Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми, имеющими статус ОВЗ
статья

Надёжкина Любовь Владимировна

В настоящее время здоровье подрастающего поколения не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества. Количество детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), имеющих речевые нарушения, не уменьшается, а неуклонно растет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми, имеющими статус ОВЗ

        В настоящее время здоровье подрастающего поколения не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества. Количество детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), имеющих речевые нарушения, не уменьшается, а неуклонно растет.

        Согласно Федеральному образовательному стандарту одной из приоритетных задач дошкольного образования является:

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка (в т.ч. дети с ОВЗ);

- формирование общей культуры личности детей, в т.ч.ценностей здорового образа жизни;

- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи в вопросах охраны и укрепления здоровья детей.

        Дети с нарушениями речи, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического здоровья. Для них характерны нарушение общей и мелкой моторики, слабая нервно-мышечная регуляция процессов дыхания, голосоведения, артикуляции, нестабильность нервной системы (эмоциональная возбудимость, чрезмерная расторможенность либо заторможенность, неустойчивость и повышенная истощаемость нервных процессов, дефицит внимания, низкая работоспособность) на фоне остаточных проявлений органического поражения центральной нервной системы. У большинства детей имеющих основной диагноз тяжелые нарушения речи (далее – ТНР) имеются в анамнезе хронические заболевания, неврозы. Все это приводит к трудностям в общении и обучении данной категории детей.

        Обучение и воспитание данной категории воспитанников проходит по адаптированной образовательной программе дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ). Целью этой программы является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.

Здоровьесбережение – одна из основных педагогических технологий, используемых в работе с детьми ТНР.

        Использование здоровьесберегающих технологий базируется на таких дидактических принципах, как: научность, системность, доступность, индивидуальность. Кроме того, здоровьесберегающие технологии, являясь качественной основой любой педагогической технологии, должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, сформулированным профессором Р.К. Смирновым:

- принцип «Не навреди!» - все применяемые методы, приемы должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящие вреда здоровью;

- принцип приоритета действенной заботы о здоровье – все используемые средства должны быть оценены с позиции влияния на психофизическое состояние участников образовательного процесса;

- принцип непрерывности и преемственности – работа ведется не от случая к случаю, а систематически, ежедневно;

- принцип субъект-субъектного взаимоотношения – ребенок является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах;

- принцип активности и сознательности участников образовательного процесса;

- принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся;

- принцип комплексного, междисциплинарного подхода – единство в действиях всех субъектов воспитательно-оздоровительного процесса.

        В рамках здоровьесберегающих технологий выделяется несколько направлений,  работа по которым строится с учетом психофизических особенностей детей с речевой патологией (рис. 1).

        В ДОУ создана система взаимодействия педагогов и родителей направленная на приобщение дошкольников к здоровому образу жизни:

  • Медико-профилактическая (проведение медосмотров, контроль состояния здоровья детей, противоэпидемиологическая работа, организация групп здоровья, профилактика многих заболеваний, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества организации питания и т.д.);
  • Физкультурно-оздоровительная (утренняя гимнастика, гигиенические, закаливающие процедуры, прогулка, физкультурные и проведение спортивных мероприятий, подвижные игры т.д.);
  • Валеологическое образование родителей (мотивация родителей к ведению здорового образа жизни, обучение родителей способам взаимодействия с детьми по формированию у них валеологической культуры);
  • Валеологическое просвещение педагогов (ознакомление воспитателей с инновационными здоровьесберегающими технологиями и способами их внедрения, мотивация к здоровому образу жизни, расширение знаний о возрастных и психологических особенностях дошкольников);
  • Здоровьесберегающее образование детей (формирование валеологических значений и навыков).

Рис. 1. Картотека здоровьесберегающих технологий.

Физкультминутка

- смена вида деятельности, предупреждение утомляемости

- снятие мышечного, мозгового и нервного напряжения

- активизация кровообращения

- повышение интереса детей к ходу занятия

- создание положительного эмоционального фона

Дыхательная гимнастика

- активизация мозгового кровообращения

- насыщение организма кислородом

- улучшение работы внутренних органов

- тренировка дыхательного аппарата

- профилактика заболеваний органов дыхания

- повышение защитных сил организма

- восстановление душевного равновесия

- развитие речевого дыхания

Пальчиковая гимнастика

- развитие мелкой моторики

- осязательных ощущений координации движений пальцев и рук

- развитие творческих способностей

- решение проблем речевого развития

Гимнастика для глаз

- снятие напряжения

- предупреждение утомления

- тренировка глазных мышц

Психогимнастика

- нормализация состояния у детей с неврозами или нервно-психическими расстройствами

- коррекция отклонений в поведении или характере

- развитие познавательных психических процессов

Ритмопластика

- восполнение у детей «двигательного дефицита»

- развитие двигательной активности детей

- укрепление мышечного корсета

- формирование эстетических понятий

Игротерапия

- снятие у детей психоэмоционального напряжения, избавление от страхов и неуверенности в себе

- проявление эмоций и фантазий

Аромотерапия

- улучшение самочувствия и настроения детей

- профилактика простудных заболеваний

- решение проблем со сном

        Применение здоровьесберегающих технологий положительно сказывается на психоэмоциональном состоянии детей, развивает их потенциал. Кроме того, защищает детский организм от перенапряжения и усталости. Именно системное и последовательное использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе преемственность в деятельности всех специалистов дошкольного учреждения способствуют повышению эффективности работы по сохранении. И поддержанию здоровья детей, имеющих речевые нарушения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения (охрана зрения).

В данном материале дана краткая информация о зрительном анализаторе. Описано поэтапное формирование оптической системы глаза. Обозначены современные теоретические взгляды на причины нарушения зрения в...

"Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения"

Дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, релаксация, песочная терапия, психогимнастика, самомассаж, логоритмика, арт-терапия....

Городской теоретико-практический семинар "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющих нарушения речи"

Выступление на семинаре-практикуме на тему "Эффективность использования пальчиковых игр и физкультурных минуток в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками"...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими нарушение речи.

Материал из опыта работы воспитателя коррекционной группы по использованию здоровьезберегающих технологих в работе с детьми имеющими нарушения речи...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими нарушение речи.

Материал из опыта работы воспитателя коррекционной группы по использованию здоровьесберегающих технологих в работе с детьми имеющими нарушения речи...

Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения» Презентация

Описание применения здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда ДОУ...