Методическая разработка на тему: «Нетрадиционная техника рисования детей младшего дошкольного возраста»
методическая разработка (младшая группа)

нетрадиционные техники рисования  в жизни младших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_rol_netraditsionnoy_tehniki.docx18.15 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему: «Нетрадиционная техника рисования детей младшего дошкольного возраста» 

Цель: знакомство детей раннего возраста с техниками нетрадиционного рисования, формирование интереса к рисованию и развитие психических процессов (внимание, речь, восприятие, мышление, воображение).

Задачи:

  • формирование у детей младшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
  • владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
  • умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
  • активность и самостоятельность детей в изобразительной деятельности;
  • умение находить новые способы для художественного изображения;
  • умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительность;
  • развитие мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
  • развивать пространственное ориентирование на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
  • внимание и усидчивости;
  • развивать творческий потенциал ребенка

Актуальность темы

Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности.

Многолетняя практика показала, что использование нетрадиционных техник рисования хорошо способствует правильному составлению сюжетного рисунка детьми дошкольного возраста. Чтобы ребёнок рисовал с удовольствием и совершенствовался в своём творчестве, взрослый должен помогать ему.

Детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способа рисования: кистью, карандашами, фломастерами. Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Они не способствуют развитию воображения, фантазии. А ведь рисовать можно чем угодно и как угодно!

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставит на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результат в своей работе. Во время рисования пальцами рук ребёнок получает необыкновенно чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

  • мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
  • пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
  • внимание и усидчивости;
  • изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
  • кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольников формируются навыки контроля и самоконтроля.

При организации работы по формированию творческих способностей важно уделять внимание социально – эмоциональному развитию. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности.

Нетрадиционные техники изображения требуют соблюдения последовательности работы. Так дети учатся планировать свою работу.

Виды и техники нетрадиционного рисования

Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.

  1. Рисование пальчиками – нанесение краски на бумагу при помощи кончиков пальцев. При соприкосновении пальца с бумагой на ней остаются отпечатки в виде цветных пятнышек круглой формы, а при проведении им по бумаге получаются линии. Краски (использовала гуашь) разводятся до густоты сметаны. При смене красок пальчики моют водой и вытирают салфеткой.
  2. Рисование ладошкой – нанесение слоя краски на внутреннюю сторону ладони и её прикладывание к листу бумаги для получения отпечатка. Прикладывая ладошку к бумаге, можно сжать или растопырить пальцы.
  3. Рисование с помощью штампа (в качестве штампа использовала фигуры из поролона) – нанесение краски на поверхность специальной формы. Прикладывание красочным слоем к бумаге и придавливание с целью получения цветного оттиска. В качестве штампа можно использовать деревянные геометрические фигурки из игрушечного строительного материала или вырезать шаблоны нужной формы.

Каждая из этих техник – это маленькая игра.  Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, даёт полную свободу для самовыражения.

Развитию детского изобразительного творчества способствует использование приёмов нетрадиционного рисования.

Вот некоторые из них:

«Пальцевая живопись»

Краска наносится пальцами, ребёнок опускает пальчик в гуашь и наносит точки, пятнышки на бумагу. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

«Рисование ладошкой»

Ребёнок опускает свою ладошку в плоскую розетку с гуашью и делает отпечаток на бумаге. Рисует и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой и смываются.

«Оттиск печатками»

Для этого изображение вырезается из картофеля, ластика, плотного поролона, либо используются пробки разного диаметра, листочки растений. Ребѐнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу

«Рисование методом тычка»

Ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

«Оттиск мятой бумагой»

Ребёнок прижимает мятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и розетка и смятая бумага. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

«Рисование ватными палочками»

Карандашом нанесите рисунок на бумагу. Ребёнок опускает ватную палочку в гуашь и наносит точки, пятнышки. Сначала можно нарисовать по контуру, а затем заполнить весь рисунок точками. Для каждой новой краски берите новую палочку.

Умение пользоваться нетрадиционными техниками позволит

детям получить удовольствие от работы.

 Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая творческая  среда, которая должна стимулировать ребенка на активную деятельность.

При организации предметно - развивающей  творческой среды в изобразительной деятельности  нужно учитывать потребности детей. А потребность их состоит в том, чтобы они могли свободно, самостоятельно  и доступно  пользоваться традиционными и нетрадиционными изобразительными материалами в группе, также необходимо учитывать индивидуальные особенности, уровень знаний, умений и навыков в рисовании, возраст дошкольников.

Задачи уголка творчества: развитие у детей интереса и желания заниматься изобразительной деятельностью; закрепление умений и навыков в рисовании, лепке, аппликации; расширение представлений о цвете, свойствах и качествах различных материалах; развитие пальцевой моторики, творческого воображения, творческой фантазии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Нетрадиционная техника рисования в младшем дошкольном возрасте".

"Нетрадиционная техника рисования в младшем дошкольном возрасте"....

Методика обучения нетрадиционным техникам рисования детей младшего дошкольного возраста

Методика обучения нетрадиционным техникам рисования детей младшего дошкольного возраста.        Проблемами методики обучения изобразительной деятельности нетрадиционными техниками ...

Авторская разработка на тему: «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста»

В своей авторской разработке, я предоставила материалы по работе с детьми, педагогами, родителями по теме "Нетрадиционные техники рисования". Здесь представлены конспекты занятий, консультац...

Мастер-класс Тема: «Нетрадиционные техники рисования в младшем дошкольном возрасте»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка  – детский сад № 21 «Надежда»Городского округа Ступино Московской области...

Консультация для родителей на тему: «Нетрадиционные техники рисования в младшем дошкольном возрасте»

Цель: познакомить с видами нетрадиционного рисования в младшем дошкольном возрасте.Задачи:Дать подробную характеристику и описать способы получения изображения.Продолжать поддерживать интерес род...

Программа по самообразованию по теме «Нетрадиционная техника рисования в младшем дошкольном возрасте»

Программа    по самообразованию по теме«Нетрадиционная техника рисованияв младшем   дошкольном   возрасте»...