Внеобразовательная деятельность
материал

Шендрыгайлова Елена Ивановна

  ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА технической направленности «ЛЕГО-конструирование»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopolnitelnaya_programma_lego_-_konstruirovanie.docx398.57 КБ

Предварительный просмотр:

МУНЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НЕФТЕЮГАНСКА

«ДЕТСКИЙ САД №26 «РАДОСТЬ»

Принята на заседании

педагогического совета

Протокол №1 от 31.08.2021

Утверждаю:

    Директор _________С.В. Давыдова

 Приказ №    от «31» августа 2021 г.

  ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

технической направленности

«ЛЕГО-конструирование»

Возраст воспитанников: 6 -7 лет

Срок реализации: 7 месяцев

Автор-составитель:

Е. И. Шендрыгайлова

Педагог дополнительного образования

г. Нефтеюганск, 2021 год

МУНЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НЕФТЕЮГАНСКА

«ДЕТСКИЙ САД №26 «РАДОСТЬ»

Принята на заседании

педагогического совета

Протокол №1 от 31.08.2021

Утверждаю:

    Директор _________С.В. Давыдова

  Приказ №       от «31» августа 2021 г.

  ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

технической направленности

«ЛЕГО-конструирование»

Возраст воспитанников: 5-6 лет

Срок реализации: 7 месяцев

Автор-составитель:

Е. И. Шендрыгайлова

Педагог дополнительного образования

г. Нефтеюганск, 2021 год

Пояснительная записка

Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.

В системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методологической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование ЛЕГО - технологий. Использование ЛЕГО - конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития детей дошкольного возраста, в том числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для её достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом.

Нормативно-правовое обеспечение

Дополнительная общеобразовательная программа разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепцией развития дополнительного образования в РФ, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. №172, приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р), письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. №09-3242 «О направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые), письмом Минобрнауки РФ от 11.12.2006г. №06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 31.01.2013 №63 «Об утверждении Концепции развития воспитания в системе общего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»; Стратегией развития образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры до 2020 года; приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 04.06.2016 №1224 «Об утверждении правил персонифицированного финансирования в ХМАО-Югре» (с изменениями от 20.08.2018 №1142).

Требования к квалификации педагога дополнительного образования

Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю объединения, секции, студии без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу.   

 Направленность программы – техническая.

Актуальность программы

Данная программа актуальна тем, что раскрывает для старшего дошкольника мир техники. LEGO-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.

LEGO–конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.

 Новизна программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность LEGO-конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Важно, чтобы, пройдя все этапы обучения, ребенок приобрёл новый подход к пониманию окружающего мира, создающий особенный тип мышления – исследовательский и творческий. Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что работа с образовательными конструкторами Lego, «Lego Education» позволяет обучающимся в форме познавательной игры узнать многие важные идеи конструирования, проектирования и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знаний - от механики до психологии, - что является вполне естественным.

 

Цель программы: развитие у старших дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе LEGO– конструирования.

Задачи:

  •  развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество;
  • обучать конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу;
  • формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;
  • совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе; выявлять одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением;
  • развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности. 

Адресат программы - воспитанники 6-7 лет. У детей старшего дошкольного возраста уже сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отношений. Эта компетентность появляется прежде всего в способности принимать собственные решения на основе имеющихся знаний, умений и навыков.
Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Задача взрослого - развивать интерес к творчеству. Именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и формы его воплощения.  Обязательным элементом образа жизни старших дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок, простейших механизмов и моделей.

Условия реализации программы

Программа рассчитана на 7 месяцев обучения. Занятия посещают дети по запросам родителей. Занятия проводятся восемь раз в месяц, с октября по апрель.  Форма обучения – очная.

Срок реализации программы - 7 месяцев.

Форма занятий – групповая, 10-12 детей.

Режим занятий

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут.

Планируемые результаты

  •  дети умеют конструировать по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу;

у дошкольников:

  •  развит интерес к моделированию и конструированию;
  • сформированы   предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, умение выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;
  • развиты   коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе; выявлены одарённые, талантливые дети, обладающие нестандартным творческим мышлением;
  • развита мелкая моторика рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности. 

Периодичность оценки результатов и способы определения их результативности

Способы определения эффективности занятий оцениваются исходя из того, насколько ребёнок успешно освоил тот практический материал, который должен был освоить. В связи с этим, два раза в год проводится диагностика уровня развития конструктивных способностей.

Диагностика уровня знаний и умений по LEGO-конструированию

у детей 6-7 лет.

Уровень развития ребенка

Умение правильно конструировать поделку по образцу, схеме        

Умение правильно

конструировать поделку по замыслу        

Высокий

Ребенок самостоятельно делает постройку, используя образец, схему, действует самостоятельно и практически без ошибок в размещение элементов конструкции относительно друг друга.

Ребенок самостоятельно разрабатывает замысел в разных его звеньях (название предмета, его назначение, особенности строения). Самостоятельно работает над постройкой.

Средний

Ребенок делает незначительные ошибки при работе по образцу, схеме, правильно выбирает детали, но требуется помощь при определении их в пространственном расположении.

Тему постройки ребенок определяет заранее. Конструкцию, способ ее построения находит путем практических проб, требуется помощь взрослого.

Низкий

Ребенок не умеет правильно «читать»  схему, ошибается в выборе деталей и их расположении относительно друг друга.

Замысел у ребенка неустойчивый, тема меняется в процессе практических действий с деталями. Создаваемые конструкции нечетки по содержанию. Объяснить их смысл и способ построения ребенок не может.

 

Учебный план

№ п/п

Название раздела

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Знакомство с LEGO конструктором.

4

 1

  3

Тестирование

2

Сооружение постройки по образцу.

16

  4

  12

Выставка

3

Создание постройки по условиям.

10

  2.25

  7.75

Выставка

4

  Создание постройки по замыслу.

10

  2.25

  7.75

 

Выставка

5

Итоговые выставки, диагностика, открытые занятия для родителей.

        4

1

                    3

                 Выставка

 ИТОГО:

44

11

33

               

                               Календарный учебно-тематический план

№ п/п

Число/           месяц

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

Вводное занятие. Знакомство с разновидностями LEGO конструктора.

1.

20.10

16.00

-16.25

Групповая

1

Знакомство с элементами LEGO конструктора.

Учебный кабинет

Тестирование

2.

21.10

16.00

-16.25

Групповая

1

Игровая деятельность с конструктором.

Учебный кабинет

Педагогическое наблюдение

3.

25.10

16.00-16.25

Групповая

1

Скрепление LEGO – деталей.

Учебный кабинет

Педагогическое наблюдение

4.

27.10

16.00-16.25

Групповая

1

Постройка по замыслу

Учебный кабинет

Педагогическое наблюдение

 Сооружение построек по образцу.

5.

 8.11

16.00-16.25

Групповая

1

Учимся читать схему.

Учебный кабинет

Педагогическое наблюдение

6.

9.11

16.00-16.25

Групповая

1

Конструируем башню.

Учебный кабинет

Педагогическое наблюдение

7.

15.11

16.00-16.25

Групповая

1

Конструируем мостик.

Учебный кабинет

Педагогическое наблюдение

8.

24.11

16.00-16.25

Групповая

1

Конструируем объемный домик с забором

Учебный кабинет

Педагогическое наблюдение

9.

25.11

16.00-16.25

Групповая

1

Строим город. Обыгрывание построек.

Учебный кабинет

Педагогическое наблюдение

10.

26.11

16.00-16.25

Групповая

1

Моделируем домашних животных по схеме: кошка, собака, лошадь

Учебный кабинет

Педагогическое наблюдение

11.

29.11

16.00-16.25

Групповая

1

Постройка загонов для животных. Обыгрывание построек.

Учебный кабинет

Выставка работ

12.

30.11

16.00-16.25

Групповая

1

Строим зоопарк.

Обыгрывание построек.

Учебный кабинет

Педагогическое наблюдение

13.

1.12

16.00-16.25

Групповая

1

 «Заюшкина избушка»

Учебный кабинет

Педагогическое наблюдение

14.

6.12

16.00-16.25

Групповая

1

Конструируем лес.

Учебный кабинет

Педагогическое наблюдение

15.

8.12

16.00-16.25

Групповая

1

Конструирование по замыслу.

Учебный кабинет

Педагогическое наблюдение

16.

13.12

16.00-16.25

Групповая

1

Конструируем Снегурочку.

Учебный кабинет

Педагогическое наблюдение

17.

15.12

16.00-16.25

Групповая

1

Конструируем Деда Мороза

Учебный кабинет

Педагогическое наблюдение

18.

20.12

16.00-16.25

Групповая

1

Моделируем новогоднюю елочку (по схеме)

Учебный кабинет

Педагогическое наблюдение

19.

22.12

16.00-16.25

Групповая

1

Моделируем новогоднюю игрушку (по образцу на выбор) 

Учебный кабинет

Выставка работ

20.

27.12

16.00-16.25

Групповая

1

К нам приходит Новый год (конструирование по замыслу).

Учебный кабинет

Педагогическое наблюдение

Создание постройки по условиям.

21.

2.02

16.00-16.25

Групповая

1

Свободная игровая деятельность детей. Учимся конструировать по условиям.

Учебный кабинет

Педагогическое наблюдение

22.

7.02

16.00-16.25

Групповая

1

Конструируем фигуру ребёнка. Мальчик.

Учебный кабинет

Педагогическое наблюдение

23.

9.02

16.00-16.25

Групповая

1

Конструируем фигуру ребёнка.  Девочка.

Учебный кабинет

Педагогическое наблюдение

24.

14.02

16.00-16.25

Групповая

1

Конструируем персонажей сказки.

Учебный кабинет

Педагогическое наблюдение

25.

16.02

16.00-16.25

Групповая

1

Конструирование грузового автомобиля.

Учебный кабинет

Педагогическое наблюдение

26.

21.02

16.00-16.25

Групповая

1

Строим гараж для машин. Обыгрывание построек.

Учебный кабинет

Выставка работ

27.

23.02

16.00-16.25

Групповая

1

Конструирование по замыслу.

Учебный кабинет

Педагогическое наблюдение

28.

28.02

16.00-16.25

Групповая

1

Конструирование робота.

Учебный кабинет

Педагогическое наблюдение

29.

2.03

16.00-16.25

Групповая

1

Подарок для папы. Конструирование танка.

Учебный кабинет

Педагогическое наблюдение

30.

9.03

16.00-16.25

Групповая

1

Свободная игровая деятельность детей.   Конструируем  по условиям.

Учебный кабинет

Педагогическое наблюдение

  Сооружение постройки по замыслу.

31.

14.03

16.00-16.25

Групповая

1

 Учимся конструировать по замыслу

Учебный кабинет

Педагогическое наблюдение

32.

16.03

16.00-16.25

Групповая

1

Подарок для мамы: цветок.

Учебный кабинет

Педагогическое наблюдение

33.

21.03

16.00-16.25

Групповая

1

Моделирование по замыслу.

Учебный кабинет

Выставка работ

34.

23.03

16.00-16.25

Групповая

1

Конструирование кораблика

Учебный кабинет

Педагогическое наблюдение

35.

28.03

16.00-16.25

Групповая

1

Конструирование легкового автомобиля.

Учебный кабинет

Выставка работ

36.

30.03

16.00-16.25

Групповая

1

Конструирование подъёмного крана.

Учебный кабинет

Педагогическое наблюдение

37.

4.04

16.00-16.25

Групповая

1

Свободная игровая деятельность детей.   Конструируем  по условиям.

Учебный кабинет

Педагогическое наблюдение

38.

6.04

16.00-16.25

Групповая

1

Конструирование ракеты

Учебный кабинет

Педагогическое наблюдение

39.

11.04

16.00-16.25

Групповая

1

Конструируем космонавта.

Учебный кабинет

Педагогическое наблюдение

40.

13.04

16.00-16.25

Групповая

1

Конструирование на свободную тему: «Мой любимый сказочный герой»

Учебный кабинет

Педагогическое наблюдение

Итоговые выставки, диагностика, открытые занятия для родителей.

41.

18.04

16.00-16.25

Групповая

1

Свободная игровая деятельность детей. Развивающие игры с использованием конструктора

Учебный кабинет

Педагогическое наблюдение

42.

20.04

16.00-16.25

Групповая

1

Конструирование «Мой любимый детский сад» (коллективная)

Обыгрывание построек.

Учебный кабинет

Педагогическое наблюдение

43.

25.04

16.00-16.25

Групповая

1

Открытое занятие для родителей «Путешествие в страну Лего».

Учебный кабинет

Педагогическое наблюдение

44.

27.04

16.00-16.25

Групповая

1

Конструирование «От замысла – к воплощению» (диагностика).

Учебный кабинет

Итоговая выставка

Содержание программы

Раздел I. Вводное занятие. Знакомство с разновидностями LEGO конструктора, его элементами, а также со способами крепления деталей. 

  1. Тема. Вводное занятие. Знакомство с элементами LEGO конструктора.                                                                                  

Теоретическая часть: Знакомство с основными деталями: пластина, кирпич.

Практическая часть: Закрепление новых знаний в игровой форме.

  1. Тема.   Игровая деятельность с конструктором.                                Теоретическая часть: Свободная игровая деятельность детей, в процессе игры называются детали конструктора, предположения, где их можно применить.  

Практическая часть: Д/и «Найди такую же деталь, как на картинке» - закрепление знаний о ЛЕГО деталях.

Пальчиковая гимнастика «ДОЖДИК»

  1. Тема. Скрепление LEGO – деталей.                                                              Теоретическая часть: Знакомство детей с различными видами крепежа в лего-конструировании через показ иллюстраций, демонстрацию слайдов.

Практическая часть: Наглядный показ педагога.

  1. Тема. Постройка по замыслу.                                                          Теоретическая часть: закрепление знаний, полученных на предыдущих занятиях в продуктивной деятельности.

Практическая часть: Пальчиковая гимнастика «РЫБКА»

 Игра «Чудесный мешочек» - повторение названий основных деталей конструктора.

Демонстрация моделей с разными видами крепежа.

Групповая работа детей (по 3-4 человека)

Совместное обыгрывание построек.

Раздел II. Чтение схем, сооружение построек по образцу (когда есть готовая модель того, что нужно построить, например, изображение или схема)  

2.1. Тема. Учимся читать схему.

Теоретическая часть: Знакомство детей со схемой постройки.

Показ различных схем, чертежей. Уточнение, какие детали используются в той или иной схеме, какие виды крепежа присутствуют.

Сравнение готовой постройки (плоский домик) со схемой.

Практическая часть: Индивидуальная работа детей по воспроизведению плоского домика по предложенной схеме, с помощью педагога.

2.2 Тема. Конструируем башню.                                                                Теоретическая часть: Игра «Есть у тебя или нет?». Рассматривание картинок. Физкульминутка «Мы становимся все выше».                             Практическая часть: Рассматривание образца башни. Конструирование по образцу.

2.3 Тема. Конструируем мостик.

Теоретическая часть: Игры «Лего на голове», «Чудесный мешочек». Рассматривание мостика.

Практическая часть: Конструирование по образцу.

2.4. Тема. Конструируем объемный домик с забором.                                                                Теоретическая часть: Продолжать работу с детьми по использованию схем и постройки модели по образцу.                                                                               Практическая часть: Пальчиковая гимнастика «ДОМИК»

Рассматривание схемы – иллюстрации «Объемный домик с забором» - помочь детям определиться с выбором деталей для постройки (виды деталей и в каком количестве). Групповая работа детей по постройке домика. Обыгрывание постройки.

2.5. Тема. Строим город. Обыгрывание построек.                                     Теоретическая часть: Развитие умения анализировать, выделяя характерные особенности предмета, функциональные части; устанавливать связь между их назначением и строением; продолжать учить правильно и быстро ориентироваться в пространстве. Закрепление умения работать в коллективе.

Постановка перед детьми проблемной ситуации.

Рассматривание иллюстраций с изображение различных видов зданий (Многоэтажный дом, изба, здание театра, магазина, больницы и т. д).

Определиться с постройками (какие здания будем сооружать, какие детали для этого нужны).                                                                                             Практическая часть: Пальчиковая гимнастика  «МОЙ ГОРОД»

Коллективная работа детей (помощь педагога). Обыгрывание постройки.  

2.6. Тема. Моделируем домашних животных по схеме: кошка, собака, лошадь.

 Теоретическая часть: Уточнение и расширение представлений детей о домашних животных, их внешнем виде.

Беседа «Каких домашних животных вы знаете?»

Демонстрация фигурок животных, схем их конструирования, готовые образцы.

Определение деталей, необходимых для их изготовления.                           Практическая часть: Пальчиковая гимнастика «БУРЕНУШКА»

Групповая работа детей по схемам (3 группы по 4 человека) 

Обыгрывание постройки.

2.7. Тема. Постройка загонов для животных. Обыгрывание построек. Выставка работ                                                                                         Теоретическая часть: Продолжать   знакомить детей с конструктором лего. Показать   новые способы соединения деталей. Учить   строить забор.                                Практическая часть: Пальчиковая гимнастика «ДОМ»

Индивидуальная работа детей (помощь педагога)

Использование построек в сюжетно-ролевых играх.

2.8. Тема. Строим зоопарк. Обыгрывание построек.                                       Теоретическая часть: представления о многообразии животного мира. Беседа с рассматриванием иллюстраций   животных разных стран.

Практическая часть: Давайте   поможем, построим для зверей в зоопарке домики и заборчики. На столе лежат игрушечные звери. Разделите   их на хищников и травоядных. Выберите, для каких животных вы будите строить. (Конструирование по замыслу)

Пальчиковая игра «Где обедал воробей?»

Практическая часть

2.9. Тема. «Заюшкина избушка».                                                                     Теоретическая часть: Продолжать учить детей сооружать постройку по условиям. Игра «Изобрази животного по заданным условиям». Постановка перед детьми проблемной ситуации (Строительство избушки по заданным параметрам: два окна, крыльцо, высокая крыша)

Определение вида и количества деталей.

Практическая часть: Пальчиковая гимнастика «Дом»             

Групповая работа детей (по 4 человека)

Мини-выставка

 

2.10. Тема. Конструируем лес.                                                                   Теоретическая часть: Игра «Кто быстрее». Рассматривание картинок деревьев. Чтение стихотворений о деревьях И.Токмаковой. Физкульминутка «Ветер тихо клен качает».                                                                                    Практическая часть: Рассматривание образца. Конструирование дерева по образцу.

2.11. Тема. Конструирование по замыслу.                                                       Теоретическая часть: Закрепление знаний, полученных на предыдущих занятиях в продуктивной деятельности.                                                            Практическая часть: Пальчиковая гимнастика «РЫБКА». Игра «Чудесный мешочек» - повторение названий основных деталей конструктора. Демонстрация моделей с разными видами крепежа. Групповая работа детей (по 3-4 человека) Совместное обыгрывание построек.

2.12. Тема. Конструируем Снегурочку.                                             Теоретическая часть: Загадка про Снегурочку.

 Рассказ воспитателя о Снегурочке.

 Практическая часть:

Практическая часть. Конструирование Снегурочки по схеме.

Практическая помощь (при необходимости).

Пальчиковая игра

По окончании дети рассказывают   о своей работе. 

2.13. Тема. Конструируем Деда Мороза.                                           Теоретическая часть: Загадка про Деда Мороза.

 Рассказ воспитателя о Дедушке Морозе в разных странах мира.

 Практическая часть:

Практическая часть. Конструирование Деда Мороза по схеме.

Практическая помощь (при необходимости).

Пальчиковая игра

По окончании дети рассказывают   о своей работе.

2.14. Тема. Моделируем новогоднюю елочку (по схеме).                          Теоретическая часть: Развитие фантазии и воображения, умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления.

Загадка про елочку.

Рассмотреть различные иллюстрации с изображением елки, выявить основные признаки дерева (зеленое, пирамидальное и т.д).

Внимательно рассмотреть схему моделирования елки, определиться с выбором деталей.                                                                                            Практическая часть: Пальчиковая гимнастика «Новый Год».                                                                                                                                     Индивидуальная работа детей (помощь педагога).                                           Организация мини-выставки.

2.15. Тема. Моделируем новогоднюю игрушку (по образцу на выбор) Выставка работ                                                                                             Теоретическая часть: Развитие фантазии и воображения, умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления.

Беседа «Что такое Новый год»

Демонстрация слайдов с изображением новогодних праздников.

Демонстрация схем моделирования различных новогодних игрушек.

Помощь детям в выборе игрушки для моделирования.

Практическая часть:

Пальчиковая гимнастика «На елке»

Индивидуальная работа детей (помощь педагога по мере необходимости)

Выставка детских работ. 

2.16. Тема. К нам приходит Новый год (конструирование по замыслу).     Теоретическая часть: Рассказ воспитателя о празднике Новый год в разных странах мира.

Просмотр презентации «Новый год».                                                         Практическая часть: Пальчиковая гимнастика «Новый Год».                                                                                                                                     Конструирование по замыслу. Индивидуальная работа детей (помощь педагога). Организация мини-выставки.

 

Раздел III.   Создание постройки по условиям (образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать)

3.1. Тема. Свободная игровая деятельность детей. Учимся конструировать по условиям.                                                                          

Теоретическая часть: Учить детей сооружать постройку по условиям (образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать).

Беседа «Как соорудить модель по условиям»

Игра «Изобрази животного по заданным условиям»

Практическая часть: Изготовление модели автомобиля по условиям (легковой, красный) совместно с показом педагога.

Обыгрывание постройки.

3.2. Тема.  Конструируем фигуру ребёнка. Мальчик. Теоретическая часть: Знакомство с понятием равновесие, симметрия, расширение словарного запаса.

Загадка о человеке.

Рассмотреть иллюстрации с изображением людей, уточнить какие основные части тела есть у человека (голова, туловище, руки, ноги)

Показ педагога по изготовлению фигуры мальчика

Практическая часть:

Пальчиковая гимнастика «Моя семья»

Индивидуальная работа детей (помощь педагога по необходимости). Использование построек в сюжетно-ролевых играх.                                        

3.3. Тема.  Конструируем фигуру ребёнка.  Девочка.                                   Теоретическая часть: Знакомство с понятием равновесие, симметрия, расширение словарного запаса.

 Рассмотреть иллюстрации с изображением людей, уточнить какие основные части тела есть у человека (голова, туловище, руки, ноги)

Показ педагога по изготовлению фигуры девочки.                                             Практическая часть:

Пальчиковая гимнастика «Моя семья»

Индивидуальная работа детей (помощь педагога по необходимости).          Использование построек в сюжетно-ролевых играх.

3.4. Тема. Конструируем персонажей сказки.                                         Теоретическая часть: Доставлять детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности, обучение умению планировать работу на основе анализа особенностей образов сказочных героев; освоение навыков передачи характерных черт героев средствами конструктора.

Загадки о сказочных героях.

Рассматривание иллюстраций с изображением сказочных героев.     Практическая часть:

Пальчиковая гимнастика «Апельсин»

Индивидуальное моделирование сказочных героев (по выбору детей), помощь педагога по необходимости.                                                                              

3.5. Тема.  Конструирование грузового автомобиля. Теоретическая часть: уточнять и расширять представления детей о транспорте.

Загадка о грузовике.

Игра «Мы едем, едем, едем…»

Закрепление названий деталей конструктора, необходимых для постройки автомобиля.

Практическая часть: Пальчиковая гимнастика «Транспорт»

Индивидуальная работа детей параллельно с показом педагога.

Обыгрывание моделей.                                                                                            

3.6. Тема.  Строим гараж для машин. Обыгрывание построек.

Выставка работ                                                                                                 Теоретическая часть: продолжать уточнять и расширять представления детей о транспорте.

Беседа «Где живут машины»

Рассматривание иллюстраций, где изображены стоянки, парковки, гаражи.

Знакомство со схемой постройки, определение с видом и количеством деталей.

Практическая часть: Пальчиковая гимнастика «Транспорт»

Коллективная постройка гаража для машин по образцу.                          Обыгрывание постройки.

3.7. Тема.  Конструирование по замыслу.

Теоретическая часть: Формирование у детей устойчивого интереса к конструктивной деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать.

Игра «Угадай, чего не стало» (используются детские поделки, изготовленные ранее)

Беседа «Что вам нравится конструировать больше всего?» (индивидуальные ответы)

Практическая часть: Познакомить детей с алгоритмом постройки по замыслу (в виде мнемосхемы).                                                                 Индивидуальная работа детей (помощь педагога по необходимости).                                                                                                    

3.8. Тема. Конструирование робота.                                                                           Теоретическая часть: Рассматривание. Проанализировать   строение роботов-игрушек. Перед вами чертежи, изображающие роботов. Сколько   их? Посмотрите, каких роботов мы сможем построить, а каких нет. И   почему? Найдите роботов собранных из   одинакового количества деталей. Найдите 2-х одинаковых роботов.                                                                                                        Практическая часть: Пальчиковая игра

Конструирование роботов. Самостоятельная работа детей по схеме. (Индивидуальная помощь педагога советом)                                                                

3.9. Тема.  Подарок для папы. Конструирование танка.                              Теоретическая часть: Закрепление навыков построения устойчивых и симметричных моделей.

Беседа «23 февраля- Папин праздник»

Загадка про      танк

Рассмотреть схемы и образец модели танка.

Практическая часть: Выбор деталей.

Пальчиковая гимнастика   Индивидуальная работа детей (помощь педагога при необходимости).                                                                                                          

3.10. Тема.  Свободная игровая деятельность детей.   Конструируем по условиям.                                                                                                   Теоретическая часть: учить детей сооружать постройку по условиям (образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать).                                                                                                   Беседа «Как соорудить модель по условиям».                                                                                            Практическая часть: Обдумывание будущей постройки. Конструирование. Рассказ о получившейся постройке.                                                            

 

Раздел IV.  Сооружение постройки по замыслу (ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создает образ будущего сооружения и воплощает его в материале, который имеется в его распоряжении)

4.1. Тема.  Учимся конструировать по замыслу Теоретическая часть: Формирование у детей устойчивого интереса к конструктивной деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать.

Игра «Чудесный мешочек»

Практическая часть: Вспомнить алгоритм постройки по замыслу (в виде мнемосхемы).

Индивидуальная работа детей. Выставка работ

4.2. Тема.  Подарок для мамы: цветок. 

Теоретическая часть: Закрепление навыков построения устойчивых и симметричных моделей.

Беседа «8 Марта- Мамин праздник»

Загадка про цветы

Рассмотреть схемы и образец модели цветка.

Практическая часть: Выбор деталей.

Пальчиковая гимнастика «Цветок». Индивидуальная работа детей (помощь педагога при необходимости)

4.3. Тема.  Моделирование по замыслу. Выставка работ.                           Теоретическая часть: Формирование у детей устойчивого интереса к конструктивной деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать.

Практическая часть: Игра «Чудесный мешочек»

Вспомнить алгоритм постройки по замыслу (в виде мнемосхемы).

Индивидуальная работа детей. Выставка работ                                                      

4.4. Тема. Конструирование кораблика.                                                         Теоретическая часть: Развитие умения конструировать из деталей конструктора различные виды транспорта.

Загадка про кораблик.

Иллюстрации с изображением разных видов кораблей. Определить основные части корабля (корма, палуба, и т.д)

Определиться с выбором деталей для постройки из крупного конструктора.

Практическая часть: Пальчиковая гимнастика «Транспорт»

Коллективная постройка корабля. Сюжетно-ролевая игра «Отправляемся в плавание»

4.5. Тема. Конструирование легкового автомобиля. Выставка работ Теоретическая часть: Развитие умения конструировать из деталей конструктора различные виды транспорта.

Игра на внимание. «Летает, плавает или едет».

Вспомнить алгоритм постройки по замыслу (в виде мнемосхемы).

Практическая часть: Пальчиковая гимнастика «Транспорт»

Индивидуальное моделирование легкового автомобиля по замыслу ребенка. Выставка работ различных видов транспорта.                                                      

 

4.6. Тема.  Конструирование подъёмного крана.                                        Теоретическая часть: Развитие умения конструировать из деталей конструктора различные виды транспорта.

Загадка про подъёмный кран.

Иллюстрации с изображением подъёмного крана. Определить основные части крана.

Определиться с выбором деталей для постройки из конструктора.

Практическая часть: Пальчиковая гимнастика «Транспорт»

Коллективная постройка корабля. Сюжетно-ролевая игра «Стройка»

 

4.7. Тема. Свободная игровая деятельность детей.   Конструируем по условиям.                                                                                                              Теоретическая часть: учить детей сооружать постройку по условиям (образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать). Беседа «Как соорудить модель по условиям».   Практическая часть: Игра «Изобрази животного по заданным условиям». Изготовление модели автомобиля по условиям (легковой, красный) совместно с показом педагога. Обыгрывание постройки.

4.18. Тема. Конструирование ракеты.                                                       Теоретическая часть: Развитие умения конструировать из деталей конструктора различные виды транспорта.

Беседа «12 апреля - День космонавтики»

Просмотр иллюстраций, слайдов на тему космоса.

Рассматривание схемы постройки ракеты, выбор деталей.

 Практическая часть: Пальчиковая гимнастика «Космос»

Групповая работа детей - постройка ракеты по схеме.                             Использование построек в сюжетно-ролевых играх.

4.9. Тема. Конструируем космонавта.                                                                        Теоретическая часть: рассказать о первом космонавте нашей страны. Учить строить космонавта из лего конструктора.                                                                                                  Практическая часть: Работа в парах.                                                                                   Пальчиковая игра.                                                                                                                                                         Сюжетно   ролевая игра «Мы космонавты»

4.10. Тема. Конструирование на свободную тему: «Мой любимый сказочный герой».                                                                                                             Теоретическая часть: Доставлять детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности, обучение умению планировать работу на основе анализа особенностей образов сказочных героев; освоение навыков передачи характерных черт героев средствами конструктора.

Загадки о сказочных героях.

Рассматривание иллюстраций с изображением сказочных героев.     Практическая часть:

Пальчиковая гимнастика «Апельсин»

Индивидуальное моделирование сказочных героев (по выбору детей), помощь педагога по необходимости.                                                                            

  Раздел V.  Итоговые выставки, диагностика, открытые занятия для родителей.                  

5.1. Тема. Свободная игровая деятельность детей. Развивающие игры с использованием конструктора.                                                                   Теоретическая часть: Формирование у детей устойчивого интереса к конструктивной деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать. Игра "Продолжи логический ряд".                                                  Практическая часть: Игра «Чего не стало».                                                                                                   Игра «Найди постройку по условиям».                                                              Свободная игровая деятельность детей.

5.2. Тема. Конструирование «Мой любимый детский сад» (коллективная)

Обыгрывание построек.                                                                           Теоретическая часть: Формирование у детей устойчивого интереса к конструктивной деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать.

Рассмотреть фото детского сада, для определения моделируемых построек.

Выбрать детали для моделирования.

Практическая часть: Пальчиковая гимнастика «Моя группа»

Коллективное конструирование.

Обыгрывание построек.                                                                                                

5.3. Тема. Открытое занятие для родителей «Путешествие в страну Лего». Теоретическая часть: закреплять умения детей строить по образцу. Развивать наглядно-действенное мышление. Воспитывать детей работать в коллективе сверстников, помогая, друг другу при совместной постройке. Практическая часть: Конструирование. Индивидуальная работа детей (помощь педагога). Организация мини-выставки.                                                            

5.4. Тема.  Конструирование «От замысла – к воплощению» (диагностика). Итоговая выставка работ.                                                                            Теоретическая часть: Мониторинг освоения конструктивно-модельной деятельности.                                                                                                                                          Практическая часть: Конструирование по замыслу. Индивидуальная работа детей (помощь педагога). Организация мини-выставки. 

Методическое обеспечение

  В процессе реализации программы, воспитательно – образовательной работы с детьми планируется использование педагогических технологий: личностно – ориентированной, здоровьесберегающей, проектной, технологии коллективного творчества и других, которые будут способствовать лучшему освоению материала программы.  Реализация технологии личностно-ориентированного и развивающего обучения, планируется через участие в выставках, конкурсах, культурно – массовых мероприятиях, занятиях, развитие фантазии, воображения. Обучающиеся научатся выражать свои мысли и идеи в изготовлении изделий, доводить начатое дело до конца, реализовывать себя в творчестве, смогут воплотить свои фантазии и идеи в созданной модели.  Реализация технологии коллективного творчества, планируется через обучение и общение в группах, обучающиеся научатся работать в группе, будут видеть, и уважать свой труд и труд своих сверстников, научатся давать адекватную оценку и самооценку своей деятельности и деятельности других детей. Здоровьесберегающие технологии реализуются через проведение физкультминуток и релаксирующих пауз, обучающиеся научатся управлять своим самочувствием и заботиться о своем здоровье. Использование технологии проектной деятельности пройдет через планирование и организацию изготовления модели, контроля трудовой деятельности, поиска путей решения поставленной задачи, работу с технологическими картами, схемами, анализа задания.

 Для обучения детей LEGO-конструированию используются разнообразные методы и приемы:

Наглядный.        Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.

Информационно-рецептивный.          Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа. Совместная деятельность педагога и ребёнка.

Репродуктивный.        Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу)

Практический.        Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.

Словесный.        Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.

Проблемный.        Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.

Игровой.        Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.

Частично-поисковый.        Решение проблемных задач с помощью педагога.

 Основные методы работы:

-словесные (рассказ, беседа, инструктаж),

-наглядные (демонстрация),

-репродуктивные (применение полученных знаний на практике),

-практические (конструирование),

-поисковые (поиск разных решений поставленных задач).

Основные приёмы работы:

-беседа,

-ролевая игра,

-познавательная игра,

-задание по образцу (с использованием инструкции),

-творческое задание,

- работа со схемами,

- проект.

Техническое оснащение занятий

 

Для проведения занятий по программе «ЛЕГО – конструирование» необходимо:

Кабинет, учебные парты и стулья.

Конструкторы LEGO.                                                               Мультимедийное оборудование

Интерактивная доска

Инструкции, схемы для моделирования.

Методическая литература, видеоматериалы.

Информационное обеспечение: использование собственного презентативного материала, видеоролики.

Учебно-методический комплекс:

тематические подборки наглядных материалов (игрушки, модели, иллюстрации техники, приспособлений, инструментов, схемы, шаблоны, развертки и др.);

подборка литературно - художественного материала (загадки, рассказы); занимательный материал (викторины, ребусы);

подборка заданий развивающего и творческого характера по темам; разработки теоретических и практических занятий, инструкции (чертежи) для конструирования.

Беседы: «История появления Лего», «Техника в жизни человека», «Профессии человек-техника», «Едем, плаваем, летаем», и др. Презентации по темам: «Виды соединения деталей».

Для реализации задач здоровьесбережения имеется подборка профилактических, развивающих упражнений (для глаз, для рук, для снятия напряжения и профилактики утомления и т.п.)

                                                 Список литературы

  1. Бедфорд А.  «Большая книга LEGO» - Манн, Иванов и Фербер, 2014 г.
  2. Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем / О. В. Дыбина. – М.: Творческий центр «Сфера», 2002 г.
  3. Ишмакова М.С.  «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС» - ИПЦ Маска, 2013 г.
  4. Комарова Л.Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001.
  5. Комарова Л.Г. Строим из LEGO / Л. Г. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006 г.
  6. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
  7. Фешина Е.В. «Лего - конструирование в детском саду» - М.: Творческий центр «Сфера», 2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по коммуникации и продуктивной деятельности «Ателье» (15 минут). Самостоятельная деятельность детей (10 минут). Непосредственно образовательная деятельность в средней группе по художественному творчеству «Вос

Позанкомятся с профессиями работников ателье по пошиву одежды. Поупражняются в дифференциации одежды по сезону (летняя, осенняя, зимняя, весеннняяя). Совместно выполнят поделку из разых видов ткани....

Конспект интегрированной деятельности образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по познавательному развитию и изобразительной деятельности "Россия - хозяйка Зимней Олимпиады в Сочи".

Итоговое мероприятие с детьми по закреплению знаний о зимней Олимпиаде в Сочи; воспитанию здорового образа жизни посредством полученных знаний на предварительных занятиях. Отображение в детских творче...

Организация совместной и самостоятельной деятельности по конструированию из природного материала: планирование совместной деятельности с детьми 3 – 7 лет, алгоритмы самостоятельной деятельности для детей 5 – 7 лет

В педагогическом опыте представлен перспективно-тематический план совместной деятельности по конструированию из природного материала по всем возрастным группам. Для самостоятельной деятельности -...

«Предметная деятельность: сущность, значение для разностороннего развития ребенка .Особенности развития предметной деятельности в младенческом и раннем возрасте. Методика формирования предметной деятельности»

1.Предметная деятельность: сущность, значение для разностороннего развития ребенка. Особенности развития предметной деятельности в младенческом и раннем возрасте. Методика формирования предметной деят...

Непосредственно образовательная деятельность по внеобразовательной программе: "Путешествие по родном краю" в старшей группе, по теме: «История и достопримечательности города Инза».

Добрый день уважаемые коллеги! Совсем недавно устроилась работать в детский сад, по образованию я учитель географии. Вот решила рискнуть и предложить вашему вниманию мою разработку по внеобразовательн...

Внеобразовательная деятельность: педагогический проект гражданско-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста «Кадет- звучит гордо!»

Цель и задачи проектаЦель :формирование личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.Задачи проекта:...

Внеобразовательная деятельность

Кружок "Волшебные пальчики", мероприятия...