Модель центра сенсорного развития детей от 1,6 до 3 лет
методическая разработка (младшая группа)

Шиндяпина Ирина Анатольевна

Центр сенсорного развития – гармонизация движений тела, мелкой моторики рук способствуют формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, снижает психологическое напряжение. Развитие процессов восприятия, ощущения у детей значительно обогащает мышление. Процесс ознакомления ребенка с сенсорными эталонами происходит постепенно в соответствии с закономерностями младшего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

G:\ОЗ\317_1111\IMG_8582.JPG

G:\ОЗ\317_1111\IMG_8590.JPGG:\ОЗ\317_1111\IMG_8601.JPG

Модель  центра  сенсорного  развития  

для  детей  от 1 года до 3 лет.

Выполнил:

Воспитатель

Шиндяпина Ирина Анатольевна

    Центр сенсорного развития – гармонизация движений тела, мелкой моторики рук способствуют формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, снижает психологическое напряжение. Развитие процессов восприятия, ощущения у детей значительно обогащает мышление. Процесс ознакомления ребенка с сенсорными эталонами происходит постепенно в соответствии с закономерностями младшего возраста.

   Оборудование сенсорной комнаты разнообразно –батут, сухой бассейн, сенсорные дорожки, песочница, стена для развития мелкой моторики, арома набор, мягкие модули, тактильные шарики, магические жезлы, специальное музыкальное сопровождение. Здесь нет опасных, твердых предметов, всего того, что может сковать действия ребенка, навредить, и есть все необходимое для развития и оказания положительного воздействия на психику ребенка.

    Использование сенсорной комнаты направлено на решение следующих задач: 

- стимуляция сенсорных процессов;

 - развитие познавательной активности;

 - коррекция психоэмоционального состояния (преодоление замкнутости, агрессивности, застенчивости, снятие мышечного и эмоционального напряжения);

- развитие общей моторики;

- повышение мотивации;

- стимуляция ослабленных сенсорных функций;

- облегчение социальной адаптации.

   Полезны игровые сеансы в сенсорной комнате детям с низкой работоспособностью, чрезмерно утомляемым, с адаптационными расстройствами, тревожным, замкнутым, с двигательными нарушениями, а также страдающим психосоматическими заболеваниями. В ходе игровых сеансов педагогами используются различные методики для воздействия на ребенка через  органы чувств – звуко-, свето-, аромат – и цветотирапия.  Самым сильным и наиболее эмоционально окрашенным, сказочным эффектом обладают световые стимулы: - пучок фиброоптических волокон «Звездный дождь». Его использование способствует развитию тактильных и зрительных ощущений, снятию напряжения. Блестящие, сверкающие волокна позволяют концентрировать внимание, формируют представления о цвете; - пузырьковые трубки – основной элемент сенсорной комнаты. Они способствуют зрительной, тактильной и слуховой стимуляции. Безопасные акриловые зеркала, помещенные за светящимися трубками, усиливают этот эффект. Все проводимые в сенсорной комнате игровые сеансы носят развивающий характер.

    Важным условием, способствующим сенсорному развитию, является специально организованная развивающая среда, которая включает в себя:

- дидактический стол, пирамидки, различных цветов гаммы, различной формы и разнообразной фактуры;

-шнуровки, разнообразные вкладыши из 5, 10 элементов, сборные игрушки, пирамидки (из 6-10 элементов, игры с элементами моделирования и замещения;

-лото, парные картинки и другие настольно-печатные игры;      

-комплект геометрических фигур, предметов различной геометрической формы;

счетный материал, доски-вкладыши, матрешки, рамки-вкладыши, разрезные предметные картинки, разделенные на 2-4 части (по вертикали и горизонтали);

 -полотно с изображением дорог;

 - средний транспорт, макеты домов, деревьев, светофор;

 -материалы по развитию речи и познавательной деятельности;  

 - наборы картинок для группировки:

-домашние животные, дикие животные, животные с детенышами, птицы и т.д., предметы обихода, игры с прищепками;

 -игры с прищепками для детей относятся к модульной гимнастике, которая подразумевает занятия с предметами, которые сами по себе не разбираются, но из них можно делать другие вещи.

С помощью такой гимнастики укрепляется и развивается кисть и два пальца руки, которые в последующем будут активно задействованы в письме.

   Все проводимые в сенсорной комнате игровые сеансы носят развивающий характер. Примерная структура включает в себя: Организационную часть – игры и упражнения, помогающие снять психоэмоциональное напряжение, создающие атмосферу доверия, способствующие введению в игровую ситуацию. На данном этапе педагоги используют различные коммуникативные игры, применяется оборудование звездный дождь, сухой бассейн, демонстрация панно, живая вода и т.д. Содержательная часть включает в себя игры, упражнения на знакомство со свойствами предметов, задания на развитие когнетивных навыков. Психотехническими приемами на данном этапе являются сказкотерапия, сюжетно-ролевые игры, разыгрывание проблемных жизненных ситуаций. Использование сказочных сюжетов, где тренажер является частью сказки, помогает избежать однообразия занятий. Дает возможность детям проживать волшебную историю передвигаясь в пространстве сенсорной комнаты, выполняя различные задания педагога. Заключительная часть предполагает обратную связь, релаксацию и ритуал прощания. Интересно и увлекательно проходят занятия на темы – путешествие к морю, на лесной полянке.

ИГРУШКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Это период, требующий разнообразных игрушек, так как в это время все без исключения органы чувств, развиваясь, требуют себе пищи. Ребенок тренирует координацию движений в ходьбе, однако ему этого мало. Ему хочется найти занятие и своим рукам. G:\ОЗ\317_1111\IMG_8582.JPG

Для тренировки мелкой моторики лучше всего подходят игрушки-вкладыши, разработанные в соответствии с рекомендациями знаменитой Марии Монтессори.

Такие игрушки  помогают  вставлять вкладыш на место, что совсем не просто сделать неразвитыми детскими движениями.G:\ОЗ\317_1111\IMG_8590.JPG

Если вкладыши надо учиться хватать кончиками  пальцев,                                                              то цветные  цилиндры Монтессори или геометрические фигуры в досках Сегена удобней брать всей рукой, их надо просовывать и это новый опыт, другие движения.                        G:\ОЗ\317_1111\IMG_8601.JPG

        Научиться согласовывать движения руки и глаза помогут ребенку шнуровки: от простой огромной пуговицы с 4 дырками до сложных сюжетных шнуровок (белки или ежика).G:\ОЗ\317_1111\IMG_8613.JPG

         Фребель для возраста 1,5 года рекомендовал игрушки с дырочками во всех направлениях. Этому "второму дару" Фребеля соответствуют объемные шнуровки. Они дают работу не только детской руке, но пространственному мышлению.

G:\ОЗ\317_1111\IMG_8581.JPG

        Для знакомства с последовательностью, понятиями "больше - меньше" лучше всего подходят пирамидки и доски-последовательности. Особенностью всех перечисленных выше игрушек является еще и то, что их можно использовать не только по назначению, но и для других всевозможных развивающих игр. Так цилиндры послужат отличным строительным материалом. G:\ОЗ\317_1111\IMG_8592.JPG

     Пластмассовые части пирамидки можно бросать и забивать как мяч или шайбу,  вкладыши из рамок можно обводить, а шнуровки - отличные фигурки для сюжетных  игр.

   В материале для развития нуждается и детских слух. Однообразные звуки погремушки теперь мало интересны. Ребенка начинают привлекать резкие, неожиданно громкие звуки, особенно тогда,  когда причиной этих звуков может стать сам малыш. Это время    свистков и дудок, колокольчиков и барабанов. Многие звуки приятные детскому уху, могут раздражать взрослых. Однако этот этап также неизбежен как этап роста. Для развития детское ухо нуждается в звуках разной силы и качества. В поисках гармонии нужно опробовать все звуковые крайности.

        Сейчас выпускается огромное количество импортных игрушек, самостоятельно исполняющих несколько мелодий. Их ценность не велика, тем более, что качество извлекаемой музыки весьма посредственное. Для воспитания слуховой культуры лучше использовать шумовые игрушки-самоделки, которые не только издают звуки различной тембровой окраски, но и могут быть использованы как конструктор (цветные крышки), мозаика (цветные пробки)...G:\ОЗ\317_1111\IMG_8579.JPG

        3 года - время знакомить ребенка с играми по правилам. Для этой цели подойдут разнообразные простые домино и лото. В них ребенок учится соблюдению очередности, умению следить за действиями других и концентрировать внимание. Карточки лото хорошо использовать и в логопедических целях. G:\ОЗ\317_1111\IMG_8602.JPGG:\ОЗ\317_1111\IMG_8591.JPG

        Не менее важны в этот период мягкие игрушки. Они успокаивают ребенка, даря чувство безопасности и покоя.         

   Раннее детство - это период самозабвенных игр с песком и водой. Так ребенок знакомится с миром и миллионом его качеств: сыпучестью, тяжестью, изменчивостью. Для игр с песком все принадлежности давно известны: формочки, совки, ведра - здесь никто нового не придумал.

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАG:\ОЗ\317_1111\IMG_8585.JPG

"Назови геометрическую фигуру"

цель:                                                                                                          Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы, величины посредством дидактического материала.Учить детей узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник.

G:\ОЗ\317_1111\IMG_8588.JPG

 "Прыг – скок по дорожке"                                                            

цель:                                                                                                                           Учить ребенка запоминать последовательность действий, развивать  самостоятельность.                                                                                                            Учить детей узнавать и правильно называть цвета: красный, желтый, синий, зеленый.

G:\ОЗ\317_1111\IMG_8589.JPG

   "Подбери игрушки маленькому зайке и

большому мишке"

цель:                                                                                                                                      

Закрепление умения группировать и соотносить

однородные предметы по величине. 

G:\ОЗ\317_1111\IMG_8592.JPG

"Шумящие коробочки", "Весёлые колпачки" 

цель:                                                                                             Развивать слуховое восприятие, учить составлять пары одинаковых G:\ОЗ\317_1111\IMG_8607.JPG

шумов.

"Воздушные  шарики" 

цель:                                                                                           

Закрепление знания цветов: красный,

желтый, синий, зеленый.   Закрепление знания геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник.                                                                                                                                        

Учить детей выполнять задание правильно, развивать мелкую моторику рук.G:\ОЗ\317_1111\IMG_8605.JPG

"Подбери по форме" игры с прищепками: выкладывание предметов по образцу (солнышко, елка, ежик)

цель:  Закрепление знания геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник.G:\ОЗ\317_1111\IMG_8609.JPGG:\ОЗ\317_1111\IMG_8611.JPG

"Кто скорее соберет?"

цель:                                                                                                                                                     Учить детей группировать объекты, отличающиеся по форме, величине, назначению, но имеющий одинаковый цвет.                                                                                                              Учить детей сортировать предметы по цвету, развивать мелкую моторику рук. 

"Что лежит в мешочке?"

цель:                                                                                                                                                    Развивать у детей осязание, учить составлять пары одинаковых на ощупь тканей.                                                            Закрепить знания детей о форме, упражнять в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическими образцами.

"Сделаем куклам бусы"

цель:                                                                                                                                              Закреплять умение группировать предметы по цвету, учить нанизывать бусы на нитку. Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы, величины посредством дидактического материала на конец года.

(Фото использовала из интернет ресурса).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель центра познавательного развития. Центр речевого развития.

Для активизациии деятельности педагогов ДОУ по совершенствованию развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в возрастных группах по речевому развитию в условиях введения ФГОС ДО разработана м...

«Модель центра сенсорного развития для детей 1-3 лет в детском саду»

laquo;Модель центра сенсорного развития для детей 1-3 лет в детском саду»...

Модель центра познавательного развития для детей подготовительной группы

Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых - от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она сос...

Консультация «Игровые модели в сенсорном развитии детей раннего возраста»

Консультация «Игровые модели в сенсорном развитии детей раннего возраста»...

Презентация "МОДЕЛЬ ЦЕНТРА СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА"

Мы все прекрасно знаем, что чем большее число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребенка, тем успешнее и эффективнее происходит его развитие. Как показывает практика, в на...

Оснащение центра сенсорного развития предметно-развивающей среды для детей от 1 года до 3 лет в дошкольной организации

Дидактический материал, предметы и игры для формирования сенсорных эталонов у детей и развития чувственных восприятий...

Модель центра познавательного развития для детей подготовительной группы "Уголок природы"

Уголок природы в детском саду нужен не только как оформление детского сада, но и является необходимой составляющей педагогического процесса в дошкольном учреждении....