Ознакомление дошкольников 3 – 4 лет с элементами устного русского народного творчества с использованием театра бибабо
статья (младшая группа)

Шушарина Людмила Ивановна

Шушарина Людмила Ивановна, воспитатель

ГБДОУ детского сада №30 Василеостровского района

 

Аннотация. В статье раскрывается содержание детско-родительского проекта, ознакомление детей 3 – 4 лет с русским народным творчеством с использованием театра бибабо.

Дошкольный возраст – время активной социализации ребёнка, вхождение в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности. 

Для детей младшего дошкольного возраста доступными являются малые фольклорные формы – потешки, загадки, считалки и маленькие сказки. Так как у малышей присутствует наглядно-образное мышление, то самым ярким из средств по ознакомлению с устным народным творчеством является театр, во всём его многообразии (настольный, пальчиковый, театр марионеток, бибабо).

           Актуальность работы по данной теме заключается в том, что использование театра бибабо позволит развить эмоциональные проявления детей, раскрепостить взрослых и детей (научит выражать и передавать свои эмоции), увеличит время, проводимое детьми с родителями в совместной творческой деятельности.

Новизна данной идеи в том, что в изготовлении игрушек и кукол для театрализованной деятельности используются нестандартные материалы. В изготовлении игрушек принимает участие ребёнок и его семья.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_attestatsiya.docx20.57 КБ

Предварительный просмотр:

Ознакомление дошкольников 3 – 4 лет с элементами устного русского народного творчества с использованием театра бибабо

Шушарина Людмила Ивановна, воспитатель

ГБДОУ детского сада №30 Василеостровского района

Аннотация. В статье раскрывается содержание детско-родительского проекта, ознакомление детей 3 – 4 лет с русским народным творчеством с использованием театра бибабо.

Ключевые слова. Проектная деятельность, русское народное творчество, театр бибабо. 

Дошкольный возраст – время активной социализации ребёнка, вхождение в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности.

Для детей младшего дошкольного возраста доступными являются малые фольклорные формы – потешки, загадки, считалки и маленькие сказки. Так как у малышей присутствует наглядно-образное мышление, то самым ярким из средств по ознакомлению с устным народным творчеством является театр, во всём его многообразии (настольный, пальчиковый, театр марионеток, бибабо).

            Актуальность работы по данной теме заключается в том, что использование театра бибабо позволит развить эмоциональные проявления детей, раскрепостить взрослых и детей (научит выражать и передавать свои эмоции), увеличит время, проводимое детьми с родителями в совместной творческой деятельности. 

Новизна данной идеи в том, что в изготовлении игрушек и кукол для театрализованной деятельности используются нестандартные материалы. В изготовлении игрушек принимает участие ребёнок и его семья.

К. Д. Ушинский подчёркивал, что «литература, с которой впервые встречается ребёнок, должна вводить его в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа». Такой литературой, приобщающей ребёнка к духовной жизни, прежде всего, являются произведения русского устного народного творчества во всём его жанровом многообразии: потешки, песенки, загадки, считалки, пословицы и сказки.

Произведения русского народного творчества своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам духовно-нравственного воспитания и развития ребёнка.

Разговор с ребёнком после чтения, рассматривание иллюстраций стимулируют его желание самому переживать то, о чём он узнал в книге.

Все дети любят спектакли. Им нравится не только смотреть представление, а и самим быть артистами. С каким бы удовольствием малыш не только слушал, но и принимал участие в игре-спектакле.
В наше время родители из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают о том, что для всестороннего развития ребенка необходимо заботиться не только о физиологическом развитии ребенка, но и духовно-нравственном его развитии. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные, потешки, пестушки и т. д) практически не используются даже в младшем возрасте. Во многих семьях очень мало внимания уделяют чтению и рассказыванию стихов, сказок и других произведений.
В детском саду фольклор сопровождает малышей с периода адаптации до выпуска в школу. Потешки, песенки, загадки, сказки сопровождают ребенка на протяжении всего дня.

Уже к концу третьего года жизни ребенок способен понимать содержание произведения и эмоционально на него откликаться. А фольклор дает возможность познакомить детей с разными образами животных, которых они видели только на картинках. Первые русские народные сказки понятны ребенку, потому что их герои-животные разговаривают и действуют как люди (выполняют какую-либо работу и наделены человеческими качествами: петух смелый, заяц трусливый, лиса хитрая). Также сказки помогают понять, где хорошо, а где плохо, развить речь, получить информацию о моральных устоях, привить духовно-нравственные качества: доброту, трудолюбие, щедрость. Сказки или другие произведения лучше не читать, а рассказывать и показывать, глядя на детей, особенно это важно для детей младшего дошкольного возраста, так как помогает понять содержание, отношение к персонажам. Так как у детей двух-четырех лет наглядно-образное мышление, то для лучшего понимания произведения малых фольклорных форм помогает инсценирование их с помощью различных видов театра, таких как: настольный, пальчиковый, театр кукол бибабо. Куклы и другие игрушки можно использовать не только для показа сказок, песенок, потешек, но и повседневной жизни малышей. Совместная театрально-игровая деятельность уникальный вид сотрудничества. В ней все равны: ребёнок, педагог, мама, папа, дедушка, бабушка. Знакомясь с фольклором в совместной театрально-игровой деятельности, взрослые и дети учатся понимать друг друга. С помощью взрослых дети попадают в удивительный мир русского народного устного творчества и яркого красочного театра, в такой атмосфере создаются условия для самостоятельной творческой театральной игры. Дети, наблюдая за действиями педагога и родителей, учатся манипулировать куклами и игрушками разных видов театра. Они запоминают и повторяют слова, которые произносят герои русских сказок, потешек, песенок и др. малых фольклорных форм. Воспитывается интонационная выразительность речи. Надевая на палец фигурку пальчикового театра или беря в руки куклу, вы приобретаете себе помощника, с помощью которого можно привлечь детей к любому виду деятельности, не прилагая больших усилий. Будь то умывание, приём пищи, одевание, прогулка или укладывание спать. Проговаривая при этом удачно подобранную потешку, песенку или закличку можно достигнуть несколько целей: знание русского фольклора, обогащение словаря, развитие связной речи.

    В ходе совместной деятельности дети различают основные эмоции в соответствии с возрастными возможностями, обладают развитой мелкой моторикой. Родители проявляют активную позицию взаимодействуя с детьми в процессе ознакомления с устным народным творчеством. Так же родители имеют представления о репертуаре устного русского народного творчества, доступном детям 3-4 лет, эмоциональном развитии детей 3-4 лет и практическом использовании театра бибабо.

Практически все родители ежедневно читают сказки своим детям, но не все уделяют внимание обсуждению прочитанного вместе с детьми. Это в свою очередь необходимо делать, так как взрослый может объяснить поведение того или иного персонажа, помочь ребенку до конца осмыслить сюжет, и «вынести» из сказки определенный жизненный урок.

Некоторые родители считают, что сказки необходимо читать детям с 2-3 лет, но это не так. Начинать читать сказки можно практически с пеленок. Необходимо помнить о том, что выбирать сказки необходимо в соответствии с возрастом ребенка.

Многие родители практикуют театрализацию русской народной сказки дома, что, несомненно, благоприятно влияет на эмоциональное восприятие и развитие детской речи, позволяет ребенку прочувствовать на себе все события и переживания героев. Сказка создает благоприятные условия для возникновения у детей сопереживания герою, у некоторых из них одно прослушивание художественного текста еще не вызывает соответствующих эмоциональных переживаний. Чтобы лучше понять и более глубоко прочувствовать смысл сказки, детям необходимо воспроизвести сюжет произведения и взаимоотношения его героев в развернутой внешней форме.

Сказки ни в коей мере нельзя рассматривать только как интересное времяпровождение, как приятное, доступное ребенку занятие. С помощью сказок можно метафорично воспитывать ребенка, помогать преодолеть негативные стороны его формирующейся личности.

Осенью 2020 года в младшей группе ГБДОУ детского сада №30 Василеостровского района был проведен  детско-родительский проект, направленный на ознакомление дошкольников с устным русским народным творчеством.

Цель проекта по ознакомлению детей 3 – 4 лет с русским фольклором с использованием театра бибабо стало педагогическое сопровождение освоения репертуара устного народного творчества детьми и семьями воспитанников в процессе игр-драматизаций с использованием кукол бибабо. 

Поставленная цель определила постановку следующих задач: 

  1. Формировать активную позицию родителей во взаимодействии с детьми в процессе ознакомления с устным народным творчеством.
  2. Развивать мелкую моторику детей, используя театр бибабо при ознакомлении с устным народным творчеством.  
  3. Обогащать представления детей и родителей о мире эмоций, используя театр бибабо при ознакомлении с устным народным творчеством.

При реализации проекта были пройдены следующие этапы:

Первый этап включил в себя сбор информации от родителей (анкетирование «Русская народная сказка в жизни ребенка»), наблюдение за эмоциональным настроем детей при прочтении сказок, потешек. Создание блога для родителей на сайте детского сада, картотек эмоций и потешек.

На втором этапе была представлена публикация встреч в блоге для родителей по изготовлению театра бибабо из бумаги при участии детей, предложена игра-драматизация с использованием кукол бибабо по сказкам «Колобок» и «Три медведя».

В итоге рекламы блога «Потешные истории для больших и маленьких», родители проявили интерес к предложенному материалу по изготовлению кукол для театра бибабо. Так же блог диссеминирован на уровне образовательного учреждения.

Была проведена диагностика. На основе которой, автор сделал следующий вывод: дети

проявляют интерес к театру бибабо и устному народному творчеству (сами принимают участие в создании театра и игре-драматизации, эмоционально позитивный фон в процессе деятельности). Знают 3-5 потешек из репертуара возрастной группы детского сада.

Без видимых затруднений выполняют пальчиковые игры в соответствии с возрастом.

Узнают и демонстрируют эмоции в соответствии с возрастными особенностями.

Родители проводят больше времени, взаимодействуя с детьми, знакомят их с устным народным творчеством (по сравнению с временем до начала проекта).

Родители задают вопросы о создании театра бибабо, использовании элементов устного народного творчества в обыденной жизни, развитии мелкой моторики и эмоций детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: Влияние устного русского народного творчества на развитие речи у детей.

В раннем  возрасте ребенок   обладает   особой   благодатнойвосприимчивостью.   У него интенсивно  формируется  наглядно-образноемышление и вообр...

Самообразование воспитателя средней группы по теме "Развитие речи детей через знакомство с устным русским народным творчеством"

Самообразование воспитателя средней группы по теме "Развитие речи детей через знакомство с устным русским народным творчеством"...

Статья: Влияние устного русского народного творчества на интеллектуальное и речевое развитие детей дошкольного возраста.

Статья: Влияние устного русского народного творчества на интеллектуальное и речевое развитие детей дошкольного возраста. Статья: Влияние устного русского народного творчества на интеллектуал...

Статья: Влияние устного русского народного творчества на развитие речи у детей.

Статья: Влияние устного русского народного творчества на развитие речи у детей.  «Влияние устного народного творчества на развитии речи у детей»...

Статья: Влияние устного русского народного творчества на интеллектуальное и речевое развитие детей дошкольного возраста.

Опыт педагога по теме: «Развитие речи детей».Статья: Влияние устного русского народного творчества на интеллектуальное и речевое развитие детей дошкольного возраста. Образо...

Самообразование на тему: «Развитие речи посредством театрализации устного русского -народного творчества».-

В плане по самообразованию указана  деятельность воспитателя , работа с детьми и родителями....