Театрализованная деятельность в детском саду
статья

Балакина Юлия Павловна

В статье представлены основные виды театрализованной деятельности в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_ns_portal.docx31.9 КБ

Предварительный просмотр:

Балакина Юлия Павловна

музыкальный руководитель

ГБДОУ детский сад №21
Приморского района Санкт-Петербурга

Тема: Театрализованная деятельность в детском саду

Не бойся сказки, бойся лжи,
А сказка…. Сказка не обманет.
Ребенку сказку расскажи
На свете правды больше станет.
В. Берестов.

Мир детства, внутренний мир ребенка - ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Игра связывает детей между собой, детей с взрослыми в единое волшебное целое. И если ребенок начинает доверять вам, верить - значит, можно творить, фантазировать, воображать.

В работах отечественных психологов и педагогов театрализованная игра рассматривается как деятельность, имеющая большое значение для разностороннего развития дошкольников.

Коррекционная роль театрализованных игр заключается и в том, что они развивают мышление, внимание, память, воображение. Участие в инсценировках обогащает словарный запас детей, активизирует их познавательную деятельность, эмоционально-волевую сферу, формирует личность.

Театрализованная игра – одна из наиболее совершенных и эффективных форм реализации самостоятельной речевой активности; это моделирование социальных отношений, подчиненное сюжету – сценарию в обозначенных временных и пространственных характеристиках.

В театрализованных играх-представлениях с помощью различных выразительных средств: интонации, мимики, жеста, походки и т. д. – разыгрываются сюжеты литературных произведений. Дети не только знакомятся с их содержанием, воссоздают конкретные образы, но и учатся глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями.

Театрализованные игры способствуют развитию фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического).

Театрализованная деятельность требует поддержки тесных контактов с родителями, вместе с которыми можно изготавливать декорации, костюмы, маски, шапочки зверей, посещать кукольный и драматический театры.

Театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Участие в коллективном художественном действе дает возможность почувствовать положительно окрашенные эмоции с особой остротой, дарит ощущение радости, предвкушение чего-то яркого, интересного, прекрасного.

Театральной деятельности принадлежит особая роль в формировании позитивного отношению к творчеству, труду. Конечно, дети – непрофессиональные актёры. Они не могут хорошо владеть сценическим мастерством, не могут радовать зрителей в той степени, как это могут делать актёры. Но на занятиях в детском саду это не главное. Главное же – помочь детям поверить в свои силы.

Велика роль театрализованной деятельности и в речевом развитии ребёнка. Театрализованная деятельность таит в себе огромные возможности для коррекции личностного развития.

Классификация театрализованных игр:

1. Игры – в кукольный театр: настольный театр, стендовый театр, театр на руке, верховые куклы, напольные куклы, театр живой куклы.

2. Игры – драматизации: инсценирование потешек, инсценирование песен, инсценирование небольших сказок, инсценирование небольших литературных текстов, творчество детей.

3. Игры – спектакли: драматический спектакль, музыкально – драматический спектакль, детская опера, спектакль на хореографической основе, спектакль ритмопластики.

 4. Театрализованные действие: праздники, развлечения, пантомима, мюзикл, фольклорный спектакль на обрядовой основе.

Одним из видов театрализованной деятельности является кукольный театр. Куклы, являющиеся непременным атрибутом детства, имеют особое значение для психологического развития детей, их адаптации и социализации. Ребенок переживает с куклой события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла – это заменитель реального друга, который все понимает и не помнит зла.

В коррекционном воздействии кукла используется как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. А.Ю. Татаринцева предлагает использовать в работе перчаточные куклы. По её мнению, они «приводят» ребенка за ширму, которая позволяет ему сначала спрятаться, а потом раскрыться. Если даже ребенок боится говорить, заикается и краснеет, за ширмой он успокаивается и начинает говорить увереннее, ведь это не он говорить, а его герой. Ребенок, «оживляя» куклу, впервые в жизни ощущает взрослую ответственность за ее действия, слова, поведение; учится, находит адекватное вербальное и телесное выражение эмоциям, чувствам, состояниям; у него развивается произвольное внимание и способность к концентрации.

Игра с куклой – это реальный мир, в которой живет ребенок. Кукольный театр позволяет объединить интересы ребенка и коррекционные задачи психолога, педагога, логопеда, дает возможность взрослому естественно и безболезненно воздействовать на психику ребенка с целью коррекции или психопрофилактики.

Игра-драматизация - это одна из форм сказкотерапии, основными задачами являются социализация ребенка, помощь в адаптации к окружающей среде, развитие коммуникативных способностей и навыков, воспитание уверенности в себе, необходимых моральных норм и правил, развитие фантазии, творчества, ассоциативного мышления, памяти, внимания.

Технология сказкотерапии (по О. А, Шороховой) активно используется в работе с детьми, так как сказка становится мостиком между рациональным мышлением взрослого и образным, «волшебным» миром ребенка и средством, которое позволяет ему присваивать нормы, смыслы, ценности, модели поведения в различных сложных ситуациях. Драматизация позволяет детям психологически сблизиться с персонажами сказки, пережить их победы и поражения, счастье и беду, поэтому метод сказкотерапии способствует личностному росту ребенка. Технология сказкотерапии многогранно и вариативна, сказки помогают убрать из воспитательно-образовательного процесса сухой назидательный тон, избежать скуки на занятиях.

Основные разделы занятий, необходимые для успешной работы с детьми по театрализованной деятельности во всех возрастных группах, это:

-речевая разминка, состоящая из более разнообразных, чем ранее, игр со скороговорками;

-театральные игры, включающие в себя игры на развитие внимания, наблюдательности, памяти, воображения и т.д.;

-игры со стихами, помогающие детям выразительно произносить текст со сцены, перевоплощаться в разных героев;

-этюды на взаимодействия, подготавливающие к исполнению отдельных сцен будущего спектакля.

Различные виды зрелищных развлечений, инсценировки, спектакли имеют большое значение для развития художественного восприятия, воображения, эмоциональной отзывчивости, эстетического вкуса. А также для формирования интересов детей, развития у них творческой активности.

Кто может заниматься с детьми театрализовано-игровой деятельностью? Тот, кто понимает и любит детей; тот, кто понимает и любит театр.

Литература для более углубленного изучения данной темы:

  1. Артемова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников»;
  2. Доронова Т. «Театрализованная деятельность как средство развития детей 4 – 6 лет;
  3. Караманенко Т.Н, Караманенко Ю.Г « Кукольный театр – дошкольникам»;
  4. Петрова Т.И, Сергеева Е.А, Петрова Е.С «Театрализованные игры в детском саду».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и постановка работы по театрализованной деятельности в детском саду.

 Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки.  Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки; разви...

Сообщение к педсовету "Театрализованная деятельность в детском саду" , МБДОУ детский сад № 62 город Новочеркасск Ростовской области

Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности....

Мастер-класс для воспитателей детского сада «Театрализованная деятельность в детском саду»

Мастер-класс для воспитателей детского сада «Театрализованная деятельность в детском саду»АктуальностьСегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности ...

Консультация "Театрализованная деятельность в детском саду, роль педагога в театрализованной деятельности дошкольника"

Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, р...

Консультация для воспитателей детского сада. Организация театрализованной деятельности в детском саду в летний период

Лето вносит большие перемены в организацию учебно-воспитательного процесса в ДОУ. Ведущими видами деятельности дошкольников становятся игры, досуги, развлечения и оздоровительные мероприятия, а преобл...

Мастер класс для педагогов МДОУ "Детский сад "Ласточка" : "Театрализованная деятельность в детском саду. "

Мастер класс проведен для педагогов МДОУ "Детский сад "Ласточка", в рамках программы "В гостях у сказки" для обучения и конкретного занятия по совершенствованию практичес...