Взаимосвязь изобразительной деятельности с математикой
консультация по рисованию по теме

Волкова Галина Владимировна

Всё начинается с рисунка... Рисунок является основой всех видов изобразительного искусства. Художник и архитектор,  скульптор, и модельер, и дизайнер начинают свою работу с рисунка. Целесообразно вводить рисование в разные виды деятельности, как вспомогательное средство, в образовательных областях. Рисование требует таких же усилий, такой же деятельности ума, как и все науки, неоходимые для общего образования человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                             Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                                         детский сад комбинированного вида № 3 «Ручеёк»

                              Консультация на тему:

     

        « Взаимосвязь изодеятельности с математикой»

    Воспитатель первой квалификационной категории

                     по изобразительной деятельности

                      Галина Владимировна Волкова

 

                                          2015год

                                                           Городской округ города Выкса

     Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. Известный русский художник-педагог П.П. Чистяков писал: «Рисование как изучение живой  формы есть одна из сторон знания вообще: оно требует такой же деятельности ума, как науки, признанные необходимыми  для элементарного образования»

    Рисунок является основой всех видов изобразительного искусства. И художник, и архитектор, и скульптор, и модельер, и дизайнер начинают свою работу с рисунка.  

    К.Д. Ушинский рекомендовал шире вводить рисование в процесс обучения и как самостоятельный предмет, и как вспомогательное средство, приём обучения при изучении других предметов.

    Занятия изобразительной деятельностью взаимосвязаны с разными видами деятельности, в том числе и с математикой. Они способствуют развитию интеллекта, наблюдательности, памяти, мышления, воображения, умению сравнивать, сопоставлять, считать, соизмерять и т.д.

   Дошкольник должен всегда видеть и понимать применимость своих знаний и умений в значимой для него практической деятельности. Задача педагога – сделать этот процесс успешным для ребёнка, т.е. организовать условия этой деятельности таким образом, чтобы ребёнок сумел справиться со всеми проблемами, используя свои знания и умения.

    Для умственного развития детей большое значение имеет постепенно образующийся запас знаний. На основе представлений, в процессе наблюдений и выделения свойств предметов, которые предстоит передать в изображении (форма, строение, величина, цвет, расположение в пространстве предметов окружающего мира), способствуют развитию у детей чувства формы, цвета, ритма, компонентов эстетического чувства. Эстетические чувства могут возникнуть при восприятии чёткой, изящной формы предмета или ритмического строя предметов (расположение деревьев в лесу, домов в городе, элементов в произведении  декоративно-прикладного искусства и т.п.).

    Создавая изображение, ребёнок осмысливает качество воспроизводимого объекта, запоминает характерные особенности и детали разных предметов, свои действия, продумывает средство передачи образов в рисунке.

    Чтобы изобразить какой-либо предмет, необходимо иметь о нём, о его форме ясное объёмно-пространственное представление. Поэтому важно, при организации  восприятия предметов и объектов окружающего мира, научить детей сравнивать предметы; воспитатель обращает их внимание на изменение величин (ребёнок и взрослый), предметы бывают длинные и короткие, по высоте – высокие и низкие, по ширине- широкие и узкие, по размеру- большие и маленькие. Кроме того, предметы сравнивают по форме (круг, квадрат, шар, куб), по цвету (белый- чёрный, спелый- неспелый), соответствующие цвета времён года, разное пространственное положение предметов и их частей (птичка сидит, птичка клюёт зёрнышки, рыбка плавает в разных направлениях, дальше, ближе, выше, ниже). На занятиях, также, дети узнают, что предметы одинаковой формы изображаются сходными способами. Сравнивая одинаковые по форме, но различные по величине предметы, получают пропорции. Отношения величины одного предмета к величине другого называется пропорциональным отношением. Отношение высоты предмета к его длине является основной пропорцией.

    Чтобы создать правильный и красивый рисунок, нужно знать этапы его построения:

1. Правильное размещение всех предметов или частей предмета на листе бумаги (композиция рисунка).

2. Пространственные изменения предметов (дальний и ближний план).

3. Определение пропорций, соответствующих натуре ( отношение частей к целому).

4. Цветовое решение.

    Чтобы рисовать предметы сложной формы, дети учатся видеть в них различные простые геометрические фигуры (круг- солнышко, голова птицы, овал- туловище животного, куклы, треугольник- уши кошки, крыша дома и т.д.) .Определив эти геометрические фигуры, дети учатся последовательно изображать предмет. Например, при рисовании снежинки, следует обратить внимание, что у неё всегда шесть лучиков и узор каждого её луча одинаковый. Овладев способом изображения  одного из предметов той или иной формы предмета и способа его изображения, дети свободно переносят усвоенный способ при рисовании и на другие предметы сходной формы. Но дети должны не только воссоздавать наблюдаемое, но и преобразовывать воспринятое, внося свою инициативу и замысел, содержание, форму изображаемого, т.е. не только копировать, но и реконструировать. Когда ребёнок сам придумывает тему своего рисунка или создаёт изображение по заданию педагога, проявлением творчества является изменение величины предмета, с дополнением какой-либо детали, изменением изображения в цвете и т.д.

    Умение видеть и передавать в рисунке характерные особенности предмета, его пропорции приобретается детьми, прежде всего, на занятиях по рисованию с натуры. Оно закрепляется при рисовании тех же предметов по представлению. Рисовать начинают с простейших предметов, постепенно приобретая определённые навыки, накапливая опыт, можно переходить к рисованию более сложных предметов.

    Развитие пространственных представлений детей, связанных с передачей глубины в рисунке и расположения предметов (ближе, дальше, впереди, сзади) осуществляется в первую очередь на занятиях тематическим  рисунком. Применение же этих знаний и умений должно иметь место и на занятиях рисования с натуры при рисовании таких моделей, как, например, веточки, где дети имеют возможность наблюдать и передавать в рисунке простейшие пространственные соотношения. Рисование узоров является простейшим упражнением, с одной стороны подготавливающим, а с другой- закрепляющим у ребёнка элементарные  навыки в определении и передачи  в рисунке формы, пропорции и других пространственных отношений.

   Рисование предметов прямоугольной формы связано с изображением вертикальных и горизонтальных линий. Предварительную тренировку в этом направлении дети могут получить при рисовании узора по образцу, в построение которого входят прямые горизонтальные и вертикальные линии. Аналогично, при рисовании с натуры предметов округлой формы, целесообразно дать детям упражнение в виде рисования узора, где круг является одним из элементов композиции. В этих случаях, декоративный рисунок, как бы, готовит детей к рисованию с натуры. В других случаях, знания и навыки, полученные при рисовании с натуры, закрепляются в рисовании узоров или темы. Так, рисование с натуры флажков, листьев, весенних цветов предшествуют рисованию узора, который составляется из них. Так же и рисование с натуры веточки ёлки и ёлочных украшений предшествует рисованию на тему: «Новогодняя ёлка».

   При рисовании огурца, дети обращают внимание на его овальную форму, отмечают, есть ли разница между толщиной одного конца и другого. Изображая гриб, отмечают, что у него шляпка имеет дугообразную форму. Изображая ягоду клубничку, отмечают её форму, где у неё широкая часть, где узкая. Далее, считают, сколько у неё листочков. Рисуя сливу, дети обращают внимание на её форму: такая ли она круглая, как яблоко, или больше похожа на яйцо. Чем форма сливы отличается от формы яблока? Грушу дети учатся рисовать при помощи двух кругов (большого и маленького). При рисовании вишни, отмечают цвет, форму. Отмечают, как идёт веточка- прямо или в сторону, влево или вправо. Научившись рисовать фрукты по отдельности, можно переходить к изображению композиции из фруктов.

    Рассмотрим кленовый лист: считаем, сколько у него прожилок (5 прожилок, расходящихся от основания в разные стороны). Вокруг каждой такой прожилки расположен как бы отдельный листок. Края листа похожи на острые зубчики, а верх напоминает царскую корону. Сам же лист похож на многоугольник. Лист дуба напоминает слегка зауженный книзу овал. При изображении земляничного листа дети определяют на глаз общее отношение ширины листа к его высоте, затем намечают горизонтальную жилку листа и обозначают его ширину. Далее рисуют овальные листочки с зубчатыми краями.

    Затем переходят к изображению ветки с листьями. Изображая ветку с листьями, дети считают, сколько листьев, все ли листья одинакового размера, все ли листья видны целиком, или одни закрывают другие. Какой листья формы, отмечают, что, если некоторые листочки сложить пополам по средней жилке, то обе их половинки будут одинаковые. Рисуя листок, изображают овал, проводят среднюю прожилку.

     Прежде чем рисовать дерево, дети рассматривают ствол: какой он- толстый как у дуба или тонкий, как у берёзы. Далее отмечают, как идёт разветвление дерева: ствол его постепенно становится всё тоньше по мере разветвления. Ветки расположены вдоль ствола и направлены вверх. Самая широкая часть ствола около земли, а самая тонкая- на верхушке. Ближе к верхушке расположены самые короткие ветки, а самые длинные- ближе к основанию ствола. При изображении пейзажа, деревья, которые находятся вдали, дети учатся рисовать, передавая их общую форму, без подробностей. При этом, у каждого дерева своя форма. И вот эту-то общую форму каждого дерева нужно изобразить.

    При изображении зайца, дети отмечают, сколько у него лап, какие лапы длиннее- передние или задние. При изображении белки, дети отмечают, какой формы уши, голова, хвост у неё длинный, широкий, загибающийся к верху, и поднятый высоко над её спиной. Ушки остренькие, а лапы разной длины: задние длиннее передних.

Черепаху дети рисуют из овалов разной величины, похожих на шары, а панцирь, как бы поделён на шашечки. У поросёнка- большое овальное туловище, большая круглая голова.

   Рисуя бабочку, обращают внимание на то, что её правая и левая часть являются зеркальным отражением друг друга. Тут дети знакомятся с симметрией.

   Начиная рисование предметов, дети определяют, какую они напоминают форму: ёлка- высокий треугольник, тюлень- треугольник другой формы, лежащий на длинной стороне  и т.д.

    Рисуя портрет человека, дети  сначала рисуют одиночные портреты папы, мамы. Затем рисуют парные портреты: «Я с папой», «Мы с мамой улыбаемся». Дети отмечают, что голова взрослого человека больше по величине и имеет овальную форму, а у ребёнка голова меньше и круглой формы. Нарисовав овал, дети делят его вертикальной линией на две равные части (правая и левая сторона лица). Затем, двумя горизонтальными линиями, делят лицо на три равные части. Над верхней горизонтальной линией по обе стороны вертикальной линии рисуют брови, под линией -  глаза. Между верхней и нижней линией, по центру, рисуют нос, а по бокам между ними- уши. Рот рисуют под нижней линией так, чтобы вертикальная линия делила его пополам.

   Обучаясь композиционному построению, ребёнок учится способу расположения предметов на листе бумаги. Нужно расположить рисунок так, чтобы не оставалось много пустого места на листе. Знание композиции учит ребёнка правильно определять размер изображаемого предмета относительно листа. Для создания рисунка необходима разработка плана композиции: составление и расположение элементов, фигур и частей картины. Рисуя, нужно всё время думать, анализировать, сравнивать, сопоставлять. В сюжетном рисовании важно правильно передать пропорциональные отношения между предметами. Эта задача усложняется тем, что при изображении сюжета, надо показать не только разницу в их размерах, существующую между ними в жизни, но и увеличение или уменьшение предметов в связи с их расположением в пространстве. Для этого ребёнок должен уметь сравнивать, сопоставлять объекты изображения, видеть смысловую связь между ними.

    У детей формируются временные представления в процессе выполнения рисунков на такие темы, как: «Начинается январь, открываем календарь!» эта работа позволяет сформировать у детей представления о том, что один и тот же предмет или объект можно изображать по- разному, закрепить умения и навыки вариативного изображения. Или рисунки на тему « 12 месяцев», «Волшебный мир ночи», «Утро в зимнем лесу», «Небо при закате солнца». В рисунке «Автомобиль остановился вечером возле дома» дети учатся не только ориентиру во времени (части суток), но и передавать пропорции между предметами, частичную заслонённость предметов одного другим. Учатся пользоваться схемами для построения сюжетного рисунка. Можно предложить несколько вариантов схем.

    На сюжетном рисовании «Замок семи чисел»  перед детьми ставится задача: подумать, почему замок так называется? Чего в нём может быть семь? ( семь башен в замке, семь деревьев в саду, в пруду плавает семь лебедей и т. д.) дети пересчитывают изображаемые предметы в процессе рисования.

    Можно предложить детям отправиться в путешествие в Зазеркалье «Симметрия», где дети будут проявлять свои знания о симметрии. Что значит понятие «Симметрия»? Какие предметы можно изобразить симметрично? Большой интерес у детей вызывают такие темы рисования, как: «Нарисуй и «оживи» цифру» (геометрическую фигуру) и др.

Во всём должна присутствовать вариативность. Например, тема рисования «Заколдованные картинки». На одном занятии на листах нарисовано по несколько геометрических фигур. В другой раз наклеены геометрические фигуры, вырезанные из бумаги. Следующее задание на тему «Волшебные картинки», где на листы наклеены геометрические фигуры, вырезанные из материала, различный бросовый материал. Дети устанавливают сходство между разными геометрическими формами и предметами и явлениями окружающей действительности, получают предмет или сюжетную картинку путём дорисовывания этих форм. На всех этих занятиях дети должны угадать, что за предмет здесь должен быть и дорисовывают его.

   При декоративном рисовании дети должны научиться ясно представлять себе, что такое ритм и симметрия; знакомятся с особенностями построения геометрического орнамента.

   При рассматривании картин художников отмечается  многоплановость: какие предметы в картине написаны далеко? Как ты догадался, что они написаны дальше? Как художник показал это? Какие предметы написаны художником ближе. Чем другие? Почему именно эти предметы художник написал ближе, чем другие? И т.д.

    Следует помнить, что решение задач всестороннего воспитания и развития детей в процессе изобразительной деятельности происходит не само по себе, стихийно, а при условии, что педагог будет постоянно помнить об этом и направлять деятельность на их решение.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Взаимосвязь изобразительной деятельности с игрой»

Взаимосвязь изобразительной деятельности с игрой...

Консультация для родителей. Тема: «Взаимосвязь изобразительной деятельности с сюжетно-ролевой игрой». Воспитатель: Шашкова С.Г. МАДОУ ЦРР -д/с №14 г. Кропоткин

Консультация для родителей.Тема: «Взаимосвязь изобразительной деятельности с сюжетно-ролевой игрой».Воспитатель: Шашкова С.Г.МАДОУ ЦРР -д/с №14 г. Кропоткин...

. «Искусство Эбру» (взаимосвязь изобразительной деятельности и экологического образования детей дошкольного возраста на занятиях по рисованию в дошкольном учреждении).

В данном материале показана взаимосвязь экологического образования с изобразительной деятельностью. Также можете познакомиться с искусством "Эбру".  Представлен материал необходимый для этой техн...

мастер класс «Взаимосвязь изобразительной деятельности и экологического образования детей дошкольного возраста на занятиях по рисованию в дошкольном учреждении»

Изобразительная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. Следовательно, изоб...

ВЗАИМОСВЯЗЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРИРОДЫ КАК СРЕДСТВО УГЛУБЛЕННОГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ. (консультация для педагогов)

Природа, являясь средой обитания человека, источником, питающим его жизненные силы и вдохновляющим на сбережение её богатств, заключает в себе и огромный потенциал всестороннего развития личности. Шир...

ДКР «Значение и взаимосвязь изобразительной деятельности с разными видами детской деятельности»

Домашняя контрольная работа «Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста»...

Взаимосвязь изобразительной деятельности с математикой

Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. Занятия изобразительной деятельностью взаимосвязаны с разными видами деятельности, в том числе и с математико...