Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Рассматривание репродукции картины Исаака Ильича Левитана « Деревня. Зима» и «Лес зимой»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Вызвать эмоциональное отношениме к природе. Подвести детей к пониманию того, как художник передал свое настроение с помощью цвета. Учить самостоятельно придумывать сюжет использовать выразительные средства при опиании зимы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_16_gruppa_levitan.docx18.92 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Рассматривание репродукции картины Исаака Ильича Левитана « Деревня. Зима» и «Лес зимой»

Цель занятия : Вызывать эмоциональное отношение к природе.

Подвести детей к пониманию того, как художник передал свое настроение с помощью цвета, обратить внимание на особенности сочетания холодных цветовых тонов.

Учить придумывать самостоятельно сюжет использовать выразительные средства при описании зимы.

Подвести детей к пониманию связи между живописью, словом и  музыкой.

Развивать логическое мышление внимание память.

                                                           Ход занятия.

Организационный момент.

Белые шапки на белых березах

Белый зайчишка на белом снегу

Белый узор на ветвях от мороза

По белому лесу на лыжах бегу.

- О каком времени года этот отрывок стихотворения? (о зиме)

-Назовите зимние месяцы.

(декабрь, январь, февраль)

-Сколько всего месяцев в году? (В году 12 месяцев)

- Сколько времен года? (4 времени года)

- Почему говорят в народе: « Декабрь год заканчивает, январь год начинает.»

            (П.Ч. декабрь последний 12-й месяц в году, а январь 1-й месяц в году).

Год декабрем кончается, а зима декабрем начинается.

               (Декабрь последний месяц в году, 1-й месяц  зимы).

-Ребята, сегодня я получила письмо на адрес нашей группы. Прислал его детский  писатель, который пишет сказки и рассказы.

Он хочет написать книгу рассказов на тему «Зимушка моя!»

И просит Вас помочь ему в этом, чем же хороша Зимушка - зима.

Поможем ему?

-Да!

Я приглашаю Вас к столу , а вы расскажете мне о зиме.

                                     ( мнемотаблица)

У зимы три месяца. Дни Зимой короче, а ночи длиннее. Солнце редко выглядывает из-за туч и греет слабо. День за днем идут снегопады.  Снег укрывает землю пушистым покрывалом. Снег лежит на ветках деревьев и кустарников. Лес становится праздничным, похожим на белый резной терем.

Белеют тропинки,  дороги, крыши домов. Часто метут метели, кружат снежные вихри, вьюги. Зимой реки, озера пруды покрыты толстым льдом. Мороз рисует на оконных стеклах причудливые узоры. Деревья и кусты стоят без листьев. В лесу нет насекомых, птиц осталось мало. Люди заботятся о них, строят для них кормушки. Лесные звери укрываются от холода в дуплах и норах или зарываются в глубокий снег. Много веселых забав у детворы зимой: катание на санках, лыжах и коньках. В дни оттепелей ребята строят снежные крепости, играют в снежки, лепят снеговиков и зверушек. Дети  и взрослые готовятся к встрече нового года, наряжают елку шарами бусами гирляндами. Водят вокруг елки хоровод, поют песни. Кладут под елку подарки.

-Спасибо ребята, я думаю этот рассказ будет интересен нашему писателю.

-А теперь ребята, отгадайте без чего не может быть зимы?

Для этого вам необходимо разгадать ребус. По первым звукам (в названиях картинок) отгадать слово, которое зашифровано.

Сумка , Нитки, Енот, Гора (СНЕГ)

-Значит без чего не может быть зимы? ( Без снега.)

-Придумайте  пожалуйста мне самые интересные предложения со словом «СНЕГ»

(Выпал первый снег. Снег накрыл землю пуховым одеялом. Снег лежит на ветках деревьев. Дети любят лепить из снега снеговиков. На солнце снег блестит.  И т. д.)

- Ребята, подумайте и назовите мне слова которые образовались от слова « СНЕГ» (снеговик, снегурочка, снегоуборочная машина, снегопад, снеголеп)

-Ребята  К слову «зима» можно тоже  подобрать много слов , но с вопросом Какая?

-Зима какая? (снежная, холодная, вьюжная, крепкая, морозная, метельная.

                           Многоснежная, белоснежная, снегопадная, щедрая)

                                                         Физминутка.

Ребята мы с вами говорили о зимнем пейзаже. Многие художники посвятили картины этому времени года. Одним из них мы с вами познакомились на прошлой неделе как его звали Николай Петрович Крымов.

Кем он был?

- Он был художником- пейзажистом.

Ребята, а что такое пейзаж? (изображение природы.)

-Верно Сегодня я хочу познакомить вас с художником который тоже писал пейзажи. Исаак Ильич Левитан(1860- 1900г). Исаак Левитан родился в  интеллигентной семье. (Портрет И. И. Левитана.)

И. И. Левитан рано остался сиротой. Ещё, будучи мальчиком, он любил рисовать, был талантливым, и поэтому его приняли в Московское Училище живописи. Учился он хорошо, но жилось ему трудно, потому что ему часто приходилось голодать.

И. И. Левитан был мягким, отзывчивым человеком, любил всё красивое. К себе, к своей работе относился строго. Бывало, что рисует картину или только этюд, если ему не понравилось, он мог уничтожить и начать заново, думал, что можно нарисовать лучше.

И. И. Левитан оставил нам много картин, этюдов и рисунков, которые сейчас находятся в Третьяковской галерее, Русском музее в Санк –Петербурге и в других музеях страны.

Современники называли Левитана поэтом русской природы. Рисовал он, в основном пейзажи.

-Давайте рассмотрим несколько пейзажей Левитана.

-Какое время года изображено на каждой картине? (зима)

Ребята я вам прочитаю стихотворение а вы повнимательней рассмотрите картины

(Музыка Чайковского П.И. «Зима» Чтение под сопровождение музыки)

Вот и мороз….. Забыта осень….

Затих, застыл, веселый лес

Под низкою крышею небес

Деревья спят, одежды сбросив

И не тревожит их нимало

Ни ветра свист, ни вьюги вой:

Закутала их с головой

Зима в свой снег как в одеяло

Теперь их только по весне

С дождем желанным гром разбудит

Деревья спят совсем как люди

И день за днем растут во сне.  (К. Чолиев)

Какое настроение у нас когда мы смотрим на картины И Левитана.

- Что можно сказать о зиме на картинах Левитана? Какая она?

  ( Скучная, злая, сердитая, печальная, мрачная, серая)

-Что случилось с природой? (как будто природа заснула)

                                         -«Лес Зимой»

Зимний лес усыпан снегом. Все деревья находятся под белым покрывалом. Именно такой представляется настоящая зима в России. Снежное изобилие, морозный воздух, сверкание тысячи кристалликов и днем и ночью. Постепенно снег  покрывает землю, образует сугробы. Ночью снежный покров отражает малейший свет и  освещает все вокруг. Лес словно околдован, заморожен или заснул.

- ВО ВТОРОЙ КАРТИНЕ Левитана где изображена зима? (зима в деревне)

Что мы видим на картине?

Снег накрыл всю землю пуховым одеялом. Снег повсюду на крышах домов, на деревьях, Вдалеке заснеженное поле.Холодно морозно деревня словно спит под заснеженным одеялом. Люди в сильные морозы стараются быть дома в тепле.

- А всегда ли зима именно такая как ее изобразил художник на этих картинах?

- зима бывает белоснежная, ажурная, блестящая морозная, ажурная, звенящая, праздничная)

-Зима несет нам подарки: снегопады, сугробы, и лед.

-для чего нужны эти подарки людям?

- Ребята я записала все ваши рассказы и теперь отправлю их по почте писателю. Пусть он нам напишет интересную книгу.

-Ребята, что вам понравилось сегодня на занятии?

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер

1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка

1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последователь­ность событий....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: сказочная птица

1. Учить детей пересказывать сказки, используя свои рисунки.2. Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал (ткань,...

Конспект занятия по развитию речи. Составление описательного рассказа по картине И.И.Левитана " Весна.Большая вода"

Составление описательного рассказа по картине И.И.Левитана " Весна.Большая вода"...

Конспект занятия по развитию речи средняя группа "Рассматривание и рассказывание по картине "Ежи"

Конспект занятия по развитию речи средняя группа "Рассматривание и рассказывание по картине "Ежи"...

Конспект занятия по развитию речи на тему: рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказа по ней.

Конспект занятия по  развитию речина тему: рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказа по ней....