Исследовательский проект " Солнечный зайчик"
проект

Никулина Наталья Николаевна

Как известно, на логопедических занятиях ребенок включен в разнообразные виды деятельности; он говорит, совершенствует звукопроизношение, пишет, читает, отвечает на вопросы. Но по его поведению и по отношению к занятию видно, что эмоционально ребенок пассивен: обучение таким рутинным вещам, как произнесение отдельных звуков, анализ слов и предложений, не захватывает их эмоций. Учеными доказано, что наиболее полно и отчетливо ребенок воспринимает и запоминает то, что было получено за счет собственных поисков, наблюдений и исследований.

Повышение эффективности коррекционной работы может быть достигнуто именно за счет постоянного включения ребенка в самостоятельную исследовательскую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota_solnechnyy_zaychik.docx684.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №15«Ладушки»

                                               

Исследовательская работа

на тему:

   «Солнечный зайчик»

Номинация «Техника и точные науки»

(математика, информатика, физика)

                                                                                         

                                                                                                     

J:\2FFvzA2zeqoVPgRCnRxNbTssACqbSyoeVwJBSVXbXm3mmMauVdbLyZB7eHU8Ewiq9CgyWiw8D4abs2YHTgc6AmkYcZ9Tt1Ps464wFusKVmAE9zdd3n3sWyaWEiwAn.jpg

                                                                                                        Автор: Бабкин Никита,

                                                                         подготовительная группа

  МБДОУ «Детский сад №15»

                                                                                  Руководитель: Никулина

                                                                   Наталья Николаевна,

                                                          учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад №15»

Каменский район

2021г.

  Содержание:

Введение___________________________________________стр.3

1.Что такое солнце___________________________________стр.4

2. Что такое Солнечный зайчик?________________________стр.5

2.1.Виды Солнечных зайчиков________________ стр6

3. Мой Солнечный зайчик_____________________________ стр. 7

Заключение_________________________________________ стр.8

Список литературы__________________________________  стр.9

Приложение 1_______________________________________ стр.10

Приложение 2_______________________________________стр.11

Введение

Актуальность проекта

 Я был в логопедическом кабинете нашего детского сада, держал в руках небольшое круглое зеркало и вдруг увидел на стене прыгающее пятно. Мне стало весело и интересно, откуда оно? Наталья Николаевна объяснила, что это солнечный зайчик. Я заинтересовался: «А что же это такое – солнечный зайчик? И откуда он появляется?» Тогда Наталья Николаевна предложила мне провести исследовательскую деятельность, чтобы как можно больше узнать об этом явлении.

Цель исследования:

Определить какая связь существует между Солнцем и солнечным зайчиком.

Объект исследования - явление «солнечный зайчик».

Гипотеза связана с предположением о том, что солнечный зайчик появляется от источника света и отражается от любой блестящей поверхности.

 Задачи:

- изучить и обобщить информацию о солнце;

- провести опыты по созданию «солнечных зайчиков»;

 - обобщить и систематизировать результаты исследования и сделать выводы.

Основные методы:

-теоретические основы исследования;

-опытно-экспериментальная деятельность;

- наблюдение

1.Что такое солнце.

  Солнце – источник света.

Для того, чтобы ответить на вопрос «Что такое солнечный зайчик?», я решил узнать поподробнее, что такое Солнце.

Солнце – это центр Солнечной системы, куда входят несколько планет, в том числе и наша, вращающихся вокруг Солнца.

  Солнце – это звезда, но звезда средних размеров по сравнению с миллионами других звезд пространства. Это огромный массивный шар, представляющий собой сгусток раскаленного газа. Это мощный источник излучения света и тепла, внутри которого постоянно движутся, перемещаются раскаленные газы, называемые плазмой.

  С небесной высоты Солнце освещает и греет нас. Без этого гигантского огненного шара мы просто не могли бы существовать: наша планета замерзла бы за один день. По сравнению с Землей Солнце поистине огромно. Диаметр его в 109 раз больше Земли - 1390000 км. Жизнь на Земле существует и поддерживается благодаря Солнцу, которое будет гореть еще миллионы лет. Без солнечного света не было бы зеленых растений, животных, человека.

Солнце находится на расстоянии более 172 000 000 км от Земли. Масса Солнца в 1 300 000 раз больше массы Земли. Температура поверхности Солнца достигает 6000° С.

  Каждый человек инстинктивно ощущает, что жить при свете лучше. Солнечный свет уничтожает определенные грибки и бактерии, которые поселяются в коже. При попадании света на кожу в кровь поступают вещества, которые придают тонус мышцам. В мышцах создается напряжение, и они лучше работают. От солнечной энергии заряжается наша нервная система.

  Солнце также обладает специфическим эффектом — создает так называемые «солнечные витамины». Ультрафиолет превращает эргостерон — вещество, находящееся в коже, — в витамин D. Его-то и называют «солнечным витамином».

  Солнечной теплоты и света хватает всем живым существам на Земле. Несмотря на то, что Солнце от нас на расстоянии почти 150 000 000 км, и если бы вдруг наше Солнце погасло, перестало светить и греть, то стало бы так холодно, что замерзла бы вся вода на Земле, замерз бы даже воздух. Погибли бы люди, животные, растения. Наша планета стала бы холодной и мертвой.

2. Что такое Солнечный зайчик?

   Солнечный зайчик — это кусочек солнечного света, такой луч, который пошел по другому пути, не так, как все. Похожим образом можно управлять не только светом. Например, вода стекает с гор в море в виде речки. Но если проложить трубу от речки до дома, то в водопроводном кране дома тоже появится струя воды. Это — кусочек речки, который с помощью трубы пошел по не такому пути, как все. 

  Когда мы видим Солнце на небе, оно выглядит жёлтым, как и падающие солнечные лучи. На всех картинках Солнце рисуют жёлтым, на иллюстрациях в учебнике астрономии - тоже. Многие считают и видят, что солнце и солнечный зайчик белые. На самом деле солнечные лучи раскладываются на весь видимый спектр цветов (каждый охотник желает знать где сидит фазан). Совместное действие всех световых лучей вызывает ощущение белого неокрашенного цвета. Это открытие 17 века, принадлежит английскому физику и математику Исааку Ньютону.

  Я узнал, что когда Солнце светит, то испущенные им лучи света летят прямо, рядышком друг с другом и вместе падают на Землю. Это из Солнышка во все стороны летят маленькие-маленькие частички – братья фотончики. Когда они попадают на какой-либо предмет, то отскакивают от него и улетают. Но не все, а некоторые остаются там, куда попали. Чем больше фотончиков отскакивает, тем светлее кажется то место, откуда они убежали. Фотончики все разные. Есть красные, оранжевые, желтые, зеленые, синие, фиолетовые, есть даже такие, которые и глазом увидеть нельзя. В свете Солнышка есть фотончики всех цветов. Когда они все вместе отражаются от стенки и попадают в глаза, стенка кажется белой, если это будет, например, красный мячик, то отскакивать будут красные фотончики и т.д.

  Куда же деваются остальные фотоны, которые не отскакивают?

Они остаются в нас, превращаются в тепло и греют нас. Поэтому, когда на нас светит Солнце, нам становится жарко.

  Движение зеркала с пойманным солнечным светом даёт движение на какой-либо поверхности (лучше проявляется на ровной поверхности — потолок, стены) бегающих «комков» — солнечных зайчиков.

  Таким образом, Солнечный зайчик рождается на Солнце.

                                                                                                                             

2.1. Виды Солнечных зайчиков

    Солнечные зайчики появились на Земле задолго до разумной жизни. Еще не бродили по суше неуклюжие динозавры, а в воде не плескались рыбки. Океан перестал бурлить, рассеялись клубы паров аммиака и сернистого газа в атмосфере, не дающие солнечному свету проникать к Земле. Когда первые лучи Солнца коснулись неспокойной поверхности океана, появились водные зайчики — блики света, отраженные водой. Им некому было радоваться, но их это не смущало. Такими самодостаточными они остаются и по сей день. Конечно, водные зайчики, скачущие близ лесного ручейка, будут рады, когда какой-нибудь зверек или легкомысленный представитель группы туристов захочет поиграть с ними. Но если за весь день к ним никто не забредет, это их не расстроит. Водные зайчики просыпаются весной, когда на реках сходит лед, и живут до осени, пока еще часты солнечные дни.

    Самый экзотический вид солнечных зайчиков — зайцы небесные — возник, когда верхние слои атмосферы вокруг нашей планеты остыли так, что там стало холодно. Настолько холодно, что капельки воды, летящие к Земле, замерзают и превращаются в плоские льдинки-шестигранники. Иногда во время заката или рассвета эти льдинки работают как линзы, отражая солнечные лучи, и мы можем видеть в небе огромных солнечных зайцев. Их размеры столь внушительны, что язык не поворачивается называть их «зайчиками», ученые и вовсе именуют их «ложными Солнцами». Небесные зайцы по сравнению с другими видами довольно редки.

    Ручные солнечные зайчики — самый распространенный и милый вид. Одомашнены они в третьем тысячелетии до нашей эры, когда человечество наконец вняло требованиям своей прекрасной половины и научилось делать зеркала из серебра и бронзы. Тогда-то, в весенние солнечные дни, и появились первые ручные зайчики. Сначала игры с ними были уделом лишь богатых господ и их юных отпрысков: зеркала могли позволить себе самые обеспеченные слои населения. Позже, с изобретением и распространением стеклянных зеркал, радость от общения с ручным солнечным зайчиком стала доступна практически каждому. Попытаться поймать их можно и в квартире.  

     Главное — иметь с собой зеркальце, чтобы ловить солнечный луч.

Глава 3. Мой Солнечный зайчик

Мне стало интересно – появится ли солнечный зайчик не от зеркала, а от другого блестящего предмета? А может ли появиться такой зайчик от лампочки, то есть не от солнечного света? А от матового, не блестящего предмета? И можно ли увидеть солнечного зайчика в полной темноте?

И мы решили провести эксперимент.

Средства работы:

Зеркало, лампочка, металлическая крышка, зеркало обратной стороной, тёмная комната.

Первый опыт. Мы пришли утром рано в кабинет, включили свет, я взял зеркало и направил зеркало от лампочки к стенке. В результате, на стене появилось отражение от лампочки и запрыгал веселый и озорной, самый настоящий солнечный зайчик.

Второй опыт. Теперь я взял в руки не зеркало, а простую блестящую металлическую крышку для банки, и тоже направил на стенку. И – зайчик появился, хотя он был уже не такой яркий и его было уже не так хорошо видно, как от зеркала, но он был!

Теперь я должен ответить на вопрос – а отразится ли на стене зайчик от простого предмета. Для этого я перевернул своё зеркало другой стороной и, как ни старался, так и не смог увидеть на стене солнечного зайчика. Его просто не было.

Затем, Наталья Николаевна выключила свет в кабинете, и я направил зеркало на стену. Не было источника света, не было зайчика на стене.

Вывод: можно получить солнечного зайчика и в домашних условиях, если есть источник света и отражающая поверхность.

Солнечный зайчик вприпрыжку
по потолку пробежал,
на стеллаже выбрал книжку,
влез на нее, полежал,
по корешку стал спускаться,
не удержался, упал
и не успел испугаться…:
с тенью столкнулся, пропал.

Заключение

Узнав немало о том, «Что такое солнечный зайчик?» и проведя небольшие опыты, я наконец-то ответил на все интересующие меня вопросы и сделал выводы:

- Оказывается, несмотря на очень высокую температуру, на Солнце тоже есть жизнь. Его обитатели очень милые и забавные существа – солнечные зайчики, которые могут появиться только от источника света.

          - Поэтому можно с уверенностью сказать, что солнечный зайчик родился на Солнце. Он не может существовать без источника света, то есть в темноте.

          - Солнечный зайчик – это отражение солнечного луча от блестящей плоской поверхности. То есть солнечный зайчик никогда не отразится от матовой, не блестящей поверхности.

 Теперь, я знаю много интересного о солнечном зайчике и могу поделиться своими знаниями с другими ребятами.

         

     Данный проект позволил привлечь ребёнка к простейшим наблюдениям явлений природы, наглядно систематизировал и обобщил знания ребёнка о роли солнца в нашей жизни. Проект способствует активному участию каждого ребенка в решении проблемных ситуаций.

Мы стремимся к созданию опытно-экспериментальной, разнообразной среды детской жизни.

Список использованной литературы:

Новая энциклопедия для любознательных. – М.: РОСМЭН, 2012

Большая энциклопедия почемучек. – М.: РОСМЭН, 2003

Космос. Удивительная энциклопедия / Под ред . А. Жилинская — М.: Эксмо, 2013. — С. 64. 

Википедия. Интернет страница https://ru.wikipedia.org/

Солнечные зайчики - Википедия, Интернет страница ru.wikipedia.org

Российский учебник Интернет страница rosuchebnik.ru/material/dispersiya-sveta-tsvetovoy-disk-nyutona-7587/

Лабиринт. Интернет страница www.labirint.ru/news/1412/

Приложение 1

Небесный солнечный зайчик                      Ручной солнечный зайчик

C:\Users\Администратор\Desktop\f3c8416df0ae94ef8c96dc1985dae3de.jpeg                         C:\Users\Администратор\Desktop\2FFvzA2zeqoVPgRCnRxNbTssACqbSyoeVwJBSVXbXm3mmMauVdbLyZB7eHU8Ewiq9CgyWiw8D4abs2YHTgc6AmkYcZ9Tt1Ps464wFusKVmAE9zdd3n3sWyaWEiwAn.jpg

Водный солнечный зайчик

C:\Users\Администратор\Desktop\724039_main.jpg

Приложение 2

Опыт первый

J:\1454.jpg

 Опыт второй

J:\1459.jpg

Опыт третий

J:\1461.jpg

Четвёртый опыт

J:\1462.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно – исследовательский проект «Солнечный лучик».

Проект направлен на формирование у детей активного словаря через организацию разных видов деятельности: игровой (прежде всего); познавательной  (наблюдения, эксперимент, художественное слов...

Проект "Солнечный зайчик"

Проект для детей подготовительной группы....

Проект "Солнечный зайчик"

Знакомство детей с творчеством С.Я. Маршака. Цели и задачи. Перспективное планирование....

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Солнечные зайчики»

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Солнечные зайчики»...

Проект "Солнечные зайчики"

Основная цель проекта - развитие личности ребенка в процессе общения с произведениями литературы, музыки, изобразительного искусства, объектами окружающего мира в многообразии их культурных смыслов и...

Паспорт проекта «Солнечные зайчики»

Цель: выяснить практическим способом, как сделать солнечный зайчик.Задачи: стимулировать детей к практической исследовательской деятельности;дать представление о том, что солнечный зайчик – это ...

Проект "Солнечный зайчик"

Проект для работы с детьми ЗПР и их родителями...