Практический тренинг «Научите родителей правильно играть с ребенком»
методическая разработка

Цель: оказать помощь родителям в обучении навыкам совместной игры с ребенком.

Задачи: уточнить представления родителей о важности игры для ребенка; рассказать о видах детских игр; помочь осознать типичные ошибки, которые совершают взрослые во время игры с ребенком; развивать навыки эффективного взаимодействия взрослого с ребенком в игре: внимательно наблюдать, слушать, взаимодействовать с позиции сотрудничества, поощрять, использовать описательные комментарии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_igra.docx22.58 КБ

Предварительный просмотр:

Практический тренинг

«Научите родителей правильно играть с ребенком»

Цель: оказать помощь родителям в обучении навыкам совместной игры с ребенком.

Задачи: уточнить представления родителей о важности игры для ребенка; рассказать о видах детских игр; помочь осознать типичные ошибки, которые совершают взрослые во время игры с ребенком; развивать навыки эффективного взаимодействия взрослого с ребенком в игре: внимательно наблюдать, слушать, взаимодействовать с позиции сотрудничества, поощрять, использовать описательные комментарии.

Материалы, оборудование: мультимедиа; лист бумаги (формат А3), маркер, песочница с игрушками, бумага и карандаши.

Ведущие: педагог-психолог, воспитатель.

Аудитория: родители воспитанников от 3 до 7 лет.

Продолжительность: 1,5 часа.

Правила поведения на тренинге:

– говорите только о том, что волнует вас именно сейчас;

– начинайте предложения от первого лица, например: «Я думаю, что…»;

– внимательно слушайте и не перебивайте тех, кто говорит в данный момент;

– не оценивайте личность другого участника

Ход мероприятия

1. Приветствие

        Родители садятся на стулья по кругу. У каждого участника — бейджик с именем. Предложите родителям по очереди представиться: назвать свое имя и чьим родителем является, например: «Я Светлана, мама Иванова Егора».

Далее расскажите о правилах поведения на тренинге.

Игра-разминка «Поменяйтесь местами»

Педагог-психолог: Наша встреча посвящена игре, и начнем мы ее с игры-разминки. Ваша задача — меняться местами по признаку, который я назову. Поменяйтесь местами родители сыновей; родители дочерей; те, кто в детстве любил играть в машинки; в куклы; в прятки; с кем играли его родители; кто любит играть до сих пор; кто хоть иногда играет со своими детьми; кто любит своих детей.

2. Беседа о важности игры

Покажите родителям видеоролик о том, как их дети играют в группе.

Обсуждение «В чем важность детской игры?»

Педагог-психолог: Дошкольный возраст называют возрастом игры. И это не случайно. Все то, чем занимаются маленькие дети, когда предоставлены сами себе, — это игра: насыпают песок в ведерко, бросают мяч, возятся с приятелем, готовят кукольный обед.

Когда-то детская игра считалась пустым времяпровождением. Сегодня мало кто отрицает ее важность. Давайте порассуждаем, в чем польза игры для детей.

(Родители высказываются по желанию, ассистент делает записи  под заголовком «В чем важность детской игры?».)

        Игра — средство самореализации и самовыражения. В игре ребенок может реализовать свои желания и интересы, построить свой мир, быть таким, каким хочется.

        Через игру ребенок повышает уверенность в себе, в своих силах, возможностях. Она позволяет остановить мгновение, повторить и прожить его много раз. Например, ребенок ездил с родителями на теплоходе, и теперь это приятное событие может постоянно повторяться в игре.

        Игра дарит ему радость и поддерживает здоровье.

        Ребенок избавляется от негативных эмоций через игру. Когда ребенок играет, он познает свойства предметов, закрепляет полученные знания о мире, тренирует отдельные практические навыки. Например, девочки тренируются быть хозяйкой, как мама, а мальчики — чинить мебель в квартире, как папа.

        В игре действие особое, ненастоящее, «понарошку», «как будто». Это действие в воображаемой ситуации. Поэтому в игре развивается способность к воображению, образному мышлению.

        Ребенок воспроизводит взаимоотношения взрослых и так осваивает правила поведения во взрослом мире. В совместной игре со сверстниками он учится учитывать мнение и действия другого, пояснять свои действия, договариваться, управлять собой, контролировать свои эмоции и сдерживать непосредственные желания.

3. Обсуждение «Польза совместной игры взрослого с ребенком»

Педагог-психолог: Как вы думаете, стоит ли включаться взрослому в игру ребенка или он должен играть самостоятельно? Какова польза от совместной игры взрослого с ребенком?

(Родители высказываются по желанию, ассистент добавляет новые пункты в список «В чем важность детской игры?»; если пункты повторяются, он обводит их номера.)

Педагог-психолог: Совместная игра помогает выстроить теплые отношения, укрепить привязанность между членами семьи и создать запас положительных эмоций и опыта, на который можно опереться в период конфликтов.

        Во время игры с ребенком родители могут поднять его самооценку и повысить уверенность в собственных силах; помочь приобрести навыки решения проблем, освоить новый опыт и развить воображение; развить словарный запас; научить передавать свои мысли, чувства и потребности.

        Совместная игра помогает ребенку действовать в обществе, учит играть по очереди, делиться и понимать чувства других. Если родители регулярно участвуют в игре, то ребенок проявляет креативность, уверенность в себе и имеет меньше поведенческих проблем.

        Насколько часто стоит участвовать в совместных играх со своими детьми, зависит от их индивидуальных особенностей и потребностей, возраста и жизненной ситуации. Если вы видите, что у ребенка явно выражены негативные проявления в поведении, эмоциональные или познавательные трудности, задержки развития, то совместная игра пойдет ему на пользу.

4. Разминка «Я играю со своим ребенком в…»

Родители встают в круг и по очереди бросают друг другу мяч, заканчивая предложение «Я играю со своим ребенком в…».

5. Мини-лекция «Виды игр»

Педагог-психолог: Все игры можно разделить на две группы: сюжетные (творческие) игры и игры с правилами.

Сюжетные игры: в дочки-матери, в войну, в школу. В них нет установленных правил либо правила возникают и изменяются в ходе игры. В сюжетной игре ребенок может превратиться в доктора или воина, разыграть воображаемое сражение или содержание сказки, стул может стать домом, а плюшевый мишка — лучшим другом.

Игры с правилами: дидактические и подвижные игры. Многие из вас играли в детстве в жмурки, догонялки, настольные игры и словесные: «Съедобное — несъедобное», «Испорченный телефон». В таких играх есть правила, водящий и участники, есть соревновательный момент, стремление к победе.

Взрослые охотнее играют с детьми в игры с правилами. Эти игры им понятны и интересны, т. к. они присутствуют и в их жизни: лото, шахматы, футбол, компьютерные игры.

В сюжетные игры взрослые играют редко. Но именно они лучше развивают дошкольника. Сейчас я расскажу вам о том, как играть с ребенком в сюжетные игры и избегать при этом распространенных ловушек, в которые попадают взрослые.

6. Мини-лекция «Ловушки, в которые попадают взрослые во время игры с ребенком»

Подберите к каждой ошибке короткие видеосюжеты (1,5–2,5 минуты) либо ролевые игры, которые отображают ее содержание. После просмотра видеоролика предложите родителям высказать свое мнение об увиденном, назвать ошибку родителя и определить негативные последствия такого поведения. Ассистент записывает найденные ошибки в виде краткой фразы, как в названии пункта.

Ошибка № 1. Увлечен игрой, а не ребенком

Педагог-психолог: Родители так увлекаются игрой, что игнорируют детей или доминируют в действиях. Ребенок в таких случаях наблюдает, как играет взрослый. Участвуя в игре как зритель, ребенок теряет интерес к ней и перестает играть с родителями.

Совет: попытайтесь сосредоточиться на ребенке, представьте, что вы — внимательная публика, расслабьтесь и наблюдайте за тем, что он делает, с энтузиазмом хвалите его старания. Если вам действительно хочется построить свой волшебный замок из песка, вам ничто не помешает заняться этим, когда дети лягут спать.

Ошибка № 2. Берет лидерство в игре на себя

Педагог-психолог: Родители стараются специально организовывать игру ребенка, и выстраивают целую цепочку указаний: как правильно построить крепость, покормить куклу или нарисовать цветок. Им очень важен результат игры и ее «правильность».

Если ребенок снова и снова повторяет свои действия (что свойственно маленьким детям), взрослым это быстро надоедает, и они пытаются ускорить темп игры: предлагают новую идею или другой способ использования игрушки.

Совет: стремитесь следовать за ребенком, за его идеями и воображением, а не навязывать собственные представления. Не организуйте его деятельность, отдавая указания, и не пытайтесь всему научить.

Не торопите ребенка во время игры, заинтересованно наблюдайте, дайте возможность проявить воображение. Если вы просто сидите и смотрите, ребенок увлечен игрой и заинтересован ею. Ваше внимательное отношение учит его сосредоточиваться на одном занятии.

Подражайте действиям ребенка и играйте с ним так, как он просит. Такой подход способствует развитию способности играть и думать самостоятельно. Вы можете включиться в игру как равный партнер или принять на себя роль героя. И тогда можно что-то предложить, подкинуть какую-то идею. Используйте для этого фразы, которые начинаются со слов: «А давай…», «А давай как-будто…». Или же предложите идею развития сюжета от имени героя, например от зайчика: «Ох, у меня заболел живот от морковки!». Так вы предоставите ребенку выбор в игре.

Ошибка № 3. Критикует и исправляет игру ребенка

Педагог-психолог: Сколько раз вы ловили себя на реплике: «Нет, это сюда не подходит» или «Так делать неправильно!». Вместо того чтобы поощрять творческий процесс, взрослый показывает идеал игры.

Из-за критических замечаний и исправлений игра кажется ребенку слишком трудной. Он чувствует, что не оправдывает ожидания родителей, и у него развивается чувство беспомощности и некомпетентности. Такое поведение родителей заставляет ребенка отказаться от новых идей или экспериментов с игрушками: вдруг он что-то сделает неправильно.

Совет: не оценивайте, не поправляйте детей и не спорьте с ребенком во время игры. Поощряйте фантазии, идеи и творческие способности вашего ребенка. Не забывайте, что детская игра не должна быть правильной в вашем представлении. Поощряйте игры «понарошку», обсуждения воображаемых существ, разыгрывание сказок и воображаемых ситуаций.

Подумайте о том, как вы можете похвалить идеи, мысли и поведение ребенка, например его сосредоточенность, настойчивость, сотрудничество, попытки решить проблему, изобретательность и уверенность в себе. Например, вы можете сказать: «Ты придумал свою собственную игру. Как интересно!».

Ошибка № 4. Во всем помогает ребенку в его игре

Педагог-психолог: Иногда дети во время игр задают взрослому много вопросов, что и как делать: «А можно я вот этой машинкой поиграю?», «Куда теперь поставить кубик?», или просят о помощи: «Принеси мне воды!», «Открой баночку!».

Родители спешат на помощь и тогда, когда ребенок их об этом не просит. Представьте, что маленький мальчик старательно пытается закрыть коробку крышкой, но у него не получается. Его мама говорит: «Давай я сделаю».

Если родители оказывают чрезмерную помощь или выполняют действия за ребенка, это снижает его уверенность в собственных силах и чувство самоуважения, воспитывает зависимость от взрослых. У ребенка развивается манипуляторное поведение.

Совет: сдерживайте желание во всем помогать ребенку и принимать за него решения. Побуждайте его самостоятельно решать проблемы. На детские вопросы и просьбы о помощи сообщайте, что верите в него. Пример диалога, в котором взрослый забирает у ребенка самостоятельность в игре:

Ребенок: Можно мне поиграть с куклой?

Взрослый: Разумеется.

Правильные варианты ответов:

Ребенок: Можно мне поиграть с куклой?

Взрослый: Ты можешь сам это решить.

Ребенок: Пойди, принеси мне ножницы.

Взрослый: Если тебе нужны ножницы, можешь их взять.

Ребенок: Что ты хочешь, чтобы я нарисовал?

Взрослый: Ты можешь сам решить, что будет на твоем рисунке.

Окажите необходимую поддержку, похвалите и подбодрите ребенка, чтобы у него не пропало желание играть.

Если ребенок не имеет какого-то опыта, можно предоставить ему выбор.

Например: — Я не знаю, как сделать дом, — говорит ребенок. — Ты можешь выбрать, из чего строить: кирпичики, коробки, стул или что-то другое, что ты считаешь нужным.

Помогите, но не берите все на себя, поощряйте самостоятельность в решении проблем. Когда вы видите реальные затруднения ребенка в чем-либо, вы можете предложить ему сделать что-то вместе, но не делайте это за него.

Например, вашему ребенку трудно завинтить винты гаечным ключом, уточните, каким способом ему можно помочь, или скажите: «А что если я подержу вот здесь, пока ты завинчиваешь?». Таким образом, ребенок ощутит удовлетворение.

Ошибка № 5. Задает во время игры много вопросов

Пригласите двоих добровольцев и предложите поиграть в песочнице, которая установлена на столе. В песочнице лежат кубики и фигурки животных. Во время игры ассистент в роли родителя все время задает играющим вопросы. После игры предложите участникам игры поделиться своими чувствами. Обсудите ситуацию со всеми участниками.

Педагог-психолог: Иногда во время игры родители задают детям много вопросов: «Это что за зверь?», «Сколько у него пятен?», «Какой он формы?», «Куда он идет?», «Что ты строишь?». Так они хотят помочь своему ребенку узнать что-то новое или развить слишком однообразный сюжет игры: «А теперь что ты будешь делать?», «Куда сейчас поедет машина?».

Вопросы превращаются в своеобразные указания и воспринимаются детьми как вмешательство в игру. Поэтому ребенок занимает оборонительную позицию и замолкает.

Совет: сосредоточьтесь на действиях ребенка, покажите, что заинтересованы в его игре. Если вы все-таки задаете вопросы, обязательно ограничьте их количество. Положительно реагируйте на его ответ своим интересом и ободрением. Например:

Взрослый: Что это за зверь?

Ребенок: Это жираф.

Взрослый: А, жираф. Ты и вправду разбираешься в животных!

Положительная реакция поощряет стремление отвечать на вопросы и обогащает ответ дополнительной информацией.

Проявить интерес к игре ребенка просто — сопровождайте его действия комментариями. Например, вы можете сказать: «У тебя жираф такого замечательного красного цвета» или «Ты ставишь машину в гараж. Теперь заливаешь бензин» и т. д.

Описательное комментирование — «освещение» текущей деятельности ребенка, которое часто напоминает спортивный комментарий футбольного матча.

7. Мини-лекция «Задачи, которые решаются через описательное комментирование»

Педагог-психолог: Комментируя детскую игру, называйте признаки предметов, с которыми играет ребенок: цвет, форму, количество, размеры (длинный, короткий, высокий, меньше, чем…), расположение (вверху, внизу, рядом, позади, близко), действия с предметами (летает, ползает, сохнет, растет).

В комментариях поощряйте и закрепляйте позитивное детское поведение: умение думать, внимательно слушать, самостоятельно работать, настойчиво пытаться справиться с трудным делом и выполнять указания.

Если у ребенка есть братья и сестры или друзья, которые пришли поиграть, воспользуйтесь этой возможностью и потренируйте его социальные навыки. В этом случае описывайте их социальное поведение: ждет своей очереди, умеет делиться игрушками, помогает другому, благодарит, просит разрешения взять чужую игрушку, делает различные предложения.

Научите ребенка правильно выражать чувства, делитесь с ним своими эмоциями. Замечайте и комментируйте детские чувства во время игры: когда ребенок выглядит спокойным, довольным, любопытным, взволнованным, уверенным в себе, гордым, отчаявшимся или напряженным.

8. Тренировка умения комментировать игру ребенка

Зачитайте участникам краткое описание фрагментов игры. Родители объединяются в подгруппы и сочиняют комментарий либо выбирают наиболее правильный вариант из нескольких предложенных. Далее они разбирают ответы с ориентировкой на плакат «В чем важность детской игры?». Например:

Ребенок: Я буду рисовать картинку специально для тебя. Что ты хочешь, чтобы я нарисовала?

Взрослый: Это картинка специально для меня. Ты можешь выбрать и нарисовать то, что захочешь. (Вместо: Мне нравятся цветы, нарисуй их мне.)

Ребенок (делает постройку из деревянного конструктора. То, что он строит, все время разваливается. Он злится): Ну вот! Опять все развалилось! Это какие-то неправильные кубики!

Взрослый: Да, постройка никак не получается устойчивой, и ты очень сердишься из-за этого. (Вместо: Не переживай, это такая ерунда! Давай,  я тебе помогу, и все получится!)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практический тренинг с родителями. Фантазии из муки, воды и соли.

Соленое тесто - один из наиболее доступных материалов для творчества. Но даже самый простой материал полностью раскроет свои возможности только в том случае, если вы почувствуете его крастоу, узнаете ...

Фантазии из муки, соли и воды. Практический тренинг для родителей в работе с соленным тестом.

Соленое тесто- один из наиболее доступных для творчества материалов. Но даже самый простой материал полностью раскроет свои возможности только в том случае, если вы почувствуете его крастоу, узнаете е...

Практический тренинг для родителей детей раннего и младшего дошкольного возраста по созданию игровых замыслов.

цель тренинга - показать родителям, что через создание игровой ситуации, можно решать любые задачи развития малышей....

Практический тренинг с родителями на тему "Воспитание нравственности у дошкольников среднего дошкольного возраста"

- Душа ребенка – это полная чаша. Какими вы хотите видеть наших детей? Какими качествами вы хотели бы их наделить? У каждого из вас есть сердечко, напишите на красной его стороне качество, котор...

Практический тренинг для родителей "Развиваемся играя"

Методическая разработка практический тренинг для родителей "Развиваемся играя" помогает обучить навыкам совместной игры с ребёнком....

Игровой тренинг с родителями "Вместе играем-речь ребенка развиваем"

Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы с вами поучимся организации речевых игр, совместных с ребенком. Речь - могущественное орудие всестороннего развития ребенка. Навык правильнойречи, каки все...