Методическое объединение
презентация

Бартули Cветлана Сергеевна

Методическое объединение с педагогами дополнительного образования на тему: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа: структура и оформление

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop._programmy_struk-ra_i_oformlenie.pptx183.33 КБ
Файл dop.programmy.docx34.26 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«ДОПОЛОНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА: СТРУКТУРА и ОФОРМЛЕНИЕ»

Слайд 2

Дополнительная программа н ормативно-управленческий документ учреждения, определяющий содержание дополнительного образования детей, разработанный по одной направленностей дополнительного образования и представляющий собой комплекс средств воспитания, обучения, оздоровления, развития детей, реализуемый на основе имеющихся ресурсов (кадровых и материальных) в соответствии с социальным заказом. АВТОРСКАЯ МОДИФИЦИРОВАННАЯ

Слайд 3

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ - титульный лист; -содержание; -пояснительную записку ( актуальность программы , отличительные особенности программы , адресат программы , объём и срок освоения программы , режим занятий, периодичность и продолжительность , форма обучения , особенности организации образовательного процесса (работа с детьми с ОВЗ, дети-инвалиды, одарённые дети и т.д.); - цель и задачи программы; -содержание программы ( учебно-тематический план; содержание учебно-тематического плана) -планируемые результаты; -календарный учебный график; - условия реализации программы; -формы аттестации/контроля; -оценочные материалы; - методическое материалы программы; список литературы

Слайд 4

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

Слайд 5

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы туризма и краеведения» (далее Программа) имеет туристско-краеведческую направленность. Программа разработана в соответствии с нормативно – правовыми документами: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 9.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».(с изм. и доп. от 30.09.2020 г.) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 года N 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ» Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015г. N 996-р) Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Устав и локальные нормативные акты МБУДО «ДДТ им. Зотова В.А . - актуальность программы - отличительные особенности программы - адресат программы -объём и срок освоения программы -режим занятий, периодичность и продолжительность -форма обучения ( Программа предполагает форму по сетевому взаимодействию) -особенности организации образовательного процесса (работа с детьми с ОВЗ, дети-инвалиды, одарённые дети и т.д.); РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

Слайд 6

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ Цель программы – это заранее предполагаемый результат образовательного процесса, к которому надо стремиться. При характеристике цели необходимо избегать общих абстрактных формулировок. Цель должна быть связана с названием программы, отражать ее основную направленность и желаемый конечный результат. За дачи программы Личностные (воспитательные) воспитательные задачи , то есть отвечающие на вопрос, какие ценностные ориентиры, отношения, личностные качества будут сформированы у обучающихся . Метапредметные (развивающие) развивающие задачи , то есть связанные с развитием творческих способностей, возможностей, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, волевых качеств и т.д. и указывать на развитие ключевых компетентностей, на которые будет делаться упор при обучении ; Предметные (образовательные) обучающие задачи , то есть отвечающие на вопрос, что узнает, в чем разберется, какие представления получит, чем овладеет, чему научится обучающийся, освоив программу;

Слайд 7

Содержание программы - Учебно-тематический план - Содержание учебно-тематического плана Планируемые результаты Предметные результаты должны быть соотнесены с обучающими задачами и сформулированы в соответствии с требованиями к знаниям и умениям, приобретенными учащимся в процессе каждого года обучения по программе . Личностные результаты следует соотнести с воспитательными задачами и перечислить качества личности, которые могут развиваться у учащихся в ходе занятий. Метапредметные результаты соотносятся с развивающими задачами.

Слайд 8

Календарный учебный график УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ программы Формы аттестации / контроля Оценочные материалы Методические материалы СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Слайд 9

Требования к оформлению: -текст должен быть набран в программе Wordfor Windows ; - формат А 4; - шрифт - Times New Roman; -размер 12; 14; -текст по ширине; -интервал 1.15, перенос автоматический; -поля: верхнее и нижнее по 1,5 см., левое- 2,5 см., правое-1.5 см.; -абзац - красная строка-1.25 см; -страницы пронумерованы.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества имени Зотова Виктора Андреевича»

Методическое объединение

Тема: Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы в дополнительном образование: структура и оформление

Разработчик:

методист

 Бартули Светлана Сергеевна

        Осинниковский городской округ, 2022г.        

Содержание:

1. Дополнительная общеобразовательная программа: структура и оформление..3

2.Содержание программы………………………………………………………………...3

3. Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы…………………………………………………………………………………..4

4. Оформление программы……………………………………………………………...10

Дополнительная общеобразовательная программа:

структура и оформление

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее – Программа) является одним из основных документов детского творческого объединения, так как в ней отражаются приоритетные концептуальные, содержательные и методические подходы к образовательной деятельности и её результативности, организационные нормативы работы творческого объединения. 

Программа является локальным нормативным документом, поэтому она должна пройти проверку и утверждение в определённом порядке:  

  • обсуждение программы на методическом (педагогическом) совете образовательного учреждения – анализ качества документа, его соответствия уставу образовательного учреждения, действующим нормативно-правовым документам и требованиям к содержанию дополнительного образования детей. Решение об утверждении образовательной программы обязательно заносится в протокол методического (педагогического) совета;  
  • утверждение образовательной программы приказом директора образовательного учреждения на основании решения педагогического совета.  

Только после утверждения программы приказом директора она может считаться полноценным нормативно-правовым документом детского объединения дополнительного образования. 

Дополнительная общеразвивающая программа (далее Программа) – нормативно-управленческий документ учреждения, определяющий содержание дополнительного образования детей, разработанный по одной из направленностей дополнительного образования и представляющий собой комплекс средств воспитания, обучения, оздоровления, развития детей, реализуемый на основе имеющихся ресурсов (кадровых и материальных) в соответствии с социальным заказом.

Авторская дополнительная общеразвивающая программа– документ, имеющий авторскую концепцию построения образовательного процесса и (или) содержания образовательной программы. Авторская программа разрабатывается одним или группой авторов.

Модифицированная общеразвивающая программа– программа, адаптированная под условия учреждения, скорректированная конкретным педагогом, содержание данной программы основано на типовой, с внесением изменений в отбор тем, порядок их изучения, изменений в распределении часов, в отбор материала по темам.

Положение – локальный акт, устанавливающий порядок образования, структуру, компетенцию, функции, права и обязанности организации, организацию деятельности структурных подразделений, коллегиальных органов;

Содержание программы

Целями и задачами Программ в первую очередь, является обеспечение обучения, воспитания, развития детей.
Содержание Программ должно соответствовать: - достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;
- соответствующему уровню образования;
- направленностям Программ;
- современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения; методах контроля и управления образовательным процессом; средствах обучения.

Содержание должно быть направлено на:
- создание условий для развития личности ребенка;
- развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;

- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям; - профилактику асоциального поведения;
- создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур;
- целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;
- укрепление психического и физического здоровья детей;
- взаимодействие педагога с семьей.

СТРУКТУРА ПРОГРАММ

Программа включает следующие структурные элементы:

- титульный лист;

-содержание;

-пояснительную записку (актуальность программы, отличительные особенности программы, адресат программы, объём и срок освоения программы, режим занятий, периодичность и продолжительность, форма обучения, особенности организации образовательного процесса (работа с детьми с ОВЗ, дети-инвалиды, одарённые дети и т.д.);

- цель и задачи программы;

-содержание программы (учебно-тематический план; содержание учебно-тематического плана)

-планируемые результаты;

-календарный учебный график;

- условия реализации программы;

-формы аттестации/контроля;

-оценочные материалы;

- методическое материалы программы;

- список литературы.

Титульный лист включает: 

- наименование образовательного учреждения;

- указание где, когда и кем принята и утверждена Программа;

- название Программы;

- возраст детей, на которых рассчитана Программа;

-  срок реализации Программы;

- ФИО, должность разработчика Программы;

- название населенного пункта, в котором реализуется Программа;

-  год разработки Программы.

Пояснительная записка раскрывает:        

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы туризма и краеведения» (далее Программа) имеет туристско-краеведческую направленность.

Программа разработана в соответствии с нормативно – правовыми документами:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021)
  2. Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 9.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».(с изм. и доп. от 30.09.2020 г.)
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 года N 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»
  4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015г. N 996-р)
  5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
  6. Устав и локальные нормативные акты МБУДО «ДДТ им. Зотова В.А.

- актуальность программы (

- отличительные особенности программы

- адресат программы

-объём и срок освоения программы

 -режим занятий, периодичность и продолжительность

 -форма обучения

Возможные формы организации образовательного процесса:

Индивидуальная

Групповая

Фронтальная

индивидуально-групповая

ансамблевая, оркестровая

работа по подгруппам (по звеньям)

Занятие по типу может быть комбинированным, теоретическим, практическим, диагностическим, лабораторным, контрольным, репетиционным, тренировочным и др.

Программа предполагает форму по сетевому взаимодействию. Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора, который заключается между организациями, указанными в части 1 настоящей статьи, и в котором указываются основные характеристики образовательной программы, реализуемой с использованием такой формы 

-особенности организации образовательного процесса (работа с детьми с ОВЗ, дети-инвалиды, одарённые дети и т.д.);

Цель и задачи общеобразовательной общеразвивающей программы

Цель программы:  

Цель программы – это заранее предполагаемый результат образовательного процесса, к которому надо стремиться. При характеристике цели необходимо избегать общих абстрактных формулировок. Цель должна быть связана с названием программы, отражать ее основную направленность и желаемый конечный результат. 

Цель программы одна.

Цели могут быть направлены:

  • на развитие ребенка в целом;
  • на развитие определенных способностей ребенка;
  • на обеспечение каждому ребенку требуемого уровня образования;
  • на формирование у каждого ребенка умений и потребности самостоятельно пополнять свои знания, умения, навыки;
  • на воспитание обучающихся в соответствии с высокими моральными ценностями;
  • на формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентаций, самосознания, общественно ценных личностных качеств; обеспечение гармоничного эстетического и физического развития; выработку навыков здорового образа жизни;
  • на обучение детей трудовым навыкам, приемам самостоятельной работы, коллективному взаимодействию, взаимопомощи, формирование культуры и пр.

Для написания формулировки цели педагог может использовать существительные: создание, развитие, обеспечение, приобщение, профилактика, укрепление, взаимодействие, формирование и др.

Например:

Цель программы: формирование основ экологической культуры по средством …..

Цель программы: формирование у обучающихся интереса к техническому творчеству.

Цель программы: эстетическое воспитание юного поколения средствами вокального искусства.

Задачи программы:

Задачи программы. Конкретизация цели осуществляется через определение задач, раскрывающих пути достижения цели. Задачи показывают, что нужно сделать, чтобы достичь цели. Нужно сформулировать адекватное количество задач.

Задачи должны соответствовать цели и подразделяться на группы:

  • -Личностные (воспитательные) воспитательные задачи, то есть отвечающие на вопрос, какие ценностные ориентиры, отношения, личностные качества будут сформированы у обучающихся.

  • - Метапредметные (развивающие) развивающие задачи, то есть связанные с развитием творческих способностей, возможностей, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, волевых качеств и т.д. и указывать на развитие ключевых компетентностей, на которые будет делаться упор при обучении;

  • - Предметные (образовательные) обучающие задачи, то есть отвечающие на вопрос, что узнает, в чем разберется, какие представления получит, чем овладеет, чему научится обучающийся, освоив программу;

Формулировать задачи следует в едином ключе, придерживаясь во всех формулировках одной грамматической формы:


Глагол

Существительные

способствовать, развивать, приобщать, воспитывать, обучить, сформировать, обеспечить, поддержать, расширить, углубить, познакомить, предоставить возможность и т.д.

помощь, развитие, приобщение, воспитание, обучение, формирование, обеспечение, поддержка, расширение, углубление, знакомство, предоставление возможности и т.д.

Варианты формулировок задач.

(ПРИМЕРЫ ЗАДАЧ ПРИВЕДЕНЫ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПЛАВЛЕННОСТЕЙ)

Обучающие:

  1. Учить наблюдать за явлениями в жизни животных живого уголка, самостоятельно ставить цель, находить пути решения и делать выводы;
  2. формировать представления о природных сообществах, их функциях в природе;
  3. Способствовать овладению русской народной певческой манерой исполнения.
  4. Обучить навыкам танцевального мастерства.
  5. Научить правильному дыханию.

Развивающие:

  1. Развитие умения думать, умения исследовать, умения общаться, умения взаимодействовать, умения доводить дело до конца и т.д.
  2. Развитие артистических, эмоциональных качеств у детей средствами вокальных занятий.
  3. Развитие координации, гибкости, пластики, общей физической выносливости.

Воспитательные:

  1. Сформировать гражданскую позицию, патриотизм.
  2. Воспитать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества, толерантность и т.д.).

Содержание программы

Учебно-тематический план Программы включает:

- перечень разделов, тем;

- количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.  Возможно изучение отдельных блоков, компонентов дистанционно на время болезни учащегося, карантина или по другим причинам.

Содержание Программы отражается в перечне учебного материала по каждой теме (теоретических и практических видов занятий). Указываются темы и количество часов на дистанционное обучение, если таковое имеется.

Содержание учебно-тематического плана

Раздел 1. …. (… ч.)

Тема 1.1. …. (Указать название темы)

Теория: (Указать краткое содержание)

Практика: (Перечислить практические формы работы по теме и названия)

Форма контроля: …

Тема 1.2. …

….

Раздел 2. …

…..

Планируемые результаты

1.4. Планируемые результаты

Предметные результаты должны быть соотнесены с обучающими задачами и сформулированы в соответствии с требованиями к знаниям и умениям, приобретенными учащимся в процессе каждого года обучения по программе.

Личностные результаты следует соотнести с воспитательными задачами и перечислить качества личности, которые могут развиваться у учащихся в ходе занятий.

Метапредметные результаты соотносятся с развивающими задачами.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета.

По окончанию 1 года обучения учащийся будет знать:

-

Будет уметь:

-

В результате обучения по программе учащиеся приобретут такие личностные качества как:

-

В результате обучения по программе у учащихся будут сформированы такие метапредметные компетенции как:

-

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

Календарный учебный график

Количество учебных недель –

Количество учебных дней –

Продолжительность каникул –

Даты начала и окончания учебных периодов / этапов –

Можно в виде таблички

Условия реализации программы

1. Материально-техническое обеспечение:

2. Информационное обеспечение:

3. Кадровое обеспечения:

 Формы аттестации / контроля

  1. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
  2. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов

вид контроля

входящий, текущий, тематический, рубежный, итоговый.

Контроль может проводиться в следующих формах:

собеседование;

зачет; зачетный лист;

вопросник по программе;

реферат; защита работы;

выполнение нормативов;

контрольное упражнение;

участие в конкурсах, выставках;

выступление на концертах, соревнованиях;

КВН, викторина, открытое занятие и др.

формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (в целом): выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.

! Перечислить без описания, согласно последовательности, представленной в УТП

Оценочные материалы

Отразить перечень диагностических методик.

Описание самих методик с указанием критериев и показателей представить в Приложении к программе.

Методические материалы

Перечислить методы обучения.

Указать формы организации учебного занятия.

Описать педагогические технологии, используемые в образовательной деятельности.

Описать алгоритм учебного занятия.

Перечислить дидактические материалы.

Список литературы

Основная литература:

- для педагога:

- для родителей: (если дети дошкольного возраста)

- для учащихся:

Дополнительная учебная литература: (при необходимости)

Наглядные материалы:

Интернет-ресурсы:

Оформление программ

При разработке дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы необходимо помнить, что Программа является локальным нормативным документом образовательной организации. Она должна быть изложена в научно-деловом стиле и выполнять действующие требования и рекомендации Министерства просвещения РФ и Департамента образования и науки города Москвы. Программа показывает уровень профессиональной подготовки её разработчика

Оформление программы должно соответствовать требованиям:

-текст должен быть набран в программе Wordfor Windows;

-формат А 4;

-шрифт - Times New Roman;

-размер 12; 14;

-текст по ширине;

-интервал 1.15, перенос автоматический;

-поля: верхнее и нижнее по 1,5 см., левое- 2,5 см., правое-1.5 см.;

-абзац - красная строка-1.25 см;

-страницы пронумерованы.

На основании Программы педагогом дополнительного образования разрабатывается индивидуальный учебно-тематический план, который является нормативным документом при организации образовательного процесса и ведения журнала учета рабочего времени педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

итоговый буклет для педагогов о проведении городского методического объединения в форме "методическая неделя"

Предлагается вариант оформления  итогового буклета по деятельности городского методического объединения  в форме "Методическая неделя". (темы встреч, фото, тезисы,  рекомендации)...

Методическая разработка по теме «Радостное познание в совместном творчестве – условие успешного развития ребенка». Выступление на городском методическом объединении воспитателей МДОУ.

Методическая разработка по теме «Радостное познание в совместном творчестве – условие успешного развития ребенка». Выступление на городском методическом объединении воспитателей МДОУ.Автор-разработчик...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возрас

С данным материалом я выступала на методическом объединении учителей начальных классов. В нём методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление сопровождается презентацией....

Выступление на городском методическом объединении воспитателей ДОУ "Презентация методического комплекса для детей дошкольного возраста "Изучаю тело человека"

Данное выступление раскрывает принципы систематической работы с детьми 4-7 лет по вопросам ознакомления с внешним и внутренним строением человеческого организма и формированию принципов ЗОЖ. Данный ма...

«Родительское объединение, как эффективная форма партнерства с родителями в воспитании нравственно – патриотических качеств дошкольников старшего возраста» сообщение из опыта работы на городском методическом объединении воспитателей групп старшего возр

laquo;Родительское объединение, как эффективная форма партнерства с родителями в воспитании нравственно – патриотических качеств дошкольников старшего возраста»сообщение из опыта ра...

Музыкальная пауза на методическом объединении для воспитателей младших и средних групп по теме «Музыкальные игры с родителями для объединения родительской общественности»

Музыкальная пауза на методическом объединении для воспитателей младших и средних групп по теме «Музыкальные игры с родителями для объединения родительской общественности»...

заседание методического объединения воспитателей «Сказки» и педагогов групп компенсирующей направленности МБДОУ ЦРР ДС №58, ставших в этом учебном году участниками поофессионального объединения.

1 июня в МБДОУ ДС №53 состоялось очередное заседание методического объединения воспитателей «Сказки» и педагогов групп компенсирующей направленности МБДОУ ЦРР ДС №58, ставших в этом учебном году участ...