Главные вкладки

    Семинар – практикум на тему: «Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольников»
    презентация к уроку (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

    Марина Елена Петровна

    В дошкольном воспитании прослеживается тенденция к  интеллектуальному развитию детей, а вот развитию эмоций уделяется недостаточное внимание. Однако только согласованное функционирование эмоций и интеллекта может обеспечить ребенку успешное выполнение деятельности. Дети слабо управляют чувствами, эгоцентричны, что осложняет их общение с окружающими. Поэтому так важна работа по развитию эмоций дошкольников.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл seminar.docx88.45 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №50  

    Семинар – практикум на тему:

    «Игры на развитие эмоциональной

    сферы дошкольников»

         Составила:

    Воспитатель: Марина Е.П. Участники:

    Воспитатели Детского сада №50

                     

    Актуальность

            В дошкольном воспитании прослеживается тенденция к  интеллектуальному развитию детей, а вот развитию эмоций уделяется недостаточное внимание.

              Однако только согласованное функционирование эмоций и интеллекта может обеспечить ребенку успешное выполнение деятельности.

              Дети слабо управляют чувствами, эгоцентричны, что осложняет их общение с окружающими.

              Поэтому так важна работа по развитию эмоций дошкольников.

    Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Эмоции ребенка – это послание окружающим о его состоянии.

    Эмоции и чувства, как и другие психические процессы, проходят на протяжении детства сложный путь развития.

    В дошкольном возрасте происходит  освоение социальных форм выражения эмоций. Благодаря речевому развитию эмоции дошкольников становятся осознанными, они являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.

    Опыт эмоционального отношения к миру, обретаемый в дошкольном возрасте, по мнению психологов, является весьма прочным и принимает характер установки.

    Организованная педагогическая  работа может  обогатить эмоциональный опыт детей и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии. Дошкольный возраст – благодатный период для организации педагогической работы по эмоциональному развитию детей.

     Основная задача такой работы заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять. Педагогу важно специально знакомить детей со своеобразным эмоциональным букварем, учить пользоваться языком эмоций для выражения собственных чувств и переживаний и для лучшего понимания состояния других людей, анализировать  причины различных настроений.

    Вашему вниманию предлагаются некоторые упражнения, игры, которые могут использовать воспитатели для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

     Игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, осознания своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций других детей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.

    Эти игры помогут определить, насколько дети умеют правильно выражать свои эмоции и "видеть" эмоции других людей.

            В младшем дошкольном возрасте, ознаменованном кризисом трёх лет, когда дети мир вокруг воспринимают через призму «Я сам», «Моё», это будут игры, позволяющие отвлечься от эмоций (злости, гнева). Например, для подавления злости  можно  предложить  малышам сыграть в игру «Ласковые лапки». Малыши закрывают глаза, оголяют по локоть руку, а воспитатель водит по руке предметами различных фактур: кусочком меха, бусами, ватой и пр., спрашивая при этом, какой зверёк прикасается (кошка, улитка, бабочка и пр.). В младших группах игры на эмоциональное развитие позволяют научить малышей контролировать проявления злости, обусловленные возрастным кризисом.

            В младшем и среднем дошкольном возрасте, приемлемыми являются только те реакции, которые вписываются в формулу «хочу — не хочу». Так, например, чтобы показать, что жадным и злым быть плохо,  предлагаем  детям разыграть сценку из сказки «Жадный медвежонок». По сюжету истории с маленьким мишкой, который не делился с друзьями конфетами и игрушками, никто не хотел дружить. Мы проигрываем отрывки, меняясь ролями, а затем приходим к выводу, что жадным и злым быть плохо.

             В средней группе для детей будет актуальны механизмы саморегуляции в контексте разрешения конфликтов, которые часть возникают на фоне распределения ролей в играх. Одним из вариантов преодоления негативных эмоций, возникающих на этой почве, может быть игра «Доброе слово». Дети садятся в круг, воспитатель предлагает им повернуться к своему соседу и, глядя в глаза, сказать доброе слово.

            В старшем дошкольном возрасте ребята много фантазируют, часто не могут прийти к консенсусу относительно правил игры. Каждый тянет одеяло на себя. Чтобы преодолеть эту ситуацию, научить детей гармонично чувствовать себя частью команды в разных ситуациях-правилах, своим воспитанникам можно предложить игру  «Сороконожка». Дошколята становятся в колонну, кладут руки на плечи друг другу и присаживаются. Задача состоит в том, чтобы, передвигаясь по периметру помещения или площадки, не расцепиться. Обучить социально приемлемым способам поведения. Иными словами, педагог учит детей правильной реакции на возникшие ситуации.

    Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольников

    ЗЛОСТЬ - брови опущены до внутренних уголков глаз, глаза сужены, рот плотно сжат или слегка приоткрыт, видны зубы.

    СТРАХ - брови приподняты,  глаза расширены, рот открыт

    ГРУСТЬ - внешние кончики бровей опущены, веки и уголки губ полуопущены.

    УДИВЛЕНИЕ - брови приподняты, глаза округлённые, рот приоткрыт.

    РАДОСТЬ - брови немного приподняты, глаза сужены, уголки губ приподняты.

    СПОКОЙСТВИЕ - брови, глаза и рот находятся в спокойном состоянии.

    2517_840bed7fad1feb0e60ce4b081834509b

    1.Игра «Пиктограммы»

    Детям предлагается набор карточек, на которых изображены различные эмоции.

    На столе лежат пиктограммы различных эмоций. Каждый ребенок берет себе карточку, не показывая ее остальным. После этого дети по очереди пытаются показать эмоции, нарисованные на  карточках.

    Зрители, они должны угадать, какую эмоцию им показывают и объяснить, как они определили, что это за эмоция. Воспитатель следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети. Эта игра поможет определить, насколько дети умеют правильно выражать свои эмоции и "видеть" эмоции других людей.

    2.Упражнение «Зеркало».

    Педагог передает по кругу зеркало и предлагает каждому ребенку посмотреть на себя, улыбнуться и сказать: «Здравствуй, это я!»

             После выполнения упражнения обращается внимание на то, что, когда человек улыбается, у него уголочки рта направлены вверх, щеки могут так подпереть глазки, что они превращаются в маленькие щелочки.

    Если ребенок затрудняется с первого раза обратиться к себе, не надо на этом настаивать. В этом случае зеркало лучше сразу передать следующему участнику группы. Такой ребенок тоже требует особого внимания со стороны взрослых.

    Это упражнение можно разнообразить, предложив детям показать грусть, удивление, страх и т.д. Перед выполнением можно показать детям пиктограмму с изображением заданной эмоции, обратив внимание на положение бровей, глаз, рта.

    3.Игра «Я радуюсь, когда…»

    Педагог: «Сейчас я назову по имени одного из вас, брошу ему мячик и попрошу, например, так: «Света, скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?». Ребенок ловит мячик и говорит: «Я радуюсь, когда….», затем бросает мячик следующему ребенку и, назвав его по имени, в свою очередь спросит: «(имя ребенка), скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?»

    Эту игру можно разнообразить, предложив детям рассказать, когда они огорчаются, удивляются, боятся. Такие игры могут рассказать вам о внутреннем мире ребенка, о его взаимоотношениях, как с родителями, так и со сверстниками.

    4.Упражнение «Музыка и эмоции».

    Прослушав музыкальный отрывок, дети описывают настроение музыки, какая она: веселая - грустная, довольная, сердитая, смелая - трусливая, праздничная - будничная, задушевная - отчужденная, добрая - усталая, теплая - холодная, ясная - мрачная. Это упражнение способствует не только развитию понимания передачи эмоционального состояния, но и развитию образного мышления.

    5.Упражнение «Способы повышения настроения».

    Предлагается обсудить с ребенком, как можно повысить себе самому настроение, постараться придумать как можно больше таких способов (улыбнуться себе в зеркало, попробовать рассмеяться, вспомнить о чем-нибудь хорошем, сделать доброе дело другому, нарисовать себе картинку).

    6. Игра «Волшебный мешочек».

    Перед этой игрой с ребенком обсуждается какое у него сейчас настроение, что он чувствует, может быть, он обижен на кого-то. Затем предложить ребенку сложить в волшебный мешочек все отрицательные эмоции, злость, обиду, грусть. Этот мешочек, со всем плохим, что в нем есть, крепко завязывается. Можно использовать еще один "волшебный мешочек", из которого ребенок может взять себе те положительные эмоции, которые он хочет. Игра направлена на осознание своего эмоционального состояния и освобождение от негативных эмоций.

    7.Игра «Лото настроений».

    Для проведения этой игры необходимы наборы картинок, на которых изображены животные с различной мимикой (например, один набор: рыбка веселая, рыбка грустная, рыбка сердитая и т. д.: следующий набор: белка веселая, белка грустная, белка сердитая и т.д.). Количество наборов соответствует числу детей.

    Ведущий показывает детям схематическое изображение той или иной эмоции. Задача детей – отыскать в своем наборе животное с такой же эмоцией.

    8.Игра «Назови похожее».

    Ведущий называет основную эмоцию (или показывает ее схематическое изображение), дети вспоминают те слова, которые обозначают эту эмоцию.

    Эта игра активизирует словарный запас за счет слов, обозначающих различные эмоции.

    9. Упражнение «Мое настроение».

    Детям предлагается рассказать о своем настроении: можно сравнить с каким-то цветом, животным, состоянием, погодой и т.д.

    10. Игра «Испорченный телефон».

    Все участники игры, кроме двоих, «спят». Ведущий, молча показывает первому участнику  какую-либо эмоцию при помощи мимики или пантомимики. Первый участник, «разбудив» второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он её понял, тоже без слов. Далее второй участник «будит» третьего и передает ему свою версию увиденного. И так до последнего участника игры.

    После этого ведущий опрашивает всех участников игры, начиная с последнего и кончая первым, о том, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно найти звено, где произошло искажение, или убедится, что «телефон» был полностью исправен.

    11. Игра «Что было бы, если бы..»

    Взрослый показывает детям сюжетную картинку, у героя (ев) которой отсутствует (ют) лицо(а). Детям предлагается назвать, какую эмоцию они считают подходящей к данному случаю и почему. После этого взрослый предлагает детям изменить эмоцию на лице героя. Что было бы, если бы он стал веселым (загрустил, разозлился и т.д.)?

    Психогимнастические упражнения (этюды), основная цель которых – овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать, полноценно переживать:

    12. Новая кукла (этюд на выражение радости).

    Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой.

    13. Баба-Яга (этюд на выражение гнева).

    Баба-Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтобы потом съесть девочку, а сама уснула. Проснулась, а Аленушки и нет — сбежала. Рассердилась Баба-Яга, что без ужина осталась. Бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.

    14. Фокус (этюд на выражение удивления).

    Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака.

    15. Лисичка подслушивает (этюд на выражение интереса).

    Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят.

    16. Соленый чай (этюд на выражение отвращения).

    Мальчик во время еды смотрел телевизор. Он налил в чашку чая и не глядя, по ошибке вместо сахара насыпал две ложки соли. Помешал и сделал первый глоток. До чего же противный вкус!

    17. Про Таню (горе — радость).

    Наша Таня громко плачет:

    Уронила в речку мячик (горе).

    «Тише, Танечка, не плачь —

    Не утонет в речке мяч!»

    18.Золушка (этюд на выражение печали).

    Золушка возвращается с бала очень печальной: она больше не увидит принца, к тому же она потеряла свою туфельку…

    19.Один дома (этюд на выражение страха).

    Мама-енотиха ушла добыть еду, крошка-енот остался один в норе. Вокруг темно, слышны разные шорохи. Крошке еноту страшно – а вдруг на него кто-нибудь нападет, а мама не успеет придти на помощь?

    Игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения.

    Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.

    1. «Ласковые ладошки».

    Дети сидят по кругу друг за другом. Гладят ладошками впереди сидящего ребенка по голове, спине, рукам, слегка прикасаясь.

    2. «Секретики».

    Сшить небольшие мешочки одной расцветки. Насыпать в них различную крупу, набивать не туго. Предложить детям, испытывающим эмоциональный дискомфорт, отгадать, что находится в мешочках? Дети мнут мешочки в руках, переключаются на другую деятельность, уходя таким образом от негативного состояния.

    3. Игра «На полянке».

    Педагог: «Давайте сядем на ковер, закроем глаза и представим, что мы находимся в лесу на полянке. Ласково светит солнышко, поют птички, нежно шелестят деревья. Наши тела расслаблены. Нам тепло и уютно. Рассмотрите цветы вокруг себя. Какой цветок вызывает у вас чувство радости?

    После небольшой паузы педагог предлагает детям открыть глаза и рассказать, удалось ли им представить полянку, солнышко, пение птиц, как они себя чувствовали во время проведения этого упражнения. Увидели ли они цветок? Какой он был? Детям предлагается нарисовать то, что они увидели.

    4.Упражнение «Чудесный сон котенка».

    Дети ложатся по кругу на спину, руки и ноги свободно вытянуты, слегка разведены, глаза закрыты.

    Включается тихая, спокойная музыка, на фоне которой ведущий медленно произносит: «Маленький котенок очень устал, набегался, наигрался и прилег отдохнуть, свернувшись в клубочек. Ему снится волшебный сон: голубое небо, яркое солнце, прозрачная вода, серебристые рыбки, родные лица, друзья, знакомые животные, мама говорит ласковые слова, свершается чудо. Чудесный сон, но пора просыпаться. Котенок открывает глаза, потягивается, улыбается». Ведущий спрашивает детей об их снах, что они видели, слышали, чувствовали, свершилось ли чудо?

    5. Кубик с эмоциями

    Куб предназначен для закрепления знаний различных эмоциональных состояний человека. Его можно использовать для развития эмпатии, умение распознавать эмоции другого человека, сопереживать. Куб можно использовать на игровых занятиях, посвященных эмоциональному развитию детей.

    Цели: учить распознавать эмоции по схематическому изображению.

    Первый вариант: Один ребенок кидает кубик и изображает в жестах и мимике выпавшую на кубике эмоцию, а остальные участники угадывают ее,

    затем картинка на кубике показывается остальным.

    Второй вариант: Дети делятся на две группы: одни получают кубик, другие – карточки с изображением эмоций. Ребенок первой группы кидает кубик и изображает эмоцию, а ребенок второй группы – выбирает карточку с эмоцией, ей соответствующую.

    «Поздороваемся весело, грустно,

    со злостью… »

    Цель: научить с помощью мимики и жестов выражать определённые эмоции.

    Дети, сидящие в кругу, передают игрушку друг другу, их задача поздороваться с детьми с радостью, с грустью, со злостью. В конце упражнения побеседовать с детьми. С какой эмоцией больше понравилось здороваться. Почему? (аналогичное упражнение «Попрощаемся весело, грустно, со злостью… »).

    5.«Угадай»

    Цель: научить определять и распознавать различные эмоции

    Педагог зачитывает рассказ, сказку детям (необходимо учитывать возрастную группу).

    Например: по рассказу «Цветик – семицветик».

    Детям необходимо определить настроение героев рассказа в различных ситуациях и показать эмоции с помощью схем – пиктограмм (карточки с различными эмоциями).

    7. «Передай эмоцию»

    Цель: развивать способности узнавать эмоциональные состояния по мимике, пантомимике

    Все участники игры, кроме одного, закрывают глаза. Педагог-ведущий молча показывает участнику с открытыми глазами какую-либо эмоцию (радость, гнев, печаль, страх и т. д.) при помощи мимики и пантомимики.

    Первый игрок передает второму игроку увиденную эмоцию, как он ее понял и т. д. В конце игры всех участников опрашивают: какую - же эмоцию они показывали.

    8. «Хорошо – похлопай, плохо – потопай»

    Цель: развивать социальные эмоции

    Педагог озвучивает детям ситуации, которые создают хорошее или плохое настроение. Если я скажу хорошую ситуацию, от которой поднимется настроение, вы должны похлопать в ладоши. Если плохую ситуацию, создающие плохое настроение — вы должны потопать ногами.

    Ситуации: «у меня день рожденья», «я болею», «меня поругали», «я подрался», «я не уступил место бабушке в транспорте», «я помог маме помыть посуду», «меня обидели», «я испугался собаки», «я самостоятельно заправил кровать», «мне купили большую игрушку», «я упала и поранила руку», «меня похвалила мама» и др.

    9. «Рисуем эмоцию»

    Цель: развивать эмоциональную сферу, расширять представления об эмоциях и эмоциональных состояниях

    Детям необходимо с помощью различных цветов (можно применить пальчиковые краски) нарисовать весёлое солнышко, грустное солнышко, злое солнышко. Получившиеся рисунки можно подарить друг другу.

    10. «Прогулка»

    Цель: снятие психоэмоционального напряжения, развитие эмоциональной сферы.

    Воспитатель предлагает детям поиграть:

    игровое упражнение «Дождик»

    Закапал дождик – детки радуются, хлопают в ладоши, смеются.

    игровое упражнение «Солнышко»

    Выглянуло солнышко. Представьте, детки, что вы котята. Солнышко светит ярко, от солнышка котятам тепло. Котята потягиваются и улыбаются солнышку.

    игровое упражнение «Туча»

    Набежала чёрная туча, закрыла собой наше солнышко. Ах, какая грозная туча – нахмурьтесь, ребята.

    игровое упражнение «Ласковый ветерок»

    Подул тёплый ветерок, нам приятно ощущать его –ребята, закройте глаза, расслабьтесь и улыбнитесь.

    игровое упражнение «Сильный ветер»

    Налетел сильный ветер, поднял пыль с дороги, стал ломать ветки деревьев – ребятки, зажмурьтесь, как будто испугались.

    11. «Вырос цветок»

    (упражнение сопровождается плавной музыкой)

    Цель: снятие мышечного напряжения, формирование способности выражать эмоции.

    Воспитатель предлагает детям почувствовать себя семечком, которое посадили в землю. Выглянуло солнышко, своими горячими лучами согрело землю, в которой было наше семечко. Из семени проклюнулся росточек. Из ростка вырос красивый цветок. Хорошо цветочку под тёплыми лучами солнышка –ребятки, протяните солнышку свои лепесточки-ручки и улыбнитесь.

    12. «Белые снежинки»

    Цель: снятие психоэмоционального напряжения, ослабление негативных эмоций.

    Для этого упражнения понадобятся снежинки из бумаги, которые предварительно можно сделать вместе с детьми.

    Воспитатель предлагает детям подбросить снежинки вверх, стараясь осыпать ими детей, стоящих рядом. Затем наклониться, собрать снежинки и подбросить их снова вверх.

    13. «Зеркало»

    Цель: учить детей распознавать различные эмоциональные состояния, подражать им, развивать эмпатию.

    Участники игры разбиваются на пары (по желанию, становятся или садятся лицом друг к другу. Один ребенок с помощью мимики и пантомимики (замедленных движений головой, руками, туловищем, ногами) передает разное настроение. Задача другого ребенка «зеркала» быть его отражением, точно копировать его состояние, настроение. Затем дети меняются ролями.

    14. «Угадай эмоцию»

    Цель: учить детей по схеме узнавать эмоциональное состояние и изображать его с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций.

    Оборудование: картинки со схематическим изображением эмоций.

    Вариант 1. На столе картинкой вниз выложить схематические изображения эмоций. Предложить детям по очереди брать любую карточку, не показывая ее остальным. Задача ребенка — по схеме узнать эмоциональное состояние, изобразить его с помощью мимики, пантомимики и голосовых интонаций. Остальные дети — зрители — должны угадать, какие эмоции изображает ребенок, что происходит в его мини-сценке.

    Вариант 2. Для изучения интенсивности эмоций задание можно усложнить, предложив одному ребенку изобразить, например, радость, а другому — восторг, (раздражение — ярость, печаль — горе). Задача зрителей — как можно точнее определить эти эмоции.

    15. «Чунга-Чанга»

    Цель: формировать умение разделять свою радость с другими людьми.

    Оборудование: бусы, браслеты, серьги, разноцветные перья, магнитофон.

    Путешественники пристали на своем корабле к острову. Их окружили жители чудесного острова — маленькие темнокожие дети. На них пестрые юбочки, на руках и ногах — браслеты, в ушах — круглые серьги, на шее — бусы, а в волосах — красивые перья.

    Весело они пританцовывают под музыку В. Шаинского «Чунга-Чанга» и напевают:

    Чудо-остров, чудо-остров,

    Жить на нем легко и просто,

    Жить на нем легко и просто,

    Чунга-Чанга!

    Приглашают путешественников разделить их радость, принять участие в общем веселье.

    16. «Крошка Енот»

    Цель: развивать способность распознавать и выражать различные эмоции.

    Оборудование: магнитофон.

    Один ребенок — Крошка Енот, остальные — его отражение («Тот, который живет в реке»). Они сидят свободно на ковре или стоят в шеренге. Енот подходит к «реке» и изображает разные чувства (испуга, удивления, радости, а дети точно отражают их с помощью мимики и жестов. Затем на роль Енота выбираются поочередно другие дети. Игра заканчивается песней: «От улыбки станет всем светлей».

    Игры и упражнения направленные на развитие эмоционального словаря – действий предметов:

    1. вариант игры «Что делает эмоция? » (веселая – веселится, грустная – грустит, злая – злится и т. д.)

    2. вариант игры «Что делают эти глаза? » (грустят, смеются, удивляются, злятся и т. д.)

    3. вариант игры «Что делает это лицо? » (радуется, плачет, боится и т. д.)

    4. вариант игры «Что делают губы? » и т. п.

    После этого детям предлагается изобразить этюды:

    Психологические игры, направленные на снятие агрессии у детей:

    1. «Ноги топают» (для детей дошкольного, младшего школьного возраста).

    Для упражнения нарисуйте на картоне контуры детских ступней, слегка развернутых носками наружу.

    Как играть? – Топнуть изо всех сил по своему следу, сначала одной ногой, потом двумя. Если ребенок сомневается, сами начните это делать. Объясните ребенку, что если его стопы стали горячими – значит, от злости он избавился. Когда ребенок скажет, что ногам стало тепло, спросите, чувствует ли он, что его злость «вышла» через ступни наружу? Уточните, как он себя сейчас ощущает. Предложите сделать несколько глубоких вдохов и выдохов. Понаблюдайте, испытал ли ребенок облегчение, как изменилось его настроение.

    Когда вы научите ребенка ощущать свое эмоциональное состояние до и после игры, вы можете сделать «уголок для топанья», положив туда ту самую картонку со следами ребенка. Когда вы почувствуете, что ребенок «перегрелся» — предложите ребенку пойти в этот уголок и немного потопать. Так ребенок научится понимать и контролировать свои негативные чувства.

    2. Психологическая игра «Рассерженные шарики» (начиная с 4-5 лет).

    Эту игру можно провести индивидуально или с группой детей.        

    Последовательность этой игры такова:

    • Попросите ребенка надуть шарик и завязать его.

    • Объясните, что шарик – это как бы тело, а воздух внутри него – это чувство раздражения и гнева.

    • Спросите ребенка, что будет, если его надувать больше и больше? (лопнет)

    • А что будет с человеком, если он будет накапливать в себе гнев, раздражение, обиду?

    • Предложите ребенку прыгнуть на шарик, чтобы он взорвался. Это опасно, страшно, неприятно?

    • Обсудите с ребенком, что шарик, это как человек, когда он совершает какой-то агрессивный поступок (например, нападает на кого-то). Можно ли считать такой способ выражения гнева безопасным?

    • Предложите снова надуть шарик, но не завязывать его. Шарик – это снова человек, а воздух – накопившийся гнев и раздражение.

    • Предложите выпустить из шарика немного воздуха, а потом снова зажать его – шарик уменьшился. Взорвался ли шарик? Можно ли такой способ «выпускания гнева» считать более безопасным?

    • Обратите внимание ребенка, что шарик остался целым и невредимым, не взорвался и никого не напугал. Так же и человек может выразить свой гнев и никому не причинять вреда.

    • Пусть ребенок выпускает воздух из шарика мелкими порциями и рассказывает, на что или кого он бывает зол.

    Упражнение следует провести несколько раз, пока ребенок не усвоит его основной смысл.

    Такие психологические игры доставляют удовольствие и детям и взрослым. Пробуйте самые разные варианты, сами активно включайтесь в игру и получайте удовольствие от общения с ребенком.

    И напоследок хочу порекомендовать некоторые стихи и сказки, с помощью которых Вы сможете обсудить с ребенком различные эмоции и поиграть в вышеперечисленные игры:

    "Гуси-лебеди", "Петушок и бобовое зернышко", "Краденое солнце" К.Чуковский - эмоция грусти и печали

    "Сказка о царе Салтане" А.Пушкин, "Живая шляпа" Н.Носов,  "Под грибком" В.Сутеев - эмоция удивления

    "Что в углу?" А. Кушнир, "Счастливая ошибка" Г.Семенов - эмоция страха

    "Вот какая мама!" Е.Благинина, "Четыре желания" К.Ушинский - эмоция радости


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Семинар-практикум для педагогов "Игры с цветом для дошкольников"

    Ознакомление педагогов с разнообразием игр, направленных на: ознакомление детей с основными цветами; закрепление и обогащение представлений о цветах и оттенках окружающих предметов и объект...

    Семинар – практикум на тему «Формирование коммуникативных качеств у дошкольников»

    Правильная  речь -  это   главное  условие  успешного  обучения  детей  в  школе  и  их  дальнейшего  благополучия. В  данно...

    Семинар - практикум на тему: "Игры с мячом - как вид работы по развитию мелкой моторики рук у детей"

    В данном семинаре - практикуме  показана важность работы по развитию мелкой моторики рук; обозначина  взаимосвязь мелкой моторики рук и речи дошкольника;представлены списо...

    Семинар – практикум по теме: «Формирование и развитие графических навыков у старших дошкольников»

    «Формирование и развитие графических навыков у старших дошкольников»...

    Семинар-практикум на тему «Игры, направленные на развитие воображения в различных возрастных этапах дошкольного детства»

    Семинар-практикум для воспитателей ДОУ всех возрастных групп. Цель: познакомится с игровыми приемами, направленными на развитие фантазии и творчества.Задачи:·...

    Семинар-практикум для воспитателей "Игра - ведущий вид деятельности дошкольников"

    Конспект деловой игры "Давайте поиграем". Предназначен педагогическим работникам ДОУ....

    Семинар – практикум «Сюжетно-ролевая игра и развитие личности дошкольника»

    Семинар – практикум «Сюжетно-ролевая игра и развитие личности дошкольника»...