Методическая разработка «Взаимосвязь изобразительной деятельности с игрой»
методическая разработка по рисованию (младшая группа) на тему

Взаимосвязь изобразительной деятельности с игрой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimosvyaz.docx36.52 КБ

Предварительный просмотр:

 

Методическая разработка

 

«Взаимосвязь изобразительной деятельности с игрой»

Подготовила Нечаева О.В.

МАДОУ д/с №1 «Ласточка» г.Бор

Вид проекта: творческо-исследовательский.

Продолжительность: 2  месяц.

Участники проекта: воспитатели, родители, дети второй младшей группы.

Образовательная область: изодеятельность.

Актуальность темы: 

  Формирование культурной, образованной, эстетически развитой и творческой личности – важнейшая задача на современном этапе. Одно из наиболее эффективных средств для этого – изобразительная деятельность.

 В процессе художественного творчества ребёнок испытывает разнообразные чувства: радуется и огорчается, если что-то не получается, приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, художественных возможностях.  

  Как показывает опыт работы, необходимым условием эффективности развития художественного творчества детей является введение в структуру изобразительного искусства отдельных игровых элементов и художественно-дидактических игр, театрализованных игр. Значение этого условия предопределяется прежде всего самой сущностью игры. Она заключается в воспроизведении детьми действий взрослых, помогающих познавать окружающую действительность. В качестве специфических игровых моментов выступают направленность на удовлетворение интересов ребенка, ярко выраженный самодеятельный характер, самоорганизация, творческое начало, удовлетворение и радость, получаемые в процессе и в результате игры, ее обращенность в будущее.

  Как известно, игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста, она оказывает огромное воспитательное влияние на его развитие и в последующие возрастные периоды, потребность в игре - одна из важнейших в дошкольном возрасте. В игре растущая личность удовлетворяет свои самые разнообразные потребности - общение, познание, движение, самоутверждение, игра отвечает разносторонним интересам ребенка, его потребностям в красоте. Существенное значение игры в воспитании художественно-творческой активности на занятиях изобразительного искусства обусловлено тем, что она всегда связана с переживанием ребенком положительного эмоционального состояния; введение игровых ситуаций увлекает ребенка, создает благоприятный эмоциональный тонус, стимулирует проявление творческих способностей. Игровые моменты в изобразительной деятельности усиливают внимание детей к поставленной задаче, стимулируют мышление, воображение, фантазию. Вместе с тем и здесь должна быть соблюдена педагогически целесообразная мера - изобразительная деятельность дошкольника это труд, хотя и носящий ярко выраженный художественный характер.       Поэтому речь идет о соединении этого вида труда с игрой, а не о подмене изобразительной деятельности игрой.

  На занятиях изобразительного искусства мы используем в основном кратковременные игровые моменты, отдельные компоненты игры как средство усвоения необходимых знаний, умений и навыков, а также для осуществления преемственности в изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста.

  Художественно-дидактические игры влияют на развитие у детей мышления и образных представлений, ибо в них требуется выполнить логические операции анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения и т.п. В игровой деятельности интенсивно развиваются наблюдательность, зрительная память, глазомер, воображение; в художественно-дидактических играх дети также знакомятся с основами симметрии, конструкции, пропорциями, цветом и формой предметов, их пространственным расположением; эти игры, активизируя эмоциональную сферу детей, способствуют их общему развитию. Используя в работе художественно-творческие игры, следует учитывать, что в них обязательно должны присутствовать два начала учебно-познавательное и игровое, занимательное.

  В процессе дидактических игр (парные картинки, разнообразные лото, домино, настольно-печатные игры и др.) дети приобретают или закрепляют знания о свойствах предметов (цвет, величина, пропорции, форма, строение и др.), которые необходимы, чтобы изобразить эти предметы в рисунке, лепке, аппликации и др. Такие игры дети с удовольствием создают сами.

  Можно применять такие разнообразные игры как разрезные картинки, лото, интеллектуальные игры и т.п. Они могут быть составлены с целью развития наблюдательности и зрительной памяти, чувства пропорций, цвета и формы, для освоения детьми композиционных закономерностей, изучения способов передачи движения в рисунке, для отработки технических навыков и др. Как известно, классифицировать игры можно, например, по наличию в них следующих признаков элемент ожидания и неожиданности - у детей вызывает особый интерес появление, исчезновение, непредусмотренное действие в игре и т.д.; элемент загадки - стимулирует творческую фантазию детей, создает проблемную ситуацию; элемент движения - смешивать, выкладывать, переставлять - эти и другие движения с дидактическими и художественными материалами увлекают детей; элемент соревнования - способствует повышению творческой активности детей (игры «Кто первый»,  «Кто быстрее», «Кто больше» и т.п.); элемент поиска и находки - детям очень интересно находить что-то неизвестное, схожее по форме, цвету, величине, определять свойства этих предметов. В детском саду дети принимают участие в разнообразных играх сюжетно-ролевых, играх-драматизациях, дидактических, подвижных. Особенно способствует повышению активности детей взаимосвязь изобразительной и театрализованной деятельности.

  В театрализованной деятельности независимость ребёнка проявляется в желании действовать по своему, влияет на развитие самостоятельной игры. Увиденное представление может явиться для малыша источником самодеятельной «игры в сказку». Для этого после проведения инсценировки или спектакля следует оставить детям для самостоятельной игры те куклы и игрушки, которые выступали в роли героев того или иного сюжета, и понаблюдать, как каждый ребёнок будет взаимодействовать с ними.

 Начиная именно со второй младшей группы нужно неустанно заботится о том, какое впечатление оказывает тот или иной спектакль на детей.

 В театрализованных играх для детей второй младшей группы используются различные виды театра: настольный, на ширме, на фланелеграфе. В театрализованных играх детей 3 – 4 лет обнаруживается тесная связь с сюжетно – ролевой игрой. В играх разыгрываются сюжеты на бытовые темы (ремонт одежды, приготовление обеда, поход в парикмахерскую), позволяющие взглянуть на знакомую ситуацию с другой, художественной  стороны

  Взаимосвязь изобразительной деятельности с игрой создает личностно значимый для каждого ребенка мотив деятельности, а это в свою очередь обеспечивает эффективность развития художественно - творческой активности. Использование игровых приемов обучения, обыгрывание созданных образов вызывает яркий эмоциональный отклик у детей, способствует их эстетическому и нравственному воспитанию.

   

Цель проекта: формирование у детей изобразительных навыков и умений посредством использования театрализованной и игровой деятельности на занятиях с детьми младшего дошкольного возраста.

Задачи:

 -развивать у детей эмоциональное отношение ко всему живому, чувственное восприятие окружающего мира;

-познакомить детей  с разными видами изобразительного искусства, их значением в театральном искусстве;

-развивать образное  мышление, формировать умение передавать внешний облик, характер персонажей в рисунке, лепке;

-учить выражать своё отношение к героям, формировать умение отображать свои эмоции в рисунке, лепке;

- развивать сенсорную сферу ребёнка (цвет, форма, пространство, величина);

- воспитывать интерес к театрально-игровой деятельности;

 - пополнять и активизировать словарный запас детей;

- развивать диалогическую речь;

-поддерживать интерес к изобразительной деятельности, желание играть в игры с изобразительным содержанием.

Предполагаемые  итоги реализации проекта:

-коллективное изготовление альбома «Игрушки» со стихами А. Барто;

-выставка детских работ «Мир сказки»;

-выставка совместных работ родителей и детей «Чудо-дерево

1 этап – накопление материала

  1. Подбор методической и художественной литературы.
  2. Изготовление дидактических игр, театральной атрибутики.
  3. Оформление в родительском  уголке консультации для родителей на тему «Играйте вместе с детьми» (приложение №2).

2 этап – реализация проекта

Исходя из задач проекта намечены следующие  виды деятельности:

1.Проведение занятий на темы  «Лужи – тучи для весёлых поросят»» (аппликация), « Игрущки» (рисование), «Колобок» (лепка), «Перчатки и котятки» (рисование), «Жираф заболел» (лепка).

2.Чтение художественной литературы А. Барто «Игрушки», Г.Р. Лагздынь «Котик, котик, попляши!», В. Шипунова «Жираф заболел» (приложение №1).

3.Показ настольного театра «Три поросёнка», «Колобок», «Маша и медведь».

4.Дидактические игры «Шарфики и шапочки», «Где такой же домик?», «Цвета», «Найди пару».

5.Проведение родительского собрания  «Игра - не забава» (приложение №3).

6.Коллективное изготовление альбома «Игрушки».

3 этап – презентация проекта

1. Проведение открытого занятия «Жираф заболел» (лепка).

2. Оформление выставки работ детей в уголке творчества  «Мир сказки».

3. Выставка совместных работ родителей и детей «Чудо – дерево».

4. Защита творческой работы с использованием компьютерной  презентации.

Занятие №4

Тема:  «Перчатки и котятки» (рисование)

Задачи:  

- вызвать интерес к изображению и оформлению «перчаток» по своим ладошкам – правой и левой .

- формировать точные графические умения – аккуратно и уверенно обводить кисть руки, удерживая карандаш возле руки и не отрывая его от бумаги.

- учить самостоятельно создавать орнамент – по представлению или по замыслу.

- развивать воображение, чувство прекрасного.

- координировать движение рук и глаз.

Предварительная  работа:

Чтение стихотворений: «Правая и левая» О. Дриз, «Пятерня» С, Михалкова, «Маша варежку надела…» Н. Саконская (приложение №1). Беседа о руках человека.

Обогащение словаря  - «умные руки», «золотые руки»,  «добрые руки». Рассматривание зимней одежды с орнаментом – перчаток, варежек, шапочек, шарфиков. Работа над звуковой культурой речи. Чтение стихотворений Г.Р. Лагздынь. (приложение №1).

Материалы:

- белая бумага, цветные карандаши и фломастеры, салфетки, гуашевые краски, банки с водой.

Методы и приёмы:

  • Сюрпризный момент
  • Рассматривание перчаток
  • Игровое упражнение «Перчатки»
  • Физминутка
  • Показ образца
  • Рисование перчаток
  • Индивидуальная помощь
  • Выставка работ

План занятия

Ход занятия

  1. Сюрпризный момент

    2.Рассматривание перчаток

3. Игровое упражнение «Перчатки»

  1. Физминутка

  1. Показ образца

  1. Рисование перчаток

  1. Индивидуальная помощь

  1. Выставка работ

     

В группу приходит кошка рассказывает  ребяткам, что котята потеряли перчатки и просит детей помочь ей.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть перчатки. Обращает внимание на разнообразие орнаментов, называет и описывает декоративные элементы (например: красивые снежинки, волнистые линии, нарядные ёлочки и т. д.)

Затем педагог берёт  3- 4 пары детских перчаток, просит детей закрыть глаза, раскладывает перчатки вперемешку и просит найти пары. Спрашивает, как детям удалось так быстро найти пары перчаток и уточняет вывод о том, что в каждой паре узор на обеих перчатках одинаковый.

Педагог предлагает детям поиграть в котяток и нарисовать пары красивых узорных перчаток. Прикрепляет лист бумаги к мольберту и показывает способ работы:

  • Кладу левую руку на лист бумаги – слева, чтобы осталось место для второй перчатки;
  • Беру карандаш обвожу свою ладошку  - нигде не останавливаюсь и плотно прижимаю карандаш к руке;
  • Убираю руку с листа и вижу перчатку, соединяю начало и конец линии;
  • Точно также рисую вторую перчатку;
  • Воспитатель показывает  детям несколько пар перчаток, оформленных разными орнаментами, ещё раз обращает внимание на то, что в каждой паре узор повторяется.

Затем предлагает нарисовать красивые перчатки для котят.

Дети рисуют пары перчаток, обводя свои ладошки, оформляют узорами по памяти или по замыслу.

Во время рисования воспитатель помогает затрудняющимся детям в нарисовании  перчаток.

В конце занятия проводится выставка , педагог читает отрывок из английской песенки «Перчатки» (приложение №1)

Приложение №1

О. Дриз

Правая и левая

Водят поезда.

Правая и левая

Строят города.

Правая и левая

Могут шить и штопать.

Правая и левая

Могут громко хлопать.

За окошком ходит ночь,

Руки так устали...

Правая и левая

Спят на одеяле.

ПЯТЕРНЯ. С.Михалков

Две руки у меня,

И на каждой – пятерня!

Пятерня! Пятерня!

Выручаешь ты меня:

С ней не надо расставаться –

Пятерня всегда со мной!

Если надо причесаться –

Причешусь я пятерней!

- Но пожалуй, мой дружок,

Всё же лучше гребешок!

Пятерня! Пятерня!

Выручаешь ты меня:

Если надо мне сморкаться,

Я сморкаюсь пятернёй.

С ней не надо расставаться –

Пятерня всегда со мной!

- Но не лучше ли, дружочек,

Если всё-таки в платочек?

Пятерня! Пятерня!

Выручаешь ты меня:

Если надо будет драться –

Буду драться пятернёй,

С ней не надо расставаться –

Пятерня всегда со мной!

- Ну, а если, милый друг,

И тебя ударят вдруг?

Сколько пальцев на руке,

Столько их и в кулаке!

Пятерня! Пятерня!

Для чего ж ты у меня?

- Для того, чтобы не драться,

А лопату в руки брать,

А здороваться, прощаться

И с друзьями в мяч играть!

А.Барто «Игрушки»

1. Он упрямый и пузатый,

    Больно бьют его ребята.

    Отчего беднягу бьют?

    Оттого, что он надут.

(мяч)

2.Ростом разные подружки

   Не похожи друг на дружку.

   Все они сидят друг в дружке,

   А всего одна игрушка.

(матрёшка)

«Мячик»

Наша Таня громко плачет

Уронила в речку мячик

Тише   Танечка, не плачь,

Не утонет в речке мяч.

Г. Р. Лагздынь

Котик, котик попляши!

Да хвосточком помаши!

Спрячь свои царапки

В мягонькие лапки.

«Перчатки» (английская песенка)

Потеряли котятки

На дороге перчатки

И в слезах побежали домой:

- Мама, мама, прости,

Мы не можем найти,

Мы не можем найти перчатки!

- Потеряли перчатки?

Вот дурные котятки!

Я вам нынче не дам пирога.

Мяу – мяу, не дам,

Мяу – мяу, не дам,

Я вам нынче не дам пирога!

Побежали котятки,

Отыскали перчатки

И, смеясь, прибежали домой.

- Мама, мама, не злись,

Потому что нашлись,

Потому что нашлись

Перчатки!

- Отыскали перчатки?

Вот спасибо, котятки!

Я за это вам дам пирога,

МУР– МУР – МУР, пирога,

МУР– МУР – МУР, пирога,

Я за это вам дам пирога!

Н. Саконская

Маша варежку надела.

- Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал!

Маша варежку сняла.

Поглядите – ка, нашла!

Ищешь, ищешь – и найдёшь.

Здравствуй, пальчик!

Как  живёшь?

В. Шипунова «Жираф заболел»

Накинув оранжевый шарф,             Макака связала длинный  предлинный

Задумчивый бродит жираф.        Шарф из полос кожуры апельсиновой,

И кашляет он и хрипит,                    Паук – ткач ввязал для тепла паутинок,

И жалобно в нос говорит:        А страус немножко пера и пушинок.

- Мне лекарство бы попить-        Кум  Бегемот с кумой прикатил

Слишком горлышко болит,        Бочку целебного ила и тины.

Да и шарф длиннее нужен-        Ну, а слонёнок, пыхтя, приволок

Очень сильно я простужен!        Из пальмовых листьев огромный мешок.

Вот лягу сейчас и точно умру…        В мешке порошок из стружек кокоса -

Ну, может, попозже,         Для горла больного, забитого носа.

Может, к утру…        Наш жираф, конечно,

Молодая кенгуру,        Немножко испугался.

Что вела в сад детвору,        Сначала он брыкался,

Заохала, заахала.        Потом слегка лягался -

В платочек заплакала.        Врачам сопротивлялся.

А в кармашке кенгурята –        Ну, а потом, конечно, его уговорили,

Очень шустрые ребята,        Под пальму положили и до утра лечили.

Тоже зарыдали                                             Наш жираф с утра – здоровёхонек!

И хором заорали:                                                  Не сопит он, не кряхтит, не охает!

- Соседушка макак!                                              И не бродит он теперь, а летает!

Скорей вставай – ка!                                    Арии и оперы громко распевает…

С пальмы слезай – ка!                                          А две зебры по бокам,

Давай, помогай – ка!                                            На полосках – нотный стан -

Кум Бегемот, и тебе хватит спать!                      Жирафа нотам учат:

Сколько можно кряхтеть и зевать?!                    Парам – пум – пум – пам – пам!!!

Хватит живот  свой в болоте качать!                  Парам – пум – пум – пам – пам!!!

Надо жирафа лечить,  выручать!

Л. Мезинова «Кукла Фёкла»

Тучи по небу бежали,

Тучи солнышку мешали.

Рос грибок.

И цвёл цветок,

И с цветком

Играл щенок,

И сидела около

Чья – то кукла Фёкла…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки пр изобразительной деятельности в ДОУ

Методические разработки пр изобразительной деятельности в ДОУ на тему: Развитие художественного восприятия, творческого воображения, эмоциональной сферы детей на занятиях по ИЗО, с использованием музы...

Методическая разработка по изобразительной деятельности (лепка) "Грибочки для ёжика"

                                      Методическая разработка по изобразительной...

Методическая разработка по изобразительной деятельности «Мы рисуем вместе с мамой».

Методичесская разработка совместного занятия с детьми и родителями по образовательной области " Художественно-эстетическое развитие " в ясельной группе: рисование пальчиками "Мы рисуем ...

Методическая разработка по изобразительной деятельности

Вид - изобразительной деятельности, основное назначение которой — образное отражение действительности. Изобразительная деятельность — одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубо...

Методическая разработка по изобразительной деятельности. Нетрадиционное рисование.

Рисование-очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интер...

Методическая разработка по изобразительной деятельности "Моя шапка"

Изобразительная деятельность для детей младшего дошкольного возраста...