деятельности. Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста предполагает реализацию самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной и др.)», развитие творческих способностей детей.

        Изобразительная деятельность - это художественно-творческая деятельность, направленная не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение своего отношения к изображаемому предмету. Одним из условий развития творческих способностей детей является использование разнообразных техник изобразительной деятельности.

  1. Виды изобразительной деятельности

  • Рисование – это искусство изображать на плоскости, действительно существующие или воображаемые предметы с обозначением их форм линиями и различной степени освещения этих форм посредством более или менее сильного покрытия их каким-либо одноцветным веществом .
  • Лепка — это деятельность, позволяющая придать форму пластическому материалу (пластилину, глине и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов — стеков и т. п.
  • Аппликация – это создание художественных изображений наклеиванием, нашиванием на ткань или бумагу разноцветных кусочков какого-либо материала (ткань, бумага, мех, соломка и т. п.); изображение, узор, созданный таким способом.
  • Конструирование – это практическая деятельность детей, направленная на получение определённого, заранее задуманного продукта. Конструирование в дошкольном возрасте тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей. Продукты детского конструирования, как правило, предназначаются для практического использования в игре.

Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним. 

  1. Взаимосвязь изобразительной деятельности с разными видами детской  деятельности

  • Познавательно-исследовательская деятельность

Изобразительная деятельность тесно связана с ознакомлением детей с окружающим. Важно, чтобы взаимосвязь этих разделов воспитательной работы носила естественный, логически обоснованный характер, не была надуманной, а знакомство с окружающим не подчинялось только задачам обучения рисованию, лепке, аппликации. Работа воспитателей,  специалистов ДОУ в рамках единой темы недели и интеграция разных видов деятельности помогает ребёнку всесторонне ознакомиться, изучить и увидеть предмет, объект или явление с разных сторон. Отразить свои впечатления, полученные знания в продуктивной деятельности. Очень важна связь изобразительной деятельности с работой по ознакомлению детей с произведениями искусства.  Рассматривая картины или репродукции, скульптуру, произведения народного декоративного искусства, дети получают представление о том, как художник отбирает объекты для изображения, какими средствами он пользуется для передачи образов, как по-разному может быть решена та или иная тема. Разнообразие творческих решений при создании художниками образов природы показывает детям вариативные возможности  искусства. Знакомство с изобразительным искусством обогащает новыми знаниями, представлениями о мире; раскрывает богатство и красоту окружающего мира; развивает эстетическое восприятие и воображение; знакомит с новыми выразительными возможностями рисунка, лепки, аппликации; способствует развитию творчества. Взаимосвязь разных видов художественно-творческой деятельности строится на выразительной передаче их образов и трансформации образов одной деятельности в другую (например, игры в рисунок).

  • Чтение (восприятие) художественной литературы

Особое значение  придает взаимосвязь деятельности по рисованию, лепке, аппликации с работой по развитию речи детей, чтение художественной литературы. Читая детям сказки, рассказы, разучивая с ними стихотворения, сочиняя вместе рассказы, загадки, стихи, небылицы-у детей развиваются речь, мыслительные способности, художественно-образные представления. Когда впоследствии дети рисуют, лепят, вырезают и наклеивают изображения на темы сказок, рассказов, стихотворений, активизируются их фантазия, стремление выразить свое отношение к тому, что узнали в изобразительной форме. Чтобы передать тему сказки, стихотворения, дети должны вспомнить содержание. Систематическое проведение анализа в итоге деятельности  способствует  приобретению детьми умения создавать развернутые высказывания, и даже небольшие рассказы о работах, при этом их речь обогащается, приобретает образную окраску благодаря включению эпитетов, образных сравнений, поэтических строк и положительному эмоциональному отношению.
           

  • Игровая деятельность

Особое значение мы придаем и взаимосвязи  рисования, лепки, аппликации с игрой. И в игре, и в изобразительной деятельности дети отражают впечатления об окружающей жизни. Связь этих видов детской деятельности определяется спецификой изобразительной деятельности ребенка, заключающейся в игровых проявлениях в процессе создания изображения и в игровом отношении к образу. Создав изображение того или иного предмета, животного, ребенок начинает с ними играть: у нарисованного самолета начинает «гудеть» мотор, и вот он уже летит. Игра «оживляет» образ, а это в свою очередь определяет образное, эмоциональное восприятие, представления о предметах и явлениях окружающего, является непременным условием развития воображения, без чего невозможно художественное творчество. Большое место в жизни детей занимает сюжетно-ролевая игра.  Ценной в воспитательном отношении является ее взаимосвязь с изобразительной деятельностью, которая не только обогащает детское творчество новыми темами, но и углубляет познание окружающей действительности, способствует развитию игры. Для того чтобы отразить события окружающей жизни, ставшие содержанием детских игр, дети должны вновь как бы пережить эти события, ясно их себе представить и  осознать. События, пережитые ребенком в игре, окрашивают его художественную деятельность положительными эмоциями: в своем рисунке он рассказывает о том, во что и как играл. Наблюдения за играми детей позволяют выделить наиболее распространенные сюжеты.  Это поликлиника (больница), семья, аптека,  магазин, пожарные, лётчики, строительство, школа и другие. Игры, в которых отражаются впечатления повседневной жизни. Чем богаче впечатления детей, тем интереснее, содержательнее игра.

  • Коммуникативная деятельность

Большие возможности в осуществлении задач всестороннего воспитания заключаются и во взаимосвязи рисования, лепки, аппликации с игрой-драматизацией. Игры-драматизации осуществляются по мотивам литературных произведений. Проведение такой игры требует ясного представления образа литературного героя и сюжета произведения, умения передавать характер, действия и поступки при помощи соответствующих поз, жестов, движений, голоса и других средств, что невозможно без воображения. Воспитатели с детьми готовят  для игры-драматизации декорации, детали костюмов персонажей, маски. Предложение воспитателя нарисовать, как дети играли в ту или иную сказку, вызывает живой интерес к изобразительной деятельности, способствует обогащению детских рисунков. В основном игры-драматизации осуществляются по сказкам. Предпочтение отдаётся сказкам с большим количеством действующих лиц, чтобы в них принимало участие как можно больше детей. Учитывается и изобразительные возможности детей. Игра, для которой дети много сделали своими руками, идёт более живо и интересно, вызывает положительные эмоции, которые объединяют ребят общей радостью, оставляет глубокие впечатления. Игры-драматизации в педагогическом отношении интересны тем, что к их подготовке и проведению могут привлекаться все дети группы: одни в качестве исполнителей ролей,  другие как мастера и художники по подготовке деталей костюмов, масок, декораций, третьи - как зрители, активно воспринимающие действия героев, глубоко эмоционально переживающие все события. А затем дети все вместе рисуют на тему того, как разыгрывалась сказка.

  • Двигательная деятельность

Взаимосвязь рисования, лепки, аппликации с двигательной деятельностью так же велико. Предложение создать рисунки про то, в какие подвижные игры они играли, дети воспринимают с большим интересом. При этом можно предложить ребятам , чтобы они изображали игровых персонажей в образах животных и птиц, предметов и людей, являющихся действующими лицами игры, а не детей. Такое предложение  дети  встретят  с большим интересом. Необычность задачи взывает положительный эмоциональный отклик, а мысленные перевоплощения в образ животного или другого игрового персонажа способствует развитию образных представлений. А предложение нарисовать, как ребята играли в ту или иную подвижную игру, радует детей, и рисунки, как правило, получаются разнообразными и выразительными.

  • Музыкально-художественная деятельность

Образы предметов и объектов действительности, музыкальных и литературных произведений передаются в разных видах художественной деятельности по-своему. Благодаря средствам выразительности в рисовании - это форма, линия, штрих, цвет, пропорции, композиция, динамика, ритм; в игре-драматизации - интонации, мимика, жесты, движения; в музыке - темп, динамические оценки, ритмический рисунок. С  целью осуществления взаимосвязи  изобразительной деятельности и музыки, используются песни, инструментальные программы и не программная музыка. Песня, являясь синтетическим видом искусства, включает не только музыку, но и художественное слово, образы которого воздействуют на ребенка, вызывая яркие, образные впечатления, положительное эмоциональное отношение к ним. Это определяет доступность песенного произведения для детей. Именно поэтому осуществление взаимосвязи следует начинать с песни. Она может быть использована как средство обогащения детского творчества уже с 2—3 лет. Песни как средство обогащения содержания детских рисунков, лепки, аппликаций можно широко использовать в разных возрастных группах.

Прослушав произведение, дети могут высказывать свои впечатления о музыке, а затем в соответствии с этими впечатлениями создать изображения. Этот вид взаимосвязи интересен тем, что будит фантазию, рождает самые разные образы, обогащающие детское изобразительное творчество, что в свою очередь углубляет впечатления детей музыкальных произведениях, способствует их запоминанию.

        Таким образом, можно сделать вывод, что все рассмотренные виды изобразительной деятельности тесно связаны между собой. Связь между различными видами изобразительной деятельности осуществляется путем последовательного овладения формообразующими движениями в работе с различными материалами. Таким образом, при планировании работы воспитатель должен тщательно продумать, использование какого материала позволит детям быстро и легко овладеть навыками изображения. Знания, приобретенные дошкольниками на занятиях одним видом изобразительной деятельности, могут с успехом использоваться на занятиях другими видами работы и с другим материалом.

Заключение

Изучив данную тему, я сделала вывод, что взаимосвязь изобразительной деятельности с различными видами деятельности в воспитательно-образовательной работе с детьми представляет собой интеграцию изобразительной деятельности со всеми направлениями воспитания и обучения, обеспечивающую повышение интереса детей к окружающему к явлениям и объектам природы, разнообразным играм и к самой изобразительной деятельности. Так же НОД по изобразительной деятельности, кроме выполнения учебных задач, являются важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников.

Список используемой литературы

  1. Акт министерств и ведомств "Федеральный Государственный Образовательный Стандарт" от 14 ноября 2013 г. № 30384 // Российская газета. 25 ноября 2013 г.
  2. Доронова Т.Н. Развитие детей в изобразительной деятельности. Ребенок в детском саду. // Дошкольное воспитание. 2005. №1.
  3. Доронова Т.Н. Занятия по изобразительной деятельности // Дошкольное воспитание. 2001. №3.
  4.  Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студентов вузов. М.: ВЛАДОС, 2006.
  5. Комарова Т. С.  Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. Мозаик – Синтез 2006 г.
  6. Косминская В.Б. "Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду".М., «Просвещение», 1977 г.
  7. Флёрина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольников. М.: Академия педагогических наук СССР, 1961.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь изобразительной деятельности с математикой

Всё начинается с рисунка... Рисунок является основой всех видов изобразительного искусства. Художник и архитектор,  скульптор, и модельер, и дизайнер начинают свою работу с рисунка. Целесообразно...

Методическая разработка «Взаимосвязь изобразительной деятельности с игрой»

Взаимосвязь изобразительной деятельности с игрой...

Консультация для родителей. Тема: «Взаимосвязь изобразительной деятельности с сюжетно-ролевой игрой». Воспитатель: Шашкова С.Г. МАДОУ ЦРР -д/с №14 г. Кропоткин

Консультация для родителей.Тема: «Взаимосвязь изобразительной деятельности с сюжетно-ролевой игрой».Воспитатель: Шашкова С.Г.МАДОУ ЦРР -д/с №14 г. Кропоткин...

. «Искусство Эбру» (взаимосвязь изобразительной деятельности и экологического образования детей дошкольного возраста на занятиях по рисованию в дошкольном учреждении).

В данном материале показана взаимосвязь экологического образования с изобразительной деятельностью. Также можете познакомиться с искусством "Эбру".  Представлен материал необходимый для этой техн...

мастер класс «Взаимосвязь изобразительной деятельности и экологического образования детей дошкольного возраста на занятиях по рисованию в дошкольном учреждении»

Изобразительная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. Следовательно, изоб...