Папка-раскладушка "Мотивационная готовность к школе"
консультация (подготовительная группа)

Сапсай Марина Владимировна

Папка- раскладушка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motivatsionnaya_gotovnost_k_shkole_detey_6.docx86.77 КБ

Предварительный просмотр:

Мотивационная готовность к школе детей 6-7 лет

Мотивационная готовность к школе — это показатель, определяющий уровень стремления ходить в школу, понимания школьных правил и степень их принятия.

Мотивационная готовность к школе является предпосылкой успешной адаптации ребенка к школе, принятия им «позиции школьника». В случае несформированности мотивов к учению ребенок очень трудно привыкает к новым условиям, к коллективу и учителю, недостаточно хорошо воспринимает учебный материал, что приводит к школьной дезадаптации.

https://documents.infourok.ru/5510e517-38a9-48d2-96a8-47e4372cb3ba/0/image001.jpg

«Хочешь ли ты пойти в школу?» - этот вопрос один из важнейших. Дети 6-7 лет чаще отвечают: «Да», а многие прибавляют: «Очень». Почему они хотят за парту? Ответы самые разные: «Чтобы стать взрослым», «Чтобы получить много знаний», «Чтобы быстрее пойти работать». Если же звучит отрицательный ответ, это должно насторожить родителей, особенно когда ребенку по возрасту положено идти в школу. Иногда нежелание идти в школу связано с неуверенностью в себе: «Задания слишком сложные», «Я не смогу там правильно ответить». Так считают чаще всего неуверенные в себе, застенчивые дети, которым и в детском саду с трудом даются ответы «на публике», или же дошкольники с закрепившимся образом неудачника. Недостаточно сформированная мотивационная готовность может вызвать у ребенка огромные трудности во время первого года обучения в школе, а в дальнейшем вообще вызвать стойкое нежелание учиться.

 

 

Мотивационная готовность к школе включает в себя:

внутреннюю мотивацию (т.е. ребенок хочет идти в школу, потому что там интересно, и он хочет много знать);

внешнюю мотивацию (т.е. ребенок хочет идти в школу, потому что у него будет новый ранец, или родители пообещали купить велосипед)

Другие ученые выделяют следующие мотивы:

1. Учебный ("хочу учиться в школе, чтобы научиться чему-либо, потому что мне нравится учиться").

2. Познавательный ("мне учиться интересно, там много узнают нового, много рассказывают"). Одного такого мотива недостаточно для мотивационной готовности, т. к. он довольно быстро себя исчерпывает.

3. Позиционный ("хочу заниматься важным, значимым делом, "как взрослый", хочу чувствовать себя взрослым"). Этот мотив связан с изменением отношения взрослого к ребенку со стороны семьи - если игра кажется неважной для взрослых, то учеба - наоборот.

4. Игровой ("хочу в школу, т. к. там можно поиграть, там много ребят, там весело"). Часто такой ребенок носит в школу игрушки, больше всего любит перемены.

5. Социальный ("учиться в школе необходимо, чтобы потом выбрать себе профессию, обеспечивать свою жизнь, без учения ничего не добьешься"). Таким образом, ребенок младшего школьного возраста может только повторять социально одобряемый вариант, который не является его собственным, внутренним.

6. Внешние, не связанные со школой. Их может быть множество, например, "я хожу в школу, потому что там не укладывают спать", "потому что для нее покупают портфель", "потому что туда идет Ваня (друг)", "потому что там ставят пятерки", "потому что меня мама заставляет" и т. д.

7. Оценочные мотивы. (Основаны на стремлении получить одобрение взрослого, высокую оценку с его стороны: «Меня будут хвалить за пятерки», «Оценки нужны, чтобы мама узнала о моих успехах» и даже: «За пятерку мне деньги дадут».
8. 
Позиционные мотивы (Они связаны с интересом к школьной атрибутике: «Мне уже купили новый портфель и пенал», «В школе парты и доска»).
Таким образом, говоря о мотивах учения, можно сказать, что учебная деятельность дошкольников побуждается не одним, а целой системой разнообразных мотивов. 

Как помочь ребенку сформировать правильную мотивационную готовность к школе.

 

Если вы хотите помочь ребенку учиться в школе радостно, начните со следующего:

*расскажите, что значит быть школьником и какие обязанности появятся в школе;

*воспитывайте интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний;

*на доступных примерах покажите важность уроков, оценок, школьного распорядка;

*воспитывайте произвольность, управляемость поведения;

*никогда не говорите о том, что в школе неинтересно, что это напрасная трата времени и сил.

Постарайтесь исключить авторитарность, диктаторство, угрозы: «Вот пойдешь в школу – там тебе покажут!», «Только посмей мне двойки приносить!». Нужно прививать ребенку уважительное отношение к учебному труду, подчеркивать его значимость для всех членов семьи. Непременно должна быть внесена оптимистическая нотка, показывающая уверенность родителей в том, что учеба пойдет успешно, что первоклассник будет прилежно и самостоятельно выполнять все школьные требования.

https://documents.infourok.ru/5510e517-38a9-48d2-96a8-47e4372cb3ba/0/image002.jpg

Виды школьной мотивации.

Итак, стремление в школу и готовность соблюдать школьные обязанности являются основой психологической готовности к школе, означают, что в новых условиях ребенок будет чувствовать себя комфортно. Без такой готовности, как бы хорошо ребенок не умел читать и писать, он не сможет хорошо учиться, так как школьная обстановка, правила поведения будут ему в тягость, он будет стараться выйти любой ценой из этой неприятной ситуации. 

Это может быть отвлечение во время урока, уход в свои мечты, интерес только к переменкам, где можно играть и шалить вволю, негативное отношение к товарищам и учительнице. Так или иначе, но такое состояние будет мешать вашему ребенку учиться, как бы хорошо ни готовили его к занятиям дома.

Выделяют пять основных уровней школьной мотивации:

Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Такой ребенок четко следует всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки.

Второй уровень - хорошая школьная мотивация. Дети успешно справляются с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу  неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения  в учебной деятельности, находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении со сверстниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Ученики могут проявлять агрессию, отказываются выполнять задания.

Советы родителям будущих первоклассников:

Правило 1

Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для детей 6 -7 лет. Если ребенок не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз. Поэтому, если занятия музыкой и спортом вам кажутся необходимыми для вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса.

 

Правило 2

Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10 – 15 минут. Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10 – 15 минут необходимо прерываться и обязательно давать ребенку физическую разрядку (попрыгать, потанцевать). Начинать выполнение домашних заданий лучше с письма. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа.

 

Правило 3

Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день – так считают врачи–офтальмологи и невропатологи во всех странах мира.

 

Правило 4

Больше всего на свете во время поступления в первый класс ваш ребенок нуждается в поддержке. Именно в это время у ребенка складывается свой собственный взгляд на себя. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за двойки и грязь в тетрадях. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя.

 

https://documents.infourok.ru/5510e517-38a9-48d2-96a8-47e4372cb3ba/0/image003.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной   школьной готовности.    Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной   школьной готовности.    Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...

Родительское собрание "Готовность к школе" выступление педагога-психолога на тему: "Психологическая готовность к школе"

Время летит очень быстро, совсем скоро ребята пойдут в школу.Разные эмоции вызывает у нас мысль, о том, что ребятам скоро в школу....

Речевая готовность ребёнка к школе. Роль родителей в формировании мотивационной сферы готовности к школе.

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Сегодня мы поговорим о том, как должны быть развиты компонен...

Выступление педагога - психолога на родительском собрании в подготовительной группе по итогам диагностики готовности к школе. "Готовность ребёнка к школе"

Цель: повышение психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах готовности ребёнка к школьному обучению; информирование родителей о результатах диагностики готовности к школе....