Зима в деревне
методическая разработка (старшая группа)

Комарова Инна Михайловна

Знакомство с традиционной-бытовой культурой русского народа (мини- музей «горница», «изба», «домашняя утварь»); расширение активного словаря; развитие интереса к посещению избы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Зимушка-зима»

Вид проекта: тематический, познавательно-исследовательский, творческо-информационный, социальный, коллективный.

Время реализации проекта: сезонный (с 29 ноября 2021 г. по 21 декабря 2021г.)

Участники: дети группы, воспитатели, родители.

Цель: знакомство с традиционной-бытовой культурой русского народа (мини- музей «горница», «изба», «домашняя утварь»); расширение активного словаря; развитие интереса к посещению избы

Задачи: Развивать  интерес детей к историческому прошлому;

 Научить детей понимать историческое прошлое родного села, города, страны;

Развивать устойчивый и углублённый интерес к произведениям искусства, обычаям, быту.

Перечень экспонатов: музей «Изба» представляет собой воспроизведение жилого деревенского посещения. Здесь собраны подлинные предметы быта и прикладного искусства. Центральное место в русской избе занимает макет печи. Красный угол избы- стол, лавки. Интерьер музея постоянен. Меняются лишь отдельные декоративные элементы, отражающие сезоны изменения. 

Материалы: предметы быта мини-музей, игрушки, книги, атрибуты. 

Словарная работа:

Русская изба- деревянная постройка, она изумляет плотницким искусством. Ни одного гвоздя, брёвна стоят плотно друг к другу-не сдвинуть.

 Горенка-небольшое помещение с печкой, верхней части жилого дома.

 Чугунок-чугунная посуда, в которой варили еду.

 Миски, ложки, ковши, крынки- посуда, которую делали из дерева своими руками

Стол, лавки, сундуки делались своими руками с любовью и радовали красотой

Керосиновая лампа, лучины- в тёмные зимние вечера освещали избу

Подзоры- кружевные оборки на покрывалах, полотенцах. Ими украшали лавки, кровати, столы, стены

Печь- её складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Печь давала тепло, в ней пекли хлеб,  готовили еду и даже спали.

Методы и приемы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством 

  • Использование пословиц, загадок, поговорок.
  • Чтение художественной литературы.
  • Использование русских народных песен и танцев.
  • Проведение русских народных игр.
  • Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.
  • Применение игрушек и изделий народных промыслов.
  • Рассказ о народных обычаях и традициях.
  • Рассматривание иллюстраций о русской деревне, быте.
  • Беседы, вопросы, разъяснения.
  • Изготовление макета избы и русской печи

Формы образовательной работы с детьми 

  • Организованные занятия.
  • Совместная деятельность.
  • Досуг
  • Наблюдения в быту и природе.
  • Просмотр презентаций, слушание музыки.

Адресная направленность

Опыт проектной деятельности на тему «Русская деревня» адресуется  педагогам и родителям, интересующимся проблемой взаимодействия детского сада и семьи в приобщении детей к традиционной народной культуре.

Основные направления  работы: 
1. Создание атмосферы национального быта - создание макета русской избы, печи   
      Каждому известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка — развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Мы решили,  окружить ребят предметами, характерных для русского народного быта. Это позволит детям погрузиться в своё историческое прошлое и узнать корни происхождения русского народа. 
     Мы постарались воссоздать основные детали и обстановку русской избы, передающие дух и атмосферу русского быта. В нашей горнице есть самовар, чугунок,  деревянные ложки и миски,  расшитые скатерти, салфетки и прочие предметы домашнего обихода

       С каким интересом ребятишки рассматривали старинные вещи. 
Дети с удовольствием в сюжетно-ролевых играх использовали предметы народного быта, играли в народные игры, рисовали, собирали пазлы. 

2. Использование фольклора (сказки, потешки, загадки, русские народные пессни). 
      В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности — представления о добре, красоте, правде, верности и т.п. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. 

3. Знакомство с народным искусством. 
      Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. В них  отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде; узоры на посуде ;плетение кружев; резьба по дереву; причудливые игрушки. 

Рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, считаем очень важным знакомить с ним воспитанников. 


4. Знакомство с русскими народными играми.
 
        Русские народные игры привлекли наше внимание не только как жанр устного народного творчества. В народных играх заключается огромный потенциал для физического развития ребенка и поэтому мы решили ввести народные игры («Горелки», «Перетягивание каната») в программу организации двигательной активности детей.

Этапы реализации проекта:

I Этап. Концептуальный (с 29 ноября по 3 декабря 2021г.) – обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора. Формулирование задач и цели проекта.

- Знакомство с содержанием книг. Чтение познавательной и художественной литературы.

 - Привлечение родителей к сбору материалов: видеосюжетов, иллюстраций и т.д.

II Этап. Формирующий (с 6 декабря  по 10 декабря 2021 г.) – деятельность в соответствии с утвержденным содержанием плана проекта

- Занятия в соответствии с планом.

- Беседы.

- Чтение познавательной и художественной литературы.

- Слушание русских народных песен.

- Просмотр презентаций.

III Этап.   Рефлексионный (с 13 по 21 декабря 2017г.) – обобщение и систематизация полученных знаний воспитанников, подведение итогов в обсуждение деятельности в детском коллективе.

-Квест «Зима в деревне»

-Чаепитие « Посиделки у печки»

Реализация проекта по образовательным областям.

Образовательная область

Содержание работы

Познавательное развитие

ООД «Знакомство с русской избой»

(«Народная культура и традиции» с.30)

Речевое развитие

Чтение сказок, потешек, отгадывание загадок

Художественно-эстетическое

Рисование «Русской избы» с помощью соли

Раскрашивание шишек

Изготовление кормушек для птиц

Изготовление новогодней гирлянды для деревенской елки

Рисование «Свеча»

Разучивание народных и колыбельных песен

Социально-коммуникативное развитие

Беседа «Труд взрослых в деревне»

-Просмотр презентации о русской деревне

- Создание макета русской избы, печи

- Квест «Зима в деревне»

-Чаепитие «Посиделки у печки»

Физическое развитие

Разучивание игр «Горелки», «Золотые ворота», «Колечко».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе реализации проекта дети группы «Островок» получили знания об истории крестьянского жилища – избы, о ее устройстве, о быте русского народа в старину.

Также познакомились со старинными предметами домашнего обихода и их современными аналогами, получили возможность практического применения этих предметов. Словарный запас воспитанников обогатился названиями предметов русского быта.

Дети участвовали в изготовлении макета избы и печи.

Все это, несомненно, способствовало развитию мышления, расширению кругозора дошкольников и воспитанию уважения и любви к русской народной культуре.

                                 

Список литературы:

  1. «Народная культура и традиции» , Косарёва, В. Н.
  2. «Истоки русской народной культуры в детском саду» И. Г. Гаврилова
  3. «Лексические темы по развитию речи дошкольников, И. В. Козина
  4.  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Зима в деревне.

Слайд 2

Деревня- небольшое поселение. В ней одноэтажные частные дома. Улицы в деревне узкие в отличии от городских. Вокруг леса и поля . Воздух чистый и свежий. Жители деревень занимаются земледелием и животноводством. Самые тяжелые времена года для сельчан- это весна, когда идет посевная . Летом сенокос , осенью сбор урожая. Самая любимая пора в деревне – это Зима . Можно и передохнуть. Зима для деревенских ребятишек самое любимое время года. Они строят высокие горы из снега , катаются на санках, играют в снежки, а еще взрослые запрягают лошадей в сани и устраивают зимние покатухи для ребятни. Дети валяются в снежных сугробах, а потом уставшие и голодные бегут домой в свои деревенские избы…

Слайд 3

Деревенский быт. Традиционным русским жилищем является Изба. Мастера- плотники рубили избу из еловых и сосновых бревен, а крышу крыли соломой или осиновыми дощечками , с резным деревянным коньком на верху. Конек- знак устремления. Только русские сравнивали дом с колесницей. Которая должна была привести семью к лучшему будущему. Крыша покатая, чтоб зимой снег не задерживался . Снаружи дом украшали резьбой . Вход в жилище начиналось с крыльца. Изба состоит из двух частей : холодной ( сени, клеть , подклеть) и теплой (там ,где находилась печь).

Слайд 4

Внутренние помещения делились на сени и светлицу . Важное место внутри жилища занимала русская печь с лежанкой. По стенам стояли лавки и сундуки . Ц ентром сбора семьи был деревянный длинный стол, который накрывался скатертью. Особо нарядно оформлялся красный угол- место с иконами. Неотьемлемым атрибутом русского жилища был самовар.

Слайд 5

Печка- матушка Какая же изба без русской печки ? Её ласково называли печь - матушка, печь-кормилица. Первым делом в избе складывали из кирпича печь. Печка давала тепло, на ней готовили еду, сушили одежду и на ней даже спали… Возле печки иногда зимой грелись маленькие ягнята, козлята и цыплята… А ещё около печи в зимние долгие вечера рассказывали сказки … И на время мы решили в нашей группе устроить деревенский уголок, с настоящей русской печкой..

Слайд 6

КОНЕЦ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Зима в деревне"

конспект по рисованию для детей средней группы из цыкла "Знакомство детей с пезажной живописью"....

Конспект НОД "Рассматривание репродукции картины Ф. В. Сычкова "Зима в деревне".

Материал способствует развитию у детей творческих способностей, эстетических чувств, развитию видения содержания, средств выразительности живописи....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Рассматривание репродукции картины Исаака Ильича Левитана « Деревня. Зима» и «Лес зимой»

Вызвать эмоциональное отношениме к природе. Подвести детей к пониманию того, как художник передал свое настроение с помощью цвета. Учить самостоятельно придумывать сюжет использовать выразительные сре...