"Развитие внимания у детей дошкольного возраста"
занимательные факты (старшая, подготовительная группа)

Внимание необходимо детям в процессе познания мира, позволяя им сосредоточиться на определенных объектах. Эта и другие особенности психики помогают из потока информации, которую дети непрерывно получают извне, выделить наиболее интересную и значимую для них. Природа внимания состоит в том, что выбранный объект имеет доминирующее значение, в то время как воздействие остальных раздражителей тормозится. Поэтому увлеченные дети часто не замечают того, что происходит вокруг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_0.docx628.55 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

«Развитие внимания у детей дошкольного возраста».

Внимание необходимо детям в процессе познания мира, позволяя им сосредоточиться на определенных объектах. Эта и другие особенности психики помогают из потока информации, которую дети непрерывно получают извне, выделить наиболее интересную и значимую для них. Природа внимания состоит в том, что выбранный объект имеет доминирующее значение, в то время как воздействие остальных раздражителей тормозится. Поэтому увлеченные дети часто не замечают того, что происходит вокруг.

Внешнее внимание. Направлено на окружающие ребенка предметы, явления, действия людей. Проявления внешнего внимания и сосредоточенности отмечаются уже в младенчестве. Основными признаками такой направленности психики являются различные поведенческие реакции, например, поворот головы в сторону источника звука, света или запаха, или, наоборот, замирание. Так ребенок выделяет заинтересовавшие его объекты и фиксирует на них свое внимание.

Внутреннее внимание. Обращено к собственным мыслям и переживаниям дошкольника. Ярким примером может служить ситуация, когда, забросив прежнее занятие, ребенок словно замирает и отрешенно смотрит в пустоту. Не стоит путать подобное проявление концентрации внутреннего внимания с рассеянностью. Такая отрешенность свидетельствует только о том, что ребенок погружен в мир собственных мыслей, фантазий и переживаний.

Принципы развития внимания у детей старшего дошкольного возраста

Внимание у детей дошкольного возраста играет существенную роль в процессе роста и развития. Чтобы ребенок был внимательным, его необходимо научить этому. По мнению психологов, в старшем дошкольном возрасте внимание детей формируется благодаря приобретению трех основных умений.

Принятие постепенно усложняющихся инструкций. Когда ребенку дают какое-либо задание, в большинстве случаев у него не получается выполнить его с первого раза. Учитывая особенности внимания дошкольника, правильнее разделить это задание на более простые задачи и для каждой из них дать инструкцию. Объясняя, как выполнять тот или иной этап, можно постепенно увеличивать сложность и объем действий. Осмысливая словесную инструкцию, дошкольник старается перевести ее в форму самоприказа. Это делается посредством проговаривания вслух и про себя, после чего ребенок показывает, что и как будет делать.

 Одной из особенностей развития внимания у детей дошкольного возраста является необходимость многократного проговаривания полученной инструкции в ходе работы. Это позволяет постоянно помнить заданный алгоритм действий и иметь возможность контролировать их выполнение. На отдельных этапах необходимо проводить дополнительный инструктаж. Повторение закрепляется фактически выполняемым действием. Хорошо, если ребенок помогает своим товарищам, – это свидетельствует о четком понимании поставленной задачи.

Формирование навыков самоконтроля. Выполняя задание, дошкольник периодически проверяет сам себя, рассказывая себе или другим детям, что и как нужно делать. Например, когда ребенок рисует узор, он сравнивает его с чужими рисунками, находит и исправляет ошибки. Особенности детской психологии таковы, что дополнительным стимулом может стать элемент соревнования, когда дети, работающие самостоятельно и практически безошибочно, поощряются тем или иным образом. Самоконтроль также используется как один из критериев оценки работы дошкольника.

Игры и упражнения

Работа по развитию переключения и устойчивости внимания должна осуществляться в следующих направлениях: использование специальных упражнений на тренировку объема, распределения и концентрации внимания; выполнение упражнений, являющихся основой формирования внимательности как свойства личности. Ниже приведены несколько несложных игр, развивающих внимание у детей дошкольного возраста.

Игра: «Найди одинаковые домики».

C:\Users\user3\Desktop\ов\внимание3.jpg

Игра: «Найди отличия».

C:\Users\user3\Desktop\ов\внимание.jpg

Игра: «Найди игрушки».

C:\Users\user3\Desktop\ов\внимание5.jpg

Игра: « Найди животных».

C:\Users\user3\Desktop\ов\внимание 2.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для развития внимания у детей дошкольного возраста. Консультация для родителей.

Игры, приведенные в этой статье, направлены на развитие внимания у ребенка. Следует обязательно учитывать возрастные особенности детей! Дети 3-4 лет- обычно могут заниматься в течении 15-20 мину...

«Развитие внимания у детей дошкольного возраста».

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИСПОЛЬЗУЯ ДИДАКТИЧЕСКУЮ ИГРУ ВНИМАНИЕ, ЕГО ВИДЫ И ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА...

Развитие внимания у детей дошкольного возраста

Сегодня проблемы, связанные с развитием внимания у школьников, вызывают беспокойство и у педагогов, и у родителей, и у психологов, работающих с детьми. Многие взрослые жалуются на невнимательность дет...

Консультация для родителей: «Развитие внимания у детей дошкольного возраста. Пять подсказок для развития внимания у детей»

Под вниманием понимают проявление избирательной направленности процессов сознания. Родителям важно знать особенности этого познавательного процесса у дошкольников. [[{"type":"media","view_mode":"...

ВНИМАНИЕ. Главные составляющие. Игры для развития внимания у детей дошкольного возраста.

Виды и компоненты внимания по возрастам. Игры и упражнения направленные на развитие внимания у детей дошкольного возраста....