Картотека дидактических игр для детей с нарушениями слуха
учебно-методическое пособие (старшая группа)

 

 

 

 

 

Картотека дидактических игр для детей с нарушениями слуха

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  «Большой-маленький»

Цель: учить детей образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных с помощью суффиксов –чик, -ик.

Оборудование: парные картинки с изображением больших и  маленьких предметов (стул – стульчик, шкаф – шкафчик, мяч – мячик, ковер – коврик и т.д.).

Ход игры:

Детям предложены парные картинки с изображением больших и маленьких предметов. Дети должны были правильно назвать предметы, верно использовать суффиксы в названии

 

Аналогичная работа проводится с другими парами картинок.

 

    
 Дидактические игры для самых маленьких «Большой — маленький», изображение №2,Дидактические игры для самых маленьких «Большой — маленький», изображение №3 Дидактические игры для самых маленьких «Большой — маленький», изображение №2,Дидактические игры для самых маленьких «Большой — маленький», изображение №3
 


 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

« Найди и покажи»

Помогает формировать навыки и разнообразные знания у детей о мире вокруг нас.

- Последовательно выражать свои мысли, обогащать словарный запас.

- Формирует умение узнавать по форме знакомые предметы.

- Развивает внимание и умение концентрироваться на выполнении задания.

- Развивает мыслительные процессы: анализ, сравнение, память

- Воспитывает познавательную активность, нравственные качества детей.

В комплекте предоставлены игры с различными интересными сюжетами, которые послужат чудным развлечением как для самых маленьких, так и для детей чуть постарше.

Захватывающие дидактические игры "Найди и Покажи"
Деткам доставляет большое удовольствие выполнять задания на поиск нужных предметов, спрятанных в самых непредсказуемых и потаённых местах. Каждое нахождение приведёт у юных игроков восторг и поможет почувствовать себя несравненными сыщиками. Такие увлекательные игры умело удержат внимание ребёнка и избавят его от скуки и дома, и в любом другом месте. А вам будет отрадно знать, что малыш коротает время весело и с пользой!

 

 

 

 

 

 

 

 «Картинки-половинки»

 

Во время занятий по сбору картинки из частей малыш учится понимать связь ме...,http://kidiki.club/task_source/2586_1500.jpg
Цель: расширить представление ребенка об окружающем мире; учить детей складывать из частей (двух частей) целое. Развивать зрительное восприятие, мелкую моторику рук, связную речь, коммуникативные навыки. Воспитывать самостоятельность, интерес к играм.

 

 

 

 

 

 

"Что желтое, зеленое, синее, красное?"

Цель:

Учить детей различать цвета, соответствующим группам, опираясь на признаки цвета.

Оборудование: картинки с изображением различных предметов, имеющих ярко выраженный цвет (синий цветок, желтый карандаш и т.д.).

Речевой материал: названия предметов, какой по цвету? (какого цвета),

покажи, положи тут, названия цветов.

Ход игры

Перед детьми (ребенком) кладется карточка. Ребенку предлагаются по одной карточки, которые он (они) должен распределить по цвету в ту или другую группу, правильно соблюдая цветовой признак.

Усложнения:

· количество цветов увеличивается;

· сначала одинаковые предметы на картинках, отличающиеся только

цветом, а потом разные предметы разных цветов;

· самостоятельная классификация карточек детьми без опоры на цветовые

образцы: ребенку дается стопка картинок с предметами разного цвета и

предлагается разложить так, как он считает нужным;

· заведомо неправильная классификация - ребенок должен исправить

ошибки и разложить верно.

https://razvivaika14.ru/wp-content/uploads/2020/01/s1200.jpg

 

 

 

 

«Что это такое?»

 

Цель: учить детей создавать в воображении образы на основе характерных признаков предметов.

Оборудование: бумажные круги разных цветов, поло-разной длины, мяч, таблички.

Речевой материал: на что похоже? Что это такое? думай, лови мяч, кати, назови предмет, молодец.

Ход игры

Дети встают в круг, педагог говорит, что надо придумать, на что похож предмет, который лежит на стуле. Он кладет на стул один из цветных кружков. Педагог может сам назвать предмет, который он придумал, затем дети отвечают по очереди. Отвечает тот ребенок, кому педагог покатит мяч. Ребенок довит мяч и называет предмет, на который похож кружок. (Например, красный кружок: яблоко, помидор, шарик, мяч и др.). Затем педагог меняет круг на круг другого цвета, или на полоску. Необходимо поощрять оригинальные ответы.

 

 

 

«Три медведя»

 

Цель: учить выделять величину предмета, соотноси предметы по величине.

Оборудование: три игрушечных медведя разной величины, по три кровати,

тарелки, чашки, стула соответствующей величины.

Речевой материал: мишка, большой, поменьше, маленький стул, кровать,

тарелка, чашка, ложка, сядь, ешь, ложись.

Ход игры

Перед детьми появляются три медведя: "Тук-тук. Kто там? Вот Мишка.

Мишка большой. Мишка - папа", "Тук-тук. Кто там? Вот Мишка. Поменьше.

Мишка - мама", "Тук-тук. Кто там? Вот Мишка. Мишка маленький". Затем

педагог предлагает детям рассадить медведей на стулья, обращая их внимание

на соотношение величин: "Мишка, сядь! Мишка большой. Стул маленький.

Мишка упал. Не верно. Вот большой стул. Мишка маленький - стул

маленький".

Затем дети самостоятельно расставляют тарелки, раскладывают ложки

("Кому большую тарелку, большую ложку?"), укладывают медведей спать.

 

 

 

 

 

 

 

«Это кто?»

Цель: учить различать при ограниченном выборе голоса птиц и животных.

Оборудование: пластинки или кассеты с записью голосов, например, мычание коровы, стук дятла, кукуканье кукушки или лай собаки, мяуканье кошки, кваканье лягушки, картинки с подписями, игрушки.

Речевой материал: будем играть, слушайте, пластинка (кассета), да, нет, верно, неверно, КОРОВА, ДЯТЕЛ, КУКУШКА, СОБАКА, КОШКА, ЛЯГУШКА.

Ход игры

Педагог показывает соответствующую игрушку или картинку (например, кошку) и спрашивает детей, как она мяукает (СНОСКА: По возможности детям нужно показать живую кошку, дать возможность понаблюдать за ней, послушать звуки, которые она издает). После воспроизведения детьми голоса кошки (собаки, курицы) включается запись. Аналогично педагог знакомит детей с голосом другого животного или птицы. Соответствующие игрушки ставятся на стол, картинки помещаются в наборном полотне или на доске. Затем педагог предлагает детям узнать, чей голос они слышат. В случае ошибки он, не выключая записи, показывает соответствующую игрушку или картинку.

Вначале дети различают наиболее противопоставленные по звучанию голоса при ограниченном (из двух-трех) выборе, например: мычание коровы - стук дятла (голос кукушки), лай собаки - мяуканье кошки - кваканье лягушки и т.п. Постепенно выбор расширяется.

 

«Помогите животным найти свой дом»

Цели: расширять представления детей о животных, активизировать словарь, уточнять видо-родовые отношения, учить правильно использовать слова с разной степенью обобщения в речи, учить аналитическому чтению.

Оборудование: игрушечный домик (сарай), макет леса, игрушки-животные: корова, свинья, коза, лошадь, лиса, волк, заяц, белка.

Речевой материал: названия животных; дикие, домашние животные. Животные заблудились (потерялись). Помогите найти дорогу. Где живет корова (заяц...)?

Ход игры

У педагога на столе разные животные (дикие и домашние). Педагог предлагает детям рассмотреть и назвать животных, имитировать их действия (лиса и заяц прыгают, волк бегает, корова ест траву), затем сообщает: «Уже поздно, темно. Животным нужно идти домой. Помогите им найти дорогу». Он указывает на макет сарая и леса (лучше, если макеты находятся на разных концах стола или на двух партах). Педагог предлагает детям взять разных животных и помочь им найти дом: «Где живет лиса?» Ребенок размещает лису в лесу, говорит или прочитывает предложение: «Лиса живет в лесу». Дети размещают всех животных в сарае или в лесу, уточняя, где они живут.

После того как все животные нашли свой дом, педагог уточняет: «Кто живет в лесу? Как называются эти животные?» Уточняется понятие «дикие животные». Таким же образом уточняется значение словосочетания «домашние животные».

 

 

 

 

 

 «Магазин одежды».

Цель: учить детей образовывать относительные прилагательные от существительных, называть, из чего сделан тот или иной предмет.

Оборудование: вещи (одежда и обувь) шерстяные, кожаные, резиновые, меховые.

Ход игры:

Игра проводится фронтально. Детям предлагается посетить магазин одежды. Вещи лежат на витрине, дети рассматривают их, трогают и называют, из чего они сделаны (шапка из шерсти, сапоги из резины и т. д.) После чего, каждый ребенок покупает себе вещь, называя ее полным ответом (Я хочу купить резиновые сапоги, шерстяной шарф и т. д.).

 

 

«Послушай и запомни»

 

Цели: развивать умение запоминать ряд слов, воспроизводить заданную словесную последовательность, развивать внимание.

Оборудование: таблички с названиями предметов либо по одной теме, либо по разным.

Речевой материал: слушай внимательно, запомни, назови слова, потом, кто запомнил? повтори.

Ход игры

Педагог предлагает детям поиграть. Называет слово и кладет табличку. Например, «пирамида». Затем называет второе слово - «мяч» и кладет эту табличку вслед за первой, образу ряд. Когда выложены три таблички, переворачивает их и устно воспроизводит: «Тут пирамида, потом мяч, потом лодка. Кто запомнил? Повтори». Ребенок повторяет. Затем педагог выкладывает новую табличку и читает новое слово, кладет табличку вслед за уже имеющимися. И повторяет весь ряд сначала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 «Что изменилось?»

Цели: учить запоминать предметы и их изображения, расположение

предметов, картинок в пространстве, развивать внимание.

Оборудование: различные игрушки, предметы, картинки по темам,

изучаемым в данной возрастной группе, ширма (или экран), салфетка,

таблички.

Речевой материал: посмотри, запомни, названия предметов, игрушек,

что это? Чего нет? Чего не стало? Что изменилось? Что не так?

 

Ход игры

1.Педагог предлагает детям рассмотреть последовательное из трех-

четырех предметов, назвать их, затем ряд на некоторое время (-10-15

сек.) закрывается ширмой, педагог за ней убирает один предмет из ряда.

После этого ширма открывается и детям предлагается назвать т

предмет, которого не стало («Чего нет? Чего не стало?»). Ребенок устно

отвечает. На первых порах можно для ответа использовать такой же ряд

предметов, чтобы ребенок мог показать, чего не хватает, чего не стало

казать ту игрушку, которую теперь не видит.

 

2.Детям предлагается ряд картинок, которые таким же разом, как и

предметы, выкладываются в ряд, Затем количество изменяется в связи с

удалением одной картинки за ширмой. Картинки могут быть

представлены на фланелеграфе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл did.igra_.docx1.37 МБ
Файл did.igra_.docx1.37 МБ
Файл did.igra_.docx1.37 МБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека подвижных игр для детей с нарушением слуха

Продуманная, хорошо организованная подвижная игра создает благоприятные условия для речевого общения детей, расширяет диапазон двигательных возможностей, обогащает словарный запас, развивает психическ...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим по теме: «Одежда» с использованием дидактической игры для детей с нарушением слуха

Тема: «Оденем куклу на прогулку»Цель: Закреплять название предметов одежды.Задачи:Образовательные:·       Продолжать формировать у детей умение давать характеристику сезо...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим по теме «Животные» с использованием дидактической игры для детей с нарушением слуха

Цель: Учить прислушиваться к речевым звукам.Задачи: Образовательные:·       Продолжать формировать у детей обобщающее понятие - животные.·...

Картотека дидактических игр у детей с нарушением зрения по развитию сенсорного воспитания

Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре закрепляются полученные знания и представления об окружающем мире, формируются психические функции ребенка, осуществляется е...

Конспект дидактической игры для детей с нарушением слуха: «Поможем кукле Тане».

Данный материал будет полезен для работы с детьми с нарушением слуха....

Конспект дидактической игры для детей с нарушением слуха: «Поможем кукле Тане».

Данный материал будет полезен для работы с детьми с нарушением слуха....