Методическая работа
материал

Харламова Светлана Алексеевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Анализ творческой группы « STEAM » «Экспериментирование с живой и неживой природой».

Слайд 2

Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой» парциальной модульной программы «STEM-образование детей дошкольного возраста»

Слайд 3

ЦЕЛЬ: формирование и совершенствование профессиональных умений и навыков педагогов по опытно –экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста. ЗАДАЧИ: 1. Подобрать познавательный, игровой материал экологического содержания, который вызовет заинтересованность и познавательную активность детей, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. 2. Способствовать участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов. 3. Способствовать развитию познавательной активности, наблюдательности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи. 4. Развивать элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий.

Слайд 4

ПЛАН РАБОТЫ НА 2021-2022 УЧ.ГОД Дата проведения Мероприятия Формы работы Отвественный Октябрь 1.Заседание творческой группы. Согласование направления творческой группы. 2.Разработка плана работы, объема и перечня мероприятий. 3.Презентация «Организация проектно-исследовательской деятельности дошкольника» Заседание. Презентация. Рекомендации. Харламова С.А. Январь 1.Заседание творческой группы. 2.Создание картотек: опыты, экспериментирования, наблюдения с детьми. Информационные листы для родителей «Детское экспериментирование: содержание и алгоритм проведения» Буклет «Экспериментируем дома» 3.Консультация для педагогов «Как выстраивать систему формирования познавательных интересов у детей дошкольного возраста. Алгоритм экспериментирования» Заседание. Картотека. Буклеты. Консультация. Творческая группа Апрель 1.Заседание творческой группы. 2.Итоги работы творческой группы по теме за учебный год. 3.Перспективы работы на новый учебный год. Презентация. Творческая группа

Слайд 5

АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА

Слайд 7

Опыты, эксперименты, исследования

Слайд 8

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Слайд 9

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

Анализ творческой группы «STEАM»

«Экспериментирование с живой и неживой природой».

Добрый день, Уважаемые коллеги!

«Расскажи – и я забуду,

покажи - и я запомню,

дай попробовать – и я пойму».

Китайская пословица

     Ведущая составляющая STEАM обучения –это  экспериментально-инженерная деятельность. В игровой форме дети учатся считать, измерять, сравнивать, приобретать навыки общения.  Непринужденные занятия в форме увлекательной игры развивают воображение и творческий потенциал. 

    Предлагаю вашему вниманию образовательный модуль

«Экспериментирование с живой и неживой природой».

Образовательный модуль позволяет:

- организовать знакомство детей со свойствами воды, воздуха, объектов неживой и живой природы, оптическими явлениями;

-сформировать представления об окружающем мире в опытно- экспериментальной деятельности;

-осознать единство всего живого в процессе наглядно- чувственного восприятия.

    В нашем ДОУ создана творческая группа STEАM образование «Экспериментирование с живой и неживой природой»

   Целью создания творческой группы является формирование и совершенствование профессиональных умений и навыков педагогов по опытно – экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста. 

     Для достижения цели  были поставлены следующие задачи:

1. Подобрать познавательный, игровой материал экологического содержания, который вызовет заинтересованность и познавательную активность детей, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

2. Способствовать участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов.

3. Способствовать развитию познавательной активности, наблюдательности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи.

4. Развивать элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий.

   

 

Творческая группа  в 2021-2022 учебном году провела 2 заседания.

На первом заседании составили план работы на 2021-2022 уч. год  ( Вы его видите на слайде)

Дата проведения

Мероприятия

Формы работы

Отвественный

Октябрь

1.Заседание творческой группы. Согласование

направления творческой группы.

2.Разработка плана работы, объема и перечня мероприятий.

3.Презентация «Организация проектно-исследовательской деятельности дошкольника»

Заседание.

Презентация.

Рекомендации.

Харламова С.А.

Январь

1.Заседание творческой группы.

2.Создание картотек: опыты, экспериментирования, наблюдения с детьми. Информационные листы для родителей «Детское экспериментирование: содержание и алгоритм проведения»

Буклет «Экспериментируем дома»

3.Консультация  для педагогов «Как выстраивать систему формирования познавательных интересов у детей дошкольного возраста. Алгоритм экспериментирования»

Заседание.

Картотека.

Буклеты.

Консультация.

Творческая группа

Апрель

1.Заседание творческой группы.

2.Итоги работы творческой группы по теме за учебный год.

3.Перспективы работы на новый учебный год.

Презентация.

Творческая группа

   

Для продуктивной работы мы с коллегами разработали алгоритм проведения эксперимента (опытов)

I. Подготовительный этап:

 I.1. Выбор объекта (темы) исследования, выявление неизвестного о данном объекте и осознание того, что хотим узнать. Важно помнить, что:

1. Объект (тема) исследования должен быть интересен ребенку, должен присутствовать элемент неожиданности, необычности.

2. Проводимое в ходе эксперимента исследование должно быть выполнимо, должен быть получен реальный результат.

 I.2. Выбор методики проведения эксперимента.

Определение типа экспериментирования, вида занятия – экспериментирования в зависимости от выбранного объекта, мотивирующего начала экспериментирования, цели и предполагаемого результата (что должно получиться в ходе эксперимента).

I.3. Отбор и подготовка пособий, инструментов, оборудования и инвентаря, необходимого для проведения эксперимента (зависит от вида занятия-экспериментирования)

II.Этап проведения эксперимента

II.1 Создание мотивации (мотивирующее начало) на занятии-экспериментировании. Мотивом включения в эксперимент может быть интригующий вопрос, игровая ситуация, сюрпризный момент, интересные события, необычные свойства привычных предметов.

II.2.Постановка проблемной задачи исследования перед детьми:

  • Проблемная задача должна быть понятной, вызывать интерес у детей, определенные эмоциональные переживания и содержать новизну. Задача должна быть представлена в виде проблемной, осмысленной ситуации с опорой на обобщенный или непосредственный жизненный опыт детей.
  •  Проблемная задача должна мотивировать ребенка на поиск ответа, возможно, в какой-то мере трудной, но достижимой (преодолимой) для ребенка.
  • Проблемная задача должна быть направлена на поиск смысла происходящих с объектом изменений.

На данном этапе происходит оформление собственных целей детьми, версий (способов) достижения цели, формулировка общей цели воспитателем.

II.3 Прогнозирование результатов.

   Воспитатель в ходе экспериментирования использует метод прогнозирования. Ведущим приемом здесь являются вопросы поискового характера: «Что стало бы с деревьями зимой, если бы они осенью не сбросили листву?», которые ложатся в основу гипотезы «Если сделать…, то докажем….» (в старшем дошкольном возрасте – гипотезу могут формулировать дети). Далее, предлагается проверить гипотезу на практике.

II.4. Правила проведения эксперимента:

  • правила безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления эксперимента (для каждого типа эксперимента возможны свои правила);
  •  закрепление последовательности (алгоритма) действий при проведении эксперимента; -
  • игровой тренинг внимания, восприятия (если необходимо).

Для развития самостоятельности у детей важно подкрепить правила схемами.

II.5. Выполнение эксперимента .

   Распределение детей на подгруппы (если эксперимент выполняет вся группа детей). В старшем дошкольном возрасте - выбор лидеров группы (ведущих, капитанов), помогающих организовать работу сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности.

Содержание и логика организации данного этапа связаны с тем, какой вид/тип экспериментирования организуется, с особенностями объекта, в отношении которого проходит эксперимент, с возрастными особенностями детей.

Что важно помнить при выполнении эксперимента:

  • должна быть четкая формулировка общей цели и четкая постановка проблемных задач;
  • дети дошкольного возраста способны воспринимать инструкцию из 3-4 действий (не более);
  •  количество объектов, подлежащих исследованию одновременно, не должно быть больше 2-х.

II.6.Получение и фиксирование результатов.

   Главным результатом эксперимента становится достижение цели, нахождение ответа на поставленный вопрос. Ценность представляет и само совершенное детьми открытие, и возможности его дальнейшего применения в познании, в труде, в повседневной жизни, и овладение дошкольниками способами проведения эксперимента.

II.7. Анализ полученных данных. Формулировка выводов.

Словесный отчет об увиденном:

  • при педагогической поддержке в раннем и младшем дошкольном возрасте
  • самостоятельно - в среднем и старшем дошкольном возрасте.

   На втором заседании  создали картотеки: опытов, экспериментирования, конспектов  занятий, игр по экспериментированию. Все это Вы можете увидеть на выставке.

  Были выпущены буклеты для родителей «Экспериментируем дома»

   В перспективе наша творческая группа планирует разработать картотеку наблюдений в природе и картотеку экспериментирований в природе на летний период.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса....

Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса. В литературе встречается немало определений понятия «Методическая работа». По ...

Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса. В литературе встречается немало определений понятия «Методическая работа». По ...

Методическая разработка "Использование интерактивных форм и методов в методической работе для формирование у педагогов потребности в профессиональном саморазвитии"

Методическая разработка включает в себя теоретическое обоснование и практическое использования интерактивных форм и методов в работе с педагогами ДОУ. В методической разработке представлен подробный ...

Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"

В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами  по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...

Самостоятельная работа № 9 по учебной дисциплине: «Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста» На тему: «Анализ работы методического кабинета ДОУ».

Методический кабинет ДОУ - центр, обеспечивающий воспитателей ДОУ необходимой информацией, средствами обучения, учебно-методической литературой. Создание, оснащение и организация работы методического ...