Профессиональная ориентация дошкольников с расстройствами аутистического спектра
статья (старшая группа)

Баранник Лариса Викторовна

Важной задачей комплексной профориентации является возникновения у детей с РАС  стимула соразмерного к деятельности, адекватной их возможностям. Необходи­мо определить, в чем конкретно состоит сдерживающий фактор профессиональной деятель­ности, связанные с аутизмом, каков ресурс человека с аутизмом, можно ли выделить какие-то типичные для РАС склонности и приоритетность, связанные с профессиональной деятельностью, индивидуальностью мотивации к профессии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_proforientatsiya.docx19.3 КБ

Предварительный просмотр:

Профессиональная ориентация школьников с расстройствами

аутистического спектра

  Баранник  Л.В., воспитатель,

                                                                                          МБДОУ ДС №67 «Аистёнок»

Важной задачей комплексной профориентации является возникновения у детей с РАС  стимул соразмерный к деятельности, адекватной их возможностям. Необходимо определить, в чем конкретно состоит сдерживающий фактор профессиональной деятельности, связанные с аутизмом, каков ресурс человека с аутизмом, можно ли выделить какие-то типичные для РАС склонности и приоритетность, связанные с профессиональной деятельностью, индивидуальностью мотивации к профессии.

Однозначную индивидуальную роль в мотивации к профессиональной деятельности может сыграть желание самовыразиться через деятельность, в которой удается добиться успеха; при этом важно, чтобы побуждающее и направляющее этот интерес одобрение взрослых не переходило грань соразмерности. В ряде случаев основа интереса к профессии закладывается некоторой социальной ситуацией. В наиболее тяжелых случаях в основе мотивации к занятости, к обучению простой безупречной деятельности, может лежать отработанный стереотип, привычная последовательность действий и стремление к ее завершению.

Ребенок с аутизмом, как и всякий другой ребенок, индивидуальность, поэтому используя общие рекомендации, нужно также учитывать специфические реакции ребенка, и на их основе, строить обучение. Описаны случаи, когда дети с аутизмом, вырастая, работали по профессии, лежащей в сфере их детских увлечений. Ребенок, увлеченный цифрами, в будущем может стать бухгалтером или налоговым инспектором.

Важно подчеркнуть, что при подборе возможной профессии или способов занятости ребенка с РАС специалисты и родители должны понимать, что профессиональная ориентация - одна из последних ступеней к выходу в самостоятельную жизнь, что при аутизме, к сожалению, доступно не всегда.

Аутисты работают с такой тщательностью и вниманием к деталям, со столь фантастической точностью, что для некоторых профессий более подходящих специалистов просто не найти. Но даже при высокой хорошей подготовке шансы на рынке труда у аутистов - минимальные.

Конечно, проблемы людей с РАС решаются, но лишь отчасти. В специализированных классах их обучают по коррекционным программам, которые включают в себя общеобразовательные и развивающие предметы, с учетом индивидуальных особенностей. Но после школы идти некуда [3].

Существует масса профессий и сфер деятельности, где такие качества, как аккуратность, педантичность и склонность к порядку просто необходимы. И поэтому в области программного обеспечения аутисты являются бесценными кадрами. Ведь они зачастую обладают уникальной памятью, способной запоминать сложнейшие соединения цифр, особый интерес к деталям,  логическим мышлением и умением быстрее усваивать иностранные языки.

Безусловно, профориентация имеет свою особенность, но необходимость разработки современных моделей профессионального самоопределения людей с РАС назрела уже давно.

На наш взгляд, необходимо создать общую структуру, в которой государство вместе с родительскими группами, будут работать над созданием системы сопровождения людей с РАС с раннего детства и на протяжении всей жизни .

Очень важна система специального образования, способствующая найти свое место в жизни: многие из них с радостью будут заниматься в художественных мастерских, работать в сельском хозяйстве, получать навыки гончарного дела и т.д. Все это создает уникальную возможность социализации – ребенок научится что-то делать, а в последствии может улучшить свою профессиональную ориентацию.

Следует помнить, что взрослый аутист  имеет такие же признаки, как и детский: неумение общаться, нежелание контактов с окружающими людьми.  Многие аутисты «думают иначе» и поэтому способны найти для привычной работы нетрадиционный подход. Среди них есть программисты, конструкторы, музыканты, в общем успешные состоявшиеся в жизни люди.

По мнению специалистов, аутисты обладают хорошими аналитическими способностями и высокоразвитым логическим мышлением, они способны серьезно концентрироваться на одной проблеме. У людей с аутизмом также часто выражено нестандартное мышление, и они всегда говорят правду [5].

Учитывая эти особенности, необходимо соблюдать принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностям, способностям и возможностям человека с РАС.

Необходима комплексная работа специалистов образовательного учреждения по формированию у обучающихся с РАС трудовых навыков и элементарных представлений о профессиях. Для проведения профориентации обучающихся необходима система организационно-методических и практических мероприятий, способствующая личностному развитию выпускников, а в дальнейшем, их социальной адаптации.

Такой работе должно предшествовать ознакомление с результатами психодиагностики и медицинской диагностики, имеющимися в личном деле школьников с РАС. Необходимо также учитывать специфику вида РАС.

Методический функционал для реализации профессиональной диагностики должен соответствовать уровню развития и особенностям подростка-аутиста. При выборе профессии необходимо учитывать его типологические и индивидуально-личностные особенности, а также перспективы развития.

В профессиональной работе на наш взгляд необходимо ориентироваться на профессиональное консультирование и профориентацию родителей, имеющих детей с РАС.

Литература:

  1. Аппи Ф. Введение в психологическую теорию аутизма. – М.: Терефин, 2006.
  2. Кулишова Г.П. Как обучать профессии учащихся с нарушениями интеллекта: Методическое пособие. М.: 2006. – 104 с.
  3. Питерс Т., Аутизм: От теоретического понимания к педагогическому воздействию: Книга для педагогов - дефектологов / Тео Питерс; пер. с англ. М.М. Щербаковой; под науч. ред.  Л.М. Шипицыной; Д.Н. Исаева. -  М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.  - 240с. – (Коррекционная педагогика).
  4. Чумаков И.В. Психологическая карта учащегося группы риска: диагностика и сопровождение. Волгоград: Учитель, 2008. – 462 с.
  5. Шарапановская Е.В. Социально-психологическая дезадаптация детей и подростков: Диагностика и коррекция. М.: ТЦ Сфера, 2005. – 160 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевая игра как средство профессиональной ориентации дошкольников.

Возможности сюжетно-ролевой игры в профессиональной ориентации дошкольников.Связь сюжетно-ролевых игр с трудовой деятельностью детей.Особенности развития сюжетно-ролевых игр в разные возрастные период...

Сюжетно-ролевая игра как средство профессиональной ориентации дошкольников Консультация для воспитателей

Сюжетно-ролевая игра – основной вид деятельности детей, в которой они отражают полученные знания о профессиях, это ведущее средство воспитания необходимых для трудовой деятельности черт характер...

Организация работы с родителями по ранней профессиональной ориентации дошкольников.

Организация работы с родителями по ранней профессиональной ориентации дошкольников.В наше стремительное время, школьники и их родители зачастую сталкиваются с проблемой выбора будущей профессии. Основ...

«Ранняя профессиональная ориентация дошкольников»

Дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающем мире, у него начинает формироваться определенное отношени...

презентация для педагогов "Ранняя профессиональная ориентация дошкольников в условиях ФГОС"

Современная система дошкольного образования ставит перед педагогами задачу - знакомить дошкольников с миром профессий взрослых, для того, что бы в будущем он мог успешно реализовать себя как личность ...

Беседа с родителями "Роль семьи в ранней профессиональной ориентации дошкольника"

Профессиональное становление неразрывно связано с возрастным развитием человека, и периоду дошкольного детства соответствует I этап профессионального развития: этап формирования конкретно-наглядных пр...