«Зима в деревне»
методическая разработка (старшая группа)

Ихсонова Алина Юрьевна

.....

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zima_v_derevne_starshaya_gruppa.docx29.28 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

№ 49 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Проект «Зима в деревне»

во второй старшей группе «Островок»

Воспитатели:

1. Ихсонова Алина Юрьевна

2. Комарова Инна Михайловна

г. Санкт-Петербург

2021 г.

Проект «Зима в деревне»

Вид проекта: тематический, познавательно-исследовательский, творческо-информационный, социальный, коллективный.

Время реализации проекта: сезонный (с 29 ноября 2021 г. по 21 декабря 2021г.)

Участники: дети группы, воспитатели, родители.

Цель: знакомство с традиционной-бытовой культурой русского народа (мини- музей «горница», «изба», «домашняя утварь»); расширение активного словаря; развитие интереса к посещению избы

Задачи: Развивать  интерес детей к историческому прошлому;

 Научить детей понимать историческое прошлое родного села, города, страны;

Развивать устойчивый и углублённый интерес к произведениям искусства, обычаям, быту.

Перечень экспонатов: музей «Изба» представляет собой воспроизведение жилого деревенского посещения. Здесь собраны подлинные предметы быта и прикладного искусства. Центральное место в русской избе занимает макет печи. Красный угол избы- стол, лавки. Интерьер музея постоянен. Меняются лишь отдельные декоративные элементы, отражающие сезоны изменения. 

Материалы: предметы быта мини-музей, игрушки, книги, атрибуты. 

Словарная работа:

Русская изба- деревянная постройка, она изумляет плотницким искусством. Ни одного гвоздя, брёвна стоят плотно друг к другу-не сдвинуть.

 Горенка-небольшое помещение с печкой, верхней части жилого дома.

 Чугунок-чугунная посуда, в которой варили еду.

 Миски, ложки, ковши, крынки- посуда, которую делали из дерева своими руками

Стол, лавки, сундуки делались своими руками с любовью и радовали красотой

Керосиновая лампа, лучины- в тёмные зимние вечера освещали избу

Подзоры- кружевные оборки на покрывалах, полотенцах. Ими украшали лавки, кровати, столы, стены

Печь- её складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Печь давала тепло, в ней пекли хлеб,  готовили еду и даже спали.

Методы и приемы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством:

  • Использование пословиц, загадок, поговорок.
  • Чтение художественной литературы.
  • Использование русских народных песен и танцев.
  • Проведение русских народных игр.
  • Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.
  • Применение игрушек и изделий народных промыслов.
  • Рассказ о народных обычаях и традициях.
  • Рассматривание иллюстраций о русской деревне, быте.
  • Беседы, вопросы, разъяснения.
  • Изготовление макета избы и русской печи

Формы образовательной работы с детьми:

  • Организованные занятия.
  • Совместная деятельность.
  • Досуг
  • Наблюдения в быту и природе.
  • Просмотр презентаций, слушание музыки.

Адресная направленность:

Опыт проектной деятельности на тему «Русская деревня» адресуется  педагогам и родителям, интересующимся проблемой взаимодействия детского сада и семьи в приобщении детей к традиционной народной культуре.

Основные направления  работы: 
1. Создание атмосферы национального быта - создание макета русской избы, печи   
 Каждому известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка — развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Мы решили,  окружить ребят предметами, характерных для русского народного быта. Это позволит детям погрузиться в своё историческое прошлое и узнать корни происхождения русского народа. 
     Мы постарались воссоздать основные детали и обстановку русской избы, передающие дух и атмосферу русского быта. В нашей горнице есть самовар, чугунок,  деревянные ложки и миски,  расшитые скатерти, салфетки и прочие предметы домашнего обихода

       С каким интересом ребятишки рассматривали старинные вещи. 
Дети с удовольствием в сюжетно-ролевых играх использовали предметы народного быта, играли в народные игры, рисовали, собирали пазлы. 

2. Использование фольклора (сказки, потешки, загадки, русские народные пессни). 
      В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности — представления о добре, красоте, правде, верности и т.п. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. 

3. Знакомство с народным искусством. 
      Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. В них  отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде; узоры на посуде ;плетение кружев; резьба по дереву; причудливые игрушки. 

Рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, считаем очень важным знакомить с ним воспитанников. 


4. Знакомство с русскими народными играми. 
        Русские народные игры привлекли наше внимание не только как жанр устного народного творчества. В народных играх заключается огромный потенциал для физического развития ребенка и поэтому мы решили ввести народные игры («Горелки», «Перетягивание каната») в программу организации двигательной активности детей.

Этапы реализации проекта:

I Этап. Концептуальный (с 29 ноября по 3 декабря 2021г.) – обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора. Формулирование задач и цели проекта.

- Знакомство с содержанием книг. Чтение познавательной и художественной литературы.

 - Привлечение родителей к сбору материалов: видеосюжетов, иллюстраций и т.д.

II Этап. Формирующий (с 6 декабря  по 10 декабря 2021 г.) – деятельность в соответствии с утвержденным содержанием плана проекта

- Занятия в соответствии с планом.

- Беседы.

- Чтение познавательной и художественной литературы.

- Слушание русских народных песен.

- Просмотр презентаций.

III Этап.   Рефлексионный (с 13 по 21 декабря 2017г.) – обобщение и систематизация полученных знаний воспитанников, подведение итогов в обсуждение деятельности в детском коллективе.

-Квест «Зима в деревне»

-Чаепитие « Посиделки у печки»

Реализация проекта по образовательным областям.

Образовательная область

Содержание работы

Познавательное развитие

ООД «Знакомство с русской избой»

(«Народная культура и традиции» с.30)

Речевое развитие

Чтение сказок, потешек, отгадывание загадок

Художественно-эстетическое

Рисование «Русской избы» с помощью соли

Раскрашивание шишек

Изготовление кормушек для птиц

Изготовление новогодней гирлянды для деревенской елки

Рисование «Свеча»

Разучивание народных и колыбельных песен

Оригами «Дед Мороз-красный нос»

Оригами «Снежинки в деревне»

Социально-коммуникативное развитие

Беседа «Труд взрослых в деревне»

-Просмотр презентации о русской деревне

-Просмотр сказки «Морозко»

- Создание макета русской избы, печи

- Квест «Зима в деревне»

-Чаепитие «Посиделки у печки»

Физическое развитие

Разучивание игр «Горелки», «Золотые ворота», «Колечко».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе реализации проекта дети группы «Островок» получили знания об истории крестьянского жилища – избы, о ее устройстве, о быте русского народа в старину.

Также познакомились со старинными предметами домашнего обихода и их современными аналогами, получили возможность практического применения этих предметов. Словарный запас воспитанников обогатился названиями предметов русского быта.

Дети участвовали в изготовлении макета избы и печи.

Все это, несомненно, способствовало развитию мышления, расширению кругозора дошкольников и воспитанию уважения и любви к русской народной культуре.

                                 

Список литературы:

1. «Народная культура и традиции. Методическое пособие для воспитателей ДОУ». Автор-составитель Косарёва В. Н.. – СПб., «Детство-Пресс», 2018 «Истоки русской народной культуры в детском саду» И. Г. Гаврилова

2.Гаврилова  И.Г. «Истоки русской народной культуры в детском саду». – М., «Сварог и К», 2020.
            3. Козина И.В. «Лексическое темы по развитию дошкольников»». – М., «Сфера», 2020.
           4. Князева О.Л. «Пословицы русского народа. – СПб., «Детство- 1984

Приложение №1

Игра-квест

Эстафета на улице:

1. Перетягивание каната

2. Быстрые ложки

3. Игра «Золотые ворота»

4. Игра «Горелки»

Игры в группе:

1. Собери пазлы (изба, печь)

2. Намотай клубок

3. Водонос

4. Плетёный веник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Зима в деревне"

конспект по рисованию для детей средней группы из цыкла "Знакомство детей с пезажной живописью"....

Конспект НОД "Рассматривание репродукции картины Ф. В. Сычкова "Зима в деревне".

Материал способствует развитию у детей творческих способностей, эстетических чувств, развитию видения содержания, средств выразительности живописи....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Рассматривание репродукции картины Исаака Ильича Левитана « Деревня. Зима» и «Лес зимой»

Вызвать эмоциональное отношениме к природе. Подвести детей к пониманию того, как художник передал свое настроение с помощью цвета. Учить самостоятельно придумывать сюжет использовать выразительные сре...

Зима в деревне

Знакомство с традиционной-бытовой культурой русского народа (мини- музей «горница», «изба», «домашняя утварь»); расширение активного словаря; развитие интереса к по...