Консультация для родителей " Игра с куклой"
консультация (младшая группа)

Баринова Наталья Александровна

Когда покупаешь куклу, нужно помнить о возрасте ребенка, об особенностях его поведения и интересах, о характере игр. С развитием ребенка меняется и его отношение к кукле, другими становятся игры с нею. В разные периоды жизни кукла должна быть разной. Ребенок нуждается в игрушках, которые помогают ему реализовать в игре жизненные впечатления, небольшой пока опыт, построить свой мир. А кукла - именно та игрушка, вокруг которой часто развертываются игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_igra_s_kukloy.docx21.71 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация 

для родителей

«Игра с куклой»

Когда покупаешь куклу, нужно помнить о возрасте ребенка, об особенностях его поведения и интересах, о характере игр. С развитием ребенка меняется и его отношение к кукле, другими становятся игры с нею. В разные периоды жизни кукла должна быть разной. Ребенок нуждается в игрушках, которые помогают ему реализовать в игре жизненные впечатления, небольшой пока опыт, построить свой мир. А кукла - именно та игрушка, вокруг которой часто развертываются игры.

        В семье появился малыш, а вместе с ним и игрушки. 1-й год жизни,  характеризуется активной ориентировочной деятельностью: ребенок тянется к предмету, покачивает, хватает, удерживает, бросает его. В это время кукла не выступает в функции человека - она предмет действия. Научившись ползать (5-6 месяцев), ребенок подползает к кукле, берет, бросает, держит ее, т.е. совершает с ней действия, как и с другими предметами. Целесообразно купить фигурку из мягкого материала. Небольшие, статичные, с неподвижными руками и ногами фигурки людей удобны для игры. Ребенок свободно их берет, рассматривает, узнает среди других предметов.

На 2-м году жизни, играя, ребенок продолжает манипулировать куклой, как любым предметом. Однако уже может и самостоятельно действовать с ней по показу взрослых. Он часто завертывает и развертывает куклу, баюкает ее. Это удовлетворяет его стремление к активности. А крупный размер куклы, подвижность ног и рук порой затрудняют действия с ней. Ведь ребенок главным образом носит, завертывает куклу. В этот период, помимо фигурок, удобны простые надувные, резиновые куклы средних размеров (30-40 см).

Постепенно кукла в руках ребенка «оживает» и в игре начинает применяться по назначению - выступает в функции человека.

Ребенок наделяют ее жизнью. Теперь он уже не кое-как берет куклу, а бережно несет ее с собой гулять, ложится с ней спать - заботится о ней.

К 3 годам все больше места в жизни детей занимают сюжетно-ролевые игры, в которых они сами выбирают роли, сами придумывают сюжет. Но круг их наблюдений ограничивается семьей, детским садом, они исполняют роли близких людей, отражая их действия в игре. Поэтому содержание игр несложное, это повторение действий взрослых по обслуживанию малыша. Преобладают бытовые игры, в которых ребенок куклу баюкает, катает, завертывает в одеяло, кормит, одевает и раздевает, гуляет с нею, разговаривает. Кукла вступает в контакт с другими игрушками. Ребенок хочет посадить ее на стул, покатать в коляске. Теперь он производит более практические «исполнительские» действия. И хотя делает это еще неумело, испытывает затруднения, все же активно пытается делать. Его интересует одетая кукла с подвижными руками и ногами.

Интересно, что в этом возрасте мальчики и девочки одинаково интересуются игрой с куклой. Дети различают кукол-мальчиков и кукол-девочек по одежде, прическе, но не по образу. Куклы бывают индивидуальные по характеру - озорные, веселые, мечтательные, лиричные, но это разнообразие малыши не воспринимают и, соответственно, не используют по назначению. Детям этого возраста больше импонирует внешняя выразительность облика куклы: бантик, косички и др. Более понятны и любимы куклы, которые «моложе» ребенка, - младенцы-голыши. Детей этого возраста особенно привлекают мягкие куклы из меха, ткани и различных синтетических материалов со скульптурными головками.

В гигиеническом отношении хороши куклы из прочных мягких материалов - их можно купать, подвергать санитарной обработке. Куклы из поливинилхлорида прочные, мягкие. Они удобны и летом, когда дети много играют с водой.

Дети плохо различают свойства материалов, у них почти отсутствуют навыки в обращении с игрушками, поэтому лучше приобретать кукол с лепным и вшивным париком, с мягким креплением рук и ног. Обогащают игру куклы озвученные, с закрывающимися глазами.

   Поскольку игры детей в первые годы жизни несложны, нет смысла покупать несколько кукол, лучше ограничиться одной-двумя, главное, чтобы они были удобны в игре. Не старайтесь удивить детей большими куклами, удобнее куклы ростом 25-35 см. Им не жен большой гардероб - достаточно одного комплекта белья и одежды. Важно, что-бы одежда была такого покроя, который позволял бы ее легко надевать и снимать. Но ребенок растет, и все содержательные становятся игры. Легко заметить, как бытовые игры заменяются социальными. Детей 5-7 лет интересуют сюжеты, отображающие разные события: путешествия, театр, стройку.

     Разнообразная тематика игр, активность и более высокий объем сведений требуют и различных по содержанию и оформлению кукол. Детям среднего возраста по-прежнему интересны куклы, изображающие ребенка -сверстника и младенца. Постепенно в игру входят социальные и профессиональные типажи. Они отвечают интересам детей в сюжетно-ролевых играх. Дошкольников интересуют характерные образы кукол, их способность выступить в роли шофера, строителя, машиниста, врача, продавца... Для игр нужны и персонажи литературных произведений, сказок. Дети чаще играют в куклы

средних размеров (35_45 см). Они удобны в обращении, легко сочетаются с другими игрушками. Нужны им и куклы больших размеров, удобные для катания в колясках, для хороводных игр.

Дети этого возраста уже приобрели некоторый навык обращения с игрушками. Им можно давать кукол и с наклеенными париками, в различной снимающейся одежде.

Чаще ребенок играет не один, а в коллективе. В таких играх нужно несколько кукол, притом разного вида.

Как уже говорилось, сюжет игры становится более социальным. Это особенно ярко проявляется в старшем дошкольном возрасте, когда дети в игре исполняют различные роли. Теперь часты игры с мелкими куклами на столах, различным строительным материалом. Широкий размах принимают игры-драматизации на разнообразные сюжеты.

Старшие дошкольники понимают образы кукол, подмечают отдельные черты, дают им меткие характеристики. Дети внимательно рассматривают кукол, определяют роли в игре. Им понятны их характеры - энергичные, волевые, решительные, забавные, смешные, мечтательные, задорные, способные исполнять различные роли.

Не всякую куклу дети отправят в космическое путешествие, в свою сказку. Играя с «Синеглазкой» (автор Е. Лаврова), они наделяют ее ролью «доброй феи», необыкновенной девочки из сказки. Она смешная, добрая и необыкновенная, участвует в разных инсценировках. Индивидуальны по решению и куклы художников Л. Сморгона, А. Орлова -из них дети могут выбрать себе друзей.

Игры детей делают разнообразными куклы в костюмах разных национальностей. В театрализованных играх большую помощь оказывают куклы, изображающие литературных героев и сказочных персонажей.

Детям старшего дошкольного возраста нужны комплекты кукол - семья, моряки, летчики (10-12 см), объединенных стилем художественного выполнения. Интересно, что в совместной игре с многогранной социальной тематикой часто кукла заменяется фигуркой. Девочки охотно шьют одежду куклам большого размера.

К кукле ребенок привыкает, любит ее. Иногда дорогому подарку предпочитает старую куклу, с которой долго играл. Такая привязанность к первой кукле, по-видимому, объясняется тем, что ребенок связал с ней свои переживания, был с ней в часы радости и огорчений, одиночества, болезни, отправлялся в путешествия. Любовь к кукле помогает оформиться чувству дружелюбия, любви, сердечности. Родители должны понять желание ребенка играть и в прежнюю куклу, а постепенно он полюбит и новую.

Некоторые ошибочно считают, что мальчики совсем не играют и даже не должны играть с куклой. Своеобразный, с возрастом иной характер игр мальчиков побуждает родителей выбирать им «мальчишеские» куклы. Так, футболист (автор А. Орлов) импонирует интересам мальчиков. Они понимают его мужественный, смелый характер, симпатизируют ему. В играх он спортсмен, космонавт, турист. Интересной оказалась и кукла «Андрей» (автор М. Вильям). Куклы нужны мальчикам не только в роли детей, но и в качестве пассажиров разных видов транспорта, зрителей кукольного театра, шоферов, машинистов, строителей.

Процесс воспитания осуществляется при активном воздействии взрослых на формирование личности ребенка, да и отношение к кукле также вырабатывается с помощью взрослых. Правильно делают родители, внимательные к детским играм, подсказывая малышам новые действия с куклой.

Обидно за детей, если взрослые смеются над их играми, безжалостно прерывают игру. 

Именно в играх с куклами воспитываются чисто человеческие и глубоко социальные эмоции, внимание к людям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "Чему учат куклы"

В статье рассказывается о том, как выбрать правильную куклу для социально-коммуникативного развития ребенка, какие игрушки нужны детям младшего дошкольного возраста....

Консультация для родителей "Такие разные куклы"

Подборка статей для родителей об истории кукол, народных куклах. Несколько рекомендаций при выборе игрушек ребенку....

Консультация для родителей "Такие разные куклы"

Подборка статей о истории создания куклы, видах кукол, особенностях кукольного хозяйства, "хитростях" при выборе....

Консультация для родителей "Традиционная тряпичная кукла в жизни современных детей"

Данная консультация о роли и значении тряпичной куклы в воспитании дошкольников. "Кто в куклы не играл - тот детства не видал"...

Консультация для родителей " Кто в куклы не играл, тот счастья не видал"

    В наше время, когда привычными стали слова «безнравственность», «бездуховность», мы всерьёз задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Приобщение детей к русск...

Проект с родителями "Игры с куклами" в младшей группе

Проект с родителями и  детьми "Игры с куклами" в первой младшей группе....

Консультация для родителей "Кукольный театр: кукла в руках взрослого человека, кукла в руках ребенка "

Кукольный театр играет большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей. Кукольный театр...