Семинар-практикум для педагогов "Детский сад - дом эмоционального благополучия"
методическая разработка

Жабина Альбина Сергеевна

Семинар-практикум для педагогов

«Детский сад – дом эмоционального благополучия»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 4» г. Аши Челябинской области

Семинар-практикум для педагогов

«Детский сад – дом эмоционального благополучия»

Старший воспитатель А.С.Жабина

     

Цель: создание условий в ДОО для формирования эмоционального благополучия дошкольников в контексте требований ФГОС ДО.

Задачи:

1. Познакомить педагогов с составляющими психологического комфорта и эмоционального благополучия детей в ДОО.

2. Способствовать эффектному применению образовательных и воспитательных действий, направленных на личностно ориентированное взаимодействие с ребёнком.

Материалы и оборудование: презентация, аудиозапись для релаксации, аудиозапись для игры «Образ в движении», две игрушки, золотистый плащ-накидка, магнитная доска, магниты, лепестки цветка из цветного картона, ручки, песочница с песком.

Ход семинара-практикума

     Проблема эмоционального самочувствия детей в семье и дошкольном учреждении является одной из самых актуальных, так как положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности.

     Эмоциональное благополучие предусматривает удовлетворение потребности в общении, установлении доброжелательных взаимоотношений в семье, между детьми и педагогами, создание благоприятного микроклимата в группах; создание благоприятных условий для пребывания детей в детском саду. Таким образом, оно зависит не только от культурных и индивидуальных особенностей ребенка, но и от оптимальности систем: «мать-дитя», «педагог-воспитанник». На эмоциональное благополучие детей влияют семейные отношения, полноценность семьи, педагог, методы и приемы воздействия на ребенка как в семье, так и в дошкольном учреждении, то есть формирующим фактором является сама жизнь, взаимоотношения в семье, окружающем мире.

Поступая в детский сад, ребёнок попадает в новые, непривычные условия, в окружение незнакомых ему взрослых и детей, с которыми приходится налаживать взаимоотношения. В дошкольном возрасте эмоции и чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребёнка, помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. Последствиями эмоционального неблагополучия ребенка являются страх, депрессия, враждебность, агрессивность, значит, при эмоциональном неблагополучии ребенок не может полноценно развиваться, поэтому дошкольное учреждение должно помочь ситуации.

Для большего понимания природы эмоций рассмотрим, основные понятия по данной проблеме.

Эмоции – это реакция человека на воздействия внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску.

Чувства – это своеобразно выраженное переживаемое человеком, отношение к окружающей действительности.

Эмоции и чувства бывают:

Астенические – переживания, снижающие активность личности,

И Стенические – переживания, повышающие активность личности.

Положительные и отрицательные

Формы протекания чувств и эмоциональные состояния: настроение, аффект, амбивалентность, апатия, вдохновение, депрессия, страсть, стресс, эмпатия.

Эмоции и чувства проявляются с помощью: мимики, пантомимики, жестов, изменений интонации и тембра голоса – возникновение и проявление эмоций и чувств всегда связано со сложной комплексной работой коры головного мозга.

Как вы думаете, что означает эмоциональное благополучие ребенка? Какими признаками определяется ? (ответы)

Комфортное состояние дошкольника определяется следующими признаками: он спокоен, жизнерадостен, активен, охотно включается в детскую деятельность и общение, легок и инициативен в контактах со взрослыми, с удовольствием посещает детский сад.

Назовите признаки дискомфорта. (ответы)

Показателями дискомфорта являются следующие признаки: ребенок вял, сторонится детей, робок, сильно смущается при обращении к нему взрослых или незнакомых детей, нерешителен, проявляет тревожность в новых ситуациях, безынициативен и нерешителен в принятии решений, видно, что ходит в детский сад по необходимости.

Как вы думаете, какие причины могут нарушать эмоциональное благополучие ребенка? (ответы )

1.Нарушение режима дня

2.Несогласованность требований к ребенку

3.Желание родителей научить своего ребенка знаниям, которые не соответствуют его возрасту

4.Изобилие информации

5.Неблагополучное состояние в семье

6.Желание родителей быть с ребенком в местах массового скопления людей. Это означает то, что для современного ребенка стрессовой ситуацией становится все то, что является обыденной жизнью для взрослого человека. Все это не проходит бесследно и у детей появляются такие “взрослые” болезни, как бессонница, язва, колит, мигрень.

7.Чрезмерная строгость родителей или взрослых, наказание, боязнь ребенка сделать что-то не так.

8. Эмоциональное благополучие может нарушить и то, что ребенок не получает достаточно любви и ласки от своих родителей, особенно от матери. Всё это порождает изменения в эмоциональной сфере.

В наши дни уместно вспомнить феномен «засушенного сердца» открытый ещё Л.С.Выготским. Под этим термином понимается чёрствость, обеднённость или даже полное отсутствие чувств во взаимоотношениях людей. Сложность нынешней ситуации состоит в том, что «обесчувствованию» людей способствует сама современная жизнь, в которую напрямую включен ребёнок. Например, подолгу находясь у телевизора или компьютера, дети стали меньше взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. А ведь именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Поэтому дети становятся более эгоистичными, эмоционально изолированными, переутомлёнными и менее отзывчивыми к чувствам других. Кроме того, со стороны взрослых также не всегда встречается должное внимание к настроениям и переживаниям ребёнка. Родители нередко бывают слишком заняты, чтобы тратить время на «детские» проблемы. Между тем, ростки негативных чувств и эмоций могут принести самые нежелательные плоды.

В общении и взаимодействии с детьми желательно следовать правилу трех «П»:
- Понимание – умение увидеть ребенка «изнутри», смотреть на мир одновременно с двух точек зрения - своей собственной и ребенка, видеть побудительные мотивы, движущие детьми.
- Принятие – безусловное положительное отношение к ребенку и его индивидуальности независимо от того, радует он в данный момент или нет. «Я отношусь к тебе хорошо, независимо от того, справился ты с заданием или нет».
- Признание – это прежде всего право ребенка в решении тех или иных проблем. У ребенка должно быть ощущение, что выбирает именно он.

Следование вышеназванным правилам, согласованное функционирование развития эмоциональной сферы и интеллектуального развития позволят обеспечить психологический комфорт ребенка в ДОУ, а значит его полноценное развитие. 

Таким образом, развитие чувственной сферы детей и обеспечение благоприятного эмоционального микроклимата, особенно в период внедрения ФГОС в ДОУ, где приоритетом является внутренний духовный мир ребёнка, его социальное и эмоциональное развитие, одно из важнейших направлений деятельности педагогов и специалистов в современном детском саду.  

   В нашем дошкольном учреждении разработана система комплексного подхода по созданию эмоционального благополучия детей. Для всех воспитанников детского сада проводится воспитательная работа, направленная на развитие всего потенциала личности ребёнка. Жизнь в детском саду организованна так, что дошкольник имеет возможность играть, заниматься, укреплять физическое и психическое здоровье. Созданы все условия для эмоционального благополучия детей.

Развивать эмоциональную сферу дошкольника, научить его понимать свои эмоции и проявлять их - задача не только психолога, педагогов и воспитателей ДОУ, но и родителей. Поэтому в детском саду действует комплексный подход к этой проблеме.

Система комплексного подхода по созданию эмоционального благополучия детей в Детском саду состоит из 3х этапов:

1.Создание условий предметно-развивающей среды;

2.Педагогические технологии, направленные на формирование положительного эмоционального отношения дошкольников к сверстникам;

3.Взаимодействие с семьями воспитанников.

Рассмотрим первый этап системы комплексного подхода: Создание условий Предметно-развивающей среды

Развивающая среда Детского сада  обогащена различными элементами, создающими у детей положительную установку и впечатление о детском саде, которые помогают:

1.Преодолеть стресс поступления,

2. Успешно адаптироваться в дошкольном учреждении,

3. Способствуют психологическому и эмоциональному здоровью личности каждого ребенка,

4.Развивают эмоционально-чувственную сферу.

  • В группах созданы «уголки уединения». Для малышей – это «Домотека», где в специально отведённом пространстве группы дети размещают предметы, принесённые из дома. Это по настоящему приближает обстановку детского сада к семейной, решает проблему адаптации.

  • Для детей постарше используются мобильные «Домики-трансформеры», дающие возможность ребёнку уединиться в случае необходимости от «шумного» окружения сверстников, восстановить эмоциональное равновесие. В таких «домиках» размещены подушечки – «думки», подушки – «плакушки», мягкие игрушки. Обняв такую подушечку или игрушку, ребёнок может поделиться с ней своим настроением.

  • «Уголки уединения» в детском саду – это место, где ребёнок ощущает себя в полной безопасности может побыть наедине с собой, успокоиться и расслабиться, поиграть, рассмотреть книгу или просто помечтать. Такие моменты позволяют предупредить чрезмерное возбуждение ребёнка, ведущее, к утомлению его нервной системы.

  • В группах оформлены  «Уголок настроения» или «Уголок эмоций», где дети в течение дня могут подходить и менять своё настроение фишками.

  • Педагогами используются различные игры, игры-упражнения, дидактические игры: «Скажи доброе слово», «Зеркало», «Я радуюсь, когда…», «Рассмеши царевну Несмеяну», «Отгадай настроение», «Обида и Грустишка», «Колобок», «Живые картинки» и другие. «Уголки настроения», игры и упражнения способствуют обогащению эмоциональной сферы, дают возможность детям понимать и разделять положительные и отрицательные эмоции, распознавать свои собственные эмоции и чувства, адекватно реагировать на настроение сверстника или взрослого.

  • Также используется Сказкотерапия, театрализованная деятельность, игры-драматизации; арттерапия, песочная терапия, игры с водой, релаксационная гимнастика, «сухой» бассейн, упражнения-манипуляции с предметами, способствующие снятию эмоционального и мышечного напряжения, поднятию эмоционального тонуса. Это мячик для снятия стрессового состояния, цветные «головоломки», «вертушки-крутушки», мелкие игрушки.

Следующий этап: Работа педагогов с дошкольниками

В процессе воспитательно-образовательной работы педагоги часто не обращают внимания на такую сторону развития личности ребёнка, как его умение общаться, сотрудничать с другими детьми. Дети не умеют выражать свои чувства, выслушивать другого и т.д. Успех работы с ребёнком во многом определяется умением педагога создать атмосферу доверительности и открытости, «эмпатического» проживания с ним его проблем, что позволит оказать ребёнку помощь в выборе путей налаживания взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Эмоциональные переживания во многом определяют отношение ребёнка к воспитательной ситуации. Положительный настрой является мощным мотиватором деятельности: с особым энтузиазмом выполняется то, что привлекательно, приятно, вызывает ощущения радости. С учетом этого в педагогической практике в нашем Детском саду применяют специальную группу «эмоциональных стимуляторов»: игру, соревнование, средства литературы и искусства и разнообразные психологические методы и приемы.

Предлагаем вашему вниманию Технологию формирования положительного эмоционального отношения у детей к сверстникам, которая состоит из 3х этапов.

  • Первый этап: Формирование в сознании детей образца доброго заботливого человека, являющегося этическим эталоном – образ Человека-светлячка.

При этом решаются следующие задачи:

-в повседневной жизни следует обращать внимание детей на любое положительное или отрицательное эмоциональное проявление их друг к другу;

- организовывать ситуации должного поведения при неблагополучии ребёнка для наглядного восприятия другими детьми, выделять мотивы такого поведения, опираясь на чувства детей;

-показывать и разъяснять положительную или отрицательную сторону поступков детей.

Методы работы следующие:

  • Использование произведений художественной литературы с определёнными нравственными ситуациями. При работе со сказкой или рассказами ставятся конкретные задачи:

-учить детей выделять и оценивать нравственные поступки (ситуации);

-нацеливать детей на самостоятельное разрешение описанной неблагополучной ситуации;

-Учить оценивать поступки персонажей, объясняя при этом причины их положительного или отрицательного поведения; выделять мотивы поступков персонажей, причины их различного эмоционального состояния;

-предлагать детям соотносить эмоциональное настроение героев произведений с цветом, т.е. учить вникать в ситуацию, оценивать эмоциональное настроение, переживание героев и подбирать подходящую к ним цветовую гамму для обозначения этого настроения.

Следующий метод работы на данном этапе:

  • Постановка, просмотр и обсуждение театрализованных сценок.

-дети учатся с помощью эмоционального разнообразия интонаций выражать положительный или отрицательный характер героев, показывают в игре своё эмоциональное отношение к персонажу;  

-дети вживаются в эмоциональное состояние героев, выражают его средствами мимики, пантомимы.

  • Второй этап:  Обогащение сенсорного эталона.

В задачу этого этапа входит подтверждение у ребёнка эмпатии к персонажам художественных произведений и кукольных спектаклей, побуждение к предложению своей помощи героям на основе сочувственного отношения к ним.

Методы работы, которые педагоги реализуют на втором этапе:

  • Работа с произведениями художественной литературы: Ш.Перро «Золушка», Г.-Х.Андерсена «Гадкий утенок», С.Я.Маршака «12 месяцев» и др. с использованием следующих приемов:

- «нравственной лесенки» - разложить картинки с изображением героев так, чтобы вверху оказались те, кто больше понравился, а внизу – те, кто понравился меньше;  

- выбор кукол, олицетворяющих положительный или отрицательный персонаж;   

- выбор персонажа, которому ребёнок хочет подарить подарок;

- разыгрывание отрывка сказки с наиболее выраженным нравственным содержанием.

Следующий метод данного этапа:

  • Разыгрывание сценок по заданным сюжетам с целью обучения детей мимически выражать определённые эмоциональные состояния, после показа сценок спросить у детей, что чувствуют персонажи этой сценки.

Третий метод это:

  • Использование сюжетно-ролевых игр, в которых педагог специально создаёт ситуацию неблагополучия.

Через все эти методы работы проводится образ Светлячка как этического эталона. При разыгрывании сценок детям задаётся один и тот же вопрос: «А Светлячок поступил бы так же, как ты?», т.е. дети постоянно ориентируются на предложенный и принятый ими этический образец.

Таким образом, на втором этапе проходит работа по обогащению эмоционального опыта детей через художественную литературу, игры-беседы, игры-драматизации, направленные на развитие эмпатии и стремления оказать помощь другим детям.

  • И заключительный Третий этап: Организация практических ситуаций, направленных на побуждение детей к проявлению эмпатии друг к другу и оказание на этой основе реальной помощи; актуализация этического эталона в повседневной жизни ребёнка.

Методы работы третьего этапа:

  • Педагог создает ситуации неблагополучия, которые вполне могут произойти в повседневной жизни детского сада (не хватает стула и т.д.). В этих ситуациях педагог обращает внимание детей на эмоциональное состояние «пострадавшего»: он старается вызвать у них сочувствие к нему, желание оказать помощь. После оказания помощи педагог эмоционально подчеркивает ответную благодарность ребёнка. Создаваемые ситуации направлены на развитие стремления поделиться своим ради другого, оказать помощь другому ребёнку в различных ситуациях.
  • На этом этапе ребёнок должен побывать в роли этического эталона – Светлячка. Задача ребёнка-Светлячка состоит в следующем: наблюдать за детьми, оказывать им помощь, разрешать споры, мирить ссорящихся и в то же время следить за своим поведением.
  • Актуализация этического эталона в повседневной жизни («У нас ведь есть дети – Светлячки, Игорь, ты ведь  у нас светлячок? Кирилл, сейчас дети-Светлячки увидят, что тебе трудно, и помогут»).

Просмотр Видео (ситуации в группе)

Затем проводится  игра с педагогами (предлагается помирить ссорящихся с помощью «Светлячка»)

Приглашаются три человека, которым предлагается обыграть следующие ситуации:

1 ребёнок – Приходит в детский сад с новой игрушкой и не хочет делиться.

2 ребёнок – просит игрушку у сверстника, который не хочет делиться.

Светлячок – предлагает разные варианты разрешения проблемной ситуации.

Взаимодействие педагогов и специалистов с семьями воспитанников

  • Для родителей в Детском саду проводятся семинары-практикумы, тренинги, индивидуальные консультации, беседы, оформляется стендовая информация по проблемам развития эмоциональной сферы детей.

Вывод: Таким образом,  Детский сад является необходимой и важной ступенькой, ведущей ребенка в сложный, меняющийся и противоречивый социальный мир. Насколько конструктивным будет вхождение в социум и пребывание в нем, в большей степени зависит от эмоционального самочувствия ребенка в детском саду. 

Выступление инструктора по физической культуре

ПЕСОЧНАЯ АРТ-ТЕРАПИЯ В ДЕТСКОМ САДУ

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию технику Песочной арт-терапии, которую я реализую в своей практике.

В первую очередь, песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих способностей  в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.

Создатели песочной терапии – ученики известного психолога и ученого Карла Юнга.

Я использую песочную терапию как элемент совместной деятельности с детьми, что позволяет мне более эффективнее проводить релаксацию. Работа с песком успокаивает (особенно гиперактивных детей), заряжает позитивными эмоциями.  Но, это далеко не единственный плюс песочной терапии: она замечательно развивает мелкую моторику, фантазию, творческие способности, образное мышление и многое другое.

РИСОВАНИЕ ПЕСКОМ

Рисование песком - это необычное искусство создания картин с помощью песка,  возможность выразить свои чувства и эмоции без слов.

Именно в таком состоянии лучше всего снимаются стрессы, внутреннее напряжение; манипулируя сыпучими материалами, ребёнок избавляется от негативных эмоций, обретает внутреннюю свободу и уверенность.

Рисование происходит непосредственно пальцами по песку, что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует.

Хороша песочная терапия для дошкольников и тем, что при создании тех или иных композиций здесь не нужны художественные навыки, как в рисовании. В песочной терапии дети обретают внутреннюю свободу и уверенность, возможность быть самими собой. Сначала на песке, а затем и в реальной жизни!

ИГРЫ с ПЕДАГОГАМИ

 Игра «Необыкновенные следы»

Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.

Оборудование: Песочница.

Ход игры:

«Идёт медведь» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок

Мишка косолапый

По лесу идет, Топ-топ-топ…

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ударять по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

Маленькие зайчики. Прыг-скок, прыг-скок!

Прыгают, как мячики! Прыг-скок, прыг-скок.

«Ползёт змея» —расслабленными/напряженными пальцами рук делать поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

Змея  в песке

Очки вдруг потеряла.

Ползет она в большой тоске,

Ползет куда попало.

«Бежит сороконожка» —двигать всеми пальцами, имитируя движение сороконожки.  

У сороконожки заболели ножки.

Видишь на дорожке снятые сапожки?

«Слон»

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Вот идет тяжелый слон,

Хоботом кивает он.

«Лощадка»

Цель: умение работать фалангами пальцев.

Цок! Цок! Слышен звон!

На лошадке я верхом!

ВЫВОД: В заключении хочется отметить, что песочная терапия позволяет педагогам решать многие задачи, чтобы раскрыть в ребенке   всесторонне развитую личность.

Выступление музыкального руководителя

Важным направлением в работе музыкального руководителя является деятельность по преодолению детьми барьеров в общении,  развитии лучшего понимания себя и других, снятию психического напряжения, созданию возможностей для самовыражения. Для этого я использую музыкотерапию. Музыкотерапия – это контролируемое использование музыки в коррекции психо-эмоциональной сферы ребёнка.

В работе музыкального руководителя она позволяет решить ряд проблем: преодолеть психологическую защиту ребёнка – успокоить, или наоборот, настроить, активизировать, заинтересовать, установить контакт между педагогом и ребёнком.

Предлагаю вашему вниманию методику работы по коррекции эмоционально-личностной сферы ребёнка средствами музыки, которую я реализую в своей практике.

Методика состоит из трех этапов.

  • 1й Этап «Музыка – язык чувств».

На этом этапе обогащаем представления детей о разнообразии человеческих чувств, выраженных в музыке. Накоплению эмоциональных впечатлений помогает слушание музыки. В число рекомендуемых для слушания произведений входят следующие: «Порыв» Р.Шумана, «Слеза» М.Мусоргского, «Шутка» И.-С.Баха, «Юмореска» Р.Щедрина и т.д.

Детей необходимо подвести к целостному восприятию музыкального образа, а затем постепенно учить разбираться в характере музыкальных произведений, чувствовать смену настроения внутри одного произведения.

Одним из интересных приемов в данной методике является «цветомузыка». При этом необходимо обращать внимание детей на цветовое оформление наглядных средств, как фактора настроения. Этот навык детей используется в цветомузыкальных заданиях «Нарисуем музыку», «Если б художник был музыкантом», «Цветовой портрет музыки». Здесь дети подбирают цветовые карточки или «мозаику» в зависимости от насыщенности цвета и от настроения прослушиваемого произведения, т.е. педагогу следует учить детей чувствовать сходство в настроении между цветом и музыкой.

  • 2й этап «Образ в движении».

Приобщаем детей к выразительной передаче настроения заданного образа посредством мимики, жестов, движений, а также с помощью выполнения музыкально-ритмических заданий (этюдов, инсценирования песен, стихов, образных танцев). Необходимо помочь детям прочувствовать те или иные нюансы настроения, характера человека и дать им нравственную оценку. Таким образом, на данном этапе работаем над воссозданием, воспроизведением чувств.

  • 3й этап «Коррекция эмоциональной сферы»

Помогаем детям управлять своими эмоциями в повседневной жизни. С помощью использования музыкальных игр способствуем снятию психоэмоционального напряжения, воспитываем навыки адекватного группового поведения, безусловного приятия роли лидера, т.е. происходит социализация ребёнка через игру. Здесь используются задания-тесты (этюды) с несколькими вариантами разрешения проблемной ситуации с текстовой поддержкой и выбором для себя наиболее подходящей роли.

Приводим примеры тех заданий, которые предлагались детям с целью осознания и изображения эмоционального состояния другого человека или адекватного выражения своего состояния.

Игра с педагогами «Образ в движении»

Вывод: Таким образом, музыка, как самый эмоциональный из всех видов искусств, близка впечатлительной натуре ребёнка, и в этом заключается сила её воспитательного воздействия.

Выступление педагога-психолога

  • На базе детского сада создана комната психологической разгрузки, где в рамках коррекционно-развивающей работы с детьми педагогом-психологом проводятся занятия для развития и обогащения эмоциональной сферы.

Цель: развитие эмоционально-волевой и личностной сферы дошкольников.

Задачи ( для детей 5-6 лет):

  • Учить различать, осознавать и выражать эмоции и чувства в расширенном спектре.
  • Обучать правилам культурного поведения и общения в различных жизненных ситуациях.
  • Способствовать снижению психоэмоционального напряжения.

Задачи (для детей 6-7 лет):

  • Обучать понимать эмоциональное состояние другого человека  во всем его многообразии и адекватно выражать свое настроение в соответствии с нравственными нормами.
  • Обучать приемам саморегуляции поведения и настроения.
  • Обучать приемам саморасслабления, снятия психомышечного напряжения.

Таким образом, анализируя вышесказанное, уточним условия обеспечения эмоционального благополучия детей в ДОУ

  • безусловное принятие каждого ребенка взрослыми для развития у него жизненно важного чувства безопасности и уверенности в себе, в собственных силах;
  • позитивность окружающей детей обстановки (создание поддерживающей, доброжелательной, искренней, домашней атмосферы в группах);
  • равенство в отношениях между взрослым и ребенком (организация продуктивного пошагового сотрудничества, своевременное получение дошкольниками помощи, поддержки и защиты при возникновении потребности в ней); обеспечение детям возможности свободно перемещаться в пространстве группы, в других помещениях детского сада (например, в музыкальном и физкультурном залах), непосредственно общаться со сверстниками; 
  • гибкий, личностно ориентированный подход: отказ от любых "ярлыков", учет психических и личностных особенностей каждого ребенка, выражающийся, например, в дифференцированном подборе заданий и упражнений, а также индивидуального темпа их выполнения;
  • тесное профессиональное сотрудничество педагога-психолога, воспитателей и других специалистов детского сада при планировании и организации взаимодействия с дошкольниками (в частности, при разработке индивидуальных образовательных маршрутов для детей с проблемами со здоровьем и развитием); 
  • создание условий для раскрытия личностной индивидуальности воспитанников, т. е. раннее выявление их творческих возможностей и способностей, своевременный мониторинг (периодическое отслеживание динамики), поощрение даже небольших достижений каждого ребенка и его стремления к самостоятельности;
  • внимательное отношение и чуткая реакция на возникающие детские проблемы, тревоги и страхи;
  • тактичное общение с ребенком для совместной «переработки» чрезмерно волнующих его впечатлений (часто негативных) с целью их постепенного уменьшения и преодоления, а также повышения самооценки; 
  • конфиденциальность информации об участниках психолого-педагогического взаимодействия, осуществление профессиональной деятельности под девизом "Не навреди!"

  • Написать на лепестках и сложить в один цветок
  1. Напишем то эмоциональное состояние, которое по-вашему должно преобладать в работе педагога ДОУ для улучшения эмоциональной сферы.
  2. Представим себе ситуацию, которая вызывает у вас волнение, напряжение. Произнесите про себя несколько утверждений, которые бы способствовали устранению этой ситуации и помогли бы вам почувствовать себя спокойней и уверенней. Эти утверждения должны быть положительными.

  • Психогимнастический этюд на релаксацию «Волшебный Цветок» 

«В волшебном лесу растут волшебные цветы. Волшебные они потому, что умеют красиво и грациозно двигаться. Представим себе, что мы один большой волшебный цветок. Возьмёмся за руки и будем двигаться под музыку (Чайковский «Вальс цветов»). Друг за другом участники начинают двигаться. Происходит смена рисунка несколько раз, ведущий сопровождает показ речью.

В круг – сошлись, разошлись. «А сейчас мы подарим друг другу самую добрую улыбку. Это улыбка в вашем теле, в самой глубине вашего сознания, вашей души. Пошлем эту улыбку своему имени, своим желаниям, людям стоящим рядом. Обращаем её к своему прошлому, настоящему и будущему. Улыбаемся тому, на что имеем право. Улыбаемся и своим обязанностям. Эта улыбка проходит не только через ваши уста. Эта улыбка вашего существа и существования, она распускается изнутри. Мягкая, деликатная, тонкая, как расцветающая роза, раскрывающаяся внутри вас и распространяющая аромат всем окружающим. Улыбаемся себе, своей жизни, своим чувствам, и всем окружающим. И с ощущением внутренней улыбки возвращаемся на свои места».

Вывод: Обеспечение психологического комфорта детей в ДОУ – одна из важнейших задач педагогического коллектива. От этого во многом зависит результативность педагогической деятельности, сформированность знаний, умений, навыков у детей, способствующих дальнейшей успешности в школьном обучении. 

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для педагогов ДОУ "Профилактика синдрома эмоционального выгорания"

Данный конспект предназначен для психологов ДОУ и школьных психологов. Цель данного семинара - создание условий, способствующих профилактики синдрома эмоционального выгорание у педагогов ДОУ и учителе...

Семинар-практикум для педагогов на тему:"Профилактика эмоционального выгорания и формирование срессоустойчивости педагогов"

Семинар-практикум  на тему: "Профилактика эмоционального выгорания и формирование срессоустойчивости  педагогов" был разработан с целью  расширения у педагогов круга методов и приемов в...

Семинар-практикум для воспитателей Как сохранить положительное эмоциональное самочувствие.

Семинар посвящен тому, как возникает стрессовая ситуация не только в жизни взрослого человека, но и ребенка. И какие существуют пути выхода из стрессовой ситуации....

Семинар – практикум на тему: «Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольников»

В дошкольном воспитании прослеживается тенденция к  интеллектуальному развитию детей, а вот развитию эмоций уделяется недостаточное внимание. Однако только согласованное функционирование эмоций и...

Семинар-практикум для родителей и воспитателей "Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников"

Данная методическая разработка может быть использована в работе педагогами-психологами для организации работы с родителями,воспитателями....

Семинар-практикум для воспитателей ДОУ по профилактике эмоционального выгорания

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ по профилактике ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ.Тема: «Жить полной жизнью, не сгорая на работе!» Цели семинара-практикума: Формирование навы...

Семинар – практикум для педагогов «БОЮСЬКА» по теме: «Эмоциональные нарушения: тревожные дети»

Цель: формирование у педагогов ДОУ представления об основных направлениях и методах профилактики и коррекции тревожности у дошкольников.Задачи:Познакомить педагогов с понятием «тревожность»...